Профориентационные игры
ЛОВУШКИ-КАПКАНЧИКИ
Цель игры — осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям. Игровое упражнение проводится в круге, количество участников — от 6 до 15 человек. Время проведения — 20—30 минут.
Ход игры
Ведущий совместно с участниками выбирает вариант профессиональной карьеры (поступление в то или иное учебное заведение, окончание данного заведения, оформление на работу, конкретные профессиональные достижения, получение наград, премий и т.п.). Далее выбирается доброволец, который будет стремиться сделать выбранную карьеру (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя). При этом для вымышленного героя необходимо определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное положение и др. Таких характеристик не должно быть слишком много!
Инструкция
Сейчас каждый участник, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен придумать некоторые трудности, которые последний должен преодолеть на пути к профессиональным достижениям. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешние (какие-либо обстоятельства, желания других людей и т.п.), так и внутренние, заключенные в самом человеке. Хочу заметить, что именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают... Желательно, чтобы каждый придумал две-три трудности-ловушки. Определяя трудности, вы обязательно должны подумать и о том, как их можно преодолеть. Главному игроку также дается время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и подготовился ответить, как он собирается их преодолевать. После этого каждый по очереди назовет по одной трудности-ловушке. Главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно эту трудность преодолеть. Участник, назвавший данную трудность, также должен будет сказать, как можно с ней справиться.
Ведущий с помощью группы определит (голосованием или еще каким-нибудь способом), чей вариант преодоления данной трудности является наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или тому, кто задает трудность) будет поставлен знак «плюс». Если к концу игры у главного игрока «плюсов» окажется больше, чем «минусов», значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели. Далее участники, включая главного героя, записывают на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Каждый по очереди называет свою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность является явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена), то группа должна решить, обсуждать подобное. Главный герой говорит, как он собирается справиться с названной трудностью. После этого о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший ее. Ведущий с помощью участников определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реальным. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При обсуждении игры можно также посмотреть, сумел ли на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые в игре предлагали ему остальные участники. В ходе данного упражнения нередко возникают интересные дискуссии, у участников появляется желание поделиться своим жизненным опытом и т.д. Конечно, ведущий должен поощрять такой обмен опытом, но одновременно следить и за тем, чтобы игра проходила динамично и не увязала в несущественных деталях.
ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ПРОФЕССИОНАЛА
Цель игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. Упражнение проводится в круге. Количество играющих — от 6 до 20 человек. Время проведения — от 15 до 25 минут.
Ход игры
Ведущий вместе с участниками определяют, о какой профессии им хочется узнать как можно больше. Например, группа решает обсудить профессию «фотомодель».
Инструкция
Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника — фотомодели. Этот рассказ должен состоять только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя может быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок — дом — постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо вы представляете себе трудовую жизнь фотомодели, а также выясним, способны ли вы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно произнесенным «ради хохмы» словом) испортить весь рассказ. Важное условие: прежде чем называть новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы легче было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.
Далее ведущий произносит первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все то, что говорили до них. Если игроков немного (6–8 человек), то можно пройти два круга, тогда каждому придется назвать по два существительных. При подведении итогов игры можно задать учащимся следующие вопросы.
Получился целостный рассказ или нет?
Не испортил ли кто-нибудь общий рассказ своим неудачным существительным?
Если рассказ получился сумбурным, то можно попросить кого-нибудь из игроков пересказать его своими словами. Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала. Опыт показывает, что игра обычно проходит оживленно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и быстро устают, поэтому больше двух раз подряд проводить данное игровое упражнение не следует. Как вариант этой игры можно провести упражнение на тему «Сон из жизни профессионала». В этом случае участники обычно проявляют немало фантазии и творчества, поскольку речь идет о необычной, почти мистической ситуации, связанной с загадочным миром снов. Подобные упражнения оказываются интересными и полезными не только в работе с подростками, но и со взрослыми людьми. Например, в программу подготовки профконсультантов можно включить сначала упражнение «Один рабочий день из жизни профконсультанта», а затем — «Сон из жизни профконсультанта».
СТАЖЕРЫ-ИНОПЛАНЕТЯНЕ
Эта игра предназначена для учащихся 7–9-х классов (а в более усложненном варианте — и для учащихся 10–11-х классов). Она знакомит старшеклассников с основными структурными подразделениями различных предприятий и организаций, а также помогает научиться соотносить качества личности работника с требованиями профессий. Игра занимает около 45 минут. Для ее проведения требуется обычная классная доска. Еще до того как будет объявлено название игры, следует выбрать двух добровольцев на главные роли. Далее оглашается название игры и ведущий дает учащимся следующую инструкцию.
