Памятка молодому вожатому

3QSnSGcdT 4.jpg

Собрался этим летом съездить в детский лагерь вожатым? Ну, тогда погнали.

Вожатый - профессия сложная, трудная, бессонная, круглосуточная, но блин, самая теплая, самая приятная, самая веселая, самая драйвовая, самая сумасшедшая, самая душевная и самая лучшая на всём белом свете.

Уезжая домой из лагеря, дети испытывают чувство разлуки, желание остаться в лагере, желание побыть здесь еще чуть-чуть и проводить время рядом с теми людьми, которые за период смены стали им родными. Приезжая домой - каждый ребенок, абсолютно каждый ребенок, понимает, что ему не хватает этой лагерной жизни, этих лагерных танцев, этих режимных моментов типа сон часа, отбоя, столовой, не хватает вожатых, не хватает вечерних мероприятий, дискотек и многого-многого другого. Дети пишут друг другу, созваниваются, общаются и многие остаются друзьями до конца жизни.

Это круто, это прикольно, ведь ты понимаешь, что ты, как вожатый, делаешь детскую судьбу, делаешь детство ребёнка счастливым, делаешь его детство таким, какое он будет вспоминать и улыбаться.

Осуществление всего этого зависит от вожатых: каким будет вожатский состав – такими будут и дети, каким будет вожатый, таким будет и каждый ребёнок в отряде. Весёлый, позитивный, зажигательный, но в то же время педантичный, терпеливый и понимающий вожатый – залог хорошей смены и хорошего впечатления у детей. Ведь дети, это именно те люди, ради которых мы сюда и едем.


Подготовка к смене (практическая и психологическая).

Перед тем как ехать в лагерь нужно понять несколько простых принципов и сделать их своими принципами, т.е. чтобы ты, твои взгляды, твоё мировоззрение и эти правила стали едим целым. О чём я говорю: первый и самый важный принцип в работе вожатого - это любовь к детям, но для того чтобы эту любовь проявить правильно и добиться хорошего результата нужно знать не-сколько правил:


Правило 1: «Абсолютное принятие»

Это означает то, что в любом случае, в любом раскладе ты должен принимать ребенка. Каким бы он не был балованным, каким бы он не был непослушным и всякое прочее, ты должен при-нимать ребенка и относиться к нему с любовью, уважением и пониманием. Потому что каждый ребенок с рождения уже личность, со своим пониманием мира, своими мыслями, и относиться к нему нужно подобающе.


Правило 2: «Всегда относиться хорошо – нельзя»

Бывают ситуации, когда ребёнок где-то косячит, ведёт себя не так как нужно. В таком случае, сохраняя общий позитивный настрой, стоит попытаться ему объяснить, что так делать неправильно. Объяснять нужно логически, каждый свой запрет – аргументировать, и этот аргумент должен быть уместен, правдив и, желательно, чем-то подкреплён, например примером из жизни, ка-кой-то историей и т.д. Потому что, если ребёнок услышит такое объяснение, то он с большей долей вероятности к нему прислушается, правда такой способ лучше действует на старших, нежели на младших детей, но всё же. Старайся воздерживаться от пустых аргументов в ответ на возражение. Лучше удели ребёнку на минуту больше времени и нормально, по-человечески объясни, почему правильно делать именно так, а не иначе.

Вообще, в таких ситуациях очень помогает рефрейминг (frame; рамка) — это прием, позволяющий изменить точку зрения, а, следовательно, восприятие события или предмета.

Если же ребёнок продолжает вести себя плохо, нужно наказывать. Только наказывать правильно, без фанатизма. Если ребёнок маленький – наказание должно вступать в силу практически сразу, потому что если перенести его на потом, то ребёнок просто-напросто забудет о своём проступке и не поймет, за что ты его наказал. Он не извлечёт никакой мысли из этого наказания и плюс ко всему ещё и озлобится на тебя. В этом случае твой вожатский авторитет будет постав-лен под сомнение. Наказать можно разными мирными и вполне приемлемыми способами, но самый лучший, по моему мнению, это «обидка». Ты должен стать абсолютно нейтральным к накосячевшему ребёнку. После того, как он не понял слов, ты можешь еще раз обозначить суть того, что тебе не нравится в его поведении и после этого сказать что-то в стиле: «Окей, я тебя понял», с некой до-лей обиды. После этого можешь не замечать его, отвечать на его вопросы очень кратко, без прежней эмоциональности и т.п. Обычно это очень сильно действует и ребёнок, через некоторое время, сам уже старается заслужить внимание вожатого обратно. Но и перебарщивать с этим тоже опасно, поэтому такое наказание в конечном итоге должно заканчиваться прощением и восстановлением хороших отношений. Это наказание так же применимо и ко всему отряду.


