Правила эффективной мотивации
Не сутулься, у тебя сзади крылья!
- Думайте о том, чего хочет подопечный. Стимулы, которые надо находить и применять как вожатым, так и воспитателям, должны опираться на тонкие, деликатные «подталкивания» подопечных к выполнению определенных действий и исключают открытое давление, грубое принуждение. Задача взрослого - сменить направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями. Если ваш ребенок курит - ни проповедь, ни пример лошади, убитой никотином, вам не поможет. Но если вы узнаете, что для вашего ребенка важно выиграть соревнование, понравиться девчонке из отряда и т. п., то необходимо объяснить ему, что курение может стать причиной неудачи.
- Используйте идентификацию. Заставляйте ваших детей страстно чего-то желать, пусть это будет даже желание, которое не согласуется с вашими педагогическими намерениями. Главное, чтобы они возникли, и вы могли опереться на них. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с инфантилизмом молодых людей: их желания неопределенны, порой их нет совсем, а низменные желания подвергают взрослых шоковому состоянию. Подталкивайте ваших детей к нормальным человеческим желаниям, оформляйте их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда и можно будет подобрать конкретные и определенные стимулы для мобилизации усилий.
- Учитывайте интересы и склонности. Нет ребят, ничем не интересующихся. Есть множество способов обратить «побочные» интересы на мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования.
- Используйте намерения. Намерение возникает на основе потребности. Он намерен каждый день выполнять определенный объем работ, продумал, распланировал, выделил время из своего бюджета для этого. Подумайте, что будет, если вы грубо вторгнетесь в его намерения. Если мы дадим ему поручение, требующее изменения намеченных планов, мы потерпим неудачу. Но поведение изменится, если подросток поставлен в ситуацию выбора и сам определяет, что и когда ему делать. Находите возможности помочь ребенку в осуществлении его намерений.
- Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанными. Многие дети делают что-то ради признания (престижа). Их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим стимулом. Многие подростки страдают заниженной самооценкой. Им необходимо помочь. Ребенку важно показать, что многие люди не смогли реализовать свои возможности из-за необъяснимых слабостей, страхов, беспочвенных переживаний. Некоторым бывает легче остаться без зубов, чем пойти к врачу. Не бросайте ребенка в пугающей его ситуации, пока не поможете справиться с ней. Если он боится что-то делать при всех, поупражняйтесь с ним наедине. Здесь главное - помочь ребенку обрести уверенность в себе. Потом он самостоятельно сможет бороться со своими страхами. Для 75% ребят с повышенной тревожностью важно одобрение взрослого, сочувствие, а не новые замечания.
- Показывайте последствия совершаемых поступков. К сожалению, наши дети не научены становиться на точку зрения другого человека, представлять себе его переживания. Не умеют и оценивать последствия совершаемых действий, поступков. Если вожатые вовремя, эмоционально и убедительно раскроют глаза ребенку, он получит дополнительный и весомый стимул для изменения поведения в лучшую сторону.
- Признавайте достоинства. Чтобы вызвать энтузиазм у подростков, необходимо признавать и развивать все лучшее, что есть в человеке. Не останавливайтесь перед лестью. Ведь лесть - это то, что человек о себе думает. Этот обман может вызвать у вашего ребенка прилив новых сил. Порой бывает трудно подобрать одобряющее слово, оценить достижения, признать достоинства. Актерствуйте. Не скупитесь на комплименты, превозносите достоинства, авансируйте положительные сдвиги. Предпочтительнее хвалить, чем критиковать, тогда у ребенка появляется больше возможностей стать таким, каким вы хотите.
- Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения должны звучать не только в адрес отличившихся, но и тех, кто проявил старание.
- Сделайте деятельность привлекательной. Важно, какое отношение, настрой к этой деятельности будет сформирован у детей. Скажем к примеру, деятельность, полученное в награду, и воспринимается как награда. Поскольку не может быть, чтобы награждали тем, что «наградой» не является. Такие приемы хороши для младших детей. А что же со подростками? Для них важно ваше отношение к их ошибкам, сделанным в ходе выполнения деятельности. Извлекайте массу стимулов из ошибок подопечных: «Прекрасная ошибка!», «Неслучайная ошибка!», «Ошибка, которая ведет к истине!», «Спасибо, твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Подчеркивайте точность и тонкость наблюдений подростков. Действуйте так, чтобы ошибка казалась легко исправимой, чтобы то, на что вы побуждаете ребенка, казалось ему нетрудным.
- Говорите иногда «надо». Этот стимул до конца не исчерпал себя. Придавайте ему личностную направленность - «Тебе надо, Кирилл! Ты мужчина!» Подросток должен испытывать удовлетворение оттого, что, преодолевая трудности, поступил, как подобает взрослому человеку. Кроме того, он должен быть рад, что дело сделано. Это обязательное дополнение к «надо».
- Используйте ситуацию. Стимулы порой появляются неожиданно и важно разглядеть их, оценить возможности, быстро сориентироваться и обратить на пользу дела. Вспомните Тома Сойера и как ему удалось покрасить забор, практически не приложив усилий. Изобразив увлеченность процессом покраски забора, ответственностью за результат, он сначала заставил себя долго уговаривать и в итоге добился, что за него покрасили весь забор, да еще отдали за это игрушки.
- Давайте шанс. Стимул «ты можешь, ты добьешься» многолик. «Скажите ребенку, что он глуп или туп, что у него нет способностей к чему-то и, что он все делает неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое внутренне чутье, - и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха», - рекомендует Д. Карнеги.