Психотехники для вожатых

Игры для релаксации

Выгорают лучшие. Педагоги-идеалисты, беззаветно преданные своему делу, эмоционально вовлечённые в работу. Выгорание – это комплекс трёх симптомов: эмоциональное истощение, обесценивание своих достижений в работе и цинизм по отношению к ребятам. Оценить выраженность каждого симптома на глазок сложно. Важно равномерно распределять свои силы перед и в течение лагерной смены, чтобы не перегореть, не сдуться сразу после оргпериода. Хорошо помогает установка – делай достаточно хорошо, но не идеально. Что ещё важно помнить. Не стоит чужую боль проживать как свою. Научитесь уважать не только чужие страдания, но и собственное бессилие. Вы не можете сделать все. Как только вожатый полностью сосредотачивается на профессии, другие сферы твоей жизни автоматически проседают. Он становится скучным для своих ребят


Упражнение 1. «Внутренний луч»

Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности.

Для выполнения упражнения необходимо занять удобную позу — сидя или стоя, в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться.

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и детьми.

Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: "Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать емя хорошо!»


Упражнение 2. «Пресс»

Выполняется индивидуально и способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Данное упражнение рекомендуется практиковать перед работой в «трудном» отряде, разговором с «трудным» ребенком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.

К выполнению упражнения необходимо прибегать в начале возникновения эмоционального состояния, мешающего успешной работе, поскольку психотерапевтический результат достигается только в том случае, если вожатый умеет вовремя заметить в самом себе нарастание психической напряженности. Если же по тем или иным причинам данный момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная «стихия» сметет все на своем пути и не даст возможности для выстраивания эффективного самоконтроля. Как следствие того, что педагог попал под зависимость от своих собственных эмоциональных состояний, он может прибегнуть к нежелательным, но широко распространенным в практике межличностных взаимодействий и педагогической деятельности способам «сбрасывания» отрицательно заряженной энергии на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто «заземление» отрицательной энергии, к сожалению, происходит после рабочего дня, где он ослабляет внутренний самоконтроль после работы (проявление раздражения, высказывание упреков, недовольства и проч.).

Суть упражнения состоит в следующем: вожатый представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет. Но оно не рекомендуется людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями.


Упражнение 3. «Дерево»

Любое напряженное психическое состояние характеризуется суженностыо сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентризации, т. е. снятие центра ситуации с себя и перенос его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. По сути дела, при помощи децентризации осуществляется объективация эмоционального отрицательного состояния, выбрасывание его вовне, во внешнюю среду, и тем самым избавление от него.

Существует несколько форм децентризации. Ролевая децентризация связана с перевоплощением человека в другой предмет, мысленным включением в другую ситуацию. Интеллектуальная децентризация производится за счет активизации педагогической рефлексии, когда вожатый старается посмотреть на себя «со стороны», произвести анализ ситуации глазами внешнего наблюдателя, реализовать «психическое зеркало». Коммуникативная децентрация реализуется входе диалога с переменой комммуникативных позиций. Для начала мы предлагаем игротехническое упражнение «Дерево», способствующее развитию внутренних средств ролевой децентраций.

Упражнение выполняется индивидуально и направлено на формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождению от травмирующей ситуации.

Вожатый стоит и представляет себя деревом, с каким он может себя наиболее легко отождествить. Необходимо детально проиграть в сознании образ этого дерева: его мощный или гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Необходимо почувствовать как можно более реально питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля — это символ жизни, корни — это символ стабильности, связи человека с реальностью. Представление утомленным вожатым вросших в землю корней его дерева актуализирует внутренние взаимосвязи с реальностью, укрепляет уверенность в себе.


Упражнение 4. «Книга»

Упражнение также направлено на формирование внутренних средств ролевой децентраций и выполняется индивидуально.

Необходимо представить себя книгой, лежащей на столе (либо любым другим предметом, находящимся в данный момент в поле зрения). Следует сконструировать в сознания внутреннее «самочувствие» книги --ее покой, положение на столе, защищающую от внешних воздействий обложку, сложенные страницы. Кроме этого, важно увидеть «глазами книги» окружающую комнату и внешне расположенные предметы: карандаши, ручки, бумагу, тетради, стул, книжный шкаф, стены, окно потолок и т. п.