Планета Земля недавно установила контакт с другой цивилизацией. Начался период интенсивного изучения друг друга: наши специалисты посещают открытую планету, а специалисты оттуда прилетают к нам. Представьте, что два специалиста-инопланетянина, изучающие профессии, прибывают на какое-либо типичное земное предприятие (учреждение, фабрику, завод, фирму). Они хотят не только понаблюдать за работой различных профессионалов, но, по возможности, и сами попробовать поработать, как бы «постажироваться». Посмотрим, насколько это получится у наших гостей из космоса. В роли инопланетян выступят два наших добровольца, а все остальные будут исполнять роли руководителей различных служб предприятия. Что это за предприятие, мы определим с вами немного позже.
После этого все вместе (и руководители, и инопланетяне) уточняют, какое предприятие (учреждение, фабрику, завод, фирму) они хотели бы рассмотреть в игре. Ведущий записывает название этого предприятия на доске и обязательно уточняет, что именно производит данное предприятие. Далее участники вместе определяют, какие основные службы функционируют на данном предприятии. Ведущий может подсказать учащимся названия типичных подразделений: дирекция, планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел кадров, отдел сбыта и снабжения, транспортная служба, охрана и т.п. Ведущему нужно учитывать интересы учащихся, их ориентацию на определенные профессии. В зависимости от профиля организации могут быть выделены: вычислительный центр, конструкторские отделы, конкретные производственные цеха и участки, а также склады, столовые, рекламные службы, административно-хозяйственные службы, пожарная охрана и даже социально-психологические подразделения. Ведущий выписывает названия 10–15 таких подразделений на доске в таблице (пример заполненной таблицы для предприятия «Автомобильный завод» см. в приложении). Можно также отдельно представить основные структуры предприятия в виде несложной схемы, но на доске основные подразделения (и соответствующие профессии) обязательно должны быть представлены в виде перечня. Ведущему следует помнить, что из-за ограниченного времени игры просто невозможно записать все возможные службы, поэтому рассматривается лишь то, что интересует учащихся. После этого двум главным игрокам (инопланетянам) предлагается выйти на 2–3 минуты в коридор и подумать над тем, какой внешний облик имеют инопланетяне. По условию игры он не должен сильно отличаться от облика жителей нашей планеты. Рост инопланетян не может превышать трех метров, а вес — пятисот килограмм. Затем игроки должны быстро и схематично нарисовать на доске, как они выглядят, и кратко рассказать о некоторых своих особенностях (достоинствах и недостатках). Пока инопланетяне находятся в коридоре, ведущий с оставшимися игроками обсуждает, каким образом можно определить готовность инопланетных существ к работе на земле. Для этого он быстро рисует на доске необычное существо и предлагает одному из учащихся представить себя на месте начальника службы нашего предприятия. Этот учащийся должен попытаться объяснить, сможет ли такое существо успешно трудиться в его службе. Далее приглашаются инопланетяне, быстро рисуют свое изображение на доске, кратко объясняют, что они изобразили, и отвечают на уточняющие вопросы. Ведущий должен проследить за тем, чтобы вопросов было немного, иначе игра превратится в пресс-конференцию. После этого игроки высказываются о пригодности стажеров-инопланетян к работе по земным профессиям. Сначала говорят «руководители» подразделений. Порядок высказывания следующий:
- — учащийся просит слова (поднимает руку, как это часто делается и на «взрослых» производственных совещаниях);
- — называет свое подразделение (он выбирает его самостоятельно из перечня, записанного на доске);
- — говорит, смогут ли инопланетяне работать по типичной для данного подразделения профессии, и обязательно объясняет, почему он так считает.
