Психологические игры для подростков

04 05-207m.jpg

Вначале потренируйтесь открываться в своих чувствах, описывать их. Делиться чувствами - значит доверять. Доверять - рискованно: могут ударить в ответ, не понять вас, воспользоваться полученной информацией во вред вам. И всё же рискуйте. Только так вы сможете получить ответное доверие, любовь. Делитесь также событиями своей жизни, проблемами ("Микрофончик"). Условие глубокого доверительного общения - грамотное общение и слушание. Параллельно работе с чувствами и доверием освойте технику общения: она вкратце изложена в правилах. Это обеспечит безопасность отношений во время делёжки чувствами и проблемами. Научиться лучше "читать человека" помогут упражнения-гадания ("Враги", "Я среди людей"). Каждому хочется знать, какое впечатление он оказывает на окружающих ("Какой я в межличностных отношениях?"). Многие излишне критикуют себя, не видят своих достоинств, а видят лишь недостатки. Для них упражнение "Хвастовство", "Мои сильные стороны".


Микрофончик.

Цель: открыться, довериться. Сидя в кругу.

Вводная:Эта ручка не простая. Это - микрофончик. Он пойдёт по кругу. К кому попадёт, тот говорит о себе. Желательно коснуться самой важной проблемы.

Можно начать со слов «Моя основная проблема в том, что...». В меру доверия, в меру открытости на настоящий момент. Передавайте любому, кто интересен или малопонятен.


Круг чувств.

Цель: открыть свои чувства. Круг.

По кругу слева направо называете имя, говорите о тех чувствах, эмоциях, которые у вас внутри есть «здесь и сейчас». Не описывайте события, факты. Включайте воображение. Передайте чувства через ощущения:

  • зрительные - цвет , с переливами, в движении, образ реальный (отвращение как жаба, радость как солнышко), фантастический, природа...
  • звуковые - мелодично, резко, ритмично...
  • тактильные - колючее, острое, мягкое, горячее...
  • запахи - роза, духи, мята, ёлка...


Знакомство.

Цель: познакомиться с новыми людьми или же пристальней взглянуть на старых знакомых. Круг. Бумага и ручка у каждого.

Ведущий читает вопросы (могут быть поверхностными или же глубокими - их придумывает ведущий). Отвечайте (письменно) откровенно и будьте готовы к тому, что ваши ответы узнают другие.

1. Кто ваш любимый поэт?
2. Какой ваш любимый цвет?
3. Какое качество вы больше всего цените в людях?
4. Какое время года вы любите больше?
5. Если бы у вас была возможность провести неделю в любой стране мира, какую страну вы бы выбрали?

Собираются листы. Ведущий по очереди читает ответы каждого. Выслушав их, постарайтесь понять, кому они принадлежат. Каждый может высказать одно предположение. Если автор будет назван, он раскрывает себя, если нет — остается анонимным.


Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека. (Например: Я люблю танцевать. У меня есть кошка. Мне весело. И т.п.) Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки. В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности (я люблю театр), группы по увлечениям (я люблю читать фантастику), качества присущие только участнику, которого хочется "выиграть" в рамках упражнения (пишутся под конкретного человека).


Хвастовство.

Круг.

Задача:Научиться думать о себе в положительном ключе, меньше критиковать себя за недостатки, повысить свою самооценку.

1) Читаю своё хвастовство (чем "наглее", тем лучше) о себе...

2) Вводная:Запреты хвастаться. – А когда у вас что-то хорошо получилось и вы радостно подбегаете к маме, другу или учителю, а в ответ слышите: “Хвастаться нехорошо!”, как вы себя чувствуете? Много ли радости от сшитого самостоятельно платья, если об этом никто не знает? Учитель приходит в класс и делится с вами: “Я стала победителем в конкурсе “Учитель года”, а вы ей в ответ: “Нехорошо, Лидия Александровна, хвастаться неприлично!”. Предубеждения: “Хвастаться некрасиво”, “Это нескромно”…

Но хвастовство хвастовству рознь!

1) Чёрное хвастовство.

В ущерб другому. Я – лучше, ты – хуже. Часто не своими заслугами, а заслугами близких (А у меня БМВ есть, а у тебя – нет).

2) Белое хвастовство.

Без сравнения с кем-то, без унижения. С чувством удовольствия не оттого, что я лучше, а оттого что я – такой. Гордость за себя. (А у меня в квартире газ... а у меня в кармане гвоздь...). В соревнованиях честных, учёбе, игре...

