Приемы проведения занятий с группой
Изложим некоторые формы работы в группе, для того чтобы вы могли воспользоваться ими при проведении занятий с ребятами. Безусловно, все эти приемы можно и нужно постоянно обновлять, помня при этом, что они должны носить творческий, созидательный характер. Внимательно изучите предложенные формы, продумайте варианты их применения во время работы с группой, учитывая специфику потребностей и возраста ребят, условия местности, где ты живете.
Дискуссия
Дискуссия дает возможность молодым выразить свое мнение по тому или иному вопросу на основании своих знаний и опыта. Дискуссия может расширить, углубить их, а иногда и изменить прежнюю точку зрения на противоположную. В любом случае, человек повышает уровень своей эрудиции. Нередко, особенно при обсуждении спорных вопросов, дискуссия принимает острый характер и ребята не достигают согласия. Тем не менее, даже в этом случае формируются ценностные установки, запоминаются новые факты, впоследствии оказывающие влияние на самого человека и его поступки. Как бы ни проходила дискуссия, в той или иной мере всегда удается найти общие позиции и выработать определенные рекомендации.
В дискуссии могут принимать участие двое участников и больше. Идеальный вариант - 6-8, что дает возможность каждому из участников в полной мере выразить свое мнение и с вниманием выслушать партнера. При проведении занятий в ряде случаев бывает полезным выбрать в каждой подгруппе лидера, проводящего дискуссию, который информировал бы об итогах обсуждения лидеров других подгрупп. Это помогает более быстрой отработке общего мнения и консенсуса всей группы.
Мозговая атака
Мозговая атака представляет собой отличный способ быстрого включения всех ребят в обсуждение того или иного вопроса посредством свободного выражения мыслей каждым. Задав вопрос, вы записываете поступающие ответы без комментариев. Затем группируете поступившие предложения по смысловому содержанию, определяете приоритеты и в результате чего формируется общее мнение. Нередко, прежде чем принять решение относительно плана действий, требуется обсудить ряд других вопросов, помимо тех, которые уже дискутировались. Как руководитель вы должны быть очень внимательны при записи поступивших предложений и не пропустить ни одного из них. Ведь иногда ребенок, переборов стеснительность, выражая свою мысль (пусть даже она покажется кому-то из присутствующих нелепой), надеется, что ее не оставят без внимания при обсуждении, но оказывается, ее не заметили - этого достаточно, чтобы человек замкнулся и ушел в себя, полагая, что его мнение игнорируют, с ним не считаются. Вам как лидеру следует знать и ценить мнение каждого участника, так как это даст возможность определить общую психологическую атмосферу в группе, создать представление о ее общем уровне знаний и стремлений. Ваше внимание и благожелательное отношение будет лишь способствовать созданию климата доверия и взаимопомощи.
В этой связи уместно обратить внимание на очень важную деталь психологического метода - это умение слушать. В разговоре друг с другом мы часто не концентрируем внимание на том, о чем информирует собеседник, особенно если взволнованы предметом разговора и нам побольше хочется высказать самим. Умение слушать - замечательное качество человека, которое дает возможность узнать много нового и способствует результативности беседы. Юный человек, которого слушают не перебивая, имеет возможность обдумывать свои слова, не торопится высказать первое пришедшее в голову. Очень важно показать, что каждый заинтересованно слушает партнера, для чего надо смотреть на рассказчика во время его повествования, улыбаться в нужном месте и т.д. Если кто-то затягивает рассказ, следует время от времени осторожно его подводить к обобщению сказанного, одновременно выражая свой интерес к услышанному. Для отработки этого приема надо разбить ребят на пары и попросить по очереди поведать своему собеседнику что-нибудь интересное. При этом каждому из них придется выступать и в роли внимательного слушателя, который ни в коем случае не должен перебивать рассказчика. Поначалу для многих это покажется суровым испытанием - слушать, не перебивая. Но когда они окажутся на месте руководителя, то поймут, насколько важно и нужно владеть этим приемом.
Ролевые игры
Сейчас они очень широко используются в менеджменте как уже отработанный прием. Они также очень полезны вам при подготовке к реализации детских проектов. Ролевые игры представляют собой краткий, произвольного характера анализ (оценку) той или иной жизненной ситуации. Темы могут быть предложены самими ребятами из вашей группы. В то же время при подготовке к ролевой игре и разработке ее сценария не копируйте реальные жизненные ситуации, с которыми уже столкнулся кто-то из вас. В таких играх представляется обычно характер какого-то персонажа, а потому меньше смущаемся, когда нужно высказаться по тем или иным вопросам, изобразить ту или иную ситуацию.
