Полезные советов для работы с детьми младшего возраста
Полезные советов для работы с детьми младшего возраста
- Каждый ребёнок этого возраста просто неиссякаемый источник энергии, поэтому их необходимо постоянно занимать какими-нибудь полезными делами, но особо нагружать детей не стоит, поскольку они быстро начинают уставать.
- Чтобы увлечь детей даже самым скучным делом, лучше всего превратить это в своеобразную игру, чтобы им было интересно этим заниматься
- Также, нужно помнить, что дети очень быстро "загораются" любым делом, однако так же быстро теряют к нему интерес, поэтому важно давать им новые интересные дела, чтобы дети не скучали.
- Поручая ребенку любое задание, даже самое незначительное, нужно всегда говорить, на сколько это задание важное, чтобы ребенок смог почувствовать себя значимым.
- Дети обожают всевозможные тайны, но также это отличный способ привлечь их внимание.
- Хорошо, если в отряде есть некий талисман, им может быть какое-то выдуманное существо или мягкая игрушка. С помощью такого талисмана можно не только сплотить отряд, но и решить некоторые проблемы, например, как уложить детей спать.
Какие они? Данный возраст характеризуется повышенной физической активностью. Кажется, что этот моторчик невозможно остановить! Отсюда выводы: нужно внимательно следить за малышами, иначе травмы не заставят себя долго ждать!
Как найти общий язык?
- Давать индивидуальные поручения, простые и понятные, чтобы каждый ребёнок был в течении смены задействован и показал себя другим).
- Ограничивать по времени подвижные игры с бегом и прыжками, устраивать частые ПЕРЕРЫВЫ.
- Не использовать игры, связанные с большими силовыми нагрузками и с длительным малоподвижным сидением за столом.
- Никогда не выводить из игры на длительное время, любыми способами по очереди возвращайте в игру.
- Использовать игры, в которых нужно «замереть» на месте: такие игры способствуют развитию функции торможения.
- Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «Он у нас еще ни разу не водил», «Он был очень смел в предыдущей игре», «Очень честно соблюдал правила игры» и т. д. Ну или проще используйте детские - считалки.
- Заканчивая любую игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков.
О анатомо-физиологический особенностях детей раннего школьного возраста. А зачем о них нужно знать вожатому? Сейчас вы все сами поймёте.
Помним,что:
- у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще малочисленны и недоразвиты пищеварительные железы. Желудочный сок беднее ферментами, активность их еще мала. Это затрудняет процесс переваривания пищи. Низкое содержание соляной кислоты снижает бактерицидные свойства желудочного сока, что приводит к частым желудочно-кишечным расстройствам у детей.
- Многие родители не знают об этих особенностях, думают,что в лагерях плохо кормят. И поэтому они чуть ли не каждый день привозят целые пакеты с любимыми чипсами, газировками и т.д.
- Чтобы избежать проблем с болями в животе, изоляторов или даже поездок в больницу, мы вам советует СЛЕДИТЬ за тем,что родители привозят своим детям, говорить им о том, что в лагерь такую еду привозить ЗАПРЕЩЕНО И ВОЗВРАЩАТЬ ИМ ОБРАТНО.
- КАТЕГОРИЧЕСКИ не допускается в набор продуктов для передачи ребенку включать скоропортящиеся продукты, в том числе кремовые пирожные и торты. Кроме этого не допускается использовать в питании детей жаренные в жире (во фритюре) пищевые продукты и кулинарные изделия, чипсы, творожные сырки с использованием растительных жиров, молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров, карамель, в том числе леденцовая, кондитерские изделия, содержащие алкоголь, жевательная резинка.
- Для детей характерна более высокая потребность в воде и витаминах. Также необходимо постоянное поступление в организм минеральных веществ.
- В лагере организовано 5-разовое сбалансированное питание, которое не оставит ребёнка без питательных веществ и энергии. Но так как детки очень капризны в этом возрасте и могут отказываться от еды, то вожатый также должен следить и затем, чтобы его пионеры кушали. Так же нужно следить,чтобы дети не забирали еду у других.
Надеемся, что именно эти полезности помогут по максимуму избавить ваших детишек от болей в животе.