Упражнение проводится в течение 3—4 мину и снимает внутреннее напряжение педагога, переводя его в «мир иных измерений», можно сказать, в видимый «параллельный мир» с реальным существованием предметов по своим собственным законам, отличным от законов человеческой жизни. Восприятие «иных миров» и внутреннее включение в один из них дает вожатому возможность понимания множественности, многогранности любой жизненной и профессиональной ситуации, временному «выключению» из собственных травмирующих обстоятельств и отношения к ним как к относительно реальным, одним из многих разных форм жизни.

Таким же образом можно организовать психологическое «путешествие" вовнутрь висящей на стене картины или фотографии, проиграть вымышленный сюжет.


Упражнение 5. «Мария Ивановна»

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации. Выполняется индивидуально в течение 10—15 минут.

Представьте себе ситуацию неприятного разговора, например, со старшим вожатым, условно названным Марией Ивановной. Последняя позволила себе довольно неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день, по дороге домой вы ещё раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлёстывает вас. Это вредно: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обидчицу, но не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркивать Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте её походке, манере себя вести, проиграйте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы сможете почувствовать облегчение внутреннего напряжения и изменение своего отношения к конфликту, к Марии Ивановне, увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя уже на другой день. Мария Ивановна с удивлением почувствует, то вы не несете в себе внутреннего негативного состояния, доброжелательны и спокойны, и сама, в свою очередь, станет стремиться к улаживанию конфликта.


Упражнение 6. «Голова»

Профессия педагога относится не только к разряду стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Вожатый вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на детей: в чем-то их сдерживать, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление ситуацией вызывает у вожатого «стресс руководства» и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых в среде вожатых является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.

Предлагаем вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.


Упражнение 7. «Руки»

У вас идет конец дня. В комнате тишина, и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5—2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по комнате. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.

Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического равновесия.


Упражнение 8. «Настроение»

Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ребенка, постоянно нарушающего дисциплину, нагрубившего вам. В беседе с ней вы говорили о •воспитании подростка, подчеркивали неправомерность той вседозволенности, которая культивируется, на ваш взгляд, в семье ребенка. Неожиданно для вас родительница показала полное неприятие ваших педагогических рекомендаций. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.

Как снять неприятный осадок после такого разговора?

Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5—7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно решло в рисунок и было уничтожено вами. А теперь идите в отряд! Вы хорошо отдохнули!


Упражнение 9. «Пословицы»

Предлагаем упражнение, хорошо «снимающее внутреннюю депрессию и плохое настроение, а так( же помогающие решению сложной проблемы, ко торая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, личной жизнью, вз имоотношениями с друзьями. Возьмите любую из книг: «Русские.пословицы» «Мысли великих людей» или «Афоризмы». Полистайте книгу, читайте фразы посла виц или афоризмов в течение 25—30 минут, по не почувствуете внутреннего облегчения. Возможно, кроме психической релаксации, т или иная пословица натолкнет вас на правильно решение. Возможно также, успокоит тот факт, чт не только у вас возникла проблема, над способам! ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.


Упражнение 10. «Воспоминания»

Одним из широко распространенных профессиовальных недостатков педагога является его взрослость. Парадоксально, но это так. Вожатый подходит к ребенку из непонятного и в чем-то чуждого «мира взрослых», в котором на каждом шагу — ограничения, правила, нормы. Он как бы «отодвинут» от ребенка, непонятен и вызывает в нем либо подавленность, либо агрессию, бунт, желание нарушить дисциплину. Разумеется, ведущая роль вожатого в воспитательном процессе необходима, однако отчуждение и противостояние, которые она вызывает у юбенка, могут быть существенно смягчены. Этого сложно достигнуть, если вожатый поработает над собой с целью «оживления» и обновления своих воспоминаний о том, каким он был в детстве и какие впечатления переживал. Регулярно актуализируя воспоминания о своем детстве, вожатый психологически сможет приблизиться к своему ребенку, начнет лучше его понимать, при этом сохраняя и даже упрочивая свою роль ведущего.

