Психология сплоченности
Психология сплоченности. Что? Зачем? А главное, как?
Темой сегодняшней статьи будет более узкая психологическая составляющая детского коллектива, называемая сплоченностью.
Это слово у всех вожатых и детей (и не только) постоянно на слуху, многие стремятся «сплочать» свои отряды, чуть ли не делая это главной целью.
Эта тема навевает воспоминания о своих детских лагерных днях. Когда к середине смены это слово становилось чуть ли не табуированным на произношение, «которое нельзя называть», потому что все постоянно только о нем и говорят: «наша задача сплотиться!», «о да, сегодня на верёвочном курсе мы хорошенько сплотились и стали ближе!».
Но соль вся в том, что, например, за восьмилетнюю практику лагерных смен, повезло мне попасть в реально единый сплоченный коллектив, дай Бог, два, а то и не больше одного раза. И то, что мы говорили об этом явлении с вожатыми на обсуждении и занимались различной общей деятельностью, особо не способствовало как таковому сближению и объединению группы так, как это в идеале описано во всех лекциях ШВ.
Так что же это за фрукт — сплоченность? С чем его едят? И почему те инструменты и способы достижения эффекта, которым активно учат всех вожатых в их школах, срабатывают редко? Признайтесь, вы же ни раз встречались с ситуацией, когда вы ну все сделали: и в игры на знакомство поиграли, и веревочный курс прошли, и на свечках (огоньках, если вам угодно) все свои души по раскрывали, а все равно весь отряд естественным образом остаётся разделённым на подгруппы, и даже намёка нет на целый и единый организм, называемый сплоченным коллективом.
Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю для начала понять, зачем нужна сплочённость и как и по каким признакам определить, коллектив сплочен или нет.
Но зачем же вообще нужна сплочённость? Ведь непросто так эта тем является ведущей в лагерной жизни. Групповая сплоченность способствует удовлетворению человека от пребывания в группе и упрощает управление и работу с отрядом. Когда дети действуют как единое целое, у них развит автономный контроль. Они сами друг друга стимулируют к действию, у всех достаточно мотивации, и вам не надо пинать детей идти делать очередную сценку на вечёрку, потому что так сказали «сверху». Они сами идут и делают.
Ни об этом ли мечтает каждый вожатый?
Но что же лежит в основе сплочённости, и из чего она формируется? Давайте разбираться дальше. Сплочённость — это эмоциональное явление. И чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем привлекательнее группа в целом, а следовательно выше индекс групповой сплоченности.
Исследователи рассматривают сплоченность как результат взаимопонимания, сходства интересов и взглядов. Важно именно наличие у детей стремления к людям и группе, с установками и позициями которых они солидарны. Но о каких общих установках может идти речь, если отряды у нас обычно — это сборная солянка из разносторонних личностей, с разными интересами и ценностями? Здесь нам в помощь вступает в игру ничто иное, как потребность в социальном признании. Возникает почти всегда, как инструмент обеспечения защищённости и эмоционального комфорта ребёнка. То есть, они сами автономно стремятся найти нечто общее друг с другом. В качестве основы сплоченности рассматривается степень удовлетворения потребностей ребенка в группе. Чем больше нужд удовлетворяется в группе, тем выше мотивация участвовать в такой группе, поэтому такой вид сплоченности называют мотивационной сплоченностью.
Теперь у вас сразу возник вопрос: какие потребности ребёнок может удовлетворять в группе? Вы мыслите в правильном направлении! Разобравшись в потребностях, мы сможем понять, как нам организовать деятельность.
Среди основных потребностей, за удовлетворением которых дети едут в лагерь, можно определить следующие:
- Потребность в принадлежности («я — это часть чего-то большего»);
- Потребность в общении («людям интересно общаться со мной»);
- Потребность во власти (характерно до лидеров);
- Потребность в престиже.
Здесь остановимся подробнее.
В этой потребности заключено понятие «престижной мотивации» — самой благоприятной и эффективной мотивации в учебной и любой другой деятельности ребёнка.
Здесь рассматривается две потребности:
- престиж ребёнка в группе товарищей или самого отряда («я делаю что-то, чтобы доказать кому-то» / «мы самый крутой отряд в лагере»).
- рост самооценки ребёнка, чтобы доказать самому себе (я могу, я сильный, я умею делать это, и мои навыки помогают моему отряду быть лучше).
И как следствие:
- Потребность в уважении и самореализации (Лагерь - это ни что иное, как искусственно созданный микро-мир, организованный специально для возможности детской самореализации).
И что же со всем этим делать вожатому? А для повышения сплоченности нам необходимо следующее:
- Создание системы мотивации;
- Создание стимулов: системы награждения и поощрения;
- Организация межгруппового соревнования (это всегда стимулирует внутригрупповую сплоченность, но часто внутригрупповая симпатия сопровождаются антипатией и враждебностью к другим группам)
- Создание эффекта притягательности действий (интересные, веселые, увлекательные действия, ведущие к совместному переживанию позитивных эмоций);
- Проведение групповых технических приемов, направленных непосредственно на поддержку сплоченности:
- образование узкого круга, в котором все участники держатся за плечи и сосредотачиваются на чувстве сплоченности;
- совместные песни и танцы в этом кружке, особенно при подчеркнутой интимности происходящего (погашенный свет, перестановка мебели и т.п. ).
И самый главный лайфхак: если нет сплочения между вожатыми — отрядного сплочения можно не ждать.
Поэтому дружите с напарником, любите свой отряд и будет вам счастье!
Сплоченных вам коллективов, друзья!