Особенности квалификации тренера по футболу в лагере

Lager-ob'yasnenie-zadach.jpg

Итак, двинули…

11 отличий профессионального тренера. Профессионал, в нашем понимании, это не просто имеющий корочку об окончании университета или курсов. Профессионал – это энтузиаст, для которого его работа – это его смысл всей его жизни. Он, следуя этому принципу, не стоит на месте, постоянно обучается, читает, пробует, ездит, сравнивает. Он имеет достаточно большой опыт работы с детьми, чтобы уже воспринимать себя как единицу общей системы по подготовке его игроков. Он безмятежен, он знает материал и знает где и в каком месте и в какое время его применить.

Те, кто сейчас обучают детей в свое время учились у поколения, в футбол которого больше не играют – скорости стали выше, методики поменялись, ценности у игроков поменялись, отбор стал жестче, условия и правила игры также претерпели изменения. Поэтому, важен тот факт, чтобы тренер постоянно был в «струе», обучался, практиковался, смотрел, изучал, пробовал.


ОТЛИЧИЕ 1-Е. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ТРЕНИРОВКИ

С чего начинает тренер, что дети делают во время занятия, сколько времени уделяется на показ, рассказ, что делают в основной части и чем завершают тренировочное занятие – все эти факторы играют ключевую роль. Весь мир уже давно использует мячи во всех частях занятия. Поэтому, бегите оттуда, где занятие начинается с беготни по кругу. Важно, конечно, понимать какой возраст и что предшествовало этой тренировке, но суть одна – тренируются играть в футбол мячом и «тренируют голову, а не ноги».

Скорее всего, что после разминки наступает пора упражнений на технику. Тренер расставил фишки, объяснил задание, показал и понеслась – все на своих местах, бегают, пасуют, бъют, перебегают с места на место – красота! Но так ли это полезно, как кажется нам со стороны? Получат ли дети необходимый навык и перенесут ли его в игру? И скорее всего, тренировка заканчивается игрой. Все на все или тренер поделит ребят на несколько команд. Очень, повторимся очень часто мы наблюдаем, что тренировка состоит из а –побежали три кружочка, б – встали на фишки, побили по воротам и с – игра в футбол все на все.

Эти тренировки не приведут вас к успеху. Расскажем, как тренируют в ведущих школах тренеры-профессионалы: тренировка состоит из четырех частей. В зависимости от дня занятия в неделе подбирается направленность занятия по трем компонентам:

  • Тренер работает над каким-то одним элементом техники – корректирует, подправляет только этот элемент. Не рассеивается на множество.
  • Тренер в этом цикле работает над определенным тактическим действием: а их четыре – атака, оборона, переходы из атаки в оборону и обратно.
  • Тренер работает над развитием какого-то физического качества: выносливость, скорость, координация, ловкость, сила и т.д
  • Отдельная часть от тренировки составляет теория – ее проводят обычно до и после каждой тренировки, рассказывая – что будет на занятии и что получилось, а что нет.

Основной момент здесь это система подготовки, когда тренировка тех или иных компонентов повторяется время от времени, не забывая ни один элемент. Часто начинающие тренеры метаются в составлении тренировки от одного к другому, ориентируясь на результат матчей. Но результат матчей – это показатель для старших, для профессионального футбола. Там тренируются взрослые и с тем, чтобы решать задачи клуба в каждой предстоящей игре, принимая во внимание свои возможности и соперника. В детском футболе же необходимо обучить и развить – всем элементам, всем качествам. И если ориентироваться на результат последней игры, то можно легко забыть о каких-то качествах, которые необходимы детям.

Итак, первая часть занятия – разминка. Чем старше возраст, тем больше по времени должна проводиться разминка. Для детей, преимущественно – это подвижные игры, для юношей специальные легкоатлетические комплексы для разогрева мышц и подготовки опорно-связочного аппарата.

Вторая часть, упражнения с фишками, для того, чтобы убрать шероховатости с техники ребят, лишний раз показать на ошибку, настроить на верное выполнение. Это, обычно самое не интересное упражнение, утомительное для детей, но тренеру проще отследить ошибки. Основные недостатки этих упражнений – рутина, без контроля – эффективность падает, при выполнении – ребенок смотрит на мяч, а не на поле и нет соревновательного эффекта. Эти упражнения нужны, но их процент в занятии должен быть мал, а чем старше дети, тем меньше этих упражнений должно быть вообще.