В таблице, нарисованной на доске, ставятся соответствующие знаки напротив конкретных подразделений (например, если, по мнению «руководителя», инопланетяне не подходят для данной профессии, то ставится знак «минус», если подходят — «плюс», а если мнение неопределенное — знак вопроса). Далее по этому поводу кратко могут высказаться и остальные игроки (насколько они согласны с доводами только что выступившего «руководителя»). Только потом, в завершение, кратко высказываются и основные игроки: смогут они работать в качестве стажеров по рассматриваемой профессии или нет и почему. В таблице, нарисованной на доске, ставятся соответствующие знаки напротив конкретных подразделений (например, если по мнению инопланетян, они не подходят для данной профессии, то ставится знак «минус», если подходят — «плюс», а если мнение неопределенное — знак вопроса). Свое мнение может выразить и ведущий, корректируя ошибочные представления учащихся. Но если их мнения и обоснования окажутся в основном верными, то ведущему лучше промолчать. Мнение ведущего также отмечается в отдельной колонке в таблице. Разобравшись с одной профессией, ведущий предлагает перейти к другому подразделению и просит кого-нибудь выступить в роли «руководителя» и т.д. Обычно за одну игру удается рассмотреть 7–10 профессий. Необычная игровая инструкция, а главное, использование необычных «возможностей» привносят в занятие дополнительный интерес и интригу. Если в ходе игры будут возникать шутки и смех, следует отнестись к ним с пониманием, ведь сама игра провоцирует воображение. Спокойно надо относиться и к ситуации, когда главные игроки (инопланетяне), «хохмы ради» изобразят на доске нелепое существо — затем может оказаться, что и для него подойдут некоторые профессии. Естественно, шутки могут касаться представленных образов инопланетян и существующих земных профессий, но не должны быть направлены на личности участников. Ведущий должен обязательно следить за этим. Если учащиеся проявят пассивность и не будут стремиться выступать в роли «руководителей» подразделений, ведущий может использовать следующие приемы. Уважительно обращаться к конкретным учащимся по именам и отчествам, например: «А что нам скажет Иван Иваныч, начальник транспортного цеха?» Не нужно «застревать» на каком-то подразделении, если оно не вызывает интереса. Если ведущий все-таки считает, что данное подразделение обязательно надо обсудить, то он сам может выступить в роли «временного руководителя». В заключение игры участники обсуждают, явилась ли в целом удачной «стажировка» инопланетян на земле. Часто обнаруживается, что даже инопланетяне (сильно отличающиеся от обычных людей) все-таки пригодны для многих земных профессий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пример заполненной таблицы для предприятия «Автомобильный завод»
Подразделения и профессии автомобильного завода | Мнения инопланетян | Мнения класса | Мнение ведущего игры |
---|---|---|---|
Цех сборки автомобилей | + | + + + – – | ? |
Испытательный полигон | + ? | + + + | + |
Отдел технического контроля | + | + | + |
Планово–экономический отдел | + | + | + |
Администрация предприятия | – ? | – – ? | ? |
Бухгалтерия | + | + – | + |
Охранное подразделение | + | + + ? | + |
Столовая | – ? | ? – – – – | – |
ОСТРОВ
Эта игра знакомит школьников с «непрестижными» профессиями. Но цель — ориентировать ребят на непривлекательные профессии — не ставится напрямую. Игра рассчитана на работу с классом (учащимися 8–9-х классов, хотя она может вызвать интерес и у десяти-, одиннадцатиклассников). Продолжительность игры — примерно один урок. Но если она проводится после уроков, то время может быть увеличено и тогда игра проходит интереснее. На классной доске фиксируются основные идеи участников и отражаются результаты решений группы.
