Психологический климат смены

4f010135c435m.jpg

Начало смены – самый волнительный период, как для персонала, так и для ребят. На данном этапе перед вожатым стоит ряд задач, от успешности выполнения которых, во многом зависит психологический климат смены.

В течение оргпериода основная задача вожатого – это помощь в адаптации к изменившимся условиям. Самая распространенная ситуация в начале смены – это слезы детей, скучающих по своим родителям. Они еще не знакомы ни с кем из ребят, они ещё не привыкли к вожатым, новой обстановке, а главное – к отсутствию родителей. Безоценочное принятие, которое вожатый может дать детям, способно оказать эмоциональную поддержку на этом этапе. Само то, что есть человек, готовый выслушать и поддержать, является опорой для детей. Каждый ребенок лагеря знает, куда надо пойти, чтобы найти такого человека, а также знает, что всегда получит возможность с таким человеком поговорить. Это дает детям ощущение надежности, которое расплывается при разлуке с родителями.

Хочется отметить, что на этом этапе не стоит давать детям обещаний, которых вожатый не сможет исполнить. Например: «Ты непременно поедешь домой через 2 дня, если не перестанешь скучать по маме с папой». Ровно через 2 дня ребенок разочаруется в той фигуре, которая дала несбывшееся обещание, а заодно и в лагере.

А вот обещания, которые непременно будут выполнены, могут послужить основой формирования уверенности ребенка в ситуации, и как следствие, облегчения адаптации. Самым простым примером таких обещаний может служить договоренность о следующей встрече.

Эмоциональная поддержка вожатыми своих напарников не менее важна. Так как именно они вместе ответственны за психологический климат внутри отряда. Доверительные беседы – хороший инструмент для помощи в адаптации вожатых-новичков. Разговор с эмпатичным и помогающим вожатым, способен дать напарнику этого вожатого ощущение, что он не один на один со своими проблемами, что он всегда может обратиться за помощью и её получить. Такое ощущение, во многом, – залог успешных совместных действий вожатых.

Помимо эмоциональной поддержки важной деятельностью вожатого на оргпериоде является деятельность по командообразованию внутри отряда. К такой деятельности относятся различные тренинговые занятия, основными целями которых являются знакомство детей друг с другом и формирование единого командного духа. Такие занятия очень нравятся детям, поскольку проходят в теплой доверительной атмосфере и включают в себя увлекательные игровые упражнения. Например, ребята, сидя в кругу, передают друг другу мяч и заканчивают предложение: «Никто не знает, что я…». Такое упражнение вносит живой интерес и способствует тому, что дети узнают больше друг о друге. Или предлагается задание, которое возможно выполнить, только действуя сплоченно. Это типичная задача упражнения по командообразованию.

Основной период смены, как правило, характеризуется групповой динамикой и, как следствие, различными конфликтными ситуациями: детей внутри отряда, детей и вожатых, вожатых и администрации. Вовремя и безболезненно решенный конфликт иногда бывает залогом хорошей атмосферы в коллективе. Так, в обратном случае, затянувшийся конфликт – настоящая психологическая мука, как для детей, так и для членов педагогического состава.

Как это не странно может показаться на первый взгляд, но для решения конфликта вожатый-вожатый здорово подходят техники из супружеской терапии, позволяющие партнерам услышать друг друга и договориться действовать по-другому.

В этот период начинаются свечки. Вечерние беседы в кругу отряда при зажженной свече на тему: как мне все то, что происходит. Много пользы приносят такие мероприятия: помогают выявить конфликты, способствуют передачи за них ответственности ребятам (например, когда все по очереди предлагают, как можно было бы решить возникшую ситуацию), создают командный дух, а также способствуют развитию рефлексии у детей, то есть способности отдавать себе отчет в своем поведении. Как правило, свечки любят не только вожатые, но и все дети.

В заключительный период смены свечки носят специфический характер. Они направлены на психологическую подготовку к завершению лагерной жизни, к расставанию с новыми друзьями. Это тоже немаловажная задача, выполнение которой способствует лучшему прохождению закрытия смены.