Пример составления и анализа социограмм

B9e97f3ad3d0m.jpg

Как составить социограмму

  1. Составь список воспитанников, расположив их в порядке уменьшения влиятельности или власти в группе. Например: Владимир, Евгений, Виктор, Иван, Павел, Андрей, Саша.
  2. Напротив имени каждого воспитанника запиши три положительные черты его характера и одну отрицательную (см. таблицу <Группа воспитанников>). Это поможет тебе понять природу влияния воспитанников друг на друга. Это также поможет тебе определить направления, по которым тебе предстоит работать с каждым воспитанником. Твоя цель - помочь им развить сильные стороны их характера и преодолеть свои слабости.
  3. Обведи каждое имя в кружок. Вокруг имени воспитанника, оказывающего наибольшее влияние на группу, будет самый большой круг, а вокруг имени воспитанника, оказывающего на группу наименьшее влияние, - самым маленький. Размеры остальных кругов должны быть пропорциональны влиянию, оказываемому соответствующим воспитанником на группу.
    Soc01.jpg
  4. В центре чистого листа бумаги поставь жирную точку. Размести круги воспитанников вокруг этой точки. Круг воспитанника, пользующегося в группе наибольшей популярностью, размести ближе всех к точке, а того, кто пользуется наименьшей популярностью - дальше всех от центральной точки.
  5. Начерти линии, соединяющие воспитанников, которые связаны друг с другом теми или иными взаимоотношениями. Если взаимоотношения крепкие, линия должна быть жирной. Для обычных взаимоотношений используй линию обычной толщины. Слабые, нерегулярные взаимоотношения изобрази пунктирной линией.
  6. В конце каждой линии нарисуй стрелку, показывающую, кто был инициатором взаимоотношений. Если инициаторами взаимоотношений являются оба их участника, поставь стрелки на обоих концах линии.



Таблица <Группа воспитанников>

Имя воспитанника Сильные стороны Слабые стороны
1. Владимир Хорошо играет на гитаре и поет

Любит природу Организатор

Противится правилам лагеря
2. Евгений Лидер

Чистый и опрятный Хорошее чувство юмора

Конфликтует со взрослыми
3. Виктор Дружелюбный

Умная голова Целеустремленность в спорте

Курит
4. Иван Компанейский характер

Командный игрок в футбол Миротворец

Скверные мысли и язык
5. Павел Легко прощает

Любит читать Отзывчивый

Одиночка
6. Андрей Настойчивость в занятиях спортом

Положительное отношение

Хвастливость, эгоистичность
7. Саша Отзывчивый

Доброжелательный Поддерживает вожатого

Заниженная самооценка



Soc02.jpg

Анализ социограммы

  1. Обрати внимание на группировку из трех человек: Евгений, Виктор и Иван. Им, может быть, и нравится быть вместе, но это отрицательно влияет на единство группы. Виктор чувствует себя очень хорошо в компании Ивана и Евгения и не обращает никакого внимания на остальных четверых товарищей по группе.
  2. Павел - одиночка. Он держится в стороне от остальных, у него ни с кем не налажены взаимоотношения. Его душа наполняется скукой, разочарованием и болью.
  3. Сашина неуверенность в себе не позволяет ему наладить хорошие взаимоотношения с другими воспитанниками. Евгений, Андрей и Владимир пытаются вовлечь его в дела группы, но Саша на это не реагирует.
  4. Между Владимиром и Андреем сложились тесные взаимоотношения, так что в группе уже две группировки.
  5. Владимир, Андрей и Евгений прилагают немало усилий, чтобы навести мосты, но они должны признать Павла и действовать на благо единства всей группы.
  6. Обрати внимание на резкие различия в размере кругов.


Этой группе нужен творческий лидер. Если вожатый оставит без внимания проблемы во взаимоотношениях, в группе не будет никакого взаимодействия, а будут споры, которые могут перерастать в драки. Некоторые ребята станут курить. У Андрея может начаться психологическое охлаждение. Наша троица в результате останется всем вполне довольна. Владимир и Андрей, вероятно, дотянут до конца смены, но один-два воспитанника группы обязательно будут разочарованы и дома опишут лагерь в мрачных тонах.


