Поездка в лагерь

Поездка в лагерь


В автобусе

  • Техника безопасности
  • Девочек пропускаем вперед
  • Выяснить, кого тошнит и принять меры безопасности: посадить вперед, смотреть только вперед, дать жвачку или сосульку, целофановый пакет.
  • Перекличка детей
  • Предупредить, чтобы в автобусе не сорили
  • Смотреть, чтобы не ходили по салону и не выглядывали из окон
  • Игры в пути
  • На пути в лагерь поют плохо, потому что знают мало общих песен. Все игры сидячие.
  • Можно хором прокричать прощание с родителями: "Мамы, папы, до свиданья, не грустите на прощанье!"
  • Знакомство. Можно на счет "три" прокричать свое имя
  • Поиграть в "угадайку": угадайте, какая моя самая любимая песня, как зовут моего папу...
  • Лучше вручать маленькие призы.
  • Кто назовет последним. Например: слово на букву "а", птиц...
  • Что взяли с собой в лагерь? Носки взяли? Полотенце взяли? Запасные коленки взяли?
  • Кольцовка песен. Команды по очереди поют строчку из песен, где есть указанная тема: животное, растение, дружба ...
  • Кричалки
  • Эстафеты: передать от начала ряда что-нибудь: картонку, на которой надо написать свое имя, спичечный коробок и т.д.
  • Приветствие лагерю (когда уже подъезжаем): Здравствуй лагерь, Сим-сим откройся и т.д.
  • ! Победителю вручаем приз и называем его имя.

Общие советы по данному периоду:

  1. Запаситесь несколькими играми для автобуса.
  2. Не бойтесь быть смешным. Напыщенная взрослость сыграет Вам в минус.
  3. В конце поездки дайте детям отдохнуть от Вас.


"Детей во время поездки от места сбора до лагеря можно не занимать ничем. Во-первых, не такой уж долгой будет эта поездка. Во-вторых, нужно же хоть немного "отдышаться" после суматохи отъезда. В-третьих, дети, если захотят, сами найдут себе занятие: будут смотреть в окно или разговаривать." - Так рассуждают многие вожатые. И, водрузившись на сиденье в первом ряду, они устремляют свой задумчиво-отрешённый взгляд на асфальт бегущей навстречу дороги.

Но, наверное, они стали бы рассуждать по-другому, если бы узнали, что происходит в это время в душах многих детей. Это для вожатого поездка в автобусе - начало многодневного трудового марафона. А для детей - это первые минуты новой жизни, по-настоящему неизвестной и непредсказуемой. Если эти первые минуты заполнит пустота, то дети могут просто испугаться: родителей рядом уже нет, друзей рядом ещё нет. Состояние такое, словно они потерялись посредине многолюдной городской улицы: кругом чьи-то лица, и нет ни одного знакомого. Особенно тягостно в эти минуты тем детям, которые едут в лагерь впервые в окружении неновичков. Старожилы обмениваются воспоминаниями, планируют что-либо, не обращая на них ни малейшего внимания. И чем веселее и беззаботнее окружающие, тем тревожнее новичкам. И тогда в голову приходит одна из самых страшных мыслей: "Я никому не нужен". Ещё секунда - и появляются слёзы, смешанные с желанием вернуться обратно.

Вот что происходит, если детей во время поездки в автобусе ничем не занимать. Чтобы этого не произошло, детей надо занять. Игрой, общением, совместной деятельностью.

Разберем все пошагово.

Первый ключ к сердцу ребенка – это улыбка. Вожатый детского лагеря должен помнить, что у него есть буквально несколько секунд, чтобы у ребенка сложилось о нем хорошее впечатление, оно, конечно, потом поменяется, но лучше бы, чтобы ребенок изначально относился к вожатому с позитивной точки зрения. Поэтому подарите ребенку улыбку и 50 очков у вас уже в кармане. Не бойтесь быть веселым – не пытайтесь сразу же изобразить, что вы старше его и вас, дескать, надо слушаться, ибо вожатый не от слова вожак. Вожатый от слова провожатый, будем исходить из этой теории. Поэтому задача Вожатого детского лагеря провести ребенка в мир лагерной жизни.

