Периоды взаимоотношений вожатого в отряде

252cd62dbcf6m.jpg

ПЕРИОД АДАПТАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА - ОРГПЕРИОД

В записную книжку вожатого или… несколько полезных советов:

1. Оргпериод - это важно! По отношению к «оргпериоду» существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет вся смена». Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, пытаться прислушиваться к мнению других, не ждите, что они исправятся и начнут всё это делать к середине смены. Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на собственном опыте.

2. Адаптация - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Конечно, для некоторых детей этот переход из одних условий жизни в другие происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом появлении в лагере родителей или при первой возможности позвонить домой устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Следовательно, необходимо постараться ориентироваться именно на таких детей. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».

3. Хороший план - это половина дела. Необходимо заранее со своими напарниками согласовать и спланировать разнообразную деятельность отряда в первые дни смены. Отобрать такие формы организации деятельности, которые не требуют от детей большой затраты сил и времени.» Соблюдать разумное сочетание физической и эмоциональной нагрузкии высокий темп, четкий регламент деятельности, ее непрерывность. Хорошо бы разработать маршруты экскурсий, подробные сценарии интеллектуальнотворческих игр, вечера знакомств, и т.д. Ещё лучше, если в содержании деятельности ненавязчиво «промелькнет» тема будущих направлений деятельности отряда (морское, туристическое, театральное и т.д.). Если нЕ будет предварительного плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем спланировать деятельност а в оргпериод желательно в спокойной обстановке накануне заезда. Потом конечно, может оказаться, что надо будет отказаться от многого задуманного и экспромтом делать незапланированное. Но, как показывает опыт, удается лишь та импровизация, которая была заранее подготовлена.

4. Коллективное планирование жизни отряда, так ли оно необходимо Привлечение ребят к планированию - не уступка их возрасту, а обязательное условие общей педагогики. В ходе первых дел, знакомств, экскурсий вожатый настраивает на мысль о том, что вся будущая жизнь в лагере зависит от их предложений, оттого, как они смогут выбрать интересные дела. Необходимо, деликатно помогать советом, подсказывать, предлагать идеи, и наконец, трансформировать детские, на первый взгляд «глупые», идеи в разумные: формы деятельности. Некоторые вожатые не любят планировать свои работу и не учат этому детей. Но жить без плана - плыть без компаса, а еще, от плана и перспектив зависит отношение каждого ребенка к цели деятельности и наличие мотивов участия в ней.

5. Помните! Деятельность - не самоцель, а средство, при помощи которого формируем отношения и нравственные ценности. Другими словами, главная задача в работе вожатого не набор мероприятий, а складывающиеся отношения. Необходимо поставить подростков в позицию сознательно вырабатывающих цели, перспективы коллективной жизни, нормы, правила отношений. Помогая ребятам формировать малые группы для разных видов деятельности, проявляйте педагогический такт, чутье. Регулируйте взаимоотношения и общение в группах, помогайте правильно организовывать деятельность.

б. Позиция вожатого на первых порах - организатор отряда. Он выступает носителем тех норм, требований, традиций детского лагеря, которые должны стать достоянием коллектива. Требуется в этот период умелое сочетание непосредственного и опосредованного руководства. Посредством рациональной организации деятельности и регулирования общения, корректировки отношений, вожатый помогает ребятам в создании отрядного самоуправления, как условия для опосредованного руководства. Передает часть своих функций ребятам, добровольно принявших на себя функции ответственности за определенный участок деятельности отряда в системе отрядного самоуправления.