Третья часть – основная, должна занимать больше всего времени в занятии и в нее входят игровые позиционные упражнения и игра с заданиями, в ходе которых тренер воспроизводит живые моменты из игры. Так, поле делится на несколько частей, делаются зоны для взятия их игроками, даются определенные задания игрокам, ограничиваются передачи, касания по мячу и т.д.

Четвертая часть – это свободная игра, направленная на проявление личностных качеств футболистов. Все что делали ранее в тренировке – «коуч» подсказывал, останавливал, кричал, дополнял, показывал. Теперь свободная игра – где ребенок может делать что захочет и получает удовольствие от игры и результата.


ОТЛИЧИЕ 2-Е. УПРАЖНЕНИЯ НА ТЕХНИКУ.

Не стоит серьезно рассчитывать на прогресс в той команде, где тренер использует преимущественно «неспецифические» упражнения – то есть дети обводят фишки, принимают мяч от фишки, обыгрывают конус и т.д. Естественно, что такие упражнения нужны, но только для освоения материала – а когда навык начинает формироваться – надо переходить к упражнениям с настоящими соперниками. Сначала в пол силы, затем в полную силу. Тем самым, игрок, сам того не осознавая, учится принимать, бить, отдавать, обводить в условиях, которые созданы для него игровой ситуацией. И задача тренера создавать такие игровые ситуации, чтобы игрок принимал, отдавал, пасовал, бил, обводил обеими ногами и за то время, которое возможно для выполнения.

Как уже говорилось выше, недостатки этих упражнений весьма существенны, хотя со стороны смотрится все великолепно.


ОТЛИЧИЕ 3-Е. ТАКТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ КОМАНДЫ.

Современный футбол отличает грамотное расположение игроков на поле, передвижение, выход из обороны, атакующие действия, завершения атаки и возврат к оборонительным действиям. Каждый игрок должен знать – что он должен делать на поле в данный момент в зависимости от того, где мяч, кто атакует и какой результат необходим. Достигается это путем тех самых упражнений с заданиями и теоретической подготовкой.

Какое же удовольствие доставляет настоящим ценителям футбола – игра ведущих клубов планеты – Барселоны, Аякса, Реала, Манчестер Сити и Ювентуса. Люди на поле выдумывают целые системы, чтобы отобрать мяч и заставить соперника ошибиться. А тут раз, и появляется откуда то Иньеста, получает мяч и атака переходит на чужую половину поля.

Наверняка, многие из родителей наблюдали как ребенок, получая мяч на поле, часто не знает, что с ним делать и вынужден его просто бить вперед. Если тренер не прививает ребенку с малых лет рисунок игры, не отрабатывает с командой возможности выхода из обороны, использование численного перевеса, не делает акцент на контроле мяча – не стоит терять свое время. Ваш ребенок будет использовать только половину своего потенциала.

Отличить профессионала в этой сфере достаточно легко – тренер-профессионал приучает к созиданию. Не ориентируясь на результат. А просто тренер хочет выиграть матч – используя все возможные способы: игру на вынос и разрушение, используя лидеров, более развитых в данный момент.

Очень часто, такие ошибки незаметны, когда команда сильная или в команде пара очень хороших ребят. Победы достигаются преимуществом в физическом развитии или опыте – особенно это сказывается в младших группах. Но когда ребенок достигает юношеского возраста, многие качества нивелируются, выиграть все труднее и, пренебрежение грамотной, системной организацией игры может стать фатальным препятствием для продвижения футбольной карьеры.


ОТЛИЧИЕ 4-Е. УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Мелочей в современном мире футбола нет. Все компоненты тренировки взаимозависимы. Техника зависит от координации, тактика зависит от техники.

Ваш тренер должен уделять постоянное внимание развитию физических способностей детей. С самого малого возраста. Для лучшего, быстрейшего освоения техники ребенок должен быть ловок и координирован. Отмечайте для себя развивается ли ваш ребенок в физическом плане. Тренировки должны быть спланированы тщательно, не упуская никаких деталей. Ребенок должен уметь правильно бегать, используя для этого правильную технику, он должен уметь поворачиваться в