Вы можете начать с "прощания с родителями". Предложите ребятам проскандировать, например: "Папы, мамы, до свиданья, не грустите на прощанье!", - улыбнулись, помахали. Родители, увидев эти улыбки освободят своё сердце от волнения и тревоги.

Детям интересно в первые моменты наблюдать и анализировать, куда они попали. Поэтому приготовьтесь пока вы едете с детьми до детского лагеря быть объектом полного внимания. Вот мини-план, как сделать так, чтобы, выйдя на территорию детского лагеря, дети начинали чувствовать свой отряд и свою причастность к общей жизни лагеря.

  1. Когда родственники скроются за поворотом дороги и махать на прощанье рукой будет некому, сразу же обратите внимание ваших детей на себя. спросите, кто помнит, как вас зовут. Если таковых не окажется, представьтесь ещё раз. При этом можно поиграть в "угадалки", т. е. предложить детям угадать ваше имя, а потом и имя старшего вожатого, педагога, директора лагеря. Этим вы с самого начала избавите ребят от будущей неловкости, когда им нужно будет к вам обратиться, а они не будут знать как. Представляясь детям – сделайте это в свободной манере, добавив пару слов о себе. Не увлекайтесь биографией, иначе нечего будет рассказывать детям на смене. Оставайтесь немного загадочным.
  2. Расскажите о том детском лагере, куда едут Ваши дети, так как родители не всегда снабжают детей полной информацией.
  3. Заложите уже здесь краеугольный камень правил, которые дети ни в коем случае не должны нарушать. Лучше бы, чтобы таких правил было 3-4 штуки – не более, а все остальные правила, в которые вы будете вводить детей, плавно перетекали из краеугольного свода правил. В нашем детском лагере есть два таких правила. Первое правило Respect (уважение) из него вытекает большинство остальных правил лагеря и правило Свободы – Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
  4. А дальше Вы можете делать все, что вашей душе заблагорассудится – играйте с детьми в игры, так называемые «Игры в автобусы», пойте с ними песни, рассказывайте забавные истории и традиции вашего детского лагеря или просто подходите к разным детям и завязывайте личный диалог, к которому потом присоединяться остальные. Поездка до лагеря – это как игра, где вожатый зарабатывает себе баллы, которые в дальнейшем помогут ему организовать свой отряд.

Ещё предложите угадать вашу любимую песню. После нескольких попыток признайтесь, что особенно вам нравится песня ... (Назовите песню популярную, знакомую, что бы у вас был шанс услышать её исполнение по вашей просьбе. Не вздумайте честно сказать, что без ума от романса "Гори, гори, моя звезда".)

А когда песня в ваш адрес прозвучит, скажите: "Со мной вы познакомились, а теперь я хочу познакомиться с вами. Пожалуйста, все громко на счёт "три" назовите своё имя. Раз, два, три!" Обычно, это очень веселит ребят. Особенно, если вы так прокомментируете результаты выкрикивания. Например: "Как я понял, у нас в отряде будут четыре Насти, шесть Артёмов, три Димона, два Саши и ещё по одному Саньке и Шурке. А теперь разберёмся, кто есть кто персонально. По-моему, эта девочка кричала, что её зовут Боря. Ах, ты не Боря! А кто же ты? Машенька! То-то я смотрю, такая симпатичная девочка и ничуть на Борю не похожа. Запомните ребята: это совсем не Боря, а Маша!" Подобная "путаница" поможет вам и детям повеселиться, отогнав тревожные мысли, и запомнить имена друг друга.

А ещё можно выяснить, не забыли ли мы что-то важное взять с собой в лагерь. Вы будете задавать вопросы: "Полотенце взяли?.. Хорошее настроение взяли?.. Глаза взяли?.. Жареного бегемота взяли?.. Подводную лодку взяли?.. ", а ребята будут хором отвечать на них. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерь запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образом удалось упаковать их в чемодан, где это продаётся можно ли посмотреть, померить и есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе. Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно-саркастический.

Можно сказать ещё такие слова: "Мы сейчас едем на автобусе в лагерь, чтобы там отдыхать. А одновременно с нами ещё тысячи людей на чём-то передвигаются, куда-то с какой-то целью направляются. Давайте выясним, кто, с кем, куда, на чём и зачем двигается. Я буду задавать вопросы, а вы будете с ходу на них отвечать. Только с одним условием: все ваши ответы должны начинаться на одну букву, ту, которую я назову заранее. Итак, буква В.