7. Отрядное самоуправление. Что это такое? Это руководство отряда организацией своей жизнедеятельностью, предполагающее разработку, обсуждение, принятие и реализацию решений, самодеятельность и известную самостоятельность в осуществлении власти. Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех. Если участвующих в осуществлении властных функций становится все меньше, говорить о самоуправлении нет основания. Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Невозможно сохранить названное соотношение, однажды найденное и успешно реализованное, на сколько-нибудь длительный период: меняются ребята, жизнь в лагере и за ее пределами. Значит и структура самоуправления должна быть гибкой и динамичной. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Самоуправление только тогда и существует, когда развивается, учитывая новые возможности как коллектива, так и составляющих её людей, в том числе и взрослы Смысл самоуправления не в том, что дети выполняют какую-то часть функций администрации лагеря или вожатых отряда, а в том, чтобы ребята становились субъектами выработки властных решений, коль скоро эти решения касаются их самих: человек охотнее всего делает то, что им понято, одобрено и принято. Для успешного осуществления самоуправления необходимо верное представление о должном поведении, о долге, чтобы не допустить самоуправства, насилия. Особенно сложна поэтому роль взрослого в детском сообществе. Будучи таким же членом коллектива, он силой своего жизненного опыта, убеждающего воздействия помогает тому, чтобы в самоуправлении реализовались гуманистические принципы, суть которых не человек для организации, а организация для человека.

8. Обязательное условие - все предъявленные требования должны выполняться неукоснительно! (самим вожатым - прежде всего!). Санитарно-гигиенические и организационные требования обязательно должны быть одними как у педагогов-напарников, так и у всех педагогов в лагере. Недопустима ситуация «я запрещаю, напарник разрешает»! Обговорите заранее все мельчайшие нюансы, где могут возникнуть расхождения!!! Все требования в обращении к детям должны быть корректными и непременно должны звучать в форме просьбы. Необходимо добиваться выполнения всех ваших указаний и требований (особенно тех, которые касаются охраны жизни и здоровья ребят). Если не будете контролировать, знача необязательно выполнять то, о чем вы просили. Ваша забывчивость обернется к середине смены тем, что вы будете обращаться в «пустоту». Просто дети ещё в начале смены проверили: «Все равно Вы не помните. о чем их просили!». Кстати, всё услышанное впервые воспринимается на 80%, а далее - на 30-50%.

9. Избегайте слова «нельзя». А если избежать невозможно, обязательно постарайтесь найти вразумительный (а не глупый!) ответ н - многочисленные «Почему нельзя делать...» или «Почему надо выполнять...». Например, такой ответ: «Начальник будет ругать» будет некорректным, во-первых, он - человек, объединяющий и возглавляющий педагогический коллектив, а не «страшилка», во-вторых, дети должны понимать, что он - главный носитель норм детского лагеря, ценностей, гарант комфорта и высокого уровня удовлетворенности пребыванием детей в лагере. Названные выше вопросы, как правило, вслух редко произносятся. Но они непременно проносятся в мыслях у детей, если не сегодня, то завтра точно прозвучат. Если ребенок сам не находит ответа, то можно считать, что ваше требование не будет выполнено.

10. Детям не нравится, когда к ним обращаются: «Сидоров,…» или «Иванова,...!». Дома Сидорова звали Владиком, А Иванову - Машенькой Они к этому привыкли. Не любят дети везде и всюду ходить строем. А действительно, зачем? Передвигаться по оживленной автомобильной трассе - понятно. А в столовую - зачем? Пусть крутятся рядом вокруг вожатой, как спутник вокруг Луны. Поставьте себя на их место. От бесконечных построений только суета бессмысленная, дух казармы. Если хотите установить присутствие всех детей - пересчитайте глазами, поручите дежурному командиру, придумайте считалку... А ещё, не любят ребята излишней заорганизованности, когда их вожатый час собирает на пляж. а купает две минуты.

