Психология в лагере
Людям проще принять то, что они понимают.
Знаете, что действительно сложно? Думать каждую секунду перед тем, как что-то сказать или сделать, но сохранять при этом непосредственность.
Когда вас кто-то вдруг понимает - это удача, это подарок судьбы и это здорово, но это редкость.
Нельзя рассчитывать на то, что столкнувшись с проблемой (своей ли, чужой ли) ты либо сам благодаря интуиции и чуткости поймешь в чем ее причина и как ее решать, либо найдется человек, который быстренько тебе это объяснит и подскает, как решать.
Редко кто когда поймет, а уж тем более объяснит и если повезет, то грамотно поможет, если прблема не техническая.
Знание психологии - это как минимум возможность в конечное время понимать проблему и иметь возможность не только действовать осознанно, но и аргументировать свои действия раньше, чем их отвергнут.
Психология - это наука понимать и уважать. Кстати, БЫТЬ АДЕКВАТНЫМ.
Уважать - значит принимать во внимание, учитывать.
Итак, понимание психологии в лагере
- Правила. Их должно быть мало, чтобы ребенку было проще держать их в голове, и как следствие – соблюдать.
- В случае хамства. Ничто так не впечатляет, как невпечатляемость: не кричите, не угрожайте, не срывайтесь и вас зауважают за выдержку.
- Мир в глазах, а вернее – в руках у младших.:) Познать – значит потрогать: будьте готовы к тому, что на экскурсии (особенно младшим) захочется все потрогать, и это естественно, хотя и нельзя. :)
- Объясняя что-то младшим, дайте им это потрогать или как-то воплотить в жизнь руками: так они точно это поймут и запомнят.
- Ребенку, а особенно – маленькому, легче удержать внимание на том, что держит его внимание непроизвольно. Поэтому рисуйте яркие напоминалки о правилах и пр., если хотите, чтобы дети их помнили лучше!
- Чем младше ребенок, тем более для него важен процесс ради процесса: навык ради навыка. Чем взрослее ребенок, тем больше навык для него – средство ради конкретной цели. Растет стремление к эффективности процесса в итоге. Как следствие например: младшие больше носятся, чтобы носиться, а старшие – чаще бегут, чтобы добежать.
- Агрессия, страхи, как их выразить и выплеснуть, никого не задев. Рисунки – это то, что сперва для ребенка – язык. И он рисует не столько то, что есть, сколько то, что он из этого понимает и что ему важно, в том числе его страхи, обиды и т.д. Только в школе к этому всерьез добавляется стремление к портретному сходству. Рисунки - это способ выплеснуть эмоции, равно как и сказать о них. Рисование страха например помогает назвать его на графическом языке, и тем самым перевести его на новый уровень восприятия, отчасти с ним справиться. Попросите ребенка рассказать, что он нарисовал и вы получите ключ к пониманию того, что его тревожит.
- Песок, глина, пластилин, вода – материалы, которые нельзя разрушить. Поэтому, деформируя их, выплескивая на них свою агрессию, человек отчасти от нее освобождается. Причем, что важно, у него не возникает чувства вины, как было бы в случае разрушения ради выплеска эмоций. Это материалы – "заземлители". +: Есть страхи, порожденные естественными причинами, а есть страхи, которые – следствия психологических травм.
- В помощь дисциплине. Благодарите детей за старание соблюдать правила: у них появится человеческий положительный стимул и они будут знать, что они недаром прилагали усилия и благодаря им они выросли в ваших глазах.
- Изгои. Заботьтесь об изгоях и неудачниках: во-первых, им больше всех нужна помощь и поддержка, а во-вторых, вы дадите детям пример того, как становясь сильным (в вашем случае - взрослым), можно оставаться человеком. Кроме того, они почувствуют в вас надежную опору: в неудаче, даже если все остальные их бросят, вы - нет. Отсюда вырастет уважение.
- Чувство юмора: откуда :) Чувство юмора у детей начинает появляться вместе с развитием произвольного внимания: пока преобладает непроизвольное, вся их жизнь – креатив, как хорошо видно со стороны, поэтому нам по-хорошему смешно смотреть на их непосредственность, а они пока смеются – когда радуются. Потом они постепенно начинают терять непосредственность, активно развивать произвольное внимание и различать непосредственность и неискренность у других. Начинает развиваться чувство юмора. У младших его почти совсем нет: будьте к этому готовы :)
То, что объединяет.
- Тайна объединяет тех, кто ее знает, как пространство, куда пускают только избранных. + интерес к шифрам, тайным языкам и разведчикам – все это – где-то в среднем возрасте)
- Игры на сплочение – это проверка команды на прочность. Как любая проверка на прочность, может укрепить, а может и надорвать. Поэтому, готовя игру на сплочение, подумайте над уровнем сложности сотрудничества, к которому готов ваш отряд.
ОШИБКИ: ваши и детские (и не только).
- Не стесняйтесь попросить у ребенка прощения, если понимаете, что совершили заметную ошибку, что виноваты перед ним. Скажите, что на самом деле не хотели его обидеть. "Извини, я был не прав, но росто не сразу это понял." За умение признавать свои ошибки дети вас зауважают и возможно научатся признавать свои. И простят ваши) Кстати, и не только дети.)
- Умейте прощать детям их ненарочные ошибки: обратите на них внимание, если это действительно важно, покажите, что понимаете их непреднамеренность.