У большинства вожатых перед сменой есть внутренний страх под названием "младший отряд". Большинство не работали с младшим возрастом, не хотят работать …. Я же скажу, что младший отряд — это маленькое чудо, главное — найти подход
Вообще, если ты любишь детей, то сможешь сработаться с любым возрастом. Главное запомнить несколько аля-"не удивляйся" от малышей.
Мамины детки. Малыши очень часто звонят своим родителям и не дай Боже, чтобы мама из его рассказа поняла что-то не так. Обращайте внимание на детей, которые постоянно на телефоне, ненароком слушайте о чем они разговаривают со своими родными. Чтобы потом при разговоре с их родителями вы понимали о чем речь. А вообще по собственному опыту, соберите номера телефонов родителей детей и обязательно с ними познакомьтесь. Не бойтесь родителей. Ведь они отдали вам своих детей на продолжительное время. Общайтесь с ними, они буду вас любить и ценить в любом случае, ведь вы вожатый/вожатая их чада.
Сказки. В любое время дня и перед сном дети любят слушать легенды, разные истории. Не отказывайте им в этом. Работая с малышами, много раз слышала, что родители им не читают сказок и перед сном с ними не разговариваю. А тут вы с целым запасом волшебных небылиц. Поверьте, вы будете воплощением чего-то сверхъестественного для деток. И уж если приучили их к посиделкам перед сном, то не нарушайте вашу внутриотрядную традицию. Можете кстати в качестве наказания им пугать, что ничего им перед сном не расскажите.
Почемучки.Если вам надоело отвечать на вопросы ребенка или не знаете, что ответить -выдумывайте))) Не игнорируйте, иначе они почувствуют безразличие и тут же к ним как ком придут мысли, что им одиноко, что их никто не слушает, что они хотят домой к маме и папе. Ответ "не знаю" тоже не прокатит, ведь вы же идеальный для своих детей, значит должны все знать)
Обнимашки. В этом возрасте они так или иначе еще находятся на этапе,когда тактильные ощущения для них играют большую роль. Объятия- это высшая степень доверия ребенка.
Шуточки. Ваши отряд самый маленький, но это не значит что дети не шутят и не понимают шуток. Старайтесь оценивать их юмор, их шутеечки. Если ребенок пошутил несмешно, нужно ему помочь какой-нибудь присказкой к его шутке, чтобы стало смешнее. Тем самым вы создадите маленькую ситуацию успеха. Малыш поверит в себя и будет не бояться говорить и шутить.
Улыбка. Всегда приходите к детям радостным. Ваша угрюмая физиономия сделает настроение отряда на весь день зеркально вам. И потом не спрашивайте почему ваши дети раскисли и ничего не хотят. Они во всем за вами повторяют.
Секреты вожатого младших отрядов
Важно чувствовать их отдачу. Потому что чаще всего детки приезжают на смену впервые и для них всё в новинку, всё нравится. Им всего хочется, они хотят участвовать во всех мероприятиях, все хотят быть капитанами. И несмотря на то, как много ты им отдаёшь, ты очень много от них получаешь. Наверное, это самое классное в работе с маленькими. То есть чаще всего тебе не нужно их мотивировать, они уже заряжены тем, что для них это что-то новое.
В работе с ними проблемы довольно предсказуемы. Хотя сложные дети бывают (с гиперактивностью, недостатком внимания), в этом плане, наверное, с психологической точки зрения к ним сложно найти подход, но не бывает такого, что ставит в тупик и не знаешь, как с этим разобраться.
Готовиться быть терпеливым. Нужно это понимать, учитывать и стараться максимально тактично подходить к детям, ни в коем случае не ругать, не кричать. Да, на это не нужно закрывать глаза, его нужно обучать, но это нужно делать очень мягко, не травмируя психику ребёнка. Нужно быть готовым к тому, что они не придут и не поставят тебе сами визитку, не нарисуют сами уголок. У них могут быть какие-то мысли, идеи. Но скорее всего тебе придётся их скомпоновать в одну и написать готовый сценарий и всё конкретно показать. То есть вот это — главная сложность, терпение к этому всему, потому что часто ребята срываются, когда пытаются требовать что-то от детей, а дети не дают им должной отдачи. Нужно просто быть готовым к этому, тогда всё будет хорошо.