11. Будьте внимательны при разговоре с детьми:

  • не давайте повода для обсуждения не ваших проблем (соседнего отряда или других вожатых, которые сделали «некорректные» замечания);
  • не давайте повода для обсуждения лично вас - все проблемы должны замыкаться на них, на их проблемах;
  • тем не менее, будьте честны с ребятами, не обещайте того, что не можете выполнить, че изворачивайтесь, если допустили промах, ошибку, признайте их;
  • не ставьте во главу угла бытовые вещи - вы не в состоянии решить проблемы, которые от вас не зависят, скажите детям о6 этом прямо и однозначно, и постарайтесь к этому не возвращаться!
  • о плохо убранных кроватях, поведении в столовой говорите лишь в случае крайней необходимости, лучше с юмором, все бытовые проблемы решайте оперативно, сразу «по факту», не откладывайте до вечера - это даст более эффективный результат. В противном случае вы всю смену будете говорить только о6 этом и мысль о рефлексии придется похоронить...

12. Форма (одежды) - клей для коллектива. Позаботьтесь о красивом внешнем виде каждого ребенка, чтобы одежда была по размеру (и в поясе, и по длине), аккуратно выглажена, пришиты все пуговицы. Придумайте о соответствии с возрастом детей отличительные знаки: яркие визитки, ленточки, эмблемы и т.д. Потратьте на это час времени, и ваши дети не будут испытывать дискомфорта от формы детского лагеря. Ведь она означает принадлежность к большому сообществу детского лагеря - «Мы».

13. Обеспечьте узнаваемость вашего отряда и делами, и уровнем отношений. Способствуете формированию чувства «мы - отряд». В активе у вас должны быть все дети. А не только с симпатичными мордашкамав и замечательной дикцией. Не формируйте отдельно группы мальчиков и группы девочек. Приведите детей к пониманию, что коллектив складывать необходимо! Обязательно объясните почему...

14. Важно помнить, что один день (а если он ещё насыщен деятельностью в которой дети взаимодействуют друг с другом) это целая эпоха в развитии отношений. Поэтому напарники, сменяя друг друга на отряде, обязательно должны подробно пересказывать друг другу что происходило в отряде, как проявлялись те или иные дети, на что или на кого следует обратить внимание, как и что говорил детям вожатый. У детей должно сложится впечатление, что вожатый как бы и не уходил с отряда - всё видел, обо всём знает И ни в коем случае не должна сложиться ситуация, когда сменился вожатый - сменилась власть»: вчера это было нельзя, сегодня с другим вожатым - можно, с одним вожатым мы ведем себя так, а с другим - по другому...


ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • ребята удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, товарищах, вожатых;
  • в основных чертах они представляют себе содержание, перспективы общей деятельности, характер нравственных требований;
  • в отряде складывается атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;
  • отряд для каждого ребенка становится значимой средой, приобретает привлекательность с точки зрения ожиданий и потребностей детей.



ПЕРИОД ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В записную книжку вожатого или… несколько полезных советов:

1. Помните! Организация деятельности должна обязательно идти через ребят-организаторов.

2. Особое внимание уделять всей структуре деятельности, а особенно обсуждению плана и подведению итогов, где нужно обязательно в первом случае: уточнить поручение, а во втором - отметить ребят, которые были самыми заботливыми, самыми активными.

3. Необходимо наметить перспективу «завтрашней радости».


ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • официальная структура работает неформально;
  • выделился и утвердился костяк ребят-организаторов.



ПЕРИОД СКРЫТЫХ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ

В записную книжку вожатого или… несколько полезных советов:

1. Скрытые конфликты необходимо вывести из сферы межличностных отношений на арену широкого общественного мнения и через ryманизацию деловых отношений добиться понимания необходимости и возможности единства в коллективе.

2. Противоречия преодолеваются, если поставлена увлекательная для всех групп перспектива, если обогащается содержание той деятельности.. в которую вовлекаются все группы, через корректировку ценно отек, ориентированных на уважительное отношение к каждому в отряде. Группы начинают осознавать себя, как часть целого коллектива - отряда.