Предлагаем вам несколько упражнений для актуализации «комплекса детскости».

Во время посещения своих родителей расспросите их о том, каким вы были в детстве, какие шалости и проделки совершали. Попросите их также рассказать, как они посещали школу по вызову учителя, когда вы, будучи школьником, нарушали дисциплину. В ходе рассказа попробуйте живо представить себя ребенком и как бы заново пережить свои детские впечатления. Главное, вспомните, какие внутренние мотивы заставили вас тогда совершить тот или иной поступок.

Организуйте для себя регулярные занятия, посвященные воспоминаниям о вашем детстве. Постарайтесь почувствовать детей, опираясь на свой детский опыт, попробуйте понять мотивы их поступков, посочувствовать им, проявите к ним доверие.

Через некоторое время вы заметите, что нарушения дисциплины в вашем отряде становятся все реже и реже. В чем причина? Дело в том, что дети откликнулись на ваше предложение к взаимодействию: ваше желание понять и почувствовать их состояния вызывдет с их стороны такие же чувства. У них пропадают стремления к бунту, противостоянию, демонстрации «во что бы то ни стало» своей независимости.


Упражнение 11. «Я — ребенок»

Многие опытные педагоги играют в игру «Я — ребенок». Вот, например, как описывает свое состояние Ю. П. Азаров: «Мой метод: я вызываю в себе состояние детства, т. е. вызываю в себе то ощущение детской легкости, которое свойственно ребенку: сбрасываю с себя «все взрослое», а главным образом, то внешнее взрослое, что присуще моей административной роли. Далее идет подбор форм обращения к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться, а главное — продумывание первых слов, так сказать, формулы обращения».

Вспомните, какую игру в детстве вы больше всего любили. Вспомнили? Теперь пойдите к детям и предложите ему поиграть в эту игру. В процессе игры вы должны выполнять роль ребенка, держаться «на равных» с вашим партнером. Осуществление равноправной позиции с ребенком связано с реализацией его справедливых требований, признанием его лидерства, вступлением в уважительный диалог по поводу вводимых в игру правил, стремлением пользоваться детским языком в процессе коммуникации.

Кроме актуализации «комплекса детства» вы почувствуете терапевтическое влияние игры, свежесть, нестандартность детского мышления. Попробуйте испытать восхищение богатством и оригинальностью внутреннего мира ребенка и попытаться стать хотя бы немного ему ближе, понять и почувствовать его.


Упражнение 12. «Открытость»

Одним из условий успеха в педагогической деятельности выступает умение вожатого правильно общаться, взаимодействовать в ходе диалога или полилога. Часто удачно осуществляя вербальное поведение при формулировании вопросов и ответов, вожатый все же мало следит за своим внутренним состоянием, особенно в тех случаях, когда он общается с детьми. Тем не менее, известен факт: можно сформулировать правильные и не вызывающие возражений положения, но через свое состояние транслировать отрицательные эмоции, полностью блокирующие процесс взаимодействия, такие, например, как высокомерие, холодность, пренебрежение, отчуждение. В результате дети не воспримут ваших воспитательных воздействий, начнут протестовать против ваших требований, демонстративно пренебрегать ими.

Для того чтобы исключить в себе эмоции блокирования диалога и активизировать внутреннее состояние открытости к взаимодействию, предлагаем несколько простых упражнений.

Перед вами - собеседник. Постарайтесь придать своему лицу доброжелательность, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете и понимаете. «Распахните» свою душу перед человеком, с которым вы взаимодействуете, старайтесь психологически близко подойти к нему.

Получилось? Ну, а теперь вступайте в диалог!


Упражнение 13. «Ритм»

Это упражнение поможет вам сформировать открытость к собеседнику. Выполнять его необходимо в паре с другим вожатым или с одним из близких вам людей.

Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один — ведущий, второй — «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает осуществлять произвольные движения руками, а играющий роль «зеркала» пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний «ритм» другого человека и как можно полнее отразить его. При этом полезно подумать, что каждый человек (ваш подопечный, коллега по работе, член вашей семьи) — индивидуальность, обладающая уникальным психологическим «ритмом», и, чтобы правильно понять человека, необходимо прежде всего почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.