Эти вопросы вы должны задавать разным ребятам, причём быстро, неожиданно. В итоге у вас может получиться такое сообщение: "Володя с Вероникой едут в Воронеж на велосипеде за вениками". Или такое: "Ванесса Мэй с Ван-Дамом направляются на вездеходе в Вашингтон варить валенки". Не забывайте комментировать полученные ответы. Примерно так: "Важное сообщение. Как только что выяснили наши корреспонденты, какая-то Люся, взяв с собой Лягушку, уселась на Ласточку (это каких же размеров была ласточка, наверное больше телефонной будки) и отправилась в Лес за Лампочками. По нашим предположениям, это был особый лес, в котором растут лампочные деревья. Граждане! Берите пример с Люси. Если у вас перегорели лампочки, не ходите в магазин, берите лукошки и собирайте лампочки в лесу под кустиками".

Ну, а поскольку вы приедете в лагерь перед обедом, предложите ребятам составить меню. Пусть сегодня на обед будет только то, что нравится больше всего. Чтобы составить меню, нужно будет всем по очереди произнести фразу: "Меня зовут Андрей (Наташа, Серёжа ...), и больше всего я люблю жареную картошку (компот из персиков, крабовые палочки ...). Когда все представятся и назовут своё любимое блюдо, подведите итог: "Так как на обед принято подавать только три блюда, а любимых кушаний названо больше двух десятков, придётся всё объединить. Итак, сегодня на первое будет суп из арбуза, помидоров и сгущённого молока, посыпанный мелко порезанными солёными огурцами. На второе - пельмени с вишнёвым джемом и рыбой, покрытые толстым слоем шоколада. А на третье - кисель из апельсинов, кабачковой икры с чесночными сухариками. Мы ничего не забыли?" Вы, наверное, уже представили, что будет после оглашения подобного обеденного комплекса.

Ну, а когда автобус будет завершать свой маршрут и до лагеря останется рукой подать, можно организовать "ликование" по случаю приближения самого счастливого мгновения сегодняшнего дня. Если ребята спросят, что это за "счастливое мгновение", удивлённо воскликните: "Как, разве вы не знаете, что наш лагерь самый лучший на свете? Да это просто счастье - хотя бы одну минуту побывать на его территории. Самый наследный принц Занзибара предлагал миллион долларов и полдворца в придачу, чтобы только одним глазком увидеть этот райский уголок. А вам предоставляется возможность не только увидеть, но и войти в ворота и даже остаться там немного пожить. По этому поводу нужно просто лопнуть от радости. Есть предложение вспомнить, как обычно люди выражают в разных ситуациях свой восторг ..." Если процесс "вспоминания" будет идти туго, подскажите, что когда люди обычно аплодируют, хором скандируют ритмичные слова (например: "Спар-так - чемпи-он"), играют "туш" на духовых инструментах, визжат и свистят, кричат "УРА", поют песни и шагают с развевающимися флагами по улице, салютируют. И сразу же организуйте отдельные группы - те, кто будет аплодировать; те, кто будет скандировать "Здравствуй, лагерь!"; те, кто будет имитировать салют и т. д. Проведите с каждой группой подробный инструктаж и репетицию. Придумайте условные слова, после которых ребята приступят к выражению всеобщего ликования. Например: "Вот и приехали". Убедитесь, что после произнесения этих слов-сигналов панамки-флаги хорошо развеваются, а оркестр, играющий "туш" не фальшивит. А потом организуйте сводную репетицию. Как только автобус остановится у ворот, заговорщически тихо скажите: "Вот и приехали". Произойдёт такой всплеск эмоций, что окружающие подумают: "Наверное, ребята в этом автобусе знакомы друг с другом не меньше месяца".

А ведь на самом деле прошло не больше часа. Просто вы предложили ребятам то, что им всегда нравится, - игру. А точнее - игровое общение.

