Профессиональная готовность к лагерю
Деловая игра для вожатых 1-2 года педагогического движения
Проводится она в конце учебного года. К этому времени ребята, как правило, уже имеют приблизительное представление о том, какими профессиональными качествами должен обладать вожатый. Часто представление о том, какие шаги необходимо предпринять для реализации поставленной цели, носит идеализированный характер. Одна из задач этой игры — разработка новичками сознательной стратегии развития необходимых навыков.
Разминка (10 минут + 10 минут)
В качестве разминки можно предложить игру «Пересесть», которая также может выполнять роль знакомства:
Все садятся в круг. Ведущий стоит в кругу. Он говорит: «Пересядьте те, кого зовут Васей». Эти люди должны пересесть, а ведущий должен успеть занять одно из освободившихся мест. Тот, кто остался без места, становится ведущим. Еще ведущим может стать тот, кто не встал и не поменял место, хотя должен был это сделать. Далее можно усложнять задание – пересесть должны те, кто сегодня в брюках. Еще один уровень сложности – пересесть тому, кто сегодня проспал; тому, у кого есть чувство юмора и т.д.
Ребята входят в зал и садятся в общий круг. Перед тем, как начать, ведущий просит каждого по кругу продолжить фразу: «Когда я думаю о лагере…». Это помогает участникам почувствовать общность переживаний.
Степень готовности (10 минут + 15 минут)
Следующее упражнение носит диагностический характер. Каждый участник у себя в тетради заполняет анкетку.
Текст анкетки
- Я еду в лагерь (написать название лагеря)
- Я выбираю должность (написать, какую)
Степень моей готовности к работе в лагере (поставить знак на отрезке)
- минимальная (я абсолютно не представляю, что нужно сделать для работы в лагере)
- максимальная (я уже сделал все необходимое и уверен, что хорошо отработаю).
Результаты всех анкет (степень готовности) выносятся на общий лист – где на отрезке находится большинство, а также в должности кого и с каким возрастом хотело бы работать большинство.
Первые шаги (15 минут + 15 минут + 20 минут)
Участников просят в произвольном порядке разбиться на группы. Число групп должно соответствовать количеству предпочитаемых должностей с разбивкой на возраста. Каждая группа получает карточку, на которой написана одна должность, выбранная ранее из общего списка.
Участникам необходимо подготовить памятку о том, что нужно сделать, чтобы получить данную должность. Вспомогательные вопросы для составления памятки:
- Какими личными качествами должен обладать человек, выбирающий эту должность?
- Каковы должны быть его знания?
- Какие шаги необходимо предпринять, чтобы наверняка занять эту должность?
Далее, познакомившись с результатами работы мини-групп, участники вновь объединяются для совместной деятельности. Теперь им необходимо составить общую памятку для работы вожатого. Для этого, основываясь на итогах работы в группах, каждый называет те шаги, которые нужно сделать обязательно, затем определяют их последовательность.
Завершающий этап (10 минут + 15 минут)
Для проведения завершающего этапа деловой игры участники проводят обсуждение важных вопросов в парах (пары желательно должны состоять из представителей одного отряда). Ведущий просит пары заполнить итоговый бланк (его нужно заранее написать на ватмане, чтобы потом повесить на стену), а затем поделиться своими впечатлениями об игре с другими участниками.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Изменился ли взгляд на работу вожатого?
- Пригодится ли эта памятка?
- Что удивило больше всего в сегодняшней игре?
- Чем эта игра была для меня полезна?
Приложение 1
Итоговый бланк
- Я выбираю должность (написать, какую) ...
- Мои индивидуальные особенности идеально соответствуют требованиям профессии или мне предстоит поработать над собой, чтобы привести в соответствие мои индивидуальные особенности с требованиями к должности вожатого (ненужное зачеркнуть).
- Для того чтобы поехать в лагерь, мне нужно предпринять следующие шаги (написать в таблице, какие):
Этапы подготовки | Степень реализации в настоящее время
(«+» или «–») |
Способы реализации |
---|---|---|
. | . | . |