Прыжковые упражнения

Прыжковые упражнения

Здесь одновременно с развитием прыгучести дети учатся правильной технике, необходимой при прыжках в длину с разбега. Упражнения подкреплять соревнованиями (игры«Кто лучше»,«Кто дальше»).


  • Прыжок с места. Поставить ноги на ширине ступни параллельно, сделать руками замах назад, согнуть ноги и наклонить туловище вперед. Взмахом рук вперед-вверх, резко разгибая ноги, толчок, потянуться за руками.
  • Прыжок с места толчком одной ногой. Поставить вперед толчковую ногу, а маховую сзади. Сделать энергичный взмах согнутой в колене ногой вверх с одновременным толчком толчковой ногой вперед-вверх. Руками также сделать мах (без напряжения) вперед-вверх, в особенности рукой, разноименной маховой ноге.

Возможно, не все ребята знают, какая у них толчковая нога. Для того чтобы определить ее, нужно сделать несколько пробных прыжков, отталкиваясь попеременно то одной, то другой ногой. Или сделать маховые движения вперед так же то одной, то другой ногой. Окажется, что какой-то ногой удобнее делать мах, а другой—толчок.


  • На расстоянии 2,5—3 м от прыжковой ямы провести замет ную черту. Поставить около нее маховую ногу, толчковую сзади. Шаг правой, толчок, полет и приземление, как в предыдущих упражнениях.
  • То же, но ставить толчковую ногу около черты после нескольких шагов к ней.
  • То же, с легкого разбега с заданием прыгнуть за белую ленточку, чтобы научить ребят во время приземления посылать ноги вперед. Место отталкивания нужно заметить. В этом может помочь товарищ или проводящий занятия.

Точно так же сделать еще 2—3 пробежки или прыжка. Если разбег проводится каждый раз одинаково, то и толчковая нога должна попадать приблизительно в одно и то же место.

Расстояние от места отталкивания до линии начала разбега и будет длиной разбега. Его только нужно измерить рулеткой или ступнями и запомнить. На следующем занятии по прыжкам в длину или соревновании уже не нужно подбирать разбег, а лишь отмерить нужное количество ступней от линии измерения (передняя часть бруска) и сделать отметку.


Упражнения для прыжков в высоту

Доставание головой подвешенных предметов или веток на разной высоте.


Разучивание перехода через планку. Завязать веревку между деревьями или другими предметами на уровне коленей. Для более рационального обучения можно повесить 3—4 такие веревки. Пионер становится около нее правым боком (если толчковая левая нога), толчковая нога впереди, тяжесть тела на маховой ноге. Сделать мах правой (левой) ногой (без толчка), как показано на рисунке, и поставить ее с другой стороны веревки.


То же проделать слитно прыжком через планку в яму с песком. От места отталкивания под углом 35—45°отсчитать 5 шагов и сделать отметку. Это приблизительно составит 3 беговых шага. А теперь встать лицом к планке, поставить маховую ногу у отметки, сделать разбег, начиная с толчковой ноги. Несколько таких пробных прыжков помогут определить, как попадает на нужное место толчковая нога, и усвоить ритм разбега. Разбег при прыжках в высоту не должен сначала быть таким стремительным и длинным, как в прыжках в длину. Достаточно 5—7 постепенно ускоряющихся беговых шагов.


Прыжки - конкурсы

Прыжки по нумерованным полоскам. От стартовой линии участник совершает прыжки с места, он старается при каждом прыжке наступать (задевать) полоску. Это дает ему право продолжать соревнование и прыгать до следующей. Но так как между полосками расстояние постепенно увеличивается примерно на 10 см (но не более), то наступает момент, когда участник конкурса не может«дотянуться»; допрыгнуть до какой-то полоски. Тогда ему засчитывается результат—очки предыдущей полоски. Победителем становится тот, кто получит больше очков, т. е. Сможет прыгнуть дальше всех. А звено победит, если его Ребята наберут больше очков. (Не забыли, что у каждого звена должно быть одинаковое количество зачетных участников?).