Конечно, вы можете использовать другие способы занять детей. Можно петь песни, рассказывать о достопримечательностях окружающего ландшафта, слушать музыку, отгадывать загадки. Но все эти способы уступают игровому общению в возможности разрешить сразу комплекс проблем. Игровое общение позволит вам:

  • узнать имена детей
  • прогнать грустные мысли о покинутом доме
  • создать первое впечатление о себе как о человеке интересном и жизнерадостном
  • обеспечить начальное эмоциональное сплочение отряда
  • определить некоторые особенности характера отдельных детей
  • предотвратить возможное укачивание у слабых ребят
  • от души посмеяться и дать определённый настрой на восприятие всего, что ждёт ребят в лагере

И всё это в то время, которое некоторые считают непригодным для работы с детьми - во время самой обычной поездки в автобусе.

ПАМЯТКА

  • Дети не должны занимать самые последние сидения в автобусе - места для вожатых.
  • Слабых детей, которых укачивает, лучше посадить на передние сиденья.
  • Какие бы игры не проводились, детям вставать с мест категорически запрещено.
  • Пить воду и есть привезённые запасы провизии разрешайте только во второй половине пути.
  • Если ребёнок запросился в туалет - скажи водителю, он выберет место для остановки.
  • По окончании пути (после остановки автобуса), всех детей необходимо по команде организовать на выход из автобуса и на построение перед ним до следующих указаний старшего вожатого.
  • Проследите, чтобы в салоне не оставалось фантиков и другого мусора (для этого во время пути можно выделить под мусор пакет).


 
Обычное спонтанное расположение ребят в автобусе

И еще раз, кратко...

Перед автобусом:

  1. Отправить детей в туалет
  2. Проверить наличие детей по списку.
  3. Добыть мусорные пакеты(как для мусора, так и для тошнотиков).
  4. Помочь расположить детям вещи.
  5. Мило улыбаться родителям.
  6. Добыть какие-нибудь леденцы или что-нибудь от тошноты.
  7. Предложить потенциально тошнящим сесть на передние места. Принять противотошнотные средства.
  8. Вообще посмотреть за рассадкой детей. Как правило плохо когда кто-то остаётся в одиночестве. Если есть возможность постараться избежать этого. Может сесть самому рядышком.

В автобусе:

  1. Рассказать детям правила поведения:
    • Не сорим(вот мусорные пакеты ..)
    • Не открываем окна слева/справа тоже не всегда можно
    • Не высовываем голову из окна
    • Не ходим по проходу
    • Не сидим на сидениях на коленках(лицом против движения)
    • Если что-то нужно/вам плохо - сигнализировать об этом - не надо терпеть и мучиться
  2. Контролировать ситуацию. Делать замечание буйным и нарушающим правила. Подбадривать скучающих.
  3. Проводить игры. Иногда не обязательно делать это непрерывно, вполне можно давать время ребятам и поговорить с друг другом.
  4. Узнать у водителя будет ли техническая (в туалет сходить) остановка. Если она случится провести её. Перед выходом объяснить, что дорогу мы не перебегаем(если это необходимо вы сами организуете переход через дорогу). Девушки с Марьей Ивановной идут направо, мальчики с … налево.


Итак если ехать долго...

До посадки проследить, чтобы дети имели кофты, штаны в салоне автобуса, продукты питания и другие необходимые вещи, чтобы не останавливать автобус.

  1. Следить, чтобы все чувствовали себя удобно на своих местах.
  2. Знакомить детей с водителем, с остальными вожатыми.
  3. Прикрепляет детям бэджи с булавками.
  4. Объясняет что во время езды нельзя:
    • передвигаться;
    • кушать (будет отдельная остановка);
    • высовывать руки, головы;
    • ломать сидения;
    • кричать, шуметь.
  5. Раздает кульки-пакеты, объясняя, что нельзя.
  6. Когда делается остановка для туалета, добивается чтобы ВСЕ вышли. Выходит первым и строго следит, чтобы дети не переходили дорогу самостоятельно.
  7. До остановки в туалет объясняет, что на таможне ведем себя исключительно тихо, чтобы быстрее отпустили. Никто не переходит улицу, садятся на свои места. После туалета – руки мыть.
  8. Девочек пропускают вперёд (легенда).
  9. Перед тем как кушать, опять, надо мыть руки. Бумаги собираем за собой.
  10. Когда выходим из автобуса – не забываем вещи, контролируем.
  11. Все время считаем детей, когда садимся в автобус.
  12. Если остановился автобус и дети вышли подышать свежим воздухом, не разрешаем детям покупать у местных бабушек шаурму, баклаву и т. д. и т. п., чтобы избежать отравлений, а также нельзя рвать и кушать не мытые персики, яблоки, если мы остановились на обочине сада.

