Психология общения
Психология общения. Манипуляции, или Техники элегантного управления
По поводу них все постоянно спорят: что считать манипуляцией? И как к манипуляциям относиться? Психологический практикум: Предлагаем вам подумать, является ли манипуляцией:
- Искренняя, теплая улыбка при общении с человеком.
- вызвавшая у него ответную улыбку даже против его желания.
- Искренняя, теплая улыбка у бедного попрошайки,
- когда он протягивает к вам свою несчастную ладонь.
- Апелляция к интересам собеседника, а не к собственным,
- чтобы повлиять эффективнее.
- Апелляция к потребностям человека,
- особенно если этому человеку ОЧЕНЬ хочется.
- Метод Сократа: задавание цепочки вопросов, настраивающих собеседника на положительный ответ. Нужный вам.
- Властное поведение, не оставляющее сомнений, что вам надо подчиняться.
- Уверенный вид и спокойный, искренний голос, рождающий доверие к вашим словам.
«Манипуляция — это скрытое психологическое воздействие, побуждающее человека изменить отношение к чему-либо, принять решение или что-то сделать в нужно м для автора манипуляции направлении».
- Тот, кто скрыто воздействует: Грубо, неловко Красиво, ловко
- Против интересов партнера ГАД ЗАРАЗА
- В интересах партнера Валенок МАСТЕР
4 основных способа влияния:
- Купить (заинтересовать, вызвать желание).
- Заставить (надавить, напрячь, дать волшебный пендель),
- Провести захватом (вовлечь без сопротивления)
- Организовать (создать ситуацию или состояние, из которых нужные действия вытекают сами собой).
Порядочные и ответственные люди, используя манипуляции, делают это красиво и не против интересов партнера, а в общих интересах.
Искусство полемического боя
Полемика в буквальном переводе—это война. Основной мотив любого полемического боя—желание каждого победить, доказать свою правоту и неправоту собеседника. Едва ли в полемике рождается истина: ее изложение каждым односторонне и тенденциозно, но помочь рождению истины полемика может. Того, кто умеет наносить уколы сам, редко пытаются уколоть другие. И, если вам навязывают бой, его должны выиграть вы.
- Полемикой надо владеть, но нельзя увлекаться. Не начинайте спор, пока не сказали себе: "Я сейчас с этим человеком вступаю в полемику. Я знаю, зачем я это делаю, я представляю себе последствия, но уверен в необходимости этого".
Есть достаточно простые, но не слишком честные средства выиграть полемику:
- говорить монологом так напористо, что собеседник лишается возможности вас даже перебить,
- перебивать собеседника и не давать ему подвести удачные итоги,
- высмеивать и доводить мысль собеседника до абсурда,
- цепляться за неудачную форму высказываний оппонента,
- переходить на личности. Это не значит оскорблять, но просто показать, что его позиция основывается не на фактах, а на личных мотивах и пр.,
- уводить разговор в сторону, когда нечего сказать.
Это очень эффективные средства, но я буду рад, если вы сумеете ими не злоупотреблять, а то и обходиться без них вовсе. Ваша корректность будет сдерживать противника и вызовет уважение окружающих.
Для вас главное:
Работайте на публику: старайтесь говорить хотя бы внешне эффектно.
- Противника не переубедишь, но можно заставить его сдаться, когда симпатии слушающих на вашей стороне. Его можно сбить, ошеломить, чтобы он в растерянности открывал рот, а все смеялись вместе с вами—не обязательно над ним, но на вашей стороне.
Захватывайте инициативу. Есть темы, выгодные для вас, есть—для оппонента. Какие будете обсуждать? Есть логика, показывающая вашу правоту, есть—его. Побеждает тот, кто проводит свою линию. Проводите ее до конца, не давая себя сбить.
Наступайте! Напор, энергия, здоровая агрессивность. Никогда не оправдывайтесь, но будьте готовы к нападению. Сбивайте оппонента уверенностью подачи и широким фронтом атаки: работайте обоймами аргументов. На один вопрос ответить можно, на три сразу—затруднительно.
Разбивайте его позицию, а не доказывайте свою. Разбивать легче, чем доказывать: ломать—не строить... Это—золотое правило полемики, секретное оружие опытных бойцов. Защищая свою позицию, не доказывайте свою правоту, а разбивайте его атаку. Нападая, не стройте систему доказательств его неправоты, а спрашивайте, чем он аргументирует, и разбивайте его защиту.
Бейте только наверняка: лучше не бить, чем бить без толка. Он отбил—плюс ему. Не жальте по мелочам—только распалите.
Предупредите возможные выпады. Зная, куда вас будут бить, опередите противника—ответьте ему заранее.
Побеждает подготовленный. Не зная свое поле битвы, невозможно сражаться, но не зная поле оппонента, трудно выиграть. Вы должны представлять его возможные ходы, аргументы, атаки и защиты. Просчитывайте позицию оппонента так, чтобы вы могли отвечать за него не хуже его самого—и тогда вы начнете выигрывать.
Практикум: тренировочная полемика, где кто-то играет вашу позицию, а вы выступаете в роли противника против себя.
Не уверены, что выйдете из конфликтной ситуации победителем — не вступайте в конфликт!!!
Простые секреты бесконфликтности
- Никогда не боритесь против. Не можете пресечь – присоединяйтесь.
