Позитивная оценка

X f19f82acm.jpg
421904273m.jpg
09-1368m.jpg

Есть много способов позитивного воздействия на ребёнка, при помощи которых достигаются разные воспитательные цели. Взрослые довольно часто пользуются ими, не всегда осознавая, какие результаты даёт тот или иной способ.

Грамотное поощрение детей может делать чудеса – мотивировать их на нужные действия, усиливать позитивные качества, повышать уверенность в себе, помогать усваивать правила поведения в социуме. В то же время, если выбрать несоответствующий ситуации способ поощрения или использовать постоянно лишь один из них, то можно получить результат прямо противоположный тому, который мы ожидали.

Позитивная оценка. Это здорово. Мне нравится. Круто. Отлично. Замечательно. Великолепно. Я тобой доволен. Это хорошо. Ты меня порадовал. Классно выглядишь. Это по-нашему. Очень умно. Мне с тобой хорошо.

Давая позитивную оценку поступкам, действиям, высказанным мыслям, внешнему виду ребёнка, мы, по сути, говорим о своём состоянии, вызванном этими действиями и поступками. Любую позитивную оценку можно заменить фразой «мне нравится». В основе такой оценки всегда лежат наши представления о том, что такое хорошо. И если ребёнок соответствует этим представлениям, он получает соответствующую позитивную оценку. При этом акцент делается не на ребёнка и его действия, а на себя – мне хорошо. В этом случае мысли и поступки ребёнка, скорее, говорят о психологической карте мира человека, который высказывает или выказывает позитивную оценку.

Давая позитивную оценку, мы показываем ребёнку, как и чем он нас может порадовать, что в его поведении и мировоззрении доставляет нам удовольствие, какое его поведение является для нас комфортным. Она констатирует случившийся факт и дает возможность ребёнку выбирать: хочешь доставить удовольствие – поступай в следующий раз так же; хочешь досадить, навредничать или начать формировать новые отношения – веди себя по-другому.

Лучше позитивную оценку давать действиям ребёнка, когда он начинает какое-то новое для него дело. Это повысит в нём уверенность, придаст дополнительную энергию для продолжения действия вне зависимости от полученного промежуточного результата.

Минусы этого способа морального поощрения заключаются в том, что если его использовать часто и без поддержки другими способами, ребёнок может привыкнуть обращать внимание не на свои действия и их результаты, а лишь на то, как доставить удовольствие и радость партнёру по коммуникации – вожатому, другу, ... Из него может вырасти подхалим, лицемер или льстец, если он будет на первое место ставить свои интересы. Если же для него на первом месте будут стоять интересы других людей, то, скорее всего, это будет человек, не имеющий собственного мнения, с заниженной самооценкой.


Одобрение

Так и продолжай. Так держать. Отлично работаешь. У тебя классно получается. Ты верно мыслишь. Всегда бы так. Всё правильно делаешь.

Своё одобрение мы высказываем чаще тогда, когда нам нужно поддержать ребёнка в его начинаниях, дать понять, что, совершая определённые действия, он находится на правильном пути. Одобрение высказывается за действие, за процесс наработки умений.

Когда человек совершает какое-то новое действие, особенно если это происходит не по его инициативе, а по просьбе кого-то, он иногда испытывает сомнения: правильно ли я делаю. Одобрение помогает развеять сомнения и всю энергию направить на действие, на достижение конечного или промежуточного результата.

После одобрения гораздо позитивнее воспринимаются советы, направленные на улучшение качества или эффективности действия. Когда действия одобрены в целом, совет и помощь, как правило, не отвергаются, а принимаются с радостью и благодарностью.

Есть, правда, минусы и у этого способа поощрения. Излишне частое использование одобрения без других способов морального поощрения может привести к тому, что у ребёнка понизится уверенность в себе, появится потребность за каждый свой шаг получать одобрение других людей, желание делать только то, что уже однажды получилось.


Похвала

Это ты хорошо сделал. Молодец. Умничка. Ты великолепен. Какой ты красивый. У тебя это здорово получилось. Ты хороший. Ты - мое солнышко.