Правило 3: «Вожатый – это лидер»

Когда ты фанишься с детьми, танцуешь с ними, поёшь, угораешь и прикалываешься – ты становишься им другом, но стать лидером немного сложнее. Это проявляется в режимных моментах, в разных спорных ситуациях, в подготовке к мероприятиям и т.д. В режимных моментах нужно быть чуть построже, чем обычно, но опять же, без фанатизма. В конфликтных ситуациях никогда не занимай чью-то сторону; нужно быть беспрекословным судьёй и решать вопросы равноправно и справедливо, направлять детей к правильному разрешению ситуации, будь лидером, к которому обращаются за советом и помощью в разрешении тог или иного вопроса.


Подготовка практическая. Что взять с собой в лагерь (рассказываю с муж-ской точки зрения)

  • ГОЛОВНОЙ УБОР,
  • Трусы/носки пар по 8-9шт,
  • Шорты 3-4шт,
  • Футболки 5-6шт,
  • Штаны 1шт,
  • Кофта или толстовка 1шт,
  • Кроссы хорошие 1шт,
  • Тапки 2 пары,
  • Средства личной гигиены,
  • Полотенца 2шт,
  • Парадная одежда (если собираешься быть ведущим или что-то подобное),
  • Утюг по желанию (я обычно просил в девчонок),
  • Зарядки, повербэнки, моноподы, наушники и т.д.,
  • Если умеешь играть, то конечно же гитарка,
  • Свечки (чтобы проводить «свечки» и «огоньки»),
  • Различные талисманные штучки и т.д.,
  • Канцелярские товары (обычно их выдают в самом лагере, но лучше если у тебя будет и что-то своё).

Это самый первичный набор того, что вспомнилось мне из своего опыта. Более же подробный список можно найти в интернете, там он раз в 20 больше моего.


Так что же такое смена и с чем её едят?

Теперь перейдем к самой лагерной смене, которая разделяется на несколько периодов, а именно на три:

  1. Организационный период (первые 4-5 дней);
  2. Основной период (все дни, не входящие в другие периоды);
  3. Заключительный период (последние 3-4 дня);

Некоторые еще выделяют четвёртый период – подготовительный, т.е. когда ты собираешь свои вещи, едешь, приезжаешь в лагерь, участвуешь в планёрке руководства и педагогического состава лагеря, на которых вы общаетесь и выясняете методы работы на ближайшей смене; рису-ешь «встречные» плакаты детям, готовишь всякие фишечки и т.д. Честно говоря, не вижу смысла выделять это всё в еще один период смены, т.к. этот он уж очень короткий и всем и так понятный.


Организационный период

Ну что же, рассмотрим, наш первый и САМЫЙ ВАЖНЫЙ период смены – это организационный период. В организационный период вы со своим напарником держите все пути развития смены, и от того, как вы этими путями воспользуетесь, зависит всё. Как вы себя покажете в начале смены – так она и пройдет. Если вы будете показывать себя лидером, уделять достаточное внимание и время отряду, видеть в каждом ребенке личность, постоянно находиться со своими детьми, поддерживать их, занимать (играми, КТД, танцами, флэшмобами), проводить правильную отрядную работу, грамотно разъяснять все вопросы по поводу режимных моментов (почему мы ходим строем, почему спим только на расправленных постелях, почему во время сон-часа нужно отдыхать и т.д.), то обещаю вам, ваша смена пройдет на очень бодром и высоком уровне.

И наоборот, если ты будешь пассивной какашкой, то появится два варианта развития событий:

  1. Дети будут ходить пассивные, скучные, не заинтересованные в лагерной жизни и уедут с плохими эмоциями и воспоминаниями.
  2. Они начнут находить себе развлечения другим способом, который для тебя может закончиться очень и очень плохо, вплоть до твоей уголовной ответственности. Дети могут шныряться по территории, залазить на деревья, здания, сооружения, с которых могут упасть и что-нибудь себе повредить; могут «сцепиться» с другим отрядом, подраться, поругаться и т.д. Да в конце то концов, они могут сбежать с территории или выдать еще что-нибудь более невероятное!