Необходимые действия.

  1. На протяжении дня используй каждую возможность похвалить воспитанника за то, что он делает хорошо и правильно. Например, Иван рассказывает ребятам что-то хорошее о своих родителях. На это ты можешь сказать: <Иван, ты уважаешь своих родителей. Молодец!> А Евгения можно похвалить так: <Твоя постель и вещи всегда в порядке. Спасибо за то, что ты заботишься о чистоте в комнате!>.
  2. Узнай интересы каждого воспитанника; предложи ему поделиться с тобой тем, что его занимает; раздели его энтузиазм и используй каждую возможность вместе заняться его любимым делом.
  3. Узнай, зачем каждый воспитанник приехал в лагерь, и помоги ему осуществить свои желания.
  4. Наладив с воспитанниками хорошие взаимоотношения, поговори с каждым из них о недостатках его характера и о том, что вы вдвоем можете сделать, чтобы преодолеть эти недостатки. Такой разговор нужно вести наедине. Начни с вопроса: <По-твоему, как ты мог бы стать лучше?> Воспитанник обычно знает ответ. Если он честен, то ответит тебе, и ты сможешь ему помочь. Если же он еще не готов разобраться со своим недостатком, то будет отрицать его наличие или отказываться говорить о нем. Не нужно давить на парня, просто больше верь в него.
  5. Составь вторую и третью социограмму, которые отразят дальнейшее развитие взаимоотношений в группе. Взаимоотношения будут меняться либо в лучшую, либо в худшую сторону. Можно предложить каждому воспитаннику начертить собственную социограмму; желающие могут показать тебе, что у них получилось. Социограмму можно составлять и всей группой. Воспитанники будут участвовать в этом проекте с большим интересом и в результате совместной работы станут более тактично относиться друг ко другу.


Если вожатый замечает проблемы во взаимоотношениях уже в начале смены, у него есть возможность работать над решением этих проблем и превратить посредственные или даже негативные впечатления воспитанников в радостный и успешный лагерный опыт.



Soc03.jpg

Анализ социограммы

Успешные действия вожатого по руководству группой и личное участие в жизни каждого подопечного позволили добиться очень хороших результатов. Вот некоторые из них:

  1. Одиночка Павел влился в состав группы.
  2. Группировка из трех человек (Иван, Виктор, Евгений) растаяла и слилась с остальной группой.
  3. Каждый воспитанник старается наладить взаимоотношения со всеми остальными.
  4. Власть и контроль смягчились. Круги стали более близкими по размеру, уменьшилась борьба за лидерство в группе.
  5. Владимир использовал свое влияние во благо и через тесные взаимоотношения с Сашей укрепил в нем чувство собственного достоинства.
  6. Сашино чувство собственного достоинства повысилось до такой степени, что теперь он с уверенностью сходится с остальными ребятами в группе.
  7. Андрей состоит с каждым в хороших взаимоотношениях. Его уважают и любят все остальные воспитанники.
  8. Иван стал прилагать гораздо больше усилий к тому, чтобы быть <командным игроком>. Однако ему по-прежнему нужно признать Владимира и протянуть руку Павлу.
  9. Виктор также поработал над развитием взаимоотношений с другими воспитанниками, но ему следует больше задумываться над тем, как найти общий язык с Сашей и Павлом, и предпринимать практические шаги в этом направлении.
  10. Евгений показывает заметный рост. Его лидерские качества помогли ему крепко подружиться с каждым членом группы.


Эта группа за три дня добилась больших успехов и способна достичь еще большего. В ней очевидно присутствие командного духа. А когда в группе на основе прочных межличностных взаимоотношений установился командный дух, ее вожатый может достичь очень многого.

Если к пятому дню достигнут такой уровень групповой динамики, через несколько дней в этой группе можно ожидать нравственного прорыва. Это обязательно произойдет, если будут усиленно к этому как сам вожатый, так и другие сотрудники лагеря. Вожатому этой группы нужно сосредоточиться на характере каждого воспитанника, терпения, чтобы не волноваться слишком сильно, и полагаться на референтность детской группы, а не на собственное влияние в этом аспекте своей деятельности в лагере.



