Прощальный огонёк команды

560d634feb79m.jpg

Прощальный огонёк команды.должен сочетать элементы итогового сбора команды и огонька. В короткой смене не имеет смысла проводить эти два дела отдельно.

Схема разговора такова.

  1. Наша смена. Какой она была? (мнение групп об итогах смены).
  2. Разговор «Расскажи мне обо мне».
  3. Пожелания вожатых.


На костровом месте всё уже готово: горит костер, расположен планшет с эмблемами команды и все коллективные награды команды.

Прощальный огонёк — один из самых трудных по эмоциональному настрою и содержанию разговор. Его надо начинать любимой мажорной песней. Огонёк ведут вместе лидер ребят и один из вожатых. Ребенку, каким бы талантливым он ни был, трудно выдержать ритм и осуществить разговор по предложенной схеме. Обсуждается первый вопрос: ребята высказывают мнение групп. Оценки конкретным людям не даются, оценивается только деятельность команды. Итогом этого разговора (на него затрачивается не более 15 минут) может стать вручение коллективных наград наиболее активным подросткам. Подобный подход значительно повышает для подростков значение коллективных достижений.

Вторую часть прощального огонька ведёт вожатый. Он начинает разговор о том, как важно понимать другого человека и приходить ему на помощь бескорыстно и в нужное время. Нельзя оценивать человека — можно оценивать ситуацию и деятельность. Не должно быть категорий «хорошо» или «плохо». За период смены мы подружились, немножко изменились. Порой эти изменения не заметны самому человеку, поэтому, наверное, очень важно услышать мнение другого о себе, его пожелания на будущее. Вы уже знаете, что эта часть разговора называется «Расскажи мне обо мне». Как она может быть построена?

Вожатый. Я пускаю по кругу наш талисман. Как только он у тебя в руках, ты просишь авторитетного для тебя друга рассказать, что он увидел в твоём характере и поведении, каковы пожелания на будущее. Надо подчеркнуть все позитивное в человеке и пожелать ему реальных достижений в будущем. Согласны ли вы вести разговор именно так? (Подростки, как правило, готовы к подобному разговору, так как знали о нём заранее). На высказывание своего мнения даётся только одна минута. Так как талисман у меня, я прошу своего напарника рассказать мне обо мне.

(Напарники заранее договорились о схеме высказывания. Это необходимо по нескольким причинам. У подростков 12–13 лет нет опыта подобного доверительного разговора, им трудно выделить категории, описывающие позитивные черты человека, а тем более пожелания на будущее.

Подобный образец поможет им формулировать свои мысли. После высказывания напарника обязательно поблагодарите его за мнение.)

Вожатый. Я передаю талисман (называет имя).

По ходу разговора ведущий вожатый корректирует ход разговора, уточняет позиции. Имеет смысл после 5–6 высказываний спеть любимую песню, это снимает напряжение, разбивает стереотип высказываний. По окончании разговора ведущий вожатый предлагает ребятам взять на память эмблему команды с пожеланиями на будущее от кого-то из членов команды, для чего пускает по кругу планшет. Эта эмблема особенно дорога каждому, так как сделана своими руками. А ещё мы дарим вам фотографии нашей команды. В ходе смены было организовано фотографирование, общая фотография входит в стоимость путёвки.

Этот ритуал формирует чувство принадлежности к своему коллективу, к его достижениям, закрепляет опыт коллективного сопереживания. В заключение огонька вожатые высказывают пожелания подросткам на будущее и предлагают завершить огонёк вечерней песней и речёвкой.