Ошибки вожатого

PhA-i0St53o.jpg

Лагерь — это абсолютно уникальная среда, где связи между людьми создаются стремительно — значительно быстрее, чем в обычной жизни.

С первого дня ты можешь гордо величать отряд — «мои дети». Успешный пройденный трехдневный организационный период сделает тебя авторитетом для детей. Возможно, ты просто станешь для детей приятным воспоминанием, как элемент их лагерного лета. Возможно, ты действительно повлияешь на чью-то жизнь и подтолкнешь ребенка к каким-то свершениям. Главное — не навредить и «не напричинять» добро. Большое влияние означает колоссальную ответственность. Однако халатность, невнимание, пренебрежение к детям, грубость — могут оказаться фатальны, и вспоминать тебя будут еще десятилетия.

Сейчас мы поговорим о том, что в твоем взаимодействии с детьми в лагере следует избегать, и о чем нельзя забывать ни при каком раскладе.


Ошибка 1: Пренебрегать своими обязанностями и ставить свои интересы выше интересов детей

Самые главные люди в лагере — это не вожатые, не руководство и даже не команда поваров. Самые важные — это дети. Именно о детях, их безопасности, интересах и развитии ты должен думать все время, что ты работаешь в лагере.

Поэтому главная мысль, которую нужно себе уяснить — в лагере ты не отдыхаешь, не приятно проводишь время на свежем воздухе, не наслаждаешься летними каникулами.

Прежде всего, ты приехал сюда работать. Ты подписываешь трудовой договор и должностную инструкцию с определенным набором обязанностей — и ты обязан на протяжении всех смен эти обязанности исполнять честно и добросовестно.


Ошибка 2: Пренебрегать индивидуальными особенностями детей

Есть общепринятая классификация, о который ты, возможно, слышал — дети в отряде могут условно поделиться на 5 групп.

Лидеры — дети, способные стать помощниками вожатых и помочь в организации команды. Здесь очень важно поддержать их лидерские стремления и помочь их желаемому самовыражению, чтобы такие дети действительно стали твоими помощниками, а не превратились в анти-лидеров. Однако лидеры все равно должны понимать, что «вожатый рядом, но чуть-чуть впереди», не допускай панибратства и вседозволенности. Кроме того, помни, что любой ребенок, даже демонстрирующий высокий уровень ответственности и самостоятельности — это все равно ребенок и переложить на него все свои вожатские обязанности ты не можешь.

Активные дети, с радостью готовые принимать участия в мероприятиях и живо интересующиеся лагерной жизнью. Это наш костяк отряда, наша палочка-выручалочка. Главная твоя задача здесь — поддерживать интерес таких детей к тому, что происходит в лагере, не давать появиться скуке или гнетущей рутине.

Пассивные дети, которые не спешат высовываться на первый план и активно участвовать в чем-либо, зачастую из-за застенчивости и не уверенности в себе. Твоя задача при работе с этой группой — постараться включить их в жизнь отряда и перевести в разряд активных. Слушай детей, общайся с ними, смотри, к чему у них есть склонности. Если ребенок не хочет выходить на сцену, это не значит, что он должен сидеть в углу, пока остальные репетируют.

Две оставшиеся группы детей — это группы, появление которых нужно постараться предотвратить.

Аутсайдеры или «изгои» — дети, которых не принимает отряд или же которые категорически не желают ни во что включаться и сами отстраняются от коллектива. Нет универсального сценария, по которому тебе стоит работать с такими детьми — так как, если ты понимаешь, что у тебя в отряде появились аутсайдеры, то, прежде всего, нужно начать с выявления причин.

Еще ребенок может оказаться изгоем поневоле — стать жертвой буллинга. Буллинг на русский язык зачастую переводят как «травля», хотя в своем первоначальном значении это понятие немного шире. Буллинг, к сожалению, очень распространенная на нынешней день проблема, которой уже посвящены множество научных исследований. Жертвой буллинга может оказаться любой ребенок — необязательно иметь какие-то физические или поведенческие отклонения, чтобы оказаться в роли жертвы.

Буллинг — это не просто «непопулярность», это физическое и (или) психологическое насилие, систематически направленное на конкретного ребенка. Если в твоем отряде начался буллинг, то твоей главной задачей становится изменить поведение конкретной группы детей.


Ошибка 3. Быть индивидуальным игроком

Как бы замечательно ты не работал один, как мастерски не умел перетягивать одеяло на себя и спокойно принимать любую ответственность — в лагере «один в поле не воин».

Первый и главный человек, с котором потребуется наладить сотрудничество — твой напарник. Именно с ним тебе предстоит провести бок о бок две-три недели и создать из группы разрозненных детей — слаженный отряд.

Неважно, насколько симпатичен или антипатичен тебе человек, с которым вы оказались на одном отряде — необязательно становиться близкими друзьями для того, чтобы эффективно работать.

Вот ряд рекомендаций, который поможет вам с напарником наладить отношения.

— Познакомиться до начала смены
— Помнить, что «один в поле не воин»
— Не выяснять отношения перед детьми. Никогда
— Она плачет. Он ее обидел. Я больше к нему на зарядку не пойду.

