Прописывание целей и задач программы лагеря

S04uVsjfq48.jpg

Каждый раз приступая к прописыванию целей и задач программы испытываешь некоторые сомнения. Кому и зачем это нужно? Для чего это делать? Тем не менее, дело это нужное. Во первых, позволяет осознать и сформулировать чем собственно мы занимаемся. Во вторых, определяет наполнение и методы достижения тех целей, которые мы ставим и , в третьих, позволяет внятно описать тот продукт, который будет предлагаться потребителю.

Итак поговорим о форме существования детского коллектива в летнем лагере. И если с целями все понятно, это обеспечение полноценного и безопасного летнего отдыха ребенка и создание конкурентоспособного на рынке продукта, то на задачах работы непосредственно хотелось бы остановится отдельно.

Выделим три блока нашей работы.

  1. Работа с родителями
  2. Работа с детьми
  3. Работа с вожатыми


Работа с родителями.

Мы сознательно выделяем ее отдельный блок. Базируется она на принципе максимальной открытости нашей работы. Родитель должен иметь максимальную информацию о проекте (что мы планируем делать , что и как делаем, как воспринимают это дети, проблемы его ребенка, как мы их решаем).

Задача. Добиться максимальной лояльности и доверия со стороны родителей. Сделать их союзниками и партнерами в работе проекта.

Для этого:

  • Родители получают наш телефон и проводится собеседование (очно или по телефону) еще до выезда.
  • В течении смены, родители в любой момент могут получит исчерпывающую информацию о нашей работе и ситуации с его ребенком и поделится возникающими вопросами и опасениями. Я всегда на связи.
  • ежедневно в группе «ТГДМ» публикуется отчет о произошедшем и выкладывается в группу 50-60 фотографий за день, по возможности , видео.. В итоге родитель получает информацию о том , что происходило с их ребенком, как это выглядело , видеть своего ребенка в ходе наших мероприятий, комментировать и задавать вопросы.
  • отслеживается, чтоб ребенок был на связи. ( мы отслеживаем зарядку телефонов, чтоб ребенок имел его с собой, не мешаем общению с родителями)

Обоснование позиции простое

  1. Родители не нервничают (ребенок всегда на связи)
  2. Родители видят, что вы не скрываете от них ничего (имеешь доверие родителей). С этой точки зрения официальный запрет, а уж тем более "неофициальное" изъятие телефонов, вызывает законные вопросы и не способствует доверию ни к вам , ни к лагерю вообще.
  3. Родители имеют возможность перепроверить у ребенка истинность моих сообщений о наших делах, мероприятиях и положении дел отряде и в частности с их ребенком (очень важный и большей плюс к лояльности родителей)
  4. Ребенок не теряет контакта с близкими ему людьми (плюс к психологическому комфорту ребенка)
  5. Это отличный индикатор твоей работы . Фраза "мама, позвони позже у меня мероприятие (свечка, скачки, морской бой, тренинг) , ей богу лучшая оценка мероприятию. Кстати проблема с тишиной решается за минуту в самом начале мероприятия . "все достали телефон, подняли его и поставили на "вибрацию". (кстати это мгновенно становится "обрядом" и дети делают это с удовольствием)
  6. Наконец, это отличный источник информации о ситуации с ребенком. Родители могут иметь информацию о проблемах, которые ты "упустил и не доглядел" и ежели ты имеешь нормальные отношения с родителями (см п2 и 3) и если не "скрываешь" от них свой номер, то будешь иметь информацию о проблемах, которые реально беспокоят твоих детей. Кстати это же помогает снять и большую часть беспокойства родителей.


Работа с детьми.

Планируя работу с детьми , мы исходим из нескольких соображений:

  1. Ребенок, не замороженный полуфабрикат, а лагерь не холодильник. Нельзя на три недели отправить ребенка в лагерь и получить его таким, каким отправили. Это три недели детской жизни. Ребенок растет, получает жизненный опыт, взаимодействует с другими детьми и взрослыми. Он меняется. Соответственно, лагерь это не просто место отдыха и развлечения. Если мы хотим получить результат, положительно оцениваемый родителями , это должен быть в первую очередь педагогический проект.
  2. Этот результат включает в себя опыт и навыки, приобретенные ребенком за эти три недели
  3. Этот опыт должен быть результатом осознано построенной работы, как непосредственно с ребенком , так и со всем детским коллективом, в целом.

