Профессиональная готовность к лагерю

13197177787924 m1m.jpg

Деловая игра для вожатых 1-2 года педагогического движения

Проводится она в конце учебного года. К этому времени ребята, как правило, уже имеют приблизительное представление о том, какими профессиональными качествами должен обладать вожатый. Часто представление о том, какие шаги необходимо предпринять для реализации поставленной цели, носит идеализированный характер. Одна из задач этой игры — разработка новичками сознательной стратегии развития необходимых навыков.


Разминка (10 минут + 10 минут)

В качестве разминки можно предложить игру «Пересесть», которая также может выполнять роль знакомства:

Все садятся в круг. Ведущий стоит в кругу. Он говорит: «Пересядьте те, кого зовут Васей». Эти люди должны пересесть, а ведущий должен успеть занять одно из освободившихся мест. Тот, кто остался без места, становится ведущим. Еще ведущим может стать тот, кто не встал и не поменял место, хотя должен был это сделать. Далее можно усложнять задание – пересесть должны те, кто сегодня в брюках. Еще один уровень сложности – пересесть тому, кто сегодня проспал; тому, у кого есть чувство юмора и т.д.

Ребята входят в зал и садятся в общий круг. Перед тем, как начать, ведущий просит каждого по кругу продолжить фразу: «Когда я думаю о лагере…». Это помогает участникам почувствовать общность переживаний.

Степень готовности (10 минут + 15 минут)

Следующее упражнение носит диагностический характер. Каждый участник у себя в тетради заполняет анкетку.

Текст анкетки

  • Я еду в лагерь (написать название лагеря)
  • Я выбираю должность (написать, какую)


Степень моей готовности к работе в лагере (поставить знак на отрезке)

  • минимальная (я абсолютно не представляю, что нужно сделать для работы в лагере)
  • максимальная (я уже сделал все необходимое и уверен, что хорошо отработаю).

Результаты всех анкет (степень готовности) выносятся на общий лист – где на отрезке находится большинство, а также в должности кого и с каким возрастом хотело бы работать большинство.


Первые шаги (15 минут + 15 минут + 20 минут)

Участников просят в произвольном порядке разбиться на группы. Число групп должно соответствовать количеству предпочитаемых должностей с разбивкой на возраста. Каждая группа получает карточку, на которой написана одна должность, выбранная ранее из общего списка.

Участникам необходимо подготовить памятку о том, что нужно сделать, чтобы получить данную должность. Вспомогательные вопросы для составления памятки:

  • Какими личными качествами должен обладать человек, выбирающий эту должность?
  • Каковы должны быть его знания?
  • Какие шаги необходимо предпринять, чтобы наверняка занять эту должность?

Далее, познакомившись с результатами работы мини-групп, участники вновь объединяются для совместной деятельности. Теперь им необходимо составить общую памятку для работы вожатого. Для этого, основываясь на итогах работы в группах, каждый называет те шаги, которые нужно сделать обязательно, затем определяют их последовательность.


Завершающий этап (10 минут + 15 минут)

Для проведения завершающего этапа деловой игры участники проводят обсуждение важных вопросов в парах (пары желательно должны состоять из представителей одного отряда). Ведущий просит пары заполнить итоговый бланк (его нужно заранее написать на ватмане, чтобы потом повесить на стену), а затем поделиться своими впечатлениями об игре с другими участниками.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Изменился ли взгляд на работу вожатого?
  • Пригодится ли эта памятка?
  • Что удивило больше всего в сегодняшней игре?
  • Чем эта игра была для меня полезна?


Приложение 1

Итоговый бланк

  1. Я выбираю должность (написать, какую) ...
  2. Мои индивидуальные особенности идеально соответствуют требованиям профессии или мне предстоит поработать над собой, чтобы привести в соответствие мои индивидуальные особенности с требованиями к должности вожатого (ненужное зачеркнуть).
  3. Для того чтобы поехать в лагерь, мне нужно предпринять следующие шаги (написать в таблице, какие):


Этапы подготовки Степень реализации в настоящее время

(«+» или «–»)

Способы реализации
. . .