С грязной водой (плохим хвастовством) – ребёнка (хорошее хвастовство) выплёскиваем. Привыкаем себя недооценивать, не любить... Варианты:

  • по кругу...
  • соревнование «Кто хвастливей?» в парах...
  • стенка Ж. на стенку М. (садятся в линию напротив и по очереди хвастаются).

Техника (для раскачки, чтоб во вкус войти):

Со слов начинать (быстро-быстро) «А у меня есть... то-то. А я ..... такая-то». Пусть «поскользят» от белого к чёрному и наоборот. Можно привирать, выпендриваться, больше куражу. Важно всё это делать осознанно!

Тем, кто затрудняется, помогает круг: “Вадик сам сделал радиоприемник!”, “Лариса победила на городском танцевальном конкурсе!”

3) Дележка:

  • Как себя чувствуете?
  • Хорошо!

Тут же у ребят появляется идея: “А давайте проведем выставку собственных достижений в классе — вон сколько у нас умельцев!”

4) Для закрепления – упражнение – «Брачное объявление».


Мои сильные стороны.

1. Задание:

Каждый расскажет о своих сильных сторонах — о том, что

  • он любит, ценит, принимает в себе,
  • даёт чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях.

Не обязательно только о положительных чертах характера важно отметить то, что является, может являться точкой опоры (гнев, страх, мнительность...) в различные моменты жизни. Напр., я боюсь математики – и это хорошо, т.к. заставляет меня сосредоточиться и делать дом. зад. Не умалять своих достоинств, говорить прямо, безо всяких «но», «если» и т, д. избегать любых высказываний о своих недостатках. ошибках, слабостях. себя хвалить, делать себе комплименты, погордиться (даже если сомневаешься).

2. Первый желающий выходит и 2—4 минуты говорит.

  • если закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему, другие только слушатели:
  • остальные только слушают, не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснения или доказательств.


Враги.

Задача:Научиться через внешность видеть внутреннее, душу и характер человека, его отношения с другими. Круг.

Один доброволец - в центре круга.

1) Вводная: Задние: Сейчас погадаем. Группа - пытается представить врагов этого человека, людей, которые были, являются или могли бы быть врагами. Их:

  • возраст...
  • социальное положение...
  • психологические характеристики...
  • в «каких случаях н по какому поводу они стали бы врагами для сидящего в"центре...

2) Находящийся в центре круга - анализирует высказывания, предположения группы, если у него есть желание, то реагирует, подтверждая или отклоняя предположения других участников.

3) Затем в центр садится другой человек: по желанию или по жребию.


Я среди людей.

1. Выбираем водящего.

2. Он встает перед своей группой, ведущий предлагает присмотреться к нему и формулирует главные вопросы о нем в межличностных отношениях: Главные впечатления: первые и попозже. Манера, стиль общения — при знакомстве, светской болтовне, при споре, в доверительной беседе и пр. Играет — кого? Добивается — чего? Избегает — чего? Самые привлекательные черты? Самые непривлекательные?

Задача группы — составить мнение о человеке по этим вопросам (каждый говорит несколько слов на каждый вопрос о водящем, все это записывается). Задача водящего — постараться догадаться, какое впечатление о нем у группы.

3. После этого ведущий раздает листки с этими вопросами — В КАЖДУЮ ГРУППУ И КАЖДОМУ ВОДЯЩЕМУ. Водящий выходит за дверь. Группа определяется, отвечает на вопросы, записывает.

4. Водящего зовут, он с помощью шпаргалки с вопросами пытается сформулировать, что будет говорить о нем группа.

… Если он отгадывает плохо, группа его тормозит и заставляет думать еще, пока он не отгадает хоть что-то. Однако затягивать этот момент не надо, лучше его отгадывание ограничивать 3 минутами, потому что через эту игру хотят пройти все.

5. Водящему зачитывают то, что написала о нём группа — и листок дарят на память. Вопросы ему: Можешь выразить свои чувства по поводу того, что группа написала о тебе. Потом следующий Водящий — и т.д.


Какой я в межличностных отношениях? (вариант простой)

Качества, важные в межличностных отношениях. Раздаются листочки и зачитываются. На листочке :