Полностью поставить номер или нарисовать уголок маленькие дети не смогут. Так как ты в глазах детей — авторитет, то им априори нравится то, что ты предлагаешь. Поэтому можно взять какую-то их идею, немножечко додумать и скорее всего методом голосования они придут к тому, что именно твоя идея самая классная. В плане реализации они тоже могут помочь, но опять-таки в меру своих способностей. Если ты пропишешь им текст, то найдутся те, кто запомнит слова и воспроизведёт их на публике. Понятно, что это не весь отряд, нужно очень хорошо к ним присматриваться и выбрать, кто сможет, а кто нет. Самое главное — чтобы ребёнок не боялся сцены.
Касаемо уголка — можно устроить конкурс рисунков, чтобы просто посмотреть, кто из них может тебе помочь. Я обычно разделяю детей на тех, кто помогает делать уголок; тех, кто помогает работать с визиткой и т.д. Соответственно, ты можешь взять себе 2-3 детей, которые помогут тебе раскрасить что-то. Вряд ли они супер красиво нарисуют, но если ты набросаешь что-нибудь, то они могут обвести, раскрасить. Для них это не так сложно. Главное — уметь правильно распределять обязанности между ними, так как сами они в силу своего возраста этого пока делать не могут. А так в целом реально завлечь детей во всё, так как у них очень много желания, даже если они не умеют этого делать. Так что главное - направить это желание в нужное русло.
Что делать, если дети вредничают. Самое главное — выяснить причину почему так происходит. У маленьких детей самая частая причина — «хочу домой, хочу к маме». У них очень тесная связь с родителями, они очень от них зависимы, привязаны к ним в этом возрасте. Капризы бывают разного типа и чаще всего они связаны с тоской по дому. С детьми нужно разговаривать, находить точки соприкосновения, через которые ты сможешь ребёнка настроить. Кому-то нужна мотивация, с кем-то нужно просто поговорить. У кого-то нужно «дёрнуть нужную струнку души», чтобы он начал действовать в нужном тебе направлении.
Вожатый младшего отряда должен обладать качествами и умениями, то на первое место - терпение. Терпеливость по отношению ко всему: к их косякам, сложностям и так далее. Активность, потому что они очень часто тебя копируют и если у тебя нет заряда, энергии, то ты не сможешь зарядить детей. Дети они действительно как калька. Они понимают и видят всё и скрыть от них ничего невозможно. Поэтому вот эта активность она должна выливаться из тебя. Любовь к детям, куда же без этого. Наверное, это три основополагающие.
Частенько бывает, что вожатые, которые работают на младших отрядах, не знают как собрать ребетню в одну кучу или как уложить их быстрее спать.
Лайфхак №1: "В общем, у нас очень часто, когда мы строились при выходе куда-то, не хватало детей. Мы везде их искали, но их нигде не было! А потом мы заходили в туалет и они всегда оказывались там! Крч, лайфхак в том, что если ты при построение не можешь найти маленького ребёнка, посмотри в туалете и он 100 проц будет там!)))))"
Лайфхак №2: "Никогда не придумывайте детям сказки! ЧИТАЙТЕ их, НЕ ПРИДУМЫВАЙТЕ! Я два года подряд придумывала детям сказки, и мне закатили истерику, когда я начала читать из книжки. Они такие: "почему вы читаете, вы должны придумывать!" В общем, не придумывайте детям сказки, они заставят вас делать это вечно!"
Я НИЧЕГО НЕ УМЕЮ.
«Я ничего не умею» - самая любимая фраза ребёнка в первые дни в лагере. Каждый вожатый сталкивается с задачей найти и простроить пути коммуникации между ребятами в отряде. Когда дети приезжают в лагерь чаще всего они никого не знают, остерегаются сложностей и боятся проявить себя – наступает период адаптации.
Ребёнок, как и любой взрослый, попадая в новый коллектив, проходит этот этап. За короткое время ему необходимо занять свое место в отряде, найти себе друзей и единомышленников, определить занятие по душе, преодолеть барьеры общения, взаимодействия, научиться выстраивать контакты в новом коллективе.
В среднем период адаптации занимает 3-5 дней. Каждый ребенок через это проходит, но протекать этот процесс может по-разному. Кто-то быстро вливается в деятельность лагеря, а кто-то начинает звонить родителям и умолять забрать его из лагеря. На это время приходится самое большое количество звонков домой с просьбами забрать из лагеря (особенно, если это первое самостоятельное путешествие ребенка).