Ролевые игры - это всегда импровизация, и они не могут быть чем-то застывшим, раз и навсегда утвержденным стереотипом действия "героев" в конкретных ситуациях. Для разных групп одну и ту же ролевую игру можно провести по-разному, смещая акценты на те или иные моменты постановки в зависимости от потребности аудитории и ситуации. Со временем ролевые игры можно развивать, усложнять их содержание, вносить изменения, искать новые, более современные формы подачи и закрепления конкретной специфической информации.
Сценарий игры, как правило, таков. Вы или кто-то предлагает конкретную игру: часть ребят обыгрывают какую-то ситуацию, остальные внимательно наблюдают за ее ходом, а по окончании обсуждают увиденное и выражают свое мнение о том или ином моменте. Одновременно руководитель игры выделяет для себя наиболее удачные фразы, жесты, повороты сюжета, а также чьи-то трудности при попытке выразить свое отношение к вопросу, ошибочные суждения, искажения твердо установленных фактов и вероятные причины этого. В завершении задайте вопросы: "Как тебе это понравилось?", "Какие ощущения ты испытывал, пребывая в образе твоего героя?"
Необходимо отметить очень важную и интересную особенность: играя какую-то роль, мы можем больше узнать о своем характере, стиле поведения, привычках. Другая, не менее полезная сторона ролевой игры - обыгрывание тех ситуаций, с которыми ребятам придется встретиться в предстоящем мероприятии. Важно не переусердствовать в роли одного из персонажей: для этого надо быстро вывести "актеров" из их "героев" и не позволять одним и те же ребятам несколько раз выступать в однотипных ролях, чтобы не остаться навсегда "персонажем" в глазах друзей.
Сразу по окончании игры все "актеры" должны удалить с себя грим, атрибутику и символику, характеризующую их "героя" - не следует недооценивать этого момента. Очень многие детские организации участвуют или практикуют программы и проекты по профилактике наркомании, СПИДа, алкоголизма. При реализации таких программ, которые в настоящее время имеют архиважное значение практически во всех странах мира, наиболее активно используются приемы, о которых мы рассказали. Часто при этом применяется иллюстрирование, а именно через:
Рисунки и фотографии
Их используют по-разному, как в работе с самой детской группой, так и при осуществлении названных выше социальных проектов. Рисунки и фотографии введите в различные игры на запоминание, для наглядности самых разных тем, которые будут разрабатываться в вашей группе. Иллюстрации можно вырезать из газет и журналов, либо нарисовать самим. Очень важно, чтобы они отвечали следующим критериям:
- отражали местный колорит - в одежде, прическе и т.д.;
- несли в себе четко прослеживаемую мысль во избежании их двусмысленного толкования;
- были достаточно больших размеров, если они вывешиваются на стене или доске.
Иногда полезно провести предварительное тестирование рисунков и фотографий у нескольких человек, принадлежащим к тем социальным группам, для которых предназначается проект.
Видеоматериалы
Видеоматериалы, являются полезным и любимым инструментом, но знакомство с ним не должно превратиться в обыкновенный просмотр учебного фильма. Если группу молодых людей оставить один на один с видеофильмом и не отвести времени для обсуждения возникших вопросов (а они возникнут обязательно), то такое занятие будет малоэффективным: зрители быстро забудут основные факты, приводимые в фильме. Очень важен выбор видеофильма для занятия. Учебные фильмы, в которых дается в основном фактический материал, можно смотреть с периодическими перерывами для ответов на возникающие вопросы. Игровой же фильм лучше демонстрировать от начала до конца, и только после этого провести его обсуждение. Такие фильмы обычно оказывают более сильное влияние на аудиторию. Руководитель занятия, на котором используются видеофильмы, должен обязательно предварительно просмотреть этот фильм, продумать ответы на вероятные вопросы.
Устное народное творчество
Пословицы и поговорки - в течение столетий метко и ярко отражают различные аспекты повседневной жизни людей разных стран, передаваясь из поколения в поколение. В краткой, сжатой форме пословицы и поговорки облегчают запоминание тех или иных фактов, а иногда и учат житейской мудрости. Подумайте, как лучше использовать народный фольклор в программах по формированию духовных ценностей ребят, может быть включать в беседы, рассказы, плакаты, таблицы, ролевые игры, пьесы, сценарии, учебные фильмы и т.д. Басни, сказки, легенды, сказания - устное народное творчество - традиционный способ передачи информации и обсуждения проблем, который дает хорошие результаты, если учитываются национальные и культурные особенности населения, и не требует особых затрат. Если ваша группа разработала сценарий ролевых игр, пьес, бесед, кукольных представлений, то в их содержание желательно включить элементы басен, сказок и т.д.