К чему я клоню - за все эти безобразия придется отвечать тебе, вожатому. И очень бы хотелось, чтобы таких ситуаций было как можно меньше. Поэтому за своими детьми нужно постоянно следить и знать где они находятся. Я не говорю о тоталитаризме и диктаторстве, мол, пошли сюда, теперь сюда, от сюда ни шагу в сторону, дела-ем это, делаем то и т.д. Нет!! Нужно просто добиться того результата, чтобы дети понимали, что ты несешь за них ответственность, что они тебе по-настоящему до́роги и они, при необходимости, сами подходили к тебе и говорили: «Юр, мы идём туда-то туда-то, чтобы сделать то-то и то-то, вернемся через столько-то столько-то». В этом случае ты уже сам решаешь, отпускать их или нет. Но, как я считаю, если у вас сейчас не какой-то режимный момент, не орг. период и вообще весомых причин для отказа нет, то можно и отпустить. Ведь люди ценят свободу, которая у них есть, каждая личность ценит свободу и свои права, а как я говорил в начале – каждый ребёнок является личностью и относиться к нему нужно соответствующе.

Теперь пошли дальше по орг. периоду. В это время нужно добиться максимального исполнения детьми режимных моментов и требовать от них этого. Да, может случиться и такое, что какой-то ребёнок, не желающий выполнять то, что ты говоришь - обидится или скажет, что ты плохой во-жатый, потому что мало им разрешаешь. Но этого не стоит бояться, потому что если не показать сразу, что должно быть именно так, то потом ты просто получишь неуправляемый отряд. Все эти недопонимания и возражения ты перекроешь другими вещами – весельем, фаном, шутками, играми, мероприятиями.

Как правило, дети быстро привыкают к режиму лагеря, и дней через 5-6 им уже в кайф отдохнуть днём, поваляться, поспать, ходить строем и т.д.. Так что первые притирочные дни вполне уместны и даже нормальны.

А теперь собственно, что относится к режимным моментам, и что нужно выполнять обязательно:

  • Подъем,
  • Зарядка,
  • Приёмы пищи (завтрак, обед, полдник, ужин, сонник),
  • Море,
  • Тихий час,
  • Явка на вечерние мероприятия,
  • «Свечка»,
  • Отбой.

Также в это время обязательно проводить отрядную работу – игры на знакомство, на выявление лидера, сплочение, «сдружение» отряда; проводить с ними КТД – готовить плакаты, рисунки, костюмы, сценарии на выступления, номера и т.д. В общем, то, что сближает и заставляет взаимодействовать.

Так же в организационный период происходит развитие детского коллектива, ребята начинают ближе узнавать друг друга, распределяются социальные роли (выявляется лидер, хотя впоследствии он может и смениться). В эти первые дни ты должен задать формат общения ребят и сделать его дружеским. Для этого ты можешь сделать «соглашения и ожидания» - это такая штука, плакат, на котором записаны правила и законы поведения, с которыми ребята согласны и готовы их выполнять – соглашения; и также там записывается то, ради чего ребята сюда приехали, чего они ожидают, что хотят получить за время этой смены – ожидания. Но дети должны сами прийти к этим правилам, ты должен только подталкивать и подводить их к этому. Ещё обязательно сто-ит сделать отрядный уголок, который будет отражать характер и взгляды вашего отряда.

Теперь по поводу писанины. В первые же дни смены тебе придётся заполнить немало бумажек. К ним относятся: список отряда с датами рождения детей и номерами их родителей, еще один список отряда для техники безопасности, в котором дети потом будут расписываться, вожатский дневник, список тех, кто хочет поехать на экскурсии, список тех, кто хочет поучаствовать в спортивных мероприятиях и так далее и тому подобное. Обязательно возьми расписки с тех, кто же-лает оставить материальные ценности у себя. Эта расписка должна отражать то, что ответственность за утерю этих ценностей ребёнок несёт сам. И поверь, эти бумажки реально важны, потому что если ребёнок потеряет телефон, то есть вероятность, что возмещать его придется тебе. Точную информацию по заполнению этих бумажек тебе скажут на планёрках.

Ну, в общих чертах, по организационному периоду, вроде бы, всё. Поехали дальше.


Основной период

Это тот период, когда дети уже более-менее узнали друг друга, притёрлись, привыкли к режиму, ознакомились с правилами лагеря и просто наслаждаются этой классной, зажигательной лагерной жизнью. Опять же повторюсь, кайфовость и зажигательность смены будет зависеть толь-ко от педагогического состава лагеря и особенно от вожатых. Этот период нужно насытить раз-личными приколюхами, крутыми играми, смехом, юмором, суперскими мероприятиями, разно-образными фишечками и сделать так, чтобы дети с каждым днём задыхались от наслаждения и спрашивали, что же будет завтра?