Обычно мы хвалим детей за результат, то есть за итог проделанных действий или совершённые позитивные с нашей точки зрения поступки. Похвала мотивирует ребёнка на повторение действия с целью достижения однажды полученного результата и поэтому способствует успешной наработке навыков.

Дети часто проявляют самостоятельность в действиях и инициативу. Помните старую песенку: «Мама, поцелуй меня и, конечно, Юрку. Посмотри, как мы постригли твою чернобурку». Наверное, у каждого в жизни не раз были ситуации, когда после определённых действий была уверенность в том, что его похвалят. Но на деле выходило совсем наоборот.

Похвала направлена на завершённое действие, на результат. И очень важно, даже если результат не совсем тот, который планировался, всё равно похвалить ребёнка и найти позитив в его действиях.

Однако если постоянно хвалить ребёнка только за результат, у него может развиться безынициативность, неумение доводить начатое дело до конца. Начав действие и поняв, что планируемый результат или результат, которого от него ожидали, не будет достигнут, ребёнок, скорее всего, перестанет действовать и искать новые пути достижения цели.

На спортивных состязаниях есть участники, которые борются до конца, даже если они сильно отстают от лидера и находятся в положении аутсайдеров. А есть люди, которые, поняв, что не займут призового места, сходят с дистанции и отказываются от дальнейшей борьбы. Ведь уже всё равно их никто не похвалит.


Комплимент ребёнку. Виды и этапы комплимента

Пожалуй, самый эффективный метод морального поощрения – комплимент. Комплимент – умение увидеть, заметить и назвать проявленные в действии качества или черты характера человека. Преимущества комплимента заключаются в том, что он, если сказан правильно, помогает усилить, наработать позитивные качества ребёнка, поскольку комплимент всегда направлен на личность. При общении мы используем разные виды комплиментов, но чаще всего три.


Комплимент, направленный на личность непосредственно – на проявленные черты характера, качества, навыки, умения.

  • Сашенька, ты у меня такой самостоятельный – сам ... . Умеешь ты брать ответственность на себя и быть действенным.
  • Игорёк, вчера ты позаботился о … . Ты очень добрый и ответственный.
  • Смотри-ка, Коля, ты за 40 минут все сделал. Умеешь ты начатое дело довести до конца. Какой ты у нас целеустремленный, основательный.
  • Василёк, ты очень умный, сообразительный. Ты решил очень трудную задачу.
  • Ах, Ириночка, как ты красиво и выразительно рассказываешь стихи. Ты такая творческая одухотворённая личность.

Комплименты этого вида всегда требуют проговаривания действий и поступков ребёнка, на основании которых взрослый может сделать вывод о наличии того или иного качества. Мы говорим комплимент и объясняем, на основании чего мы поощряем им ребёнка. Без этого комплимент становится «ненаполненным», он не акцентирует внимание на определённом качестве, не усиливает его и превращается, в лучшем случае, просто в похвалу, а в худшем – в лесть.


Комплимент, направленный на личность через внешность или принадлежащие ребёнку предметы.

  • Ларисочка, как удачно ты подобрала колготки и туфельки своей кукле. Всё под цвет платьишка и глаз, ей подходит. Ты умеешь быть внимательной к себе и другим.
  • Вовчик, какая у тебя красивая книжка. Новенькая, чистенькая. Значит, ты аккуратный и бережливый.
  • Ого, Петь, какой у тебя сотовый. Кнопок-то сколько разных. Видимо, ты умный и хорошо работаешь головой, раз у тебя такой многофункциональный прибор.

Мы часто замечаем новые или красивые вещи, которыми пользуются дети, и говорим им об этом, не делая акцента на самом ребёнке, на его качествах. «Наташенька, какое красивое у тебя платье», - а дальше что? Платье заметили, а Наташенька причем? Прическа, чистые руки, умение подобрать одежду из своего гардероба, ухоженные куклы, чистые книжки, красивые камушки – все это возможность разглядеть личность ребёнка. Даже если где-то и присутствует участие взрослых, комплимент нужно сказать всё равно ребёнку.