Soc04.jpg

Теперь начерти схему, отображающую взаимоотношения между тобой и каждым твоим подопечным во второй день смены. Для обозначения каждого воспитанника используй круг того же размера, что и на <Социограмме воспитанников>. Нарисуй круг, обозначающий тебя. Его размер должен соответствовать твоему влиянию на группу и соотноситься с влиянием воспитанников. Если ты оказываешь на группу больше влияния, чем Владимир, сделай свой круг бoльшим, чем его; если твое влияние меньше, то и размер круга должен быть меньшим. Расположи круги воспитанников вокруг своего круга. Воспитанники, с которыми у тебя самые хорошие взаимоотношения, должны располагаться к тебе ближе всех. Воспитанники, с которыми у тебя взаимоотношения практически отсутствуют, должны располагаться дальше всех (см. образец).


Необходимые действия.

Изобразив свои взаимоотношения с воспитанниками графически, задай себе необходимые вопросы и проанализируй интенсивность этих взаимоотношений (или их отсутствие). Прими соответствующие решения. Посоветуйся с координатором программы. Согласен ли он с тем, как ты нарисовал социограмму? Предлагаемые ниже вопросы и соображения помогут тебе проанализировать состояние твоих взаимоотношений с каждым воспитанником.

  1. Не мешает ли близость между мной и Павлом моим взаимоотношениям с остальными воспитанниками? Почему Павел так старается стать моим другом?
  2. Почему Андрей холоден по отношению ко мне?
  3. Я должен простить Виктору то, что он курит, не ставить равенства между борьбой с его курением и им, и последовательно прилагать усилия к тому, чтобы принять его в своем сердце. Я должен протянуть ему руку.
  4. Самый влиятельный среди воспитанников группы - Владимир. Если между мной и им ничего не изменится, то скоро я потеряю контроль над группой. Мне срочно нужна помощь координатора программы.
  5. Бедный Саша. У него такой мягкий характер. Как мне помочь ему, чтобы он чувствовал себя достойным меня и общался со мной открыто?
  6. Евгений оказывает на группу большое влияние. Я подозреваю, что он держится от меня на расстоянии из-за своих проблем с родителями. Мне следует быть мудрее, чтобы правильно относиться к нему.
  7. Иван, наверное, хочет получать от меня больше помощи, но я сдерживаю себя в этом, потому что мне отвратительно его сквернословие. Я не должен так к нему относиться. Мне стоит прекратить осуждать Ивана и больше симпатизировать ему.


Вноси в свой дневник необходимые записи о каждом воспитаннике (у тебя должна быть заведена отдельная страница для каждого). Запасись мудростью, терпением и пониманием, чтобы найти общий язык с каждым из своих подопечных. Ищи идеи, которые помогут усилить связь между тобой и каждым воспитанником.

Вожатому желательно в середине смены составить вторую социограмму <вожатый и воспитанники>, чтобы наглядно отобразить и проанализировать развитие своих взаимоотношений с каждым воспитанником. Первая социограмма показала наличие серьезных проблем во взаимоотношениях. Теперь тебе нужно подвести итог предпринятых усилий и определить, с кем твои взаимоотношения улучшились, а с кем нет.

Поскольку в оценке своих отношений с воспитанниками тебе трудно быть объективным, всегда следует привлекать к составлению социограммы <вожатый и воспитанники> координатора программы.


Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Как социограмма группы может помочь вожатому улучшить взаимоотношения в группе и групповую динамику?
  2. Что вожатый должен сделать для того, чтобы собрать сведения, необходимые для составления социограммы группы?
  3. Какие сведения и указания вожатый должен дать своим подопечным, прежде чем поручать им составление собственных социограмм группы?
  4. Рискнешь ли ты предложить воспитанникам вместе составить социограмму группы? Почему? В каком случае ты не будешь делать этого?
  5. Как социограмма группы может помочь более полноценной заботе вожатого о каждом из его подопечных?
  6. Покажешь ли ты воспитанникам составленную тобой социограмму группы? Если да, когда это уместно сделать? (Когда ты уже обсудил и первую, и вторую социограмму с координатором программы, наладил личные взаимоотношения с каждым воспитанником, похвалил его за его сильные стороны и помог ему в борьбе с недостатками.)