Подведение итогов

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ СМЕНЫ С ДЕТЬМИ

Все но земле имеет начало и конец. Закончилась и очередная (а для кого-то, возможно, первая) лагерная страда. Только неразумный хозяин осенью не посчитает цыплят, не задумается о том, почему он имеет то. что имеет. Осень и зима - традиционное время подведения итогов и планирования новых летних смен. Стоит остановиться, оглянуться назад и обсудить: чему научились в лагере, что из запланированного удалось, а что не очень, и, конечно же, что можно сделать, чтобы лагерь стал еще лучше. При подведении итогов обратите внимание на то, какой информации не хватает для объективной оценки вашей работы. И пока не началась очередная лагерная суета, подумайте, как необходимую информацию получить. Ниже представлены несколько методик, которые помогут вам собрать и обработать необходимую информацию.


Методика изучения удовлетворенности подростков жизнью в детском лагере.

Подросткам предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержаниелл по следующей шкале;

4 - совершенно согласен
3 - согласен
2 - трудно сказать
1 - не согласен
О - совершенно не согласен
Y e732005dm.jpg


Примерные вопросы

  1. Я жду наступления нового дня в лагере с радостью.
  2. В лагере у меня обычно хорошее настроение.
  3. У нашей группы хороший наставник.
  4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время,
  5. В лагере у меня есть любимый сотрудник.
  6. В группе я всегда могу свободно высказать свое мнение,
  7. Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей.
  8. В лагере у меня есть любимые занятия,
  9. Я считаю, что лагерь по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
  10. Когда я уеду домой, то буду скучать по лагерю.


Обработка полученных данных

Показателем удовлетворенности подростков (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов подростков на общее количество ответов:

У= общая сумма баллов : общее количество ответов

Если У > 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворености, если же 2 < У < 3 или У < 2, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности подростков жирзнью в детском лагере.


Метод «Недописанный тезис»

Подростку предлагается ряд незаконченных фраз. Завершая каждую фразу, он может выразить свое отношение к той или иной теме или проблеме.

Например:

• Хороший христианский лагерь - это,..
• Если бы я был начальником лагеря, то непременно...
• Когда я вижу наставника, идущего мне навстречу, то...
• Самое главное в жизни нашей группы - это...
• В нашем лагере больше всего ценится...
• Больше всего меня радует (огорчает),..

Данная методика имеет ряд преимуществ по сравнению с анкетированием. Она рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, позволяет затронуть аспекты и ситуации, которые в форме вопроса звучат надуманно. В зависимости от возраста отвечающего на каждый ответ дается от 15 секунд до 1 минуты. При обработке результатов ответы группируются по трем характеристикам: «положительная», «отрицательная» и «неясная». Сопоставление взглядов подростков разных групп по этим трем характеристикам дает интересную картину.


Методика опроса

Очень разнообразный по содержанию и самый простой по организации метод. Подростки получают задание: написать, что, по их мнению, в лагере хорошо и что плохо, что радует и что огорчает. Отсутствие ориентирующих вопросов дает возможность свободно изложить свое мнение. Выглядит это так:

В нашем лагере

Хорошо: Плохо:
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5, 5.
6. 6.
и т.д. и т.д.

Анализ материала, полученного с помощью этой методики, позволяет выявить удачные и неудачные мероприятия, характер общения, отношений, настроение и другие показатели жизнедеятельности лагеря.


Методика анализа значимых событий

Данная методика позволяет проанализировать и оценить социально-психологические установки педагога, его отношение к детям, к своим коллегам, к педагогическому процессу, его поведение в трудных ситуациях. Методика предполагает составление каждым педагогом отчета о наиболее значимом, по его мнению, событии за смену (период смены, лето, год).


Вариант 1

Инструкция. Заканчивается еще одна смена. Вспомните наиболее значимое для вас как педагога событие этой смены. Опишите это событие, используя приведенный ниже бланк. Описание отдельных аспектов события должно точно соответствовать рубрикам бланка. Если вам понадобится больше места, используйте обратную сторону бланка.

Дата события
Описание события
Мысли во время события
Мысли после события
Чувства во время события
Чувства после события
Кто и как повлиял на мое восприятие этого события?
Заключение (выводы, к которым я пришел)


Вариант 2

Инструкция. Вспомните и кратко опишите два значимых для вас события, одно из которых было связано с переживаниями успеха, а другое - с переживаниями неуспеха,

Описание позитивного события
Описание негативного события


Метод ассоциативного текста.

Избирается одно слово, которое в наибольшей степени предельно четко обозначает изучаемый предмет или явление. Подросткам предлагается написать как можно большее количество слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом. А время при этом строго ограничивается. Призыв же написать «как можно больше слов» звучит настойчиво и убедительно. Итогом анализа становятся обобщенные характеристики ассоциаций.


«Игра в слова»

Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложениях так, чтобы у тебя получился наглядный портрет твоего отряда:

Наш отряд – это ____________________ и ____________________ люди. Они собрались для того, чтобы ________________________ и ___________________, провести время и научиться _________________________. Поэтому вместе чаще всего мы занимаемся тем, что _________________________ и ________________________. Наш отряд объединяет ________________________ мальчишек и ____________ девчонок, а также ____________________ вожатых, которые ________________ здесь в детском лагере «Солнечный». Наши вожатые помогают нам в ____________________ и нам вместе с ними __________________ и ________________.


Анкета 1.

  • Какие игры, дела помогли вашему отряду узнать друг друга, узнать свои силы?
  • Когда вам скучно в вашем отряде, когда весело? Как ты думаешь, от кого это зависит?
  • Кого в вашем отряде больше: отдыхающих или участников смены?
  • Чему научили вас ваши вожатые за эти дни? За что им можно сказать спасибо?
  • Ваш вопрос организаторам смены_________________________________
  • Ваше мнение о смене, о лагере _________________________________


Анкета 2.

  • Ты кто?
  • Что для тебя в этой лагерной смене было самое важное?
  • Чего в лагерной смене хотелось, чтобы было больше?
  • Три качества, которые тебе в себе нравятся.
  • Три качества, которые ты хочешь в себе прокачать.
  • Три вещи, которые тебе на лагерной смене больше всего запомнились.
  • Три вещи, которые ты бы на лагерной смене поменял, если бы организаторы обратились к тебе за советом.
  • Три качества, которые ты ценишь в людях.
  • Три занятия, от которых тебя реально прет.
  • Три вещи, которые дают тебе чувство уюта
  • Девиз твоей жизни одним предложением.


«Рейтинг популярности»

Ребятам раздаются карточки разного цвета и объясняются их обозначения. Например: красный – дело прошло интересно, помогло нам решить проблемы нашего отряда; зеленый – дело помогло нам пообщаться, лучше узнать способности друг друга; желтый – дело было важно для тех, кто был в этом заинтересован, его мы долго обсуждали вместе. После того, как карточки розданы и получены ответы на все вопросы ребят, организовывается коллективная работа. Каждый из присутствующих располагает карточки рядом с теми делами, которые прошли за эти дни в отряде или лагере. Список составляется заранее. После того как карточки расставлены, начинается анализ полученных результатов.

Результат работы – анализ субъективных и объективных оценок происходящих в лагере или в отряде событий.