Неправильно:

  • Какую красивую футболочку купили тебе родители. Видно любят сильно тебя, да, Антон?

Правильно:

  • Антоша, ты, видимо, очень сильно любишь своих родителей, раз они купили тебе такую красивую футболку.


Комплимент, направленный на личность через чувства и ощущения, которые я испытываю при общении с тобой.

  • Катюша, мне так с тобой спокойно и хорошо, ты всегда готова прийти мне на помощь.
  • Серёжечка, рядом с тобой у меня появляется столько энергии. Мне кажется, вместе с тобой я могу горы свернуть.
  • Лизонька, когда ты рядом, я чувствую, что мне все трудности и задачи по плечу.

Говоря о своих ощущениях, мы опосредованно говорим о качествах ребёнка. А это вселяет в него уверенность и усиливает даже малейшие проявления качеств, которые мы, не называя, лишь имеем в виду.

В комплименте мы называем позитивные качества, навыки и умения ребёнка. Они, в свою очередь, могут проявляться только в результате определенных действий и поступков. В соответствии с этим рекомендуется выделять четыре этапа комплиментов.


Комплимент за желание действовать.

  • Кирилл, у тебя есть желание сходить завтра … ? Это говорит о том, что ты заботливый и внимательный по отношению к другим.

Комплимент за желание действовать увеличивает у ребёнка энергию этого желания, повышает уверенность в себе, помогает утвердиться в правильности выбранного решения. Мы приучаем ребёнка хотеть и желать, и самому самостоятельно достигать своих желаний, не опасаясь, того, что какие-либо желания могут быть недостижимыми. Теперь ему будет гораздо проще сделать первый шаг и начать действовать.


Комплимент за начало действия.

  • Ты что делаешь Кирилл? Какой ты действенный и решительный. Твои слова не расходятся с делом, ты умеешь взять ответственность на себя.

Комплимент за начало действия усиливает действенность и решительность ребёнка, развивает инициативность, приучает к умению брать ответственность на себя. Подбадривая комплиментом его позитивные начинания, мы помогаем ребёнку без сомнений продолжать действовать, повышаем в нем уверенность, настраиваем его на продолжительность действия.


Комплимент за продолжительность действия.

  • Кирюша, ты за этот день пятый раз … . Какой ты постоянный, заботливый. Ты у нас очень активный, всё успеваешь.

Разная некая деятельность не всегда и не у всех детей вызывают радостные эмоции. Когда мы делаем акцент не на результат, а на само действие и качества, которые ребёнок нарабатывает в результате этих действий, мы наполняем его энергией желания продолжать действовать, а значит, продолжать развиваться. Понимая, что нам важен не столько результат, сколько само действие, ребёнок перестаёт волноваться и переживать за результат, он начинает получать удовольствие от самого процесса и, таким образом, без особых усилий достигает позитивного результата.


Комплимент за завершение действия.

  • Степан, какой ты у нас целеустремленный, какой основательный пацан. Всю смену ты … Ты всего достигнешь, чего захочешь в жизни, когда всё будешь, как сейчас, доводить до логического завершения.
  • Кирилл, какой ты основательный, как ты умеешь держать слово. Сказал, что будешь … , и ни разу не подвёл нас. Ты умеешь доводить начатое дело до конца, ты очень основательный ребёнок.

И на этом этапе комплимента результат – не главное. Главное для ребёнка – уметь довести начатое дело до логического завершения. Но это решение должен принять сам ребёнок, а не родители. Задача взрослых через комплимент помочь ребёнку выполнить своё обещание, завершить дело, а если и получить результат, то совсем не обязательно тот, который планировался.