В поезде

  • Техника безопасности
  • перекличка при отправке
  • проследить, чтобы родители вышли из вагона
  • помочь разместить вещи
  • помочь застелить постель
  • выдавать белье под счет, прямо в руки. Полотенца лучше не давать - дети их теряют
  • следить, чтобы дети не остались на станциях. Не выпускать из вагона, только если очень большая стоянка. И то, пусть стоят возле вагона с оцеплением.
  • Смотреть, чтобы дети съели сначала быстропортящиеся продукты. На обратном пути лагерь выделяет сухой паек. Выдать пакеты сразу, но предупредить, чтобы они растянули их на весь путь.
  • Проследить, чтобы дети купили воды. Смотреть, чтобы дети не покупали всякие пирожки у торговцев, которые ходят по поезду. Если купят фрукты - помыть.
  • Научить детей, как пользоваться туалетом: как закрывать дверь, как пользоваться водой.
  • Смотреть, чтобы не высовывались из окон и ничего не выкидывали.
  • Маленьких детей лучше не класть на верхнюю полку. Если нет возможности - привязать их.
  • Следить, чтобы детей не продуло: надеть шапку и повернуться головой к проходу, если окно не закрывается. На ночь лучше окна закрывать, если это возможно.
  • Поддерживать порядок, показать, где мусорка.
  • ! Хотя бы у кого-то из вожатых должна быть аптечка.
  • ! Разделить время дежурства по поезду между вожатыми.


Игры в пути

  • игры на знакомство (на маленькую компанию)
  • игры-шутки
  • игры на бумаге: точки, крестики-нолики, быки и коровы, составление слов...
  • мафия
  • данетки
  • эстафеты
  • крокодильчики
  • контакт
  • города
  • на одну букву: города, реки, фильмы...
  • Кто? С кем? Куда? Зачем? На вопросы отвечать на одну букву. Получается рассказ.
  • ! Если вы везете детей в свой лагерь, то в пути заполняйте анкету на ребенка.


Итак...