3. Распространенная ошибка вожатых - замкнуть конфликт на себе. Вроде «вы плохо поступили, я обиделась...» Да и детям так проще - «у нас всё плохо, потому что плохой вожатый». Ни в коем случае! Как бы «ужасно» не вели себя дети по отношению лично к вам, вы не имеете права обижаться Необходимо набраться мудрости, терпения, такта и переключиться на межличностные проблемы детей. С другой стороны, нельзя в создавшейся проблемной ситуации делать виноватыми всех детей: и конкретно виноватых, и косвенно. Каждый «виноватый» ребенок должен понимать причину и степень своей вины. А самое главное - ребенок сам должен осознать негативную сторону своего поступка и понять, что в отряде приветствуется «хорошее» в нем, а «плохое» осуждается.

4. Ещё одно заблуждение - нельзя искусственно создавать конфликт, только потому, что он должен быть по теории или потому что «в соседнем отряде конфликт и у меня должен быть». Поверьте, не может быть двух одинаковых отрядов, хотя 6ы потому, что в них дети разные. Если вы не обнаружили ярко выраженной конфликтной ситуации - это не означает, что в отряде не происходит поступательного развития отношений. Вероятно, а вашем отряде очень благоприятная обстановка, которая в одной ситуации (которую ныне заметили) обеспечило достижение единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде, признанными лидерами в отряде изначально стали ребята, поддерживать линию на объединение и нравственную основу отношений отряде.

5. Позиция вожатого - главный «миротворец» в отряде во время конфликтов. И, хотя, педагог есть «миротворец» по своей сути, но это его самая трудная функция. К сожалению, специально этому никто не учит. Все боятся слова «конфликт». А ведь конфликты - неотъемлемая часть нашей жизни, их не нужно бояться. Их следует использовать в педагогических целях, чтобы научить детей жить в обществе, находить цивилизованные пути к разрешению разногласий. Оказывается, конфликты могут быть полезными. Во-первых, конфликт нарушает застой. Во-вторых, он заставляет искать новые подходы к решению проблемы. В-третьих, он вызывает перемены в людях, в организации дела. В-четвертых, он изменяет нашу самооценку и может стать мерилом наших достоинств. Другими словами, не будь конфликтов, не было бы роста, перемен, познания.

6. Необходимые условия для успешного выхода из кризиса:

  • умение вожатого анализировать и прогнозировать ситуацию, владеть приёмами ведения групповой дискуссии (см. «Как анализировать с детьми»);
  • умение найти подходящий момент для решающего разговора и увидеть ребят, поддерживающих линию на объединение и нравственную основу отношений в отряде;
  • умение вожатого вести демократический разговор, направляя его в русло главной идеи объединения, человеческих отношений и уводить разговор от мелочей и придирок, особенно по вопросам быта;
  • вожатый должен быть защитником тех, кто страдает от одиночества, отсутствия единства и тех, у кого нетерпимая позиция по отношению к эгоизму, хамству, сквернословию, равнодушию;
  • помочь ребятам в выработке общей идеи, которую разделяют все в отряде, или актуализировать те, что уже приняты в отряде, но бездействовали;
  • умение определить актуальную деятельность, обязательно коллективную, в подготовке которой должны быть задействованы все, обязательно творческую, привлекательную для каждого и необходимую для всех;
  • умение организационно обеспечить успех задуманной деятельности.


ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  • переформирована формальная структура на основе советов дела или творческих групп к предстоящему коллективному действу;

У всех есть желание и воля к единству и участию в предстоящем коллективном деле.



ПЕРИОД МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОГО НАПРЯЖЕНИЯ

В записную книжку вожатого или… несколько полезных советов:

1. Помните! Действие после кризиса не терпит паузы. Начинать коллективно-творческую деятельность нужно сразу. Крайне необходимо создание и дальнейшее укрепление эмоционально стабильной обстановки в отряде.

2. Деятельность не должна быть нарочитой, необходимой, давно задуманной и не исполненной из-за отсутствия единства в отряде.

