Почерк организатора

X 9f5e4379m.jpg

Алгоритм формирования детского коллектива «Я создаю коллектив»

  1. Я должен понравиться детям.
  2. Я должен их изучить.
  3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.
  4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.
  5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро - моих ближайших помощников.
  6. Я должен поставить перед ребятами яркую дальнюю и не менее яркую близкую цель.
  7. Я должен утвердить определенный стиль общения, стиль отношений между ребятами.
  8. Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления (соуправления).
  9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, особые ритуалы.
  10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива.
  11. Я должен заложить определенные традиции.
  12. Я должен не допустить появления "изгоев", "козлов отпущения", должен обеспечить всем надежное чувство защищенности.
  13. Я должен не допустить замыкания детей на себя (групповой эгоизм), должен сделать коллектив открытым.


Для того чтобы хорошо организовать какое-либо дело, организаторы пользуются самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекать собственным примером («делай, как я»), четвёртые, прежде чем начать дело, обсуждают его с другими, советуются. Есть и такие, которые могут с успехом использовать разные способы воздействия на людей.

В общем, если хорошо приглядеться, то да и все мы, стараемся выбирать наиболее удобные для дела способы организации. Частое повторение одних и тех же приёмов, способов воздействия выражает стиль работы организатора.

Для того чтобы вам было легче разобраться в стилях руководства, обозначим их символами.


«Разящие стрелы»

Есть организаторы, которые действуют таким образом: единолично принимают решение, настойчиво добиваются его выполнения. И летят их стрелы: приказы, указания, волевые требования в сторону участников дела.


«Возвращающийся бумеранг»

Вы слышали о таком древнем метательном оружии – бумеранге? Пущенный умелой рукой в цель, он пролетает по окружности и возвращается обратно к тому месту, откуда был послан. Метатель может вновь использовать это оружие.

Вот так и организатор, прежде чем принять важное решение, пускает своё предложение, свой вариант плана дела по кругу, советуясь с помощниками, с участниками организуемого дела. Выслушав мнения участников работы, а они могут быть противоречивыми, учтя эти мнения, организатор принимает решение и начинает действовать. Однако он не забывает советоваться с людьми и в процессе самой работы, коллективно обсуждать итоги, оценивая вклад каждого в общее дело.


«Снующий челнок»

Организатору бывает порой нелегко работать там, где сами ребята не могут договориться между собой, отказываются действовать дружно. Возникают конфликты, ссоры. Как тут быть, что предпринять?

Вот и мечется организатор от одного к другому, от группировки к группировке, пытаясь примирить их, сам не вступая в конфликт. А это бывает трудно сделать: приходится приспосабливаться, уговаривать, увещевать, иногда просто «выкручиваться» из положения. Такой организатор стремится к компромиссу, примирению на любой основе, лишь бы приглушить конфликт и оставаться удобным для всех.

Действия подобного организатора напоминают торопливо снующий между берегами реки челнок: только добрался до этого берега, а уже надо спешить обратно улаживать дела на том берегу.


«Плывущий плот»

Есть ребята, волею судеб оказавшиеся руководителями общественных организаций, которые в своих действиях похожи на плот. Они предпочитают плыть по течению, не беспокоясь, куда их вынесет.


Прочитав описание способов руководства (а мы выделили лишь основные), не надо торопиться давать каждому из них оценку: вот этот всегда хорош, а этот всегда плох. Нужно учитывать, в каких условиях, при каких обстоятельствах какой способ может принести пользу, в каких он безнадёжно подведёт.


Организатору надо быть знакомым с основами этики взаимоотношений, этики организаторской работы.

Организаторская этика – это принятые в нашем обществе нравственные нормы поведения организатора, определённые правила взаимоотношений и взаимодействия руководителя и членов коллектива. Основу организаторской этики составляют правильное понимание руководителем своего положения в коллективе, ответственности перед ним, нравственная зрелость и воспитанность организатора, умение устанавливать контакты с членами коллектива (культура общения).

В основе воздействия организатора на ребят должно лежать убеждение. Убеждать – значит воздействовать на сознание, разум человека. Через убеждение формируются твёрдые взгляды, мировоззрение, сознательность юношей и девушек.

Убеждение осуществляется разными способами, ведущим из которых является разъяснение.

Организатору может пригодиться ряд советов:

  • Чтобы убеждать других, надо быть самому убеждённым в правоте отстаиваемых позиций.
  • Убеждение происходит успешнее, если между организатором и организуемыми установлено доверие.
  • Относитесь уважительно к мнению других людей.
  • Истина выясняется быстрее в столкновении мнений.
  • Не проявляйте упрямства, если оказались в чём-то не правы.
  • Горячность и запальчивость не всегда могут быть союзниками доказательства.
  • Проявление внимания к человеку во время деловых встреч, бесед, разговоров – основа организаторской этики.