Конкурс прыгунов в длину с разбега. У переднего края ямы с песком на стойки (подставки) высотой 20—25 см кладется легкая планка. Место отталкивания, так же как и пространство за планкой, разделено на зоны шириной 20 см. Ребята должны перепрыгнуть через планку, не задев ее, и приземлиться в одной из зон. Тогда они получат число очков, соответствующее сумме номеров зон, где было произведено отталкивание и приземление. Например, участник оттолкнулся в зоне 3 и приземлился в зоне 6. Он получит 9 очков. Звено, набравшее большее количество очков, будет победителем. Если участник собьет планку, прыжок не засчитывается. Можно этот конкурс провести сначала без планки.


Конкурс прыгунов в высоту с разбега. Состязания проводятся так, чтобы за 15—20 мин определить место каждого из 15-20 участников (таково приблизительно число мальчиков и девочек в отряде). Участникам предстоит преодолевать каждую высоту с первой попытки (по правилам, как известно, даются три попытки). Такое условие дисциплинирует прыгунов. Они относятся к каждой попытке с большей ответственностью—она ведь единственная. Начальная высота устанавливается минимальная—70—80 см. За каждую преодоленную высоту пионер получает 1 очко. С увеличением высоты на 5 см прибавляется по одному очку, за взятие ребенком следующей высоты 75 см в протокол проставляется 2 очка, за 80 см—4 очка и т. д. Окончательное число очков каждого участника записывается в последней графе. Оно соответствует количеству очков за последнюю взятую высоту. В итоге нетрудно определить, какое звено стало победителем.


Прыжки и прыжковые упражнения

Дети любят выполнять разнообразные прыжковые упражнения и прыжки-подскоки на двух, на одной ноге, прыжки в глубину, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега. Такие упражнения способствуют развитию выносливости, прыгучести, быстроты и ловкости, повышению работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Прыжки можно выполнять с предельной или околопредельной мощностью. Детям дается задание подпрыгнуть как можно выше, достать висячие предметы пальцем (высота постепенно увеличивается), прыгнуть как можно дальше, перепрыгнуть через канавку (ширина канавки постепенно увеличивается).

Число прыжков с предельной или околопредельной мощностью в одной серии составляет 2-4 повторения.

Прыжковые упражнения можно выполнять и с произвольной мощностью. В таких случаях детям не дается задание выполнять прыжки как можно выше или дальше. Каждый ребенок выполняет прыжковые упражнения с удобной для него мощностью, то есть как он может. Число повторений прыжков с произвольной мощностью для детей 7 лет - 7-10 в одной серии. Число серий прыжковых упражнений в одном занятии составляет 3-4 для детей 5-7 и 8-10 лет. Интервалы отдыха между отдельными сериями составляют 30-60 с. Ниже приводим прыжковые упражнения, которые можно предложить детям.

1. Невысокие подпрыгивания на месте на двух ногах, держась за рейку гимнастической стенки (за руки партнера).
2. Подскоки то на одной, то на другой ноге, держась за рейку гимнастической стенки.
3. Беспрерывные подскоки вправо, влево, вперед, назад, держась за рейку гимнастической стенки (по 4 прыжка).
4. Прыжки с продвижением вперед на левой, правой, на двух (на 4-6 м).
5. Прыжки в глубину с высоты 10-20 см (спрыгивание с мата, мостика). 6-8 раз.
6. Прыжки с пола на мат (высота 10-15 см). 8-10 раз.
7. Прыжки в сторону (вправо, влево). По 6- 8 раз.


Упражнения для детей 8-9 лет

1. Повторять упражнения для детей младшего возраста.
2. Прыжки на месте на обеих ногах с различными исходными положениями рук.
3. Прыжки на месте с поворотами направо, налево с различными исходными положениями и движениями рук.
4. Прыжки через скакалку на месте на одной ноге.
5. Прыжки через скакалку произвольно, продвигаясь вперед.
6. То же, но с продвижением с одной ноги на другую.
7. Прыжки с высоты вперед, вправо, влево, назад.
8. Прыжки с высоты назад, с поворотом направо, налево.
9. Прыжки с высоты со взмахом рук и с мягким приземлением.
10. Прыжки с высоты с задержкой в полете на определенный счет.
11. Прыжки в длину с места через веревку, натянутую на высоте 20 см.
12. Прыжки в длину с места на результат.
13. Прыжки в длину с разбега на результат.
14. Прыжки в высоту с прямого разбега с хлопками в ладоши над головой.
15. Прыжки в высоту с прямого разбега с доставанием подвешенных предметов.
16. Прыжки в высоту с прямого разбега способом <согнув ноги>.
17. Прыжки в высоту с прямого разбега с поворотом направо, налево.
18. Имитация прыжка способом <перешагивание> (без преодоления планки).