В этот период будет проходить очень много мероприятий, к которым отряду придется готовить-ся (песня, танец, сценка и т.д.), и если в орг. период отрядная работа была хорошей, то ребята будут с легкостью включаться в работу и делать крутые номера. После каждого мероприятия нужно создать у ребят впечатление, что их номер был очень хорошим и классным, но, в то же время, и разобрать ошибки, если они были. Разбор ошибок должен происходить обязательно в доброжелательном тоне с позиции «человек с бо́льшим жизненным опытом (вожатый)- ребёнок». Очень важно подмечать хорошие поступки детей и говорить о них при других ребятах, но критиковать за что-то нужно только с глазу на глаз без присутствия посторонних. Это позволит создать у детей правильный эмоциональный фон для дальнейших достижений и подтолкнёт их работать с бо́льшей отдачей и готовиться к каждому выступлению еще ответственней и качественней.

В жизни у разных людей есть разные взгляды, убеждения, разное мировоззрение, поэтому в каждом коллективе рано или поздно начинаются некоторые разногласия по каким-то вопросам. То же самое применимо и к детскому отрядному коллективу. Если в орг. период дети проходили «знакомственную» притирку, то сейчас у них начинается более близкое знакомство, которое либо уравняет и сгладит ту разницу во взглядах, которая у них есть, либо наоборот обострит её. Неизбежно будут появляться какие-то недопонимания, конфликты, трения - этого не избежать. И это нормально, потому что таким образом люди знакомятся, узнают друг друга. Конфликты не являются чем-то страшным, пугающим. Конфликт - это некий жизненный опыт, главное правильно его разрешить. В нашей работе очень важно правильно разрешать и сглаживать эти столкновения. Как я уже писал, ты должен стать для ребят таким человеком, к которому они будут прислушиваться, которого они будут уважать; человеком, который будет помогать им раз-решать какие-то вопросы и проблемы. Любой конфликт, абсолютно любой, нужно решать конструктивно и максимально сводить всё к компромиссу. Если у ребёнка будут некие примеры правильного, конструктивного разрешения конфликта, то это сыграет очень хорошую роль и даст ему тот важнейший опыт разрешения конфликтов, в котором каждая сторона удовлетворена, все довольны, все чувствуют торжество справедливости.

Теперь давайте поговорим о замечательной технике общения под названием «активное слушание». Активное слушание – это техника общения, в которой ты обозначаешь чувство ребенка, для того, чтобы дать ему понять, что ты его понимаешь, что ты ему сопереживаешь и готов по-мочь перебороть его трудности.

Теперь хочу затронуть такую тему как «огонёк». Огонёк – лирическое, душевное мероприятие, которое направлено на глубину и чувственность детей. Ты можешь выбрать спокойное, уединенное, душевное местечко, украсить его свечами, чем-то еще, включить тихую лирическую музыку, и поговорить с детьми на какую-то важную человеческую тему, например, о мечтах и жизненных целях, или о добре, любви, дружбе и т.д. Причём каждый ребёнок должен высказаться на выбранную тему. Перед самим огоньком детей нужно обязательно настроить на спокойный, тихий лад, чтобы во время огонька не было смешков, шуток и тому подобного. После того как ты усадил детей на огонёк, очень хорошо будет рассказать им легенду, соответствующую тематике огонька: огонёк дружбы - легенда об орлятском круге, огонёк любви – легенда о любви (например легенда о плоских камушках) и т.д. После этого можно задать ребятам вопрос о том, что же в их понимании дружба/любовь/мечта (в зависимости от тематики огонька) и дать каждому высказаться. После всего этого можно спеть песню, обняться, или и то и другое для более тесного морального сплочения. Уходить с огонька нужно держась всем за руки. Примеры огоньков можно посмотреть в интернете, так что – дерзай.

Говоря о лагере, нельзя не отметить такую важную составляющую лагерной жизни - как легенда. Приехав в лагерь, ты должен иметь некий запас легенд, которые ты будешь рассказывать на огоньках, свечках и, конечно же, детям перед сном. Я очень люблю рассказывать легенды перед сном, это вводит детей в некое лирическое состояние и они лучше засыпают. Чтобы перед сном легенда прозвучала в каждой комнате, можно разделить с напарником комнаты. В первые дни смены можно сделать такую умную фишечку: рассказать легенду самой эмоциональной и болтливой комнате, а наутро они сами расскажут об этом всем остальным и, тогда, дети, не слышавшие легенду, уже сами будут тебя просить рассказать её им.