  • Сбор группы. Нужна табличка с названием лагеря. Стойте на перроне в условленном месте и держите ее. Не отвлекайтесь на ахающих родителей. Возможно, кто-нибудь забудет документы, потеряет билеты, рассыплет вещи. Постройте группу так, чтобы не мешала движению других пассажиров. Объявите вагон и сколько до отправления поезда. Сделайте перекличку. В вагоне усадите детей, посчитайте их, проверьте имена.
  • Борьба за места. Начнется в вагоне. Лучше еще до посадки распределить места, объявить каждому его место, а в поезде в порядке исключения пересадить самых недовольных.
  • Упаковка и погрузка вещей. При упаковке и погрузке инвентаря купите пачку полиэтиленовых пакетов и пару рулонов хорошего скоча. Его все просят, но потом не возвращают. Поэтому один скоч пусть будет «неприкосновенный». Такой рулон удобно повесить на шею на веревочке - он будет всегда под рукой. Отрезать кусочки любого размера можно без всяких ножниц, зубами: натягиваешь и кусаешь. На коробках напишите, что в них. Самое опасное – перевозить жидкости в стеклянной таре. Обязательно что-нибудь разобьется! Тяжелый багаж утрачивает всякую ценность для носильщика: его хочется грохнуть, небрежно кантовать, забыть невзначай. Поэтому отдельные места багажа лучше делать полегче и меньшего размера. Если грузчики неумелые, у вещей оторвутся ручки, отвалятся колесики и разойдутся молнии. Пакеты порвутся, а хрупкие вещи разобьются. При погрузке вещей не помешает иметь веревку, перчатки, ременную петлю, удобную одежду.
  • Грязь и мусор. В детской группе с этим надо бороться. Всем мыть руки с мылом! Берем в поездки пару флаконов дешевого жидкого мыла с дозатором, ставим в туалетах. Если туалет занят, помогают влажные дезинфицирующие салфетки. Также берем жидкость для мытья поверхностей с пульверизатором, одноразовые тряпки, перчатки. Расходы - в пределах 200 р. Зато можно поддерживать чистоту. Сразу назначается дежурство. Ребята из дежурного купе время от времени надевают перчатки, проходят по вагону, собирают мусор в пакеты, протирают столы, опрыскав дезраствором. Опрыскивается пол в туалете, на него кладется смоченная раствором «одноразовая» тряпка, еще одна тряпка – в дверях. Влажные салфетки со слабым приятным запахом - очень хорошее подспорье. Их можно раздавать детям и взрослым, чтобы протирать руки, лицо, затем столы.
  • Запахи. Если обрабатывать туалет, как сказано выше, запахов почти нет. У детей нередко заваниваются ступни и шлепки – их можно протереть влажными салфетками. Никаких запахов испорченной пищи быть не должно! Весь мусор собираем в пакеты, затем завязываем. Запрещаем пользоваться парфюмерией.
  • Жара и духота. Поезда будто специально созданы, чтобы в дороге заболеть. Вначале там страшная жара и духота, а глубокой ночью, когда уснет последний распаренный пассажир, начинается холодный сквозняк. И утром все кашляют и хрипят. Что делать? После посадки разоблачиться. Одеть что-нибудь легкое, шорты. Открыть окна. Многие окна не открываются – надо пустить в ход инструменты, рычаги, плоскогубцы, специальный ключ. Проводники иногда заявляют, чтобы пассажиры не открывали окна, но это входит в их обязанности - обеспечение нормальных условий поездки. Если страшная духота, то можно вырезать из пластиковых бутылок трубки и вставить в окна под углом: станет задувать. Окна надо не только открыть, но и занавесить от солнца - тогда не так жарко. Иногда занавеска нагревается, тогда ее можно покрыть сверху одеялом: в купе становится прохладнее.
  • Сквозняк. Бывает, окна не закрываются плотно, и ночью дует. Надо закрыть щели одеялами, газетами, картоном от ящиков с едой, скочем. Иначе дети простынут. Крайняя мера – укрыться простыней, затем газетой, затем одеялом.
  • Не высовывайтесь из окон. А почему? Дети не понимают, и никто им не объясняет. 1) При резком торможении поезда можно удариться о край окна, особенно опасно – шеей, головой. 2) Летящие осколки от случайно выбитого стекла могут серьезно поранить. 3) Соринка, насекомое, брошенный в окно мусор, окурок может попасть в глаз. 4) Что-нибудь снаружи зацепит руку.
  • Курение и пьянство. Обычно этим грешат вожатые и сопровождающие. Лучше обойтись без этого: будет меньше проблем - и вони.
  • Писуны. Надо, чтобы на ночь дети не пили много воды, и перед сном все сходили в туалет. А то описаются, будет большая проблема. В долгих поездках бывает, что нельзя сходить в туалет, а ребенку приспичило. Могут выручить - пластиковые бутылки и герметичные пакеты.