В возрасте 9-10 лет можно продолжить обучение детей прыжкам в длину с разбега способом <согнув ноги> и приступить к обучению прыжкам в высоту с разбега способом <перешагивание>

Техника прыжка. Разбег под углом 30-40 ° к планке, длина разбега 7-9 шагов. Последние шаги делать длиннее остальных. Толчок выполняется на расстоянии 1,5-2 ступней от линии планки (веревки) дальней от планки ногой (при разбеге справа толчок левой ногой). Через планку переносится вначале маховая нога (ближайшая к планке), за ней толчковая. Приземление происходит на маховую ногу, боком к планке. Туловище во время перехода через планку наклонено вперед к толчковой ноге. Руки в момент толчка движутся вверх, облегчая взлет. При обучении основное внимание обращается на разбег, сочетание движений (толчок, взмах руками и движения маховой ноги), положение тела при переходе через планку и правильное приземление.


Подскоки на одной ноге с подниманием согнутой в колене ноги к груди и через сторону к плечу (рис. 533):

1) выполняя подскок на стопе левой ноги, одновременно поднять согнутую в колене правую ногу вверх к плечу, опуская правую ногу, повторить подскок на левой;
2) выполнить то же, но на другой ноге;
3) выполняя подскок на стопе левой ноги,

одновременно поднять согнутую в колене правую ногу к плечу через сторону; опуская правую ногу, повторить подскок на левой ноге;

4) выполнить то же, но для другой ноги.

Весь описанный цикл из четырех действий можно выполнять и на один счет. В одной серии повторять от 20 до 60 раз. В одной тренировке можно периодически включать 2-4 серии таких подскоков.

 

Прыжки на двух ногах вверх с подтягиванием коленей к груди (рис. 534). Упражнение выполняется на месте по 10-20 прыжков в одной серии. Отталкивание должно быть упругим и быстрым.

 

Прыжки вверх с разведением прямых ног в стороны, доставая пальцами рук носки ног (рис. 535). Упражнение выполняется на месте по 10-20 раз, отталкивание должно быть упругим и быстрым.

 

Подскоки в приседе попеременно на левой и правой ноге, противоположная нога одновременно с подскоком хлестким движением выпрямляется вперед. Выполнять по 10-20 подскоков на каждой ноге в одной серии. Равновесие поддерживать руками (рис. 536).

 

Прыжки вверх с попеременным разведением прямых ног в шпагат (рис. 537). Выполняется по 5-10 раз, и только после тщательной разминки, амплитуду разведения ног увеличивать постепенно.

 

Прыжки вверх на возвышение (ступеньки, деревянные тумбы и т. д.). Выполняется толчком двух ног с помощью маха руками вверх, повторять 10-20 раз. Высоту прыжков необходимо увеличивать постепенно (рис.538).

 

Прыжки в глубину с тумбы высотой 50-100 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх. Выполняется 2-4 серии по 6-10 прыжков в каждой. Приземление должно быть упругим. Амортизация и последующее отталкивание должны выполняться как единое, целостное действие. Это упражнение следует выполнять не чаще 1-2 раз в неделю после периода предварительной прыжковой подготовки (рис. 539).

 

Многократные прыжки через препятствия (легкоатлетические барьеры). Отталкивания при этом должны быть упругими и быстрыми, выполняться как одно целостное действие. Расстояние между препятствиями подбирается опытным путем (по количеству Ваших стоп между барьерами). Высота увеличивается постепенно от 76 и до 106 см, количество препятствий от 5 до 20, в зависимости от их высоты и Вашей подготовленности. Например: 1) 15 прыжков (высота 76 см) х 5-10 серий; 2) 10 прыжков (91 см) х 5-10 серий; 3) 8 прыжков (100 см) х 5-10 серий; 4) 5 прыжков (106 см) х 5-10 серий (рис. 540).

 

Прыжки через препятствия (гимнастическую скамейку, поваленное дерево и т. д.) боком, вперед-назад, с поворотами на 90, 180 и 360 градусов (рис. 541).

 




Дополнительно