Ход игры
Классу объявляется название игры — «Остров» и зачитывается общая инструкция. Представьте, что мы все чудом оказались на заброшенном в океане острове, где-то в южных тропических широтах. У нас осталось кое-какое личное имущество: то, что было в карманах, сумках. Когда нас спасут, неизвестно. Как минимум два месяца мы должны прожить на данном острове. Перед нами стоят две основные задачи. Первая — выжить. Вторая — остаться при этом цивилизованными людьми. За 40 минут мы должны доказать самим себе, что способны решить эти задачи. Итак, мы сидим на берегу и обсуждаем, что нам делать дальше. Я пока буду выполнять роль старшего. Но потом вы сможете выбрать себе другого руководителя. Если мы сумеем договориться об основных путях решения наших задач, а также о распределении обязанностей, то сможем выжить и сохранить свое достоинство. Далее ведущий изображает на доске общий план острова. Важно отметить, что здесь есть источник чистой пресной воды, а также сказать, что на острове водятся мелкие зверьки и птицы, в прибрежных водах есть рыба, растут какие-то съедобные растения. Но по условию игры на острове нет пещеры, пригодной для проживания. Нет также иных людей, иначе вся игра превратится в выяснение отношений с ними. Далее школьники предлагают, что им необходимо сделать для выживания. Обычно это — постройка жилья, организация питания, руководство группой, охота и рыболовство, дежурство, поддержание огня и т.п. Все это ведущий записывает на доске в виде перечня в первой колонке таблицы (см. приложение). Все эти предложения обсуждаются, и в результате на доске остаются наиболее важные направления работы. После того как написан перечень работ, необходимых для выживания, общими усилиями определяется, сколько человек нужно для каждой работы. Эти подсчеты ведутся с учетом общего количества участников игры вместе с ведущим. На доске, напротив каждого направления работ, записывается необходимое количество работников. При этом кто-либо из участников может сказать, что одни и те же люди способны одновременно выполнять разные работы. Ведущий замечает, что в особых случаях это, естественно, допускается, но важно за конкретным игроком закрепить определенный вид деятельности, чтобы было видно, кто за что отвечает. Желательно не затягивать первые этапы игры: проводить их динамично. При этом по ходу игры ведущий постоянно напоминает участникам, что они должны уложиться в 40 минут (закончить игру до звонка или какого-то установленного времени), иначе будет считаться, что группа не смогла решить поставленные задачи, а потратила все свои силы на выяснение отношений. Далее ведущий предлагает поднять руки тем, кто хотел бы выполнять те или иные виды работ. Поочередно рассматривается каждый вид. При этом игрок может участвовать только в одном виде работ. На доске рядом с требуемым количеством работников записывается количество желающих эту работу выполнять. Как правило, здесь возникает некоторое несоответствие. Оно-то и становится предметом для обсуждения. Ведущий может занять определенную позицию: «Раз вы не в силах обеспечить необходимое число работников по каждому направлению работ, то скорее всего, не сможете и выжить в условиях острова». После этого ведущий задает дальнейший порядок игры. По каждому виду работ образуется группа, которая садится за отдельный стол. В течение 3–5 минут обсуждается, каким образом выполнить свою работу, исходя из реальных возможностей. Напомним, что по условию игры школьники оказались на острове со всем своим имуществом (в карманах, в сумках и т.п.). Представители группы кратко рассказывают всему классу о том, как они собираются строить жилище, готовить пищу, охотиться, ловить рыбу и т.п. Класс задает вопросы и потом решает, способна ли данная группа выполнить свою работу. Например, у группы «организация питания» можно поинтересоваться, в чем они собираются готовить пищу, у группы «охота-рыболовство» — чем они собираются ловить рыбу и т.п. Все это ведущий отмечает на доске (напротив каждого вида работ оценивается готовность каждой группы в баллах).
Пример заполненной таблицы для группы, состоящей из 27 человек (вместе с ведущим)
Перечень работ,
необходимых для выживания |
Требуемое количество работников
(всего — 27 человек) |
Количество желающих
(всего — 24 человека) |
---|---|---|
Постройка жилья
(и его постоянный ремонт) |
10 | 5 |
Организация питания | 4 | 6 |
Охота-рыболовство | 7 | 9 |
Руководство (чтобы группа не переругалась) | 1 | 1 |
Массовики-затейники
(чтобы группа не скучала) |
1 | 2 |
Постройка лодки | 4 | 1 |
Далее (для усложнения игры) ведущий может заявить, что его поразила неизвестная тропическая болезнь и он уже не может руководить группой. Поэтому срочно требуется выбрать новое руководство. Также определяется, сколько человек для этого нужно. Участники выдвигают кандидатов. Иногда группа выбирает одного руководителя, иногда руководителя с одним-двумя помощниками (особенно если класс постепенно становится неуправляемым). Выбранные руководители занимают место ведущего, а ведущий садится за последнюю парту. Этап смены руководства должен занять 2–3 минуты.
Далее ведущий может заявить, что он в результате болезни постепенно превратился в «злого духа», который будет чинить группе всякие препятствия. Например, неожиданно напустить болезнь на отдельных (наиболее активных) участников, с помощью урагана разрушить некоторые постройки, делать разнообразные «злые чудеса» (скажем, объявить, что некоторые рыбы обладают душой и разумом, поэтому употреблять их в пищу — преступление) и т.п.