Комплимент – довольно простой и очень эффективный способ морального поощрения. И все же главная его ценность заключается в том, что при его помощи можно усилить и наработать у ребёнка качества, которые сделают его более целостной гармоничной личностью. В комплименте заключена огромная польза и для взрослого. Мы можем увидеть в человеке лишь те качества, которые присутствуют в нас самих. Помните, у детей есть пословица: «Кто как обзывается, тот так и называется»? Поэтому каждый комплимент – это, прежде всего, работа над собой. Замечая позитивные качества и изменения в другом человеке, мы и сами меняемся в лучшую сторону.

Комплимент – это первый шаг для наработки такого качества как любовь к себе, для формирования позитивного мышления. Он помогает стать более внимательным к окружающим людям и, в первую очередь, к своим близким и любимым людям. При помощи комплимента качественно улучшаются взаимоотношения с ребёнком, растут взаимная любовь и взаимопонимание.

Когда мы говорим комплименты, важно, чтобы они были направлены на разные качества ребёнка, помогали ему стать целостной гармоничной личностью. Если всё время акцентировать внимание на одном и том же качестве, можно превратить его в недостаток. Ведь недостаток – это любое качество, проявленное максимально. Стоит начать постоянно говорить ребёнку о том, какой он бережливый, как он умеет копить денежки, как он не раздаёт свои игрушки, как он всё ест сам – получится жадина. Если всё время восхищаться тем, как ребёнок классно придумывает разные весёлые истории, как интересно он фантазирует, как умеет рассказывать байки, ребёнок станет вралем и болтуном.

Комплимент, в отличие от одобрения и похвалы, нужен и важен не только тогда, когда нам нравятся действия ребёнка, но чаще тогда, когда мы заинтересованы в формировании и развитии его качеств, навыков, умений. Поэтому комплимент помогает стать более внимательным к другому человеку, заставляет задуматься о мотивации того или иного поступка человека, учит любить ближнего своего.


Награда как способ поощрения ребёнка

Награда является мощным мотивационным стимулом для дальнейшего развития и самосовершенствования ребёнка. Если все предыдущие виды поощрения направлены на собственно действие, то награда – это всегда поощрение за достигнутый в процессе деятельности планируемый результат или результат, превосходящий изначальные ожидания. Поэтому ни в коем случае нельзя награждать авансом, надеясь на будущие достижения.

Когда ребёнка награждают, навыки и умения, приобретённые им в результате деятельности, закрепляются гораздо быстрее. У него в последующем появляется желание делать то, что ему не очень нравится, если он знает, что достигнутый успех будет вознаграждён.

Правда, здесь кроется и минус этого метода поощрения. Если каждый раз даже за несложные действия, дающие результат, награждать ребёнка, он очень скоро станет вымогателем и ничего не станет делать без обещания награды. Поэтому награда должна быть, во-первых, соответствующей полученному результату, а во-вторых, использоваться она должна чаще тогда, когда ребёнок освоил новый вид деятельности самостоятельно и по своему желанию, наработал или развил свои лучшие качества и получил при этом позитивный результат.

Наградой может быть по сути всё что угодно, всё, что на данный момент представляет ценность для ребёнка. Рассмотрим самые распространённые виды награды.


Исполнение желания ребёнка

Наградой за достижение позитивных результатов и личностный рост ребёнка может стать исполнение его желания. Для этого совсем не обязательно быть волшебником, хотя для самого ребёнка сбывшаяся маленькая мечта может стать настоящим волшебством, показателем истинной любви к нему родителей, огромным стимулом в достижении новых позитивных результатов в работе над собой.

Желая наградить ребёнка исполнением желания, не нужно изображать из себя золотую рыбку, типа - проси, что хочешь. Надо дать понять ребёнку, что его желание должно быть адекватно его достижению. Когда мы исполняем по своей инициативе желания детей, важно показать не то, что мы всемогущи, а то, что мы ценим достижения и личностный рост ребёнка. И в этом случае помним и исполняем его ранее озвученные желания и готовы выслушать и исполнить новые.

Когда мы грамотно награждаем детей исполнением их желаний, мы приучаем наших мальчишек и девчонок к тому, что практически всё в этой жизни достижимо, если меняться в лучшую сторону, если нарабатывать новый опыт и развивать новые качества.