Поехали дальше, друг. Будет очень хорошо, если за время смены ты поговоришь с каждым ребёнком по отдельности, не специально отводя его в сторону для разговора, а так, незаметно для остальных сделаешь так, что вы останетесь наедине и поговорите о чём-либо. Это может быть абсолютно любая тема, но желательно, чтобы это была какая-то «человеческая» тема. Например: кто нравится, с кем дружишь, с кем хотел бы общаться, какие мечты у тебя есть и т.д. Но разговор обязательно должен быть непринуждённым и легким, ребёнок должен хорошо идти на контакт. Если же он отклоняется от таких тем, не хочет о них разговаривать, то не стоит вытягивать это из него насильно, лучше переведи разговор в другое русло и попробуй поговорить на первоначальную тему в другой раз. Такие разговоры один на один духовно очень сближают тебя с человеком. А если ты поболтаешь с каждым по отдельности, то твой ментальный контакт с каждым ребёнком в отряде станет еще лучше, а значит и сплоченность отряда в целом тоже возрастёт. И в заключение этого оглавления хочу напомнить, что вожатый – это светлый, лучезарный, вечно улыбающийся человек, который готов в любую минуту прийти на помощь. И я уверен, что именно таким вожатым станешь и ты, друг. А теперь переходим к нашему последнему, заключительному периоду.


Заключительный период

Хочу сначала сказать о не совсем приятной стороне заключительного периода, а потом уже обо всём остальном. Стоит поговорить о том, что как бы нам ни не хотелось, но всегда будут такие моменты, что кто-то что-то потерял, а отвечать, во многих случаях, приходится вожатому. Не хочу сейчас ни на кого наговаривать, но в последние дни смены нужно тщательней следить за ве-щами, и своими, и детскими. Комнаты в эти дни, как и в остальные, нужно закрывать обязательно и ключ держать в надежном месте. Потому что в последние дни есть вероятность пропажи некоторых ценных вещей, денег, телефонов и т.д. Ну, в общем, ты понял о чём я.

Заключительный период – это те дни, когда дети уже понимают, что скоро им придётся отсюда уехать, расстаться с новыми друзьями, расстаться с этой особой лагерной жизнью, расстаться с этим местом, где они, наверняка, оставят частичку своего сердца. И эти несколько дней нужно сделать по-настоящему крутыми и эмоциональными.

За несколько дней до окончания смены нужно обязательно провести какой-нибудь крутой прощальный огонёк персонально для вашего отряда (что такое огонёк я уже писал). В день перед отъездом и так будет проводиться общелагерное прощальное мероприятие, поэтому проведение своего огонька просто обязательно. Это позволит детям по-настоящему прочувствовать ту связь, которая появилась между ними за эти дни и которая позволит им высказать друг другу все те тайны, которые они, возможно, не говорили в другое время. Точно так же и ты, можешь сказать детям то, что чувствуешь к ним, дать какие-то жизненные наставления, советы и добрые пожелания, которые они обязательно оценят и оставят у себя в сердце.

Начинать настраивать детей к окончанию смены нужно уже дней за 5. Это можно сделать в мимолётном вопросе, мол, вот скоро смена заканчивается, что думаете? Таким образом, можно услышать мнение детей о том, понравилась ли им смена.

Самым последним вечерним мероприятием смены обычно является вожатский концерт, в котором вожатые готовят выступление для детей. Это мероприятие, я уверен, заставит детей и по-смеяться, и вспомнить лучшие моменты смены, и, конечно же, по-доброму поплакать от того, что смена закончилась. На этом мероприятии участвуют абсолютно все вожатые смены, и ты будешь в их числе. На этом концерте отдаваться своему зрителю – детям - нужно полностью, всем телом, всем духом, всем сердцем, чтобы сделать этот вечер самым незабываемым для детей. В веселых номерах – создай на лицах детей улыбки, в лирических – сделай так, чтобы все прочувствовали ту глубину и душевность, которую вы, вожатые, хотите до них донести. Да что я рассказываю, когда наступит этот вечер, ты и сам всё поймешь, и тебя будет разрывать от того, что завтра они уедут. Уедут те, кто стали тебе родными, стали любимыми, стали своими.


Заключение.

Пройдет немного времени, они подрастут, станут самостоятельными, взрослыми, станут решать и думать кем бы им стать, что хорошего сделать для этого мира? И именно от воспитания, от правильного развития в детстве во многом зависит вся последующая жизнь человека. Ведь если смотреть на этот вопрос в глобальном масштабе, то можно сказать, что если каждый ребёнок в детстве будет получать правильные взгляды на жизнь, правильное воспитание, приобщаться к высшим духовным ценностям, таким как любовь, дружба, взаимовыручка, сострадание, то и мир будет светлее и лучше. Эти люди будут развиваться и двигать за собой мир, двигать остальных людей, вести мир к лучшему, к светлому. Дети – вот будущее. И это будущее в твоих руках. Действуй.