В какой-то момент ведущий намекает участникам, что на острове может возникнуть эпидемия, так как тропическая пища непривычна для европейцев и весь остров уже покрыт отходами, которые просто некуда девать и которые становятся очагами серьезных инфекций. Иными словами, он побуждает участников к строительству туалета, про который они часто забывают. Также можно намекнуть группе на необходимость строительства выгребной ямы для пищевых отходов.
Если группа решает соорудить такой важный для цивилизованной жизни объект, то сделать это необходимо в сжатые сроки и по всем правилам, то есть определить, сколько требуется для этого работников и кто именно будет этим заниматься. Важно определить, кто будет постоянно поддерживать порядок в туалете и вообще разбираться с мусором на территории острова... Нередко многие подростки стесняются выполнять такую работу, стремясь заниматься более престижными делами, поэтому есть риск, что эпидемия поразит большинство игроков.
Само обращение к теме «туалета», «нечистот», «мусора» — это попытка поразмышлять о благородстве, об аристократизме, о подлинной элитарности в самом высоком смысле этих слов. В книге
О.С. Муравьевой «Как воспитывали русского дворянина» есть интересная история на эту тему. В конце 1940-х годов на одной из постоянных баз геологов ожидали очередную экспедицию, в которой работал потомок древнего княжеского рода. На базе это знали и ждали молодого дворянина, предвкушая его реакцию на отвратительно грязный туалет: «Мы-то, ладно, потерпим, — шутили геологи, — но что будет делать Его светлость?!» Его светлость, приехав, сделал то, что многих обескуражило. Он спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл загаженную уборную... Это и был поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи (цит. по книге Вульфова Б.З., Иванова В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: Изд-во УРАО, 1997, с. 271).
Бывает так, что группа с самого начала играет неудачно (школьники много спорят друг с другом, мало добровольцев на ответственные работы и т.п.). В этих случаях вмешательство ведущего в роли «злого духа» может вообще деморализовать участников, поэтому количество и «качество» трудностей должно быть разумным.
Наконец, за 3–5 минут до конца занятия ведущий заявляет о прекращении игры и организует ее обсуждение.
Обсуждение игры Ведущий задает участникам вопрос: «Удалось ли нам выжить?» Школьники должны кратко обосновать свои выводы. Ведущий может также высказать свое мнение по этому вопросу. Затем он задает вопрос: «Удалось ли островитянам сохранить человеческое лицо в трудных условиях?» При ответе учащихся на этот вопрос ведущий может обратить их внимание на такие моменты: оказывалась ли медицинская помощь заболевшим, был ли организован досуг, или участники были озабочены только «выживанием», никак не заботясь о своей душе, возникали ли скандальные ситуации между участниками и т.п.
Комментарий для ведущего Участники вместе с ведущим могут увлечься каким-то одним аспектом игры, например, слишком подробно обсуждать конкретные виды работ. Тогда на всю игру может просто не хватить времени. Другая типичная трудность — возникновение хаоса, когда участники по незначительным вопросам начинают слишком оживленно спорить, перебивать друг друга. Часто возникают трудности при оценке классом своей готовности построить туалет. Кто-то даже может заявить, что «только в северных странах, в условиях консервирующего холода зараза сохраняется надолго, а в тропиках без туалета можно обойтись». Ведущий может заметить, что даже многие животные на уровне инстинктивных рефлексов стремятся закапывать свои испражнения (можно вспомнить собак, активно работающих задними лапками). Опыт проведения игры показывает, что не всегда участники готовы признать, что их игровые действия оказались неудачными. Иногда кто-то говорит, что в реальных условиях он бы вел себя «намного активнее и благороднее». Тогда ведущий должен объяснить, что игра — это тоже модель реальности.
ПРИШЕЛЬЦЫ
Цель игры — помочь подростку в осознании труда как ценности, а также роли труда в жизни общества и отдельного человека. Игра проводится в рамках урока и предназначена для учащихся 10–11-х классов.
Общая схема игры
По желанию из класса выбираются 2–3 человека, которые будут гостями с дальней планеты, неожиданно оказавшимися в данном городе и в данной школе. Предполагается, что из-за технических трудностей время пребывания на Земле ограничено 15 минутами. На срочно созванной пресс-конференции необходимо за это короткое время как можно лучше познакомиться с неизвестной цивилизацией, в живом контакте постараться понять друг друга. Гостям будет предоставлено слово, в котором они кратко сообщат главные сведения о своей планете, уровне развития культуры и производства, а также об основных занятиях ее жителей. После этого журналисты (остальная часть класса) постараются задать наиболее важные вопросы.
