Педагогические ситуации и способы их решения
6-8 лет
прогнозируемые ситуации | возрастные особенности | варианты решения |
---|---|---|
слёзы, тоска по дому | болезненно переживает разлуку с семьёй | отвлечь интересными делами, переключить внимание, провести беседу о доме - но завершить о том, что же хорошего его ждёт в лагере, в отряде |
раздражительность, тоска по дому | чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки | дать конкретное легко выполнимое задание, чтобы он почувствовал себя нужным в новом коллективе |
множество вопросов | любознательность | внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания |
трудно засыпает, просыпается «попить», не умеют застилать постель, разбрасывают вещи, постоянно грязные и т.д. | отсутствуют навыки самообслуживания, соблюдения режима дня | терпеливо приучать к порядку, проявлять особое внимание вечером к таким детям: сказку, песенку, погладить по голове и т.д. Напоминать детям о регулярном времени на умывание, туалет. |
привычка есть медленно, всухомятку | находится во власти домашних привычек | следить за тем, чтобы съедали первое блюдо, не торопить |
готовы пробовать всё на вкус | повышенный интерес ко всему новому | беседа о ядовитых растениях, грибах, микробах и т.д. |
опасность травматизма | демонстрируют свою смелость | беседа о правилах техники безопасности, заполнить время полезными делами |
страхи в темноте | боязнь темноты | не оставлять одного в темноте |
копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых | слепое подражание взрослым | объяснять, если скопировали дурной пример, личным примером показывать другую модель поведения |
«ужасы» про вожатую в «Белом доме» и т.д. | неумение концентрироваться, бурное эмоциональное развитие | слушайте эти рассказы и сами не пугайтесь, постарайтесь сконцентрировать ребёнка на фактах. Часто дети переоценивают ситуацию, «накручивают» её. Помогите им снять эту «накрутку», концентрируйтесь на фактах, а не на эмоциях. |
ругается нецензурными словами | низкий уровень культуры, внешнее проявление взрослости, незанятость ребёнка, влияние круга общения | при всех чётко и спокойно скажите ребёнку, что вы чувствуете: «Когда ты говоришь такие слова, у меня возникает чувство...» и далее: «Я хочу, чтобы в нашем отряде не звучало этих слов» |
9 - 11 лет
прогнозируемые ситуации | возрастные особенности | варианты решения |
---|---|---|
обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости | половое созревание | внимательное доброе отношение, стремление разобраться в причинах поведения |
курение, употребление «взрослого» лексикона, бодрствование после отбоя | внешнее проявление взрослости
борьба за авторитет, комплексы, воздействие молодежной культуры, незанятость ребёнка, влияние круга общения |
разъяснительные беседы, заполнить время полезными делами, приучать к режиму дня. По поводу сквернословия - можно разрешить подростку (тет-а-тет) высказать все известные ему ругательства так, чтобы ему самому это перестало быть интересным. И тут же предложить ему выразить ту же мысль только без бранных слов. Беседы о молодёжной субъкультуре, о том, что она манипулирует человеком, навязывает стереотип поведения, что всегда не нравится твоим близким и любимым тобой людям. |
замкнутость, одиночество | обострённое переживание своих недостатков | переключать внимание ребёнка, давать поручения, связанные с необходимостью общения |
непослушание, действия «наперекор», постоянные споры | стремление к самостоятельности | вникать в их интересы, сотрудничать с ними, направлять самостоятельность в нужное русло |
появление тайн, озорство, шалости, | неуёмная фантазия | тактично разузнать секреты детей, совместно их сохранять, разумно использовать. Организовать интересные дела с элементами романтики |
импульсивен, невнимателен, излишне активен-бегает взад-вперёд, редко занимается чем-то, задирается, постоянно убегает | гиперактивность- как правило это защитная реакция снять тревогу | защитить ребёнка от его собственных действий, сделать так, чтобы он участвовал в обычной лагерной жизни. Это требует значительного контроля, но контроль должен быть доверительным. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача. |
12 - 16 лет
прогнозируемые ситуации | возрастные особенности | варианты решения |
---|---|---|
конфликтность как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых | самоутверждение | стремиться понять их, разобраться в мотивах поведения, сотрудничать. Учитывать их мнение, предоставлять как можно больше подконтрольной самостоятельности |
замкнутость, агрессивность, лёгкая ранимость, уход в себя | развитие интереса к противоположному полу, появление новых чувств, ощущений, переживаний | тактично, уважая их чувства проводить беседы о красоте настоящей дружбы и любви |
одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность, интерес к себе | специфические особенности внешнего вида (прыщи, полнота, жирные волосы и т.д.) | индивидуальные беседы о том, как избавиться от этих проблем или как их сгладить. В коллективной беседе находить у подростка лучшие качества и подчёркивать их. |
агрессивное поведение -намеренное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда. Проявление индивидуально, связано с конкретной ситуацией, тем не менее, у каждого есть свой стандартный набор реакций, который включается автоматически | стремление привлечь к себе внимание сверстников, получить желанный результат, занять высокий уровень в иерархии коллектива; защита и месть; обида | ПРИЁМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ при обсуждении:
|
тревожность- эмоциональное состояние, комбинация некоторых эмоций (страх в том числе), социальное проявление тревожности-застенчивость. | постоянное беспокойство, трудности в концентрации на чём-либо, мышечное напряжение в области лица, шеи; раздражительность, нарушения сна (с 12 лет чаще у девочек; у мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте).Могут «уходить в болезнь»-соматические проблемы: боли в животе, сухость во рту, слабость в ногах, учащённое сердцебиение.