  • Тошнота. Многих детей в дороге тошнит. У каждого свой способ справиться. Кому-то помогает холодная вода, кислые конфеты, лимон, свежий ветерок. Кому-то надо преодолевать дорогу СТОЯ, балансируя на ногах и глядя вперед, а не сидя. Некоторым ничего нельзя есть в дороге – иначе вырвет. У некоторых резко усиливается тошнота – при действии раздражающей пищи (чеснок, специи, соль, алкоголь), поэтому перед поездкой надо следить за рационом. Во всяком случае, нужно иметь пачку новых темных полиэтиленовых пакетов и салфетки, и раздать тем, кто укачивается.
  • Грохочущие двери. Беготня по вагону и в туалет действует на нервы. Можно замотать вокруг ручек полотенце, тряпку или заглубить и заклеить скочем язычок у замка.
  • На станциях. Многие сопровождающие запрещают выход на станциях. Другие разрешают выйти, небольшими группами рядом со взрослыми. Проблемы начинаются, если дети накупят у бабушек - снеди, мороженого, газировки, и начнут мусорить, разольют, разведут липкую грязь, а то и отравятся. Фрукты и мороженое – это диарея, а рыба – вообще катастрофа. Дети должны знать, что, выйдя из поезда, нельзя трогать никакие его части – на них оседает грязь из туалета.
  • Постельное белье. Не теряйте - и не теряйтесь. У нас проводники из соседних вагонов воровали полотенца, а однажды наш собственный проводник воспользовался тем, что дети несли белье прямо к нему, и тут же припрятал один комплект. А затем заявил, что мы его украли. Поэтому принимайте белье у детей только сами, считайте его и сдавайте проводнику из своих рук.
  • Утренние жаворонки. Предупредите детей, чтобы не старались встать как можно раньше, если ехать еще долго. А раз проснулись, чтобы не будили остальных. Иначе – от понятного волнения – вскочат в 6 утра, и перебудят весь вагон. Пусть спят подольше!
  • Падающие сверху. Пройдите по вагону, проверьте, чтобы вещи не упали сверху. Бутылки с газировкой опрокидываются - липкая грязь по всему вагону. Маленькие и непоседливые дети падают с верхних полок, их лучше укладывать вниз. У проводника можно потребовать ремни безопасности. Обычно это бесполезно - тогда надо идти к начальнику поезда.
  • Кормление детей. Для раздачи пайка могут понадобиться нож, ножницы, полотенце, салфетки, газеты, тряпка на полу, пакет для мусора, не помешает передник. Самое опасное – обвариться горячим. Поэтому, неся по коридору кипяток, надо громко предупреждать: осторожно, раскалённый кипяток!!! Можно организовать разнос горячей еды, а детям в этот момент запретить вставать с мест.
  • Паёк. Лучше брать то, что не требует обработки (нарезки, заварки). Булочки, пакетики чая, упаковки сахара. Карамель намертво прилипает к зубам, лучше батончики. Очень плохо брать портящиеся продукты (сыр, колбаса, яйца, йогруты и т.д.). Нужны сублимированные обеды, сухие завтраки, яблоки, мандарины, сок.
  • Аптечка. У сопровождающего врача должна быть аптечка первой помощи, и необходимые медикаменты. А в личной аптечке не помешают:
    • линимент синтомицина, вата, пластырь - для обработки мелких ранок;
    • глазные капли (левомицетин, визин, висидик) – чтобы промывать глаза от соринок и предупреждать конъюнктивит;
    • леденцы, сироп от кашля и боли в горле, разогревающие мази (хотя бы вьетнамскую «звездочку»);
    • противоаллергические таблетки (супрастин, тавегил, диазолин) и мази. спазмолитики (но-шпа) - от «медвежьей болезни».
    • активированный уголь – облегчает прием тяжелой пищи или алкоголя
    • средства от головной боли (цитрамон);
    • жаропонижающие средства (тайленол, аспирин).
    • ушные капли (софрадекс).
  • Чем заняться. Знакомьтесь, веселитесь, играйте, пойте. Вожатых этому учат. Пройдите несколько раз по вагону, разучивая имена детей. Если ехать долго, можно захватить пачку старых молодежных журналов, кроссвордов – дети на будут так скучать.
  • Украденные ценности. Ценные вещи, деньги, документы вполне могут исчезнуть, особенно если они лежат в маленькой сумочке, оставленной на сиденье без присмотра. Поэтому многие сопровождающие носят деньги и документы группы в поясной сумке. Надо объявить и детям, чтобы не разбрасывались своими вещами и деньгами.
  • Забытые вещи. В поезде дети забудут: кепки, книжки, зеркальца, куртки, сумочки, игрушки, пакеты и прочее. Надо после всех пройтись по вагону, собрать забытое.
  • Высадка. Возможно, в некоторых городах, между вагоном и перроном остается очень большой промежуток. При выходе из вагона в него падают пассажиры, особенно дети, и разбиваются. Сам видел, это ужасно. Будте внимательны! Предупредите детей об осторожности при высадке. Лучше, если на перроне их страхуют, поддерживают.