Исходя из этого, мы формулируем цели и задачи работы с детьми

Цель – Ребенок должен полноценно и безопасно отдохнуть на море. При этом и ребенок, и родители должны положительно оценивать результаты нашей работы.

Задачи:

  • жизнь отряда и каждого ребенка в нем должна быть интересной, разнообразной и дающей возможность для раскрытия способностей ребенка.
  • создание коллектива с комфортной психологической атмосферой
  • дать опыт выстраивания межличностных отношений
  • дать навык рефлексии (уметь оценивать себя, свою деятельности и окружающих)
  • дать опыт постановки и достижения цели, а также получения удовольствия от этого.
  • дать ребенку опыт успешности в области, которой он раньше не занимался. (это принципиальная задача для нашей программы)
  • ребенок должен уехать из лагеря с осознанным ощущением «это было лучшее лето моей жизни»

Каким образом мы этого добиваемся. Реализации этих задач должна соответствовать наполнение и построение смены. В ходе смены, отряд и ребенок проходит несколько этапов.

  • заезд
  • адаптация и формирование коллектива (оргпериод)
  • основная часть смены
  • выход на отъезд
  • отъезд

Каждому этапу соответствует свои кризисы и проблемы. Соответственно и мероприятия, и сама наша работа строится и проводится в соответственно с целями и задачами соответствующими каждому этапу (подробнее можно посмотреть ниже в подтеме "Работа воспитателя на отряде и критерии ее оценки").

При построении программы мы исходим из принципа «разнообразия и насыщенности». Это означает, что ребенок должен быть постоянно занят и у него просто не должно быть времени и возможности для асоциальной деятельности ( как говорится, «счастливый ребенок, это усталый ребенок») и эта деятельность должна быть разнообразной и интересной. В идеале, такой, чтоб на вопрос «а чем мы сегодня занимались?» получить ответ «столько было всего, что и вспомнить трудно». Важно, чтоб каждое происходящее «событие было интересно и значимо для ребенка, чтоб он «включался» в него.

Наполнение смены

  • Общелагерные мероприятия, в которых мы решаем принять участие. Дискотеки, участие в концертах, открытие и закрытие смены, спортивные соревнования и мероприятия, которые интересны и способствуют достижению тех целей и задач, которые решаются в настоящий момент.
  • Экскурсии и др. мероприятия вне лагеря (аквапарк, поход , поездка на катере и тд.) . Не менее пяти – шести за смену.
  • Купание в море (два раза в день) . На пляже обязательно проведение мероприятия.
  • Тренинговая программа. Тренинги на командообразование, работа со страхами, тренинг на общение, работу в группе, достижение цели и тд. Тренинги проводятся в игровой форме, и их проведение привязано к конкретным задачам текущего момента. Проводятся по возможности ежедневно (продолжительность -1 час), не менее 14 занятий
  • Театральная студия. Дает основы актерского мастерства, развивает фантазию, позволяет примерять к себе чужие роли, лучше понимать партнера , осознать почему мы себя ведем так или иначе, снимает внутренние блоки зажимы.. Проводится как замена тренинга или как отдельное мероприятие. Не менее 10 занятий за смену.
  • Занятия по хореографии. Развитие пластики, снятие зажимов и т.д. . Не менее 14 занятий за смену Проводятся в связке с тренингом или театральной студией (половина отряда на тренинге, половина на хореографии . Потом меняются.).
  • Свечка- мероприятие на рефлексию и осознания себя, отношений с другими людьми, подведение итогов и оценка прошедших дней. Проводится раз в три дня.
  • Мероприятия проводимые в рамках отряда . Проводятся силами вожатых . Крестики- нолики, Скачки, Морской бой, Дни рождения, Прощальный костер, Зарядка и тд.. Любые мероприятия проводимые в рамках отряда, служат решению задач программы.


Работа с вожатыми.

Осознанная работа с вожатыми, основанное условие для успешной реализации программы ТГДМ. Ее цель создать условия для максимально эффективной работы вожатого.

Задачи

  • осознание и принятие вожатым целей и задач программы
  • правильное позиционирование вожатого
  • Введение вожатого в состояние «я успешный вожатый»
  • Проведение социально-педагогической экспертизы , проведение мониторинга положения дел в отряде (ежедневно), координация нашей работы.


