Педагогические ситуации и пути их решения

VPjHrW8GTBg.jpg

Здесь дается общая картина проблем, с которыми может встретиться вожатый в детской летнем лагере и их варианты решения. 12 - 16 лет

ПРИЁМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ при обсуждении:

1. факт: «Сейчас ты переступаешь допустимую черту» или «Ты ведёшь себя агрессивно»

2.констатирующий вопрос: «Ты злишься?»

3.раскрытие мотивов: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?»

4. «Я-сообщение» «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне!» или «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит»

5.апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило...», «У нас не принято кричать на людей». Незначительную агрессию - сначала просто игнорировать, потом выразить понимание чувств подростка «Я понимаю, что тебе обидно», переключение внимания или предложение какого-либо задания. Позитивно обозначить поведение «Ты злишься потому, что устал...». если есть физическая угроза - примите срочные меры; если можете справиться сами, то «возьмите подростка в руки», в том числе и буквально, прижав его руки своими руками; скажите уверенным тоном: «Успокойся, возьми себя в руки!», уведите его с того места, где развернулась ситуация, спровоцировавшая агрессию. После того, как подросток успокоится, обсудите случившееся (лучше наедине). Обсуждать только его поведение «здесь и сейчас» без моральной оценки, оценить негативные последствия самого поведения, он вредит таким поведением не столько окружающим - сколько самому себе (приёмы обратной связи).

Тревожность - эмоциональное состояние, комбинация некоторых эмоций (страх в том числе), социальное проявление тревожности-застенчивость.

Постоянное беспокойство, трудности в концентрации на чём-либо, мышечное напряжение в области лица, шеи; раздражительность, нарушения сна (с 12 лет чаще у девочек; у мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте) .Могут «уходить в болезнь» -соматические проблемы: боли в животе, сухость во рту, слабость в ногах, учащённое сердцебиение.

Робок, пуглив, не умеет общаться со сверстниками и выражать свои мысли и чувства; обострённое восприятие и ожидание оценки.

1.Не заставляйте участвовать в состязаниях и каких-либо видах работ, учитывающих скорость;

2.не сравнивайте с окружающими;

3.чаще используйте телесный контакт;

4.способствуйте повышению самооценки - хвалите даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других подростков, но так, чтобы он знал за что;

5. чаще называйте по имени;

6. меньше замечаний в его адрес;

7.наказание в самых крайних случаях;

8.демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ему;

9. игры: «Комплименты», «Я дарю тебе...»

Воровство

Случается практически в каждой смене и любом возрасте.

Как только обнаружится, что подросток украл, с ним следует поговорить и указать на необходимость вернуть предмет с извинениями. Можно предложить ему поддержку и отправиться вместе с ним. Ваша роль при этом -молчаливое присутствие. В отряде следует обсудить этот поступок, если дети знают. Руководите этим обсуждением Вы. Вы констатируете факты: «Было украдено то-то, теперь это возвращено, хозяину принесены извинения. Такие события случаются, я не хотел(а) бы, чтобы они повторялись. Я прошу каждого из вас высказать, что вы чувствовали, узнав об этом». Выслушав ребят, сделайте вывод о том, что «это неприятная ситуация для всех тем, что она подрывает доверие друг к другу и, прежде всего, к конкретному лицу, кто это сделал. Так делать не стоит. Хочется верить, что таких ситуаций не будет». Напомните, что за дорогие вещи, привезённые в лагерь, каждый сам несёт ответственность, если же он этого не делает — то провоцирует некоторых на такие поступки.

Отказ дежурить в столовой

Индивидуальные причины: чувство брезгливости, плохо себя чувствует, не обучен самостоятельности.

Выяснить причину. Предложить другую работу, напомнить, что весь отряд несёт ответственность, чтобы накормить всех и не стоит подводить ребят из отряда. Они этого не поймут и могут обидеться.

Отказ в чём -либо участвовать

«Наблюдатели» по жизни

Создать условия для успеха и организовать формы взаимодействия детей, соответствующие их полу и возрасту, их интересам. Опираться на сиюминутные проблемы и использовать их для привлечения ребят к делу. Как правило, такие дети избирательно участвуют в каких-либо делах. Позвольте им выбирать. Поддерживайте их, когда они решились быть активными.

Отрицательный лидер

Хочется власти и внимания

Подружитесь с ним, примите его, заключите с ним договор, покажите как конструктивно стать лидером. Но не спорьте с ним и не «роняйте» его в глазах других.

Отпускают «сальные» шутки

Проверка Вас «на прочность»

Спокойно скажите, что «парни часто устраивают такие проверки, но вы просите в присутствии девочек не шутить так и не говорить резких слов». Будьте готовы к тому, что такая ситуация повторится. Но при Вашем адекватном реагировании это скоро прекратится.

Подросток/ ребёнок обманывает

Случается практически в каждой смене и любом возрасте

Обсудите с ним ситуацию, когда он Вас обманул. Объясните, каковы последствия этой ситуации для него, для Вас, для других. Важно, чтобы он понял, что обманывать не стоит, это ведёт к негативным последствиям, самое главное — он теряет доверие у других.

Отряд проиграл

Такова жизнь - отряд возмущается, младшие плачут...

Помогите принять поражение достойно: сначала пусть они отреагируют свои эмоции, потом объясните - проигрыш это всего лишь одна из ступенек к победе, если концентрироваться не на том, что сделали не так, а на том, что надо было сделать, чтобы выиграть или что позволило соперникам выиграть, подведите итоги: что следует делать, чтобы выиграть.

Явление «буллинг»-агрессивное поведение, выражающееся в злонамеренном преследовании, жестокости, попытках оскорбления и унижения других детей в присутствии наблюдателей.

В обществе насилие стало нормой, самоутверждение за счёт жертвы.

Заметив явление буллинга - главное не заострять на этом внимание, не выносить на всеобщее обсуждение, потому что жертвы могут замкнуться, а инициаторы ещё с большей агрессией продолжат свою атаку. В основу воспитания должно входить развитие креативного мышления (способности к умственным преобразованиям и творчеству, отказа от стереотипов, создание чего-либо, не существовавшее прежде) и эмпатии (сопереживания).