  • Эмпатия – сочувствие Другому: что переживает Другой, то переживаю и я. Он радуется – и я радуюсь, он грустит – и я грущу. Принятие Другого — разрешение Другому быть самим собой. Положительное отношение к его недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение, любовь к Другому.
  • Принятие себя — разрешение Себе быть таким, какой есть. Положительное отношение к своим недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение и любовь к Себе.
  • Открытость — готовность открыть людям свои мысли, чувства и искренне говорить о себе и своей жизни. Основана на доверии к людям . Активность и ответственность — стремление "идти вперед", развивать своё тело и душу, делать много дел. Готовность отвечать за всё, что происходит вокруг и что зависит от тебя.
  • Конструктивность — стремление созидать, а не разрушать, видеть положительное, а не отрицательное в том, что делают другие. При столкновении с проблемами — не переживания, а действия, во взаимоотношениях — строительство нужных отношений.
  • Дипломатичность — умение обходить "острые углы" и находить разумные компромиссы. Исключение конфликтогенов из общения. Артистизм — способность перевоплощаться и играть роли, управляя своим телом и своей душой.
  • Мудрость — умение смотреть на все происходящее как бы из космоса: не переживать из-за мелочей, любые (в том числе отрицательные) события воспринимать как уроки и тренировку характера. Умение наслаждаться сегодняшним днем.

Кто будет в центре внимания. Кто хотел бы, чтобы ему сказали, какими качествами он обладает, а какими нет? Обсуждение качеств добровольца.


Какой я в межличностных отношениях?(вариант посложней)

Вводная:

Я среди людей - какой? какая? Что они думают обо мне? Как они меня воспринимают? Что их радует во мне? Что огорчает, задевает? Естественно, тот, кто не хочет быть слепым, кто хочет быть адекватным и успешным, должен все это про себя хорошо знать. И тогда он может в себе что-то изменить - если сочтет нужным. А сейчас для работы вам понадобятся: один маленький листок, один большой листок и две булавки - все это возьмете на этом столике. Кроме этого, у каждого должна быть ручка. У кого нет, попросите у друзей. Через две минуты чтобы все сидели и были готовы.

Мои плюсы и минусы.

Теперь вы берете маленькие бумажки, кладете их горизонтально, делите вертикальной чертой пополам, слева вверху рисуете "плюс", слева сверху - "минус". Ваше первое задание: там, где плюс, выпишите свои сильные черты в межличностных отношениях, то, что радует вас и окружающих при контактах с вами, что помогает вам жить среди людей. Слева, где минус, вы пишите свои слабые, свои отрицательные черты, ваши особенности, которые мешают вам и людям рядом с вами. Время на эту работу - 5 минут! Пожалуйста. ...

9 Качеств, важных в межличностных отношениях.

Рассказываю-поясняю-комментирую листочек с 9 качествами.

На листочке:

  • Эмпатия – сочувствие Другому: что переживает Другой, то переживаю и я. Он радуется – и я радуюсь, он грустит – и я грущу. Принятие Другого — разрешение Другому быть самим собой. Положительное отношение к его недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение, любовь к Другому.
  • Принятие себя — разрешение Себе быть таким, какой есть. Положительное отношение к своим недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение и любовь к Себе.
  • Открытость — готовность открыть людям свои мысли, чувства и искренне говорить о себе и своей жизни. Основана на доверии к людям . Активность и ответственность — стремление "идти вперед", развивать своё тело и душу, делать много дел. Готовность отвечать за всё, что происходит вокруг и что зависит от тебя.
  • Конструктивность — стремление созидать, а не разрушать, видеть положительное, а не отрицательное в том, что делают другие. При столкновении с проблемами — не переживания, а действия, во взаимоотношениях — строительство нужных отношений.
  • Дипломатичность — умение обходить "острые углы" и находить разумные компромиссы. Исключение конфликтогенов из общения. Артистизм — способность перевоплощаться и играть роли, управляя своим телом и своей душой.
  • Мудрость — умение смотреть на все происходящее как бы из космоса: не переживать из-за мелочей, любые (в том числе отрицательные) события воспринимать как уроки и тренировку характера. Умение наслаждаться сегодняшним днем.

Раздаю.

Обсуждение качеств.


Листки за спиной.

А теперь возьмите листки, прикрепите себе за спиной, и те, с кем вы будете здесь встречаться, будут писать вам свои впечатления о вас: какой вы во взаимоотношениях с другими.

Работа будет происходить следующим образом. Вы будете в свободном режиме встречаться кто с кем хочет. Вы можете почитать, что человек написал сам о себе, о своих сильных и слабых сторонах в межличностных отношениях, вы можете - и я рекомендую вам это- не торопясь, внимательно посмотреть еще раз на человека, чтобы лучше и точнее сформулировать свои впечатления о нем. И когда у вас в душе появятся ощущения и слова - вы киваете головой и пишете это человеку на его листке за спиной. Постарайтесь обойтись без лишних слов, пусть будут только технически необходимые.

15-20 минут под музыку.

По окончании - все снимают листки. Садимся в круг.

Прочитайте, что написали зачитайте . По очереди (если есть время) скажите общее впечатление. Если хотите задайте вопросы по тому, что им написали.