Упражнение 14. «Резервуар»

В беседе с ребенком, другим вожатым, родителем трудного ребенка сыграйте роль «пустой формы», резервуара, в которые ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния «резервуара»: вы — форма, вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!

Трудно? Потренируйтесь перед началом беседы 2—3 раза, и все будет легко получаться. Затем, когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог и постарайтесь беспристрастно отнестись к своему собеседнику. Это поможет вам лучше понять его.


Адаптационные игры

Каждый вожатый может вспомнить сложный период в своей работе, связанный с профессиональной адаптацией в лагере.

Нам приходилось наблюдать различные ситуации, в которые попадают начинающие вожатые. Так, например, в одном случае вожатая была вынуждена метаться по отряду. Там, где она стояла, дети затихали, но в противоположном конце отряда начинали громко разговаривать. Она перебегала туда, где велись разговоры, и там мгновенно все стихало, но в том месте, в котором вожатая только что стояла, сразу же разгоралась громкая беседа. Не нужно долго описывать, какую изматывающую усталость вожатая испытывала к концу дня.

Как облегчить и в то же время активизировать процесс профессиональной адаптации начинающего вожатого в лагере? Прежде всего, следует помнить, что хорошим руководителем становится только тот, кто умеет хорошо управлять самим собой, т. е. у кого хорошо развиты воля и самоконтроль. Развивая эти качества, начинающий вожатый сможет быстрее и эффективнее пройти адаптационный период. Предлагаем несколько упражнений для развития внутренних средств саморегуляции.


«Фокусировка»

Упражнение выполняется за 10—15 минут до начала урока.


Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде «Тело!» сосредоточьтесь на своем теле, по команде «Рука!» — на правой руке, «Кисть!» - - на кисти правой руки, «Палец!» - - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «Кончик пальца!* — на кончике указательного пальца правой руки. Команды следует подавать самому себе с интервалами 10—12 секунд (найдите при этом благоприятный для вас ритм).


«Дыхание»

Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По собственной команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на дыхании. При этом не следует специально управлять своим дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5—10 минут.


«Психоэнергетический зонтик»

Упражнение проводится в начале дня, а также при необходимости периодически в течение всего дня.

Вожатый встает перед отрядом, желательно в центре комнаты, и в процессе объяснения старается представить, что за счет его воли и сознания над классом образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех детей. Цель самого вожатого: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего дня. Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в отряде.

«Распределение внимания»

Важно научиться эффективно распределять свое внимание в ситуации в отряде. Основными ее элементами выступают: дети (каждый ребенок со своим характером и уровнем поведения), подача и регулирование вожатым своих собственных состояний. Предлагаем вам эффективное упражнение, развивающее способность к распределению внимания.

Упражнение выполняется в течение 15—20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и «краем глаза» смотреть и слушать телевизор.

Последите за собой: через сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4—5 минут, значит ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали, и восстановить виденное на телеэкране. По мере того как часто практикуется упражнение, с каждым разом вы будете эффективнее распределять свое внимание.


«Переключение внимания»

Вожатому важно уметь легко и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Наиболее действенными способами тренировки, развития способности к внутренней подвижности и быстрому переключению внимания являются спортивные игры с мячом (теннис, волейбол, баскетбол). Поэтому всегда, когда появляется возможность поиграть на спортивной площадке, обязательно ею воспользуйтесь.

Кроме того, можно рекомендовать специальное упражнение, возможно, доставляющее меньше удовольствия, чем спортивные игры, но не уступающее им по эффективности. Упражнение желательно проводить дома или в перерывах между мероприятиями в течение 15—20 минут. Займитесь счетом (арифметическими действиями с цифрами), затем, после 3—4 минут после начала счета, без перехода, сразу же, начните читать сложный газетный текст в течение 5—7 минут. Остановитесь. Посмотрите, сколько ошибок вы сделали при подсчетах, а также попробуйте как можно полнее и детальнее воспроизвести прочитанный текст.