В течение 3–4 минут пришельцы готовятся в коридоре (думают, что рассказать о своей цивилизации, а может, даже и придумают внешний вид пришельца; все это можно было бы изобразить на доске). Ведущий объясняет остальным участникам (журналистам в классе), как вести себя на пресс-конференции. В частности, каждый журналист должен придумать, какой информационный орган он представляет. Перед тем как задавать вопрос, надо обязательно сказать об этом (данное условие дисциплинирует участников игры и делает ее более «солидной», более похожей на настоящую пресс-конференцию).
Естественно, вопросы должны быть краткими и понятными. Они могут относиться к самым разным сторонам жизни, но задаваться в тактичной и вежливой форме. Далее в класс приглашаются инопланетяне, и сразу начинается сама игра: сначала гости кратко (в течение 3–5 минут) делают свое сообщение, а затем отвечают на вопросы журналистов.
В ходе игры может возникнуть опасность перерастания игрового конфликта в межличностный. Например, когда журналистам вдруг не понравится образ жизни на чужой планете. Если это «потребительское общество» («потребительский рай», «царство наслаждений» и т.п.), то в адрес гостей нередко начинают отпускать язвительные реплики, типа «дегенераты» и еще похлеще. При таком развитии событий ведущий не должен радоваться «сознательности» класса и тем более поощрять ее, иначе неизбежны настоящие (неигровые) обиды. Психолог может извиниться перед пришельцами за недостаточную дипломатичность отдельных представителей прессы и предложить участникам игры вести себя более солидно.
Через 15 минут гости (по условию игры, связанному с ограниченным временем пребывания на Земле) просто «исчезают», т.е. садятся на свои места в классе.
Ведущий предлагает всем срочно написать корреспонденцию в свое агентство о первых впечатлениях от встречи. В течение 5–7 минут каждый журналист и каждый пришелец на отдельном листочке бумаги должны кратко сообщить:
1) каков, по их мнению, общий уровень развития новой для них цивилизации; пришельцы передают свои впечатления о жителях Земли — на основании того, что их интересовало и как они задавали свои вопросы;
2) стоит ли иметь дело с новой цивилизацией, стоит ли развивать с ней сотрудничество; может, по каким-то линиям такое сотрудничество развивать стоит (если есть чему поучиться), а по каким-то линиям — лучше не сотрудничать.
При этом важно предупредить ребят, что сообщения должны быть короткими — не более трети страницы. Активизированные школьники иногда готовы за короткое время исписать до 1,5–2 страниц, что в дальнейшем может отрицательно повлиять на общую динамику игры (при подведении ее итогов). Сами листочки можно подписать, обозначив не свои имя и фамилию, а название агентства (или название своей планеты — для пришельцев).
Листочки с сообщениями быстро собираются и зачитываются перед классом1. Лучше поручить это двум учащимся из числа наиболее пассивных. Такое знакомство с различными мнениями участников игры является подготовкой к основному ее обсуждению. В ходе обсуждения важно определить, каков же самый главный критерий развития общества. Ведущий выписывает все предложения учащихся на доске, после чего они поочередно обсуждаются. Возможно, путем обобщения удастся получить 2–3 самых важных критерия, однако в столь сложном вопросе такое достигается редко (даже при игре со взрослыми). В заключение ведущий может ненавязчиво, как бы наравне с другими критериями, предложить и свои.
Например, это может быть возможность самореализации, предоставляемая обществом для каждого члена, а не только для «лучшей» его части — элиты. При этом путь (способ) самореализации у каждого человека уникален и потому бесценен. Если, конечно, он не предполагает ущемления возможностей самореализации других людей.
Идеальным способом такой самореализации является свободный, творческий, общественно полезный труд, который может и не укладываться в общепринятые (формальные, или «нормальные») рамки существующих профессий.
Если общество ограничивает возможности самореализации определенной части своих членов, то оно ограничивает перспективы собственного развития. Но поскольку общество состоит из конкретных людей, то эти люди не должны оправдывать свою пассивность плохими условиями, плохим правительством, непониманием коллег и близких и т.п., а должны действовать, стремясь к самовыражению и одновременно улучшая само общество, членами которого они являются.
1 При проведении игры с большой аудиторией (от 50 и более участников) зачитываются лишь некоторые мнения, отобранные в случайном порядке, или наиболее интересные сообщения, быстро отобранные помощниками ведущего.