- Включите душевное зрение
- Создайте теплую атмосферу
- Первое и основное правило сформулировано много столетий назад: "Самый главный человек на свете—тот, кто перед тобой".
- ПОСТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ СОБЕСЕДНИК ВАМ ПОНРАВИЛСЯ
- БЕРЕГИТЕ СОБЕСЕДНИКА: ИЗБАВЬТЕ ЕГО ОТ УКОЛОВ, ОБИД И ОБВИНЕНИЙ
- СТАРАЙТЕСЬ СОГЛАСИТЬСЯ, А НЕ ВОЗРАЗИТЬ.
СТРЕМИТЕСЬ НЕ К ПОБЕДЕ, А К ИСТИНЕ И МИРУ
- ИЩИТЕ ТО, ЧТО ВАС СБЛИЖАЕТ
- НАУЧИТЕСЬ ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ РЕЗКОСТИ И КАТЕГОРИЧНОСТИ
- Не спорьте
Иметь свое мнение и не соглашаться—ваше право, и способность к самостоятельному, свободному от догм взгляду—достоинство зрелой личности. А вот стремление всегда возражать и спорить, как правило, признак незрелости.
- Не спорьте с тем, кому важнее поспорить, а не разобраться.
- Не спорьте по мелочам.
- Избегайте категоричности, особенно возражая.
Чем Сократ может помочь вожатым
Когда собеседник вас не понимает, хочется ему втолковать. Но если вы собьетесь на монолог, вы проиграете. Избегайте монолога—диалог продуктивнее, особенно если вы умеете использовать метод Сократа.
- Метод Сократа заключается в том, что свою мысль вы расчленяете на маленькие звенья, и каждую подаете в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ. По сути, это редуцированный, хорошо организованный диалог с перехватом инициативы.
Его достоинства:
- он держит внимание собеседника, не дает отвлечься;
- если что-то в вашей логической цепочке для собеседника неубедительно, вы это вовремя заметите;
- собеседник приходит к истине сам (хотя и с вашей помощью).
И поэтому это хорошо.
такова:
Старайтесь не победить, а найти истину. Победа, ваша или его—означает не торжество истины, а только то, что один сумел задавить другого. Ну и что? Победить может и неправый. Да и правота—еще не Истина...
Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник, помогайте ему сформулировать свои мысли, даже если вы с ним не согласны. Нередко, как ни странно, это оказывается самым эффективным способом переубедить собеседника.
- "Я твой союзник, мне все нравится, но непонятно вот что...", по сути, вы ему возражаете. Но по форме вы его союзник и просто хотите его понять. Вы избегаете конфронтации и добиваетесь максимального взаимопонимания.
Для этого:
Ищите то, в чем он прав, а не ошибается, старайтесь согласиться, а не возразить. Трудно жить рядом с теми, у которых на все готово "Нет!". У многих оно вылетает автоматически, как рефлекс; но пусть лучше рефлексом вылетает "Да!", и пусть это будет нечто большее, чем обычная игра "Да, но..."
Признавайте возможность своей неправоты и просите критического обсуждения. Чаще используйте: "Слушай, может быть, я не прав, но давай посоветуемся... Мне кажется... Как ты считаешь? Так? Не так? Давай обсудим!"
Не давите. Давите только аргументами, да и ими лучше не давить, а побуждать.
Если вы не согласны и хотите возразить:
- удостоверьтесь в том, что вы собеседника поняли. "Ты хочешь сказать, что..."
- согласитесь с тем, в чем он прав, выделите дельное в его словах. "Да, я согласен с тем, что..."
- тактично выразите свое несогласие с тем, с чем не согласны. "А вот с этим мне согласиться трудно" или "Это мне непонятно".
- поясните, почему вы не можете согласиться с его мнением, и, если ему интересно, выскажите свою позицию.
- Естественно, для реальной жизни этот алгоритм длинен. Но если вы им овладеете, ваши переговоры станут короче — и эффективнее.
Мотивация и дрессура.
Эффекты и мотиваторы.
- Эффект новизны.
- Эффект доступности.
- Эффект инерции массы
- Эффект колеи
- Эффект упаковки
- Эффект конфетки (пряника)
- Эффект личных отношений.
- Закон пирога.
Формирование привычки или дрессировка.
- Закон срочности. Самая эффективная – реакция сразу. Или вы реагируете немедленно, или не реагируете вовсе.
- Закон повторения. Усваивается только то, что повторяется стабильно.
- Закон сенсорной очевидности. Реагируйте ярко.
- Торопитесь выработать положительные привычки, т. к. ломать уже сформированные гораздо труднее.
- Искусство нуль-реакции. Большинство людей на негативное поведение значимых людей выдают… положительное подкрепление?!
Когда от действий человека ничего не происходит,
делать это ему становится не интересно.
- Внимание – тоже конфетка. Не подкрепляйте вниманием нежедательные поступки.
- Расплачивайтесь мелочью – позитивно подкрепляйте каждый пункт правильного поведения.
«Мотиватор»: заповеди вожатого.
- Создавайте запас дружественности.
- Мотивируйте лучше выгодой, чем угрозой.
- Много маленьких наград эффективнее одной большой.
- Не ругайтесь за прошлое, а договоритесь на будущее.
- Выполнению договора помогайте своевременными напоминаниями.
- Будьте в позитиве (конструктиве). Говорите не «Что плохо», а «Как сделать хорошо».