Субьективные критерии работы лагеря

Лагерь оценивается по тем критериям, которыми оценивается работа в самом лагере. Причем для работы вожатых и администрации они могут быть разными.

Это позволяет построить пирамиду критериев. Пойдем сверху вниз.

Аа) Настолько наша деятельность меняет мир к лучшему
Аб) Насколько наша деятельность меняет детей к лучшему
Ба) Здорово или не здорово (ударение на первый слог), то что мы делаем
Бб) Интересно - не интересно
Ва) Есть ЧП - нет ЧП
Вб) Соблюдены инструкции- не соблюдены
Га) Хорошо или нет мы освоили бюджет
Гб) Хорошо или нет МЫ отдохнули
Гв) Все ли мы освоили что можно освоить

Очевидно, что на уровне Г работа вожатого не оценивается вовсе. На уровне В администрация оценивает в работе только один параметр Б подразумевает что администрация внимательно отслеживает работу вожатого и помогает ему На уровне А все ресурсы администрации и вожатых направлены на достижение одних целей.


Заключение В общем, примерно так.


Работа воспитателя на отряде и критерии ее оценки

В заголовке акцент сделан на слове «воспитателя», потому что по сложившейся в Каравелле практике именно воспитатель отвечает, за работу, которая проводится в отряде.

Поэтому именно от воспитателя требуется понимание того, как проходит смена, какова последовательность задач и каким образом решаются задач,стоящих перед ним.

Перечисленные мероприятия для нас являются обязательными, выполняются со всеми отрядами, на которых нам приходилось работать.


1) Заезд, оргпериод.

А) уровень отряд- ребенок.

  • преодоление стресса от смены обстановки
  • организация группировок, распределение в них ролей
  • принятие законов, существования отряда (правила поведения,этические нормы, взаимоотношений дети - вожатый)
  • вхождение в состояние успеха
  • сплочение отряда, осознание коллективом себя
  • срыв отряда (попытка оспорить коллективом, осознавшимсебя, роли вожатого и законов существования отряда)
  • преодоление срыва отряда (подтверждение роли вожатого изаконов)

Б) уровень вожатый

  • позиционирование вожатого
  • оценка приехавших детей
  • анализ складывающихся в отряде группировок, выстраиваниеотношений с ними
  • формулирование законов существования в отряде и этическихнорм
  • ввод отряда в состояние успеха
  • подтверждение позиционирования вожатого, подтверждение законов и этических норм
  • отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда)
  • преодоление срыва отряда

В) Уровень вожатый-воспитатель

  • формулирование задач и методов их решений
  • формулирование этических норм существования в отряде и лагере
  • подтверждение собственной успешности
  • введение вожатых в состояние успеха

Результатом прохождения оргпериода является сложившийся коллектив, принявший законы существования в условиях лагеря, с принятым отрядом комплексом этических установок (что круто- что «отстой»), комфортной для ребенка психологической атмосферой. Все это формирует своеобразный «туннель реальности» в рамках которого, лагерь отличное место, то что мы делаем – это здорово, для нас нет слов «трудно», «я не буду, не хочу», «круто» быть творческим и ярким, здесь я могу получить то, что не получу нигде (перспективы личностного роста), выполнение правил поведения – условие существования «нашего отличногомира» и т.д.


2) Основной период.

  • поддержание «туннеля реальности»
  • решение личностных проблем ребенка
  • решение задач его личностного роста
  • подтверждение этических установок, заданных в отряде
  • поддержание вожатых в состоянии успеха
  • формирование у родителей позитивного мнения о отряде,лагере и нашей работе


3) Завершающий период.

  • психологическая подготовка ребенка к завершению смены
  • завершение образа отряда (создание образа «это лучшее летов моей жизни»)
  • вывод отряда на состояние отъезда (комплекс мероприятий «расстаемся друзья, чтобы встретится вновь»)
  • подготовка, остающихся на следующую смену, к вхождению вновый отряд
  • отъезд

Все перечисленное, является стандартным комплексом задач,которые мы решаем, работая с отрядом. Эти задачи, на наш взгляд, должны решаться любым вожатым или воспитателем, на любом отряде, и не зависят от тематики смены и мероприятий, проводимых в лагере и отряде. Данный список задач был сформулирован в Каравелле в ходео бсуждений проблем работы с отрядом, которые постоянно велись в лагере средивожатых и воспитателей, что было нормой в конце 90-х, начале 2000-х годов. Именно решение этих задач являлось основой для «общественного мнения»,определявшего «хорошо или плохо» работает вожатый или воспитатель, задававшего ориентир для вожатых, ориентированных именно на работу с детьми.