3. Не возвращайтесь к конфликтам. Не допускайте на подведение итогов никаких отчетов, тем более никаких «разносов» и выяснение виноватых. Лучше всего организовать маленькие творческие вечера со свечами или неформальные встречи с чаепитием, музыкой, а может костер с картошкой.

4. Вожатый - первый выдумщик, умелец, знаток, помощник, умеет чутко поддержать ребят. Никаких нотаций. Тонкий мягкий юмор. Не допускать срывов!!! Проявлять искреннюю радость и восхищение проявленным успешным действиям.


ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • желание к дальнейшим творческим делам;
  • изменения уровня общения в отряде (нет кличек, насмешки превращёны в мягкий юмор);
  • проявление творческих лидеров и констатируется уменьшение количества или исчезновение отверженных.



ПЕРИОД ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА

В записную книжку вожатого или… несколько полезных советов:

1. Вожатый - творческая личность: режиссёр, дирижёр, сказочник, актёр... Он способен к выдумке, творчеству. Он - ведущий интеллектуальных бесед о поэзии, музыке, живописи, архитектуре, философии, политике. Именно в этот период удаются клубы по интересам, которые ведёт каждый вожатый в соответствии со своим увлечением и познаниями в конкретной области. Каждый вожатый - знаток и специалист по одному из видов деятельности. Создаётся возможность повосхищаться, погордиться своим вожатым, как неповторимой личностью.

2. Важно помнить, что никакого подлинного раскрытия таланта и самоактуализации не может быть без формулы «СО»: сопричастность, сотрудничество, сострадание, соучастие,..., и понимания второго значения «СО»: совесть, сознание, сочувствие, созидание, сомнение... Таким образом, надо активно помогать коллективу делать первые шаги на подходе к гуманистическим образцам отношений.

3. Разговоры, беседы необходимо вести дидактическим путем: от понятного к открытию; от личностного понимания дружбы и товарищества к широким понятиям сохранения мира; от понимания добра и зла к вечным человеческим истинам Равенства, Справедливости, Созидания, Красоты; и, наконец, от «усвоения вечных человеческих ценностей к их присвоению».


ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • в лидеры выходят творческие ребята, проявляется творческий почерк отряда;
  • отряд может наделить себя общим определением: самый поющий, самый спортивный, самый знающий, самый трудолюбивый …, подходя к первой общей нравственной ступени: самый дружный;
  • стремление оценки своего отряда и себя с позиции нравственных ценностей, осознанно и добровольно принятые всеми в коллективе.



ПЕРИОД ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В записную книжку вожатого или… несколько полезных советов:

1. Позиция вожатого - активный участник импровизаций, непрерывного праздника общения, тактичный подсказчик. Он умеет увидеть рост каждого, анализирует созданные общие ценности в отношениях и прогнозирует возможности внедрения их в собственную жизнь каждого ребёнка. Оставаясь другом, он выступает как хранитель «присвоенных» ценностей и «исповедником», духовным лидером на итоговом периоде и последействии.

2. Непрерывный праздник общения. Это могут быть концерты любимых номеров, прощальные костры, вечера. Найдите возможность индивидуального общения с каждым.

3. Создайте условия для обозначения и осмысления высокой идеи, когда коллектив отряда для отдельного ребенка на долгое время после смены останется побудительным символом к развитию и саморазвитию. Это могут быть прощальные письма, вечер обмена адресами, написание добрых пожеланий в альбом (или на страницах сувенирных буклетов с видами детского лагеря), памятные подарки.


ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСПЕШНО ПРОВЕДЕННОЙ СМЕНЫ:

  • радость, высокая оценка и самооценка настоящей ситуации и возможностей в будущем;
  • все дети осознают себя способными к дружбе, взаимопониманию, добру; стремящимися понять мир, себя в нём;
  • готовы развивать себя и улучшать окружающую жизнь; быть стойкими и не терять человеческого достоинства при различных обстоятельствах; понимающими, что такое совесть, честь, ответственность за себя и других.