«Животное»

Наличие сложного адаптационного периода характерно не только для начинающих вожатых. Кратковременную, но довольно болезненную профессиональную адаптацию испытывают и опытные вожатые после длительного перерыва в работе, например, после межсезонья. Они отмечают некоторую внутреннюю инертность, разбалансированность, повышенную утомляемость, нежелание заставлять себя проявлять волевые усилия. Как «разогреть» собственную психику? Как настроить такую сложнейшую психофизиологическую систему, каким является организм человека, на успешное выполнение профессионального труда?

Мы предлагаем два эффективных упражнения, направленных на активизацию внутренней раскованности и свободы, а также стимулирование комплекса актерских способностей, или способностей к публичным выступлениям, необходимых для вожатого.

Упражнение «Животное» выполняется либо дома, либо в отдельной комнате перед мероприятием. Заготовьте для себя набор карточек, на которых напишите названия животных, характерных в плане внешности и знакомых вам (например, волка, зайца, льва, лисицы, бегемота, змеи). Наугад выньте одну из карточек и проиграйте в позах и движениях роль животного, отмеченного на ней. Затем возьмите другую карточку. Хорошо, если вы осуществите упражнение перед зеркалом. Позвольте себе быть совершенно свободным в мимике и пантомиме, возможно, даже немного смешным.


«Эмоция»

Упражнение выполняется за 10—15 минут до начала мероприятия в вожатской комнате, отряде. Заранее заготовьте набор карточек, на них отметьте эмоции и части тела человека, при помощи которых следует их выразить. Например, карточка «Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук.

На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: «Горе. Лицо», «Радость. Губы», «Чванство. Правая рука», «Гордость. Спина», «Страх. Ноги» и др.

Как и предыдущее, упражнение «Эмоция» направлено на активизацию комплекса актерских способностей и достижение состояния раскованности и свободы.

Процедура выполнения упражнения такая же, как и в упражнении "Животное".


Игры - освобождение

По сути дела, игры-освобождение — это методическое выражение идеи децентрацни, описанной в упражнении «Дерево». Но если в подглавке ранее приведены упражнения, направленные на активизацию внутренних сил ролевой децентрации, здесь основное внимание уделено действиям коммуникативной и интеллектуальной децентрации.

Однако от кого необходимо освободиться вожатому, занимающемуся психологическими упражнениям? Парадоксально, но в этом случае вожатый ставит перед собой цель освобождения от самого себя, своих напряженных состояний и отрицательных эмоций, пытается стать в позицию внешнего и относительно независимого наблюдателя по отношению к самому себе и своей ситуации.


«Диалог»

Упражнение взято из шведской системы психодрамы, разработанной X. Хогбергом, и модифицировано нами.

Данное упражнение обладает сильным психотерапевтическим эффектом и может быть рекомендовано в тех случаях, когда человек переживает длительный и мучительный конфликт во взаимодействии с другим человеком. Например, начинающая вожатая прикладывает все свои силы к организации контакта с трудным подростком, а тот грубит ей, нарушает дисциплину. В конфликтную ситуацию может попасть и опытный вожатый.

Активизация внутренних средств коммуникативной децентрации, на формирование которых направлено предлагаемое упражнение, дает человеку возможность «выключиться» из острой конфликтной ситуации, посмотреть на свое участие в ней и поведение партнера по конфликту со стороны, выявить новые, ранее не замечаемые оттенки конфликтного взаимодействия и, в результате, изменить к нему свое отношение.

Упражнение выполняется при активном участии другого человека, желательно школьного психолога. Если последнего в школе нет, в психотерапевтический диалог может вступить другой вожатый, близкий друг.

Два участника садятся на стулья напротив друг друга. Вожатый, предлагающий для разбора конфликтную ситуацию, является ведомым, а его партнер по диалогу — ведущим.