(с) Фрагмент телесериала «Синие ночи»

Перед лицом детей ты и напарник всегда должны выступать единой командой. Ругаться при детях, отменять решения, принятые напарником, обсуждать с детьми личность или поступки вашего соратника по отряду — категорически недопустимо. Неслаженность вашей работы неизменно приведет к неслаженности и дезорганизованности отряда — дети могут поделиться на два враждующих лагеря вслед за вожатыми, или, поддержать одного из них, полностью обесценив авторитет второго.

— Заранее выработать единые стандарты, правила и определиться со стилем работы.

И еще раз. Главное, о чем нужно думать, работая на отряде, — о детях.


Ошибка 4: Выделять любимчиков среди детей

Как я уже говорила, все мы люди и всем нам свойственно иметь свои симпатии и антипатии. Фишка в том, что если ты работаешь с детьми — то в независимости от твоих личных эмоций ты не можешь этого показывать. Твоя профессиональная педагогическая обязанность — относиться ко всем детям одинаково справедливо и уделять всем внимание равномерно.

Появление любимчиков чревато для всего — и для авторитета вожатого, и для атмосферы в коллективе и для отношения отряда к самим любимчикам


Ошибка 5. Зарабатывать «дешевый авторитет» у детей

Есть такая старая вожатская клятва — «Быть с ребятами рядом, но чуть-чуть впереди», так вот, дешевый авторитет появляется в момент, когда ты перестаешь быть впереди отряда. Дешевый авторитет строится на отсутствии правил и потакании всем желаниям детей.

— А можно мы сегодня на зарядку не пойдем?
— Хорошо, если не хотите, не идите
— Вася, а можно мы за корпусом покурим?
— Только тихо, чтобы никто вас не видел.
— Слушай, а давай мы за территорию сегодня вылезем, ну никто не заметит, ладно.
— Только после отбоя, чтобы нас старшая вожатая не запалила.

Все это примеры нарабатывания очень плохого — дешевого — авторитета, когда вожатый боится показаться строгим и скатывается в попустительство, лишь бы заслужить любовь детей.

В дешевом авторитете нет уважения — а значит, ребята не будут к тебе прислушиваться. При возникновении конфликтных ситуаций ты будешь бесполезен, поскольку у тебя не будет ни малейших способов повлиять на их разрешение.

Дешевый авторитет гарантирует тебе отсутствие дисциплины в отряде — твое слово просто не будет иметь вес для ребят.

Таким образом, такая стратегия выйдет боком для всех — и для детей, которые не получат здоровый опыт командного взаимодействия, и для напарника, который за неимением твоей помощи будет тащить отряд на себе, и для тебя — навряд ли ты останешься доволен тем, как сложилась смена и как ты проявил себя.

Настоящий авторитет строится на взаимном уважении и доверии. Быть строгим, но справедливым, учитывать мнение отряда и давать понять, что вы с напарником высоко цените участие ребят в отрядной жизни и помнить о тех самых индивидуальных особенностях каждого отдельно взятого человечка — хорошая база для выстраивания правильной лидерской стратегии


Ошибка 6: Забывать от требованиях безопасности

Безопасность в первую очередь — Safety first, как говорят американцы. В русском языке есть аналог этого выражения — «вся техника безопасности написана кровью».

Безопасность, наряду с необходимостью кушать и спать, находится на базовом уровне потребностей человека (по пирамиде Маслоу). Уже потом идет все остальное –потребность в общении, желание учиться и развиваться, самореализация.

Обеспечить безопасность детей на смене — это самая базовая обязанность детского лагеря.

Помочь тебе в этом может несколько правил.

Правило 1. Предвидеть-избегать-действовать, которое означает, что опасные ситуации нужно прогнозировать до их возникновения, по возможности — избегать, а при необходимости — действовать четко и незамедлительно

Правило 2. Не бойся «перебдеть» — когда речь идет о здоровье детей, лишнего беспокойства быть не может.

Правило 3: Ушки на макушке ПОСТОЯННАЯ БДИТЕЛЬ­НОСТЬ! — рявкнул он, и все подскочили. «Гарри Поттер и Кубок огня», Джоанна Роулинг Я соглашусь с персонажем поттеровской саги — Грозным Глазом Грюмом — постоянная бдительность тебе тоже пригодится. Главное, что нужно запомнить — если ты заметил что-то подозрительное, что-то, что вызывает у тебя вопросы или наводит на мысли о том, что здесь, возможно, что-то нечисто — не молчи. В любой непонятной ситуации — лучше проинформируй руководство и охрану.

Правило 4. Не забывай и о собственной безопасности «Если вы путешествуете с ребенком, наденьте кислородную маску сначала на себя, потом на ребенка». Объявление в самолетах в рамках инструктажа по безопасности. Твои потребности — так же как и потребности детей — живут по той же иерархии пирамиды Маслоу, так что и о своей собственной безопасности забывать нельзя. Заболевший, уставший, измученный вожатый не сможет не то, что зарядить детей энергией, но и банально следить за дисциплиной и своевременно реагировать на ситуации, которые того требуют. Позаботься о себе