Правила горячей плиты
Если бросить лягушку в кипящую воду, она оттуда выпрыгнет. — А вот если посадить ее в кастрюлю с прохладной водой и поставить на медленный огонь, лягушка не догадается о том, что происходит, пока не станет слишком поздно. Вареная лягушка...
Правило 1. Если вы дотронетесь до горячей плиты, вы тут же обожжетесь.
Иными словами, выражение недовольства и наложение санкций должно быть немедленным, безотлагательным – сразу, как только выявлено нарушение дисциплины. Всевозможные вольные или невольные «откладывания» взыскания лишают его всякого смысла и сводят воспитательные усилия к нулю. Совершив плохой поступок, ребенок должен «обжечься» сразу же.
Правило 2. Наказание горячей плиты действенно с первого же раза.
В отношениях между людьми мы часто поступаем иначе: стараемся первое наказание несколько смягчить. В дальнейшем, если нежелательное поведение повторяется, мы увеличиваем дозу наказания. Правило горячей плиты указывает: если наказание будет достаточным уже в первый раз, то повторных наказаний не потребуется – все будет усвоено с первого раза. То есть степень «ожога» должна соответствовать степени проступка или даже чуть-чуть превышать его.
Правило 3. Горячая плита наказывает только руку, которая к ней прикоснулась.
Мы же порой увлекаемся и теряем чувство меры. Порою из-за небольшого проступка мы готовы припомнить ребенку все его промахи и недостатки, и наше негодование разрастается до масштабов, несоизмеримых с вызвавшим его поводом. В результате вместо того, чтобы наказать за что-то одно, мы наказываем за все сразу. Цель конкретного порицания — изменить только поведение, а не личность человека в целом. Осуждению подлежит поступок, а не личность. Если провинившийся это поймет, то постарается впредь воздерживаться от таких поступков. Если же уязвлено его достоинство как личности, ничего, кроме обиды, от него не дождешься. Когда вам удается сохранить объективность и сконцентрироваться только на заслуживающем порицания поведении, ваши действия будут более успешными.
Правило 4. Горячая плита действует на всех без исключения.
Не важно, кто дотрагивается до нее, — результат всегда одинаков. Мы же иногда поступаем наоборот: наказываем за конкретное поведение одного определенного человека, а не всех, кто этого заслуживает. Такое проявление непоследовательности с нашей стороны заставляет других гадать: отчего одним прощается то, за что других наказывают? Поэтому любая наша реакция, чтобы достичь цели, должна быть, как у горячей плиты, — последовательной. Кстати и сами мы, совершив аналогичный проступок, должны быть наказаны аналогичным образом.
Правило 5. Если вы дотронулись до горячей плиты, у вас должно быть средство ослабить боль.
Мы нередко наказываем детей, не давая им понять, какое же поведение приемлемо в данной ситуации. Мы увлекаемся осуждением того поведения, которое нам не нравится, и забываем о необходимости ясно указать на желательное поведение. Нужно говорить другим не только о том, чего они не должны делать, но и о том, что им следует делать для того, чтобы боль от наказания не была слишком сильной.
Важный момент. Если есть наказания, то должны быть и поощрения в не меньшей степени.
Правила похвалы: конкретная, эмоциональная, дозированная, короткая, своевременная, за старания Цель похвалы: повышение эмоционального фона, закрепление положительного результата, поддержка человека, налаживания контакта, стимуляция на действие … Виды поощрений: ценная вещь, угощение, непредметные, привилегии (шуточные привилегии), похвала …
Но вернемся к наказаниям. Итак…
Причина -> поступок -> последствия -> наказание
Зачастую гораздо важней разобраться в причинах поступка, а не наказать. А разобравшись, постараться разрешить те проблемы, которые толкнули человека на проступок. Т.е. если у вас будет хороший дружный отряд и все будут самореализованы, то проступков будет значительно меньше.
Как наказывать можно:
- Метод естественных последствий. Испачкал – вытри.
- Правила. Есть правила в которых сказано, что будет. Алкоголь – вылью и позвоню родителям. Успеешь употребить – уедешь из лагеря(лишь бы вы были уверены, что сможете реализовать это).
- Шуточные наказания. Любимый друг вожатого … Главное, чтобы смешно было не только вам.
- Слова. Интонация. Ваша позиция по данному поступку …
- Круговая порука (Эффективна тогда, когда коллектив готов взять на себя вину и ответственность за провинившихся)
Как наказывать нельзя:
- Физически
- Унижая чувство достоинства
- Еда, сон
- Небезопасными для ребёнка методами
Наказание не цель, а средство. И не всегда нужно наказывать, может это вы сами виноваты(не дали другого выхода энергии ...). Всё написанное выше не догма и вполне возможны ситуации в которых нужно будет действовать по-другому, думайте сами.