Суть первой фазы упражнения состоит в том, что ведомый играет роль человека, с которым он находится в конфликте, а ведущий — роль, какую наш ведомый являет в реальности. Таким образом, организуется ситуация диалога вожатого как бы с самим собой от имени того, с кем он конфликтует. В начале беседы ему предлагается подумать о своем партнере по конфликту, описать его внешность, манеру поведения, ситуации, словом, «вжиться» в роль. Затем начинается собственно диалог, в котором ведомый описывает конфликтную ситуацию от лица человека, с которым он конфликтует, высказывает его мнение, оценку. Ведущий вступает в диалог от лица своего собеседника. После 20—25 минут диалога предлагается его завершить и на второй фазе упражнения разобрать новое содержание, которое появилось в процессе коммуникации: новые обстоятельства, новый взгляд на ситуацию, иные оценки, квалификации. Безусловно важной при этом является позитивная направленность ведущего, его желание найти конструктивные средства для улаживания конфликтной ситуации. Упражнение можно усложнить введением третьей и четвертой фаз. На третьей фазе участникам предлагается поменяться стульями и осуществить диалог, в котором ведомый играет роль самого себя, а ведущий — того человека, с которым он конфликтует, т. е. производится смена стульев и ролей.

На четвертой фазе упражнения производится анализ нового, что открылось в беседе: позиций двух конфликтующих людей, их состояний, желаний, стремлений и установок. Так же, как и на второй фазе, основной акцент должен быть сделан на выявлении условий для конструктивного разрешения конфликта.


«Видеокамера»

Если вы по тем или иным причинам не можете доверить улаживание своего конфликта другому человеку, то мы можем предложить упражнение, способствующее актуализации вашей внешней позиции относительно конфликтной ситуации за счет ваших собственных внутренних средств интеллектуальной децентрации. Упражнение выполняйте индивидуально — дома, на перемене, по дороге на работу. Цель его состоит в формировании умения самостоятельно осмыслять конфликтную ситуацию как бы извне, со стороны.

Для снятия остро-эмоционального напряжения, если оно имеется, перед выполнением упражнения «Видеокамера» проведите кратковременное занятие на релаксацию (упражнение «Пресс», «Настроение»). Когда вы почувствуете некоторое успокоение, попробуйте представить историю развития ваших конфликтных взаимоотношений в виде своеобразного киносценария: когда вы впервые увидели человека, с которым впоследствии возникли осложнения в отношениях, каково было ваше первое впечатление, какие общие дела и занятия вас с ним объединяли, с какого момента отношения стали портиться, что делали и говорили вы, что делал и говорил он и т. п. Представьте все эти ситуации в их реальной последовательности, как будто вы снимаете на видеокамеру. При этом, следовательно, вы детально воспроизводите обстановку и условия каждой из этих ситуаций, других ее участников, динамику развития конфликта и его апогей.

Время проведения данного упражнения не ограничено. Вы почувствуете сами, когда начнете «отходить» от конфликта, относиться к нему более спокойно, трезво и объективно. Но в любом случае более 40—45 минут заниматься таким самоанализом не следует, чтобы не «увязнуть» в сфере своего сознания и не потерять живые связи с реальностью.


«Плохой — хороший»

Часто внутреннее напряжение человека связано не с каким-либо фактором его реальной жизни, а с тем, что он сам придумал о себе, о своем существовании. Иногда наши собственные мыслительные схемы заслоняют от нас реальность и искажают ее. Не чувствуя этого, мы принимаем собственные домыслы за реальную ситуацию и в соответствии со своими установками начинаем действовать, попадая в разлад с жизнью и получая довольно болезненный опыт.

В текстах английского психолога Э. Берна описан яркий случай такого несоответствия придуманной схемы и реальной ситуации, взятый из семейной жизни.

Жена жаловалась на деспотизм мужа, который не разрешал ей ходить на танцы. Она упрекала мужа, и он, чувствуя свою вину перед ней, постоянно дарил ей подарки. Желая разрешить мучительный конфликт, жена прошла курс психотерапии, что повлияло на ее установки и умение правильно общаться с мужем. В результате он стал разрешать ей ходить на танцы. Жена записалась на уроки танцев. И далее Э. Берн пишет: «И вдруг она обнаружила, к своему ужасу, что смертельно боится танцевать на глазах у людей, и ей пришлось отказаться от своей затеи». Предоставляя возможность вам самим раскрыть упомянутую книгу и ознакомиться с интерпретацией данного примера Э. Берном, предложим наше объяснение описанного факта. По-видимому, вызывание женой у мужа чувства вины по поводу того, что он не пускал ее на танцы, связано с некоторыми неполадками в их взаимоотношениях. Можно предположить, что муж был невнимательным к жене. Чтобы каким-то образом вызвать его активный интерес к себе, жена была вынуждена прибегать к такому неудачному способу. Она сформировала в своих представлениях желание, которого в реальности у нее не было, но на которое реагировал муж. Следовательно, «включение» мужа во взаимодействие проводилось по механизму бессознательного замещения сферы реальности сферой представлений.

