О подготовке вожатого
Много сказано о подготовке вожатого. Работают школы вожатского мастерства, проводятся семинары, лагеря вводят продуманную систему отбора кандидатов.... Дело нужное и правильное, но давайте взглянем на эту тему с другой стороны.
Пример. Что нужно сделать, чтоб человек научился ездить на велосипеде? Можно прочитать ему курс лекций, кстати, этот курс может быть довольно большой. Подробно прояснить механику процесса, рассказать как осуществляется езда на велосипеде, дать «правила дорожного движения» для велосипедиста, объяснить правила техники безопасности и оказания первой помощи при травмах, наконец, ввести в курс физические упражнения для укрепления соответствующих групп мышц. Нужная эта информация? Наверное нужная. Очень неплохо это все это получить , знать и видимо, когда «научишься», неплохо эти знания применять. Решает этот курс задачу «научить ездить на велосипеде»? Очевидно, нет. Ибо понятно , что для того чтоб «научится», достаточно двух вещей. Один раз проехать самостоятельно и закрепить этот опыт проехав еще раз. Если разбирать на составляющие, то это во первых получение опыта «я могу» и подтверждение (фиксация в сознании) того что этот состояние может воспроизводится самостоятельно. Все. Человек «стал» велосипедистом. Причем этот навык появляется практически немедленно и сохраняется в течении всей жизни. Человек может его совершенствовать или не использовать, но «утратить» его почти невозможно. С этой точки зрения ключевым моментами являются , переживание опыта «успешной деятельности» и принятие человеком новой для себя роли. То есть, осознание человеком, что он теперь«велосипедист». Какое отношение к этому имеет количества часов потраченных на изучение вышеописанного курса и темы в нем затрагиваемые? Практически никакого. Это все даром потраченное время, если не решается главная задача. ПРИНЯТИЕ человеком РОЛИ.
В данном случае это «я успешный велосипедист». Попробуйте заменить слово «велосипедист» на любое другое, «вожатый» или «взрослый человек», например и появляется критерий оценки той системы подготовки, которую вы рассматриваете.
Собственно существует два подхода к получению навыков. Первый подход, ставит задачу дать знания. Собственно, сегодня практически любая школа строится исходя из этой задачи. Считается, что дав знание и показав как оно применяется, школа свою задачу выполнила. Другой подход строится на импринте. Приобретении человеком новых функций через принятие новой роли.
Приведу пример. Обучение чтению. Мы изучаем буквы, как они соответствуют звукам, учимся складывать буквы в слоги и слова. Наконец мы читаем слова, предложения и, наконец, тексты. Все проходят этот путь.
Причем на сегодняшний день количество «функционально неграмотных» растет, т.е. увеличивается количество людей, знающих буквы, умеющих читать, но не делающих этого. Процесс чтения для них возможен, но требует таких усилий, что трудозатраты не окупаются полученными знаниями. Можно говорить о «кризисе образования», сокрушатся о отсутствии мотивации к учебе и т.д.. С точки зрения второго подхода, человек просто не «ощущает» себя «человеком читающим». Период обучения не завершился импринтом чтения. Он не пережил ощущения собственной успешности в чтении. И соответственно не воспринял чтение, как естественное свое «свойство». Таких ключевых моментов в ходе школьного образования происходит довольно много.
Чтение, множество целых чисел, рациональное число, производная, интеграл и т.д. и т.п.. Принятие каждого навыка, меняет человека и его представления о мире, а непринятие в конце не позволяет переходить на новый уровень. В результате мы имеем механическое и бессмысленное накопление знаний, которыми человек пользоваться не может, которые ему бесполезны, а, самообучение, из процесса познания мира и подготовки к применению полученных знаний в дальнейшей жизни, превращается в мучительный процесс и бессмысленную трату времени. Так будет до тех пор, пока задачей школы будет «давание знания», а не вывод участника в состояние «принятия знания».
Вожатых же нельзя «наштамповать» на станке, потому что будущие вожатые очень индивидуальны и не одинаковы, имеют различные свойства и исходные данные, а значит не возможно найти один общий шаблон и подогнать «всех под одно». Вожатого нельзя сделать «снаружи».
Вожатство — это состояние, которое претендент сам создает в себе. А потому не стоит планировать «навязывать», «доказывать», «быть примером». Откройте мастерскую, где планируйте для каждого найти необходимые инструменты, чтобы смастерить вожатого в себе.
Планируйте не учить, не воспитывать, не тренировать, а мастерить. Мастерить — это изготовлять САМОМУ, ручным способом.
Вожатская мастерская – это:
- Подача материала, построенная на авторских педагогических приемах
- Теория с примерами
- Практические наработки
- Активные формы подготовки
- Индивидуальные консультации
Не изобретайте велосипед, а создавайте его по необычным чертежам!
- Учитываем специфику региона и базы загородных оздоровительных лагерей
- Специальные курсы по организации досуга и отдыха различной категории ребят
- Подготовка инструкторов, вожатых, аниматоров, руководителей смен
- Подготовка команды смены
- Разработка программ смен
- Работа с командой в предсезонный период (в том числе работа по программе смены)
Собственно и подготовка вожатого в первую очередь должна заключатся именно в выводе человека на принятие себя, как «успешного вожатого». Именно это является главной задачей любой школы вожатого. Если эта задача не ставится во главу дела, все остальное, есть просто перевод сил, времени и средств. И то, как эта задача решается, и есть главный критерий оценки качества этой подготовки.