Можно не понимать или не принимать методов и методик, используемых воспитателем, принимать или не принимать стиль его работы, но оценивать эффективность его работы имеет смысл именно с точки зрения, насколько он осознает и решает эти задачи


Идеальный образ цели

Попробуем выделить "работу с отрядом" в отдельную подтему. Прописывая "что должен делать (уметь) вожатый в ходе смены" будем всегда исходить из парадигмы и том, что является необходимым условием, чтоб отряд "удался".

Причем ключевым словом обозначим именно "отряд".

И ведь странная штука. Что является залогом успеха в творческих мероприятиях- атмосфера внутри отряда, насколько установка на реализацию себя через творчество принята, как норма внутриотрядной жизни. Что является главным критерием оценки с точки зрения ребенка? - насколько"дружный" был отряд и его психологический комфорт. Т.е. опять же, атмосфера внутри коллектива, принятые внутри него морально-этические нормы. Что является главным критерием для родителей? Опять, все те же, психологический комфорт ребенка и его безопасность. Т.е. комфортная психологическая атмосфера в отряде и отсутствие насилия.

Все остальное вторично. Любые приобретенные навыки, насыщенная программа, природа, море, лес и материальные условия отдыха и т.д., гроша ломаного не стоят если ребенку в отряде плохо. Никакие меры безопасности не спасут от насилия внутри отряда , алкоголя, курения и прочих безобразий,если это не будет противоречить тем "законам" которые будут приняты отрядом, тем морально - этическим нормам, которые он примет. Даже там, где администрация лагеря вообще не ставит перед собой педагогических задач, в зачет идет банальное отсутствие ЧП. Количество, которых опять же определяется именно уровнем "отрядной" работы.

С этой точки зрения,интересней и полезнее понять почему отряд "не получается".

Мне кажется, что ключевым моментом, является вовсе не педагогический опыт и уж тем более не знания конкретных методик. Это все, полезное подспорье, а вовсе не гарантия успеха. Более того, зачастую именно они являются причиной (не скажу неудачи) самоуспокоенности и , в результате, появления очередного "серенького"отряда. Ну... не повезло с детьми, напарниками.... и т.д. Ничего, на технике вытянем.. И вытягивает.. Превратившись из вожатого в "надсмотрщика" и пастуха. ЧП нет и слава богу!

В то же время, впервые приехавшие в лагерь, зачастую добиваются отличных результатов. Т.е. не в опыте и даже не в навыках дело. Позволю высказать свой взгляд на данную проблему.

Успешный отряд можно получить, только понимая каким он должен быть. Вожатый, приступающий к работе должен иметь представление, что он хочет получить в результате. Т.е. иметь в голове идеальную картину того отряда, к созданию которого он приступает. Причем картина эта должна быть"идеальной". Какие взаимоотношения вы хотели бы иметь между детьми, между детьми и вожатыми, каким должно быть отношение в отряде к спорту, творчеству, правилам поведения в лагере, алкоголю, ваша роль в отряде, кем вы хотите быть , с какими впечатлениями от лагеря и лично от вас должны уехать дети из лагеря. Картина эта должна быть "привлекательна". Привлекательна в первую очередь для вас самих. Это должен быть "мир", в котором вам самому хотелось бы существовать. За право существования, которого вы были бы готовы бороться.

Конечно же это эскиз. Но Как можно работать без него? Именно на основе его потом выстраивается логика всей дальнейшей работы. Не понимая,что ты хочешь получить в итоге, как можно приступать к работе с детьми? Да они приедут "не идеальные" , не придуманные, живые. Не такие как "придумывалось". Но это же та самая "техника". Главное - тебе есть что им предложить. Ты не сможешь добиться, чтоб сильный не обижал слабого, не было мата и т.д и т.п., если сам не веришь, что это НЕПРАВИЛЬНО и в вашем отряде этого быть не должно. Самое забавное, что это не нужно "проповедовать". Наличие у тебя четкого представления о ПРАВИЛЬНОЙ форме существования внутри отряда, дети "считывают" сами и принимают автоматически еще в ходе оргпериода. И если предложенный тобой "эскиз" привлекателен, комфортен для них... Отряд его примет. Если ты сам его не "поломаешь".