Мы довольно подробно описали данную ситуацию только потому, что психологический механизм замещения реальности собственными мыслительными схемами, а затем отношения к ней с позиций своих представлений без разграничения «реальность - мои домыслы» является широко распространенным. Например, девочка-подросток мучительно переживает, что у нее крупный и некрасивый нос. Ей кажется, что если бы нос был меньше и изящнее, то вся ее жизнь сложилась бы иначе, более удачно. Предложите девочке описать, как бы она жила, если бы данного физического недостатка у нее не было. Девочка, наверняка, затруднится ответить на этот вопрос.

Другой пример. Вожатая уверена, что мальчик специально, «чтобы вывести ее из себя», не слушает на мероприятии, отвлекается, плохо себя ведет. В своих размышлениях .она часто задает себе один и тот же вопрос: «За что он меня так не уважает?!" При выяснении данной ситуации психологом оказалось, что причина не в желании ребенка специально и целенаправленно досадить вожатой, а в том, что молодой человек впервые в своей жизни влюбился и был полностью поглощен своими переживаниями.

Предлагаемое вам упражнение «Плохой—хороший» заключается в том, чтобы при помощи собственных внутренних размышлений попытаться выстроить ситуацию, поменяв в ней только одно условие: то, что вам кажется очень плохим, представить хорошим и посмотреть, как может измениться ситуация, если в реальности произойдет такое замещение.

В описанных нами трех примерах данное упражнение могло бы выполняться следующим образом. Жена занимается анализом ситуации своей семейной жизни и представляет себе (можно попробовать практически выполнить свое представление, как это было в описанном Э. Берном случае), что произошло бы, если бы муж разрешил ей посещать танцевальные занятия.

Во втором случае девочка представляет свою жизнь («А если бы нос был красивым?») и убеждается в том, что ничего особенного при этом не произошло бы.

И, наконец, вожатая внутренне, в мыслительном плане, «проигрывает» ситуацию «А если бы он относился ко мне хорошо». Такие размышления помогли бы ей увидеть самого подростка, его интересы, желания, что способствовало бы изменению ее отношения к конфликту и, в итоге, улаживанию его.


«Мой враг — мой друг»

Предлагаемое упражнение является, по существу, психотерапевтической формой реализации заповеди: «Полюби врага своего». Оно направлено на принципиальное изменение отношения человека, включенного в остронапряженное взаимоотношение с другим человеком (подопечным, коллегой, директором лагеря).

Это изменение отношения производится в направлении от отрицательного к положительному.

Итак, представьте своего обидчика. Возьмите лист бумаги и постарайтесь описать его внешний вид, т. е. составить словесный портрет. Старайтесь фиксировать прежде всего симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если вы соскользнули на описание отрицательных внешних данных, вычеркните их. Затем на втором листе опишите качества характера своего партнера по конфликту. Опирайтесь на то, что в нем есть хорошего, не разрешайте себе описывать отрицательные свойства его личности. Если все же это произошло, тоже вычеркните их.

На третьем листке опишите ситуацию вашего взаимодействия с этим человеком, опять же опираясь на позитивные моменты в его поведении. В связи с этим попробуйте проанализировать свое собственное поведение. С удивлением вы почувствуете, как что-то изменилось к лучшему в вашем отношении к этому человеку, а теперь, на основе вашего измененного отношения, займитесь выстраиванием другой линии вашего поведения: «Мне надо сделать все по-другому...» Упражнение заканчивается при завершении моделирования стратегии и тактики вашего позитивного поведения.