Выполнение условий договора - награда для ребёнка

Довольно часто взрослые во взаимоотношениях с детьми используют договор. Это замечательно, если условия договора выполняются обеими сторонами: «Если ты… то тогда я…». В этом случае выполнение условий договора со стороны взрослого может быть наградой для ребёнка, поскольку его усилия были направлены на достижение результата в ожидании обещанного. Для того чтобы этот вид поощрения стал действительно эффективным, необходимо тщательно продумывать и обговаривать условия договора заранее. И ещё: ни в коем случае ни на йоту нельзя отступать от договора – шаг влево, шаг вправо – и больше никто с вами договариваться не будет, либо не будет выполнять условия договора.

  • Машенька, мы с тобой договаривались, что если ты …, то я …. Мы также с тобой договаривались о том, что что если … тогда ты - мне.

Неправильно:

  • Я обещал тебе … , если ты … . Но так как ты с другим делом, о котором мы не договаривались, не справилась то я тебе решил не исполнять твое желание.

Правильно:

  • Я обещал тебе …, если ты …. Ты молодец, … вот тебе. Только ты … , поэтому обязательно надо включить эти пункты в наш следующий договор. Ты согласен?

Если что-то было обещано за выполнение определенных условий, это должно быть выполнено безусловно. Иначе мы приучим ребёнка к тому, что условия договора можно не выполнять или выполнять не в полном объеме.


Многократно усиливается эффект любого поощрения, когда оно происходит не с глазу на глаз, а при ком-то значимом для ребёнка: при друзьях, его референтной группе. Конечно, нужно обязательно поощрять и хвалить ребёнка наедине. Но особо значимые достижения желательно проговаривать в присутствии других людей, не стесняясь озвучивать их по нескольку раз.

  • Вы знаете, у нас Фёдора наградили в грамотой за достижения в спорте. Конечно, он - заслужил. Упорным трудом и работой над собой. Давно ли кашлял всё время, а сейчас смотри: чемпион.


Награда - время, проведённое с ребёнком.

Для некоторых детей нет большей награды, чем время, проведённое вместе с ними и для них. Никакие подарки и комплименты иногда не могут заменить заботы и внимания со стороны взрослых по отношению к детям, вожатый оставляет свои важные и срочные дела ради них, когда дарит им частичку своей жизни.

Награда – это когда взрослые заинтересованно обсуждают жизнь ребёнка с ним самим, выслушивают его суждения, сочувствуют и радуются его маленьким достижениям, поддерживают начинания.

Когда мы награждаем ребёнка, важно помнить, что за одно и то же достижение дважды одинаково награждать не следует. Если он достиг позитивного результата и получил за это какую-либо награду, то при повторении полученного результата часто бывает достаточно комплимента и похвалы. Иначе мы приучим ребёнка многократно повторять одно и то же действие в ожидании всё новых и новых наград. Но жизнь - это не спорт, это путь развития и совершенствования. Поэтому лучше дать понять ребёнку, что новая награда его ожидает тогда, когда он освоит новый вид деятельности, разовьёт в себе новые качества.

Итак, есть множество способов поощрить, похвалить и наградить ребёнка. Каждый из них эффективен тогда, когда он применяется в соответствии с действием и результатом этого действия – наработкой новых качеств, навыков и умений. Желательно, чтобы это стало не разовой акцией, а постоянным процессом. Чтобы ребёнок чувствовал внимание к себе, получал объективную оценку своего развития, личностного роста.

Мы все любим, когда нас заслуженно хвалят, мы ждем поощрения за инициативность, действенность, за выполнение обещаний, за успешно выполненную работу. У детей это ожидание обострено. Они учатся жизни и во многом определяют правильность своего развития по нашей реакции на их действия и поступки. Не стоит их разочаровывать и обманывать их надежды. Каждый день они открывают для себя мир: много действуют и много размышляют. Чем больше мы их поощряем, тем увереннее в себе они становятся, тем больше осознают наши внимание и любовь к ним, тем большего успеха достигают в жизни.