А также...

Регистрация детей производится после проверки медицинских справок и наружного осмотра детей (т.к. могут быть случаи, когда дети инфицированы острозаразными болезнями, которые не были указаны в их медицинских справках). Регистрация детей проводится сотрудниками, которые будут сопровождать детей в дороге (сопровождающие не всегда являются вожатыми, иногда вожатые принимают детей уже в лагере).

Для регистрации необходимы следующие документы (желательно упаковать документы в конверт, на котором написать фамилию и имя ребенка):

  1. Заполненная путевка.
  2. Медицинская справка форма 079/у или 076/у (см. в памятке конкретного лагеря).
  3. Талон об оплате проезда.
  4. Ксерокопия свидетельства о рождении.
  5. Ксерокопия страхового полиса.
  6. Записка для вожатого с указанием психологических и медицинских особенностей своего ребенка (по желанию родителей).

После регистрации ребенка сопровождающий выдает посадочный талон с номером вагона.

Примечание. В соответствии с КЗОТом, ни сопровождающие, ни вожатые не могут являться материально ответственными лицами, поэтому принятие от родителей денег и ценных вещей на хранение - дело сугубо добровольное со стороны сопровождающих.

При распределении детей по отрядам и по вагонам не всегда удастся сразу учесть пожелания детей. Чаще всего это происходит из-за того, что часть организаций сообщает о замене детей в последний день перед отправкой, причем возраст заменяемых детей не всегда совпадает. При «быстром» же перераспределении детей по отрядам увеличивается вероятность допущения технических ошибок и сбоев. Как правило, пересадить ребенка из одного вагона в другой прямо на вокзале невозможно. В соответствии с инструкцией МПС железнодорожные билеты являются именными, и к каждому групповому билету прилагается список пассажиров этого вагона. Все изменения в списке пассажиров должны заверяться кассой, продавшей групповой билет. За время нахождения в пути билеты проверяются контролерами различных отделений железной дороги не менее 4 раз, и реакция ревизоров на несоответствие списка пассажиров может быть различной. Желательно избегать енужных «приключений» в дороге. Тем не менее, на вокзале родители ребенка могут подать заявление на имя начальника смены лагеря о желании перейти в другой отряд. Если возраст ребенка отличается от среднего возраста отряда не более, чем на один год, то такое пожелание скорее всего будет удовлетворено.

При посадке в вагон дети предъявляют сопровождающему, стоящему вместе с проводником у дверей вагона, посадочный талон и занимают первое свободное место в вагоне. Место, на которое ребенок размещается при посадке, - временное. После отправления поезда сопровождающие пересаживают всех детей в вагоне в соответствии с инструкцией. Наличие у каждого пассажира отдельного места, а также соблюдение нормативных актов и правил, контролируется ревизорами МПС на протяжении всего пути. Посадка детей в вагон представляет повышенную опасность получения детьми травмы, поэтому желательно строго придерживаться мер, направленных на предотвращения травматизма:

  1. Расстояние между перроном и вагоном для детей велико, поэтому при толчее у дверей вагона возникает опасность столкновения под вагон своего или чужого ребенка. Желательно организовать очередь для посадки в вагон и заблаговременно дать последние наставления детям, проверить вещи и попрощаться с детьми. Родителей, посадивших детей, просить сразу отходить от дверей вагона.
  2. В вагон пропускаются только дети. Сопровождающие могут предложить одному или двум родителям, по желанию, оказать помощь всем детям в переноске их вещей в вагоне.


Выписки из инструкции «Правила сопровождения детей в железнодорожном вагоне»:

  • После отправления поезда сопровождающие обязаны пересадить детей в соответствии с возрастом, заболеваниями и полом: детей младшего возраста и детей, имеющих специфические заболевания, разместить на нижних боковых полках - эти места легче контролируются, а также более безопасны при ускорении/торможении поезда; детей младшего возраста разместить ближе к туалету (для получения преимущества при занятии очереди в туалет), детей старшего возраста разместить в середину вагона (подальше от дверей вагона для предотвращения самовольных действий); размещать в одном купе детей одного пола и возраста (особенно, детей старшего возраста).
  • Сопровождающие размещаются на верхних боковых полках с обеих сторон вагона.
  • Сопровождающие обязаны: … изъять у детей (с помощью убеждения) и уничтожить недоброкачественную пищу, изъять у детей опасные для ребенка или окружающих предметы: огнеопасные, взрывоопасные, отравляющие и т.п. (изъятые предметы передать сотруднику лагеря или родителям при передаче детей), при отказе их выдать сообщить сотруднику транспортной милиции, …



Смотреть также...