Робок, пуглив, не умеет общаться со сверстниками и выражать свои мысли и чувства;обострённое восприятие и ожидание оценки. |
|
воровство | случается практически в каждой смене и любом возрасте | как только обнаружится, что подросток украл, с ним следует поговорить и указать на необходимость вернуть предмет с извинениями. Можно предложить ему поддержку и отправиться вместе с ним. Ваша роль при этом-молчаливое присутствие. В отряде следует обсудить этот поступок, если дети знают. Руководите этим обсуждением ВЫ. Вы констатируете факты: «Было украдено то-то, теперь это возвращено, хозяину принесены извинения. Такие события случаются, я не хотел(а) бы, чтобы они повторялись. Я прошу каждого из вас высказать , что вы чувствовали, узнав об этом.» Выслушав ребят, сделайте вывод о том, что «это неприятная ситуация для всех тем, что она подрывает доверие друг к другу и, прежде всего, к конкретному лицу, кто это сделал. Так делать не стоит. Хочется верить, что таких ситуаций не будет».Напомните, что за дорогие вещи, привезённые в лагерь, каждый сам несёт ответственность, если же он этого не делает — то провоцирует некоторых на такие поступки. |
отказ дежурить в столовой | индивидуальные причины: чувство брезгливости, плохо себя чувствует, не обучен самостоятельности | выяснить причину. Предложить другую работу, напомнить, что весь отряд несёт ответственность , чтобы накормить всех и не стоит подводить ребят из отряда. Они этого не поймут и могут обидеться. |
отказ в чём -либо участвовать | «наблюдатели» по жизни | создать условия для успеха и организовать формы взаимодействия детей, соответствующие их полу и возрасту, их интересам. Опираться на сиюминутные проблемы и использовать их для привлечения ребят к делу. Как правило, такие дети избирательно участвуют в каких-либо делах. Позвольте им выбирать. Поддерживайте их, когда они решились быть активными. |
отрицательный лидер | хочется власти и внимания | подружитесь с ним, примите его, заключите с ним договор, покажите как конструктивно стать лидером. Но не спорьте с ним и не «роняйте» его в глазах других. |
отпускают «сальные» шутки | проверка Вас «на прочность» | спокойно скажите, что «парни часто устраивают такие проверки, но вы просите в присутствии девочек не шутить так и не говорить резких слов». Будьте готовы к тому, что такая ситуация повторится. Но при Вашем адекватном реагировании это скоро прекратится. |
подросток/ ребёнок обманывает | случается практически в каждой смене и любом возрасте | обсудите с ним ситуацию, когда он Вас обманул. Объясните, каковы последствия этой ситуации для него, для Вас, для других. Важно, чтобы он понял, сто обманывать не стоит, это ведёт к негативным последствиям, самое главное — он теряет доверие у других. |
отряд проиграл | такова жизнь - отряд возмущается, младшие плачут... | Помогите принять поражение достойно: сначала пусть они отреагируют свои эмоции, потом объясните-проигрыш это всего лишь одна из ступенек к победе, если концентрироваться не на том, что сделали не так, а на том, что надо было сделать, чтобы выиграть или что позволило соперникам выиграть, подведите итоги: что следует делать, чтобы выиграть. |
явление «буллинг»-агрессивное поведение, выражающееся в злонамеренном преследовании, жестокости, попытках оскорбления и унижения других детей в присутствии наблюдателей. | в обществе насилие стало нормой, самоутверждение за счёт жертвы | Заметив явление буллинга -главное не заострять на этом внимание, не выносить на всеобщее обсуждение, потому что жертвы могут замкнуться, а инициаторы ещё с большей агрессией продолжат свою атаку. В основу воспитания должно входить развитие креативного мышления (способности к умственным преобразованиям и творчеству, отказа от стереотипов, создание чего-либо, не существовавшее прежде) и эмпатии (сопереживания). |