Проводите Отрядные Дела

TMl0QlRZnnM.jpg

Эта статья об одной из важнейших составляющих работы Вожатых.

Давайте представим ситуацию, которая так или иначе происходит в начале первой смены в каждом Лагере с вожатыми-новичками. Опытные переживают примерно то же самое, но у них уже есть опыт!

Вот наш герой - молодая девушка или парень. Минуту назад он начал осознавать себя руководителем детского коллектива, в котором тридцать человек, мальчишек и девчонок. Вожатый приступает к делу, используя те ресурсы, которые у него есть. В основном это теоретические знания. Они подсказывают провести "игру на знакомство", "рассказать о правилах лагеря", "построить отряд на обед". Для этого хорошо бы каким-то образом наладить контакт с шумной толпой, в которой каждый занят чем-то своим.

И тут выясняется, что построить и пересчитать ребят получилось только через десять минут. Ещё столько же времени потребовалось чтобы "дети перестали болтать". Настрой вожатого "а давайте сейчас все вместе дружно..." немного сбит уже к этому моменту. Что дальше? Например, унылые попытки объяснить правила игры тем, кто вовсе не хочет с вами ни во что играть. Нередко всё и заканчивается на этапе "объяснения правил".

Это позже придёт понимание, что детей не обязательно "строить", достаточно собрать вместе, и этот процесс можно превратить в радостное событие, игру и Традицию, когда ребята сами придумывают, как им собраться сегодня: в геометрическую фигуру или встать в линию по цвету глаз? Ведь собираемся мы не для "поддержания дисциплины", а для того, чтобы всех увидеть и всем улыбнуться. И убедиться что у всех "всё ок".

Здорово, когда в конце смены вспоминаешь пройденный путь и все эти этапы: от «мы не хотим играть!» и "а когда свободное время" до «а какое у нас сегодня ОДэ?» и «День мне очень понравился, у нас было целых два ОДэ!» - говорит пионерка на Орлятке, Орлятка длится уже полтора часа и давно превратилась в большое и полноценное третье ОДэ за день.

Что за ОДэ? И как создать такой Отряд? Для начала, у нас есть три "проверенных в боях" совета.


Первый совет: проводите Отрядные Дела каждый день

Отрядное Дело (сокращённо ОДэ) — это то волшебство, без которого просто немыслимо существование Реального Отряда. Отрядное Дело – это когда ты, и весь твой Отряд, и все Вожатые, короче, вы все вместе делаете что-то интересное и полезное. Это может быть игра, прогулка, репетиция, разработка плана будущего стартапа или создания вашего блога. Или всё остальное. Главное — вместе! Что делать с теми, кому не интересно? Попробовать заинтересовать. Не получилось? Сделайте хайповое ОДэ для тех, кому интересно, остальные в следующий раз подтянутся. Чем больше вы постараетесь провести интересных, творческих, ориентированных на формирование коллектива Отрядных Дел, тем лучше у вас получится Отряд. Тем интереснее будет отдых и оздоровление детей. Тем больше удовольствия вы получите от работы и тем скорее поймёте, что быть Вожатым – одно из лучших занятий в мире.

В первые дни смены организовать Отрядное Дело намного сложнее, чем в последующие. Ваш вожатский статус (статус руководителя, лидера) постоянно подвергается проверке, что станет очевидно... сразу же. В это время ребята привыкают к Лагерю, окружающим, к вам, к такому новому формату жизни, а вы отрабатываете свои педагогические навыки и получаете ОПЫТ.


Второй совет: полюбите Отрядные Дела

Отрядное Дело — это не обязаловка, которую вы (между прочим) обязаны делать каждый день, а лучше чаще. Это не урок, и не какая-то формальная штука, которую нужно проводить потому, что это ваша работа, так написано в плане дня, и требует начальник. Отрядное Дело — это праздник.

Потому что именно во время ОДэ толпа детей превращается в Отряд, а вы становитесь в полной мере Вожатым. Вы ведь приехали в лагерь чтобы стать Вожатым? Стать тем, кем хочется - это здорово. Это профессиональная самореализация. Это праздник!

Вот как это работает: чем больше Отрядных Дел проводите, тем интереснее и проще жизнь в лагере, ребята и вы стали дружной командой и получаете максимум удовольствия от всего, что происходит. Поэтому, Вожатые, полюбите Отрядные Дела!

Когда я обсуждал эту статью с одним невероятно классным человеком, назовём его "вожатый X", он сказал, что не любит проводить ОДэ. Потому что "это всегда напряг". Зато он любит придумывать кримпы со своим Отрядом Аватар. Кримп - это такой танец-кричалка, который может длиться полминуты и дольше. Представьте, тридцать человек синхронно исполняют кримп на концерте Открытия смены или на Линейке, это всегда классное шоу.

Ребятам отряда Аватар тоже нравится делать классное шоу. "Вожатый Х" выступает как режиссер-постановщик.

Получается, Отрядное Дело по формуле: Вожатый, который делает то, что ему очень интересно + Отряд, вдохновлённый энтузиазмом Вожатого + общая и понятная для всех мотивация: сделать классное шоу на концерт = Отряд несколько дней репетировал, в процессе этого сплотился, а после выступления ребята почувствовали успех. В коллективе теперь появился интерес к будущим ОДэ. Вожатый почувствовал самореализацию. Когда "вожатому Х" пояснили, что его любимые кримпы - это пример прекрасного Отрядного Дела он узнал, что всё-таки любит ОДэ


Третий совет: проводите Отрядные Дела качественно

Качественное ОДэ обязательно отвечает всем перечисленным дальше критериям:

соответствует возрасту детей в Отряде, их интересам, периоду смены, атмосфере в коллективе, погоде на улице. Короче, адекватно нужно к подготовке относиться.

Вожатые-напарники действуют слаженно, поддерживают друг-друга, умело используют свои сильные стороны - это командная работа. Например: Эдик, которого видно издалека, всех собрал, остроумный Андрей вспомнил какой-то локальный мем и поднял настроение собравшимся, Стёпа профессионально произнес речь о том, как прекрасны и важны наши ОДэ, а Валюша, которая запоминает сорок человек по именам за десять минут и знает все правила всех игр, уже объясняет их пионерам. рационально используются доступные ресурсы: переносная колоночка с хорошей музыкой, костюмы из коллекции лагерного театра, бумага, фломастеры, табуретки из корпуса... а ещё правильно выбрана локация и время для проведения - успели всё, что запланировали и на ужин почти не опоздали.

Вожатые - красавчики и молодцы. Они выглядят уверенно, быстро ориентируются в постоянно возникающих нестандартных ситуациях, ловко и умело реагируют на бесконечный поток вопросов от детей, грамотно говорят и видят индивидуальные особенности и потребности каждого пионера в процессе всего происходящего. И при этом у них включен режим психологической саморегуляции. Всего-то навсего😉

Остаётся добавить, что для успешной работы Вожатому необходимо всегда иметь доступ к нескольким десяткам хороших сценариев/методик проведения Отрядных Дел. Уметь собирать новые Дела как конструктор. Использовать в педагогической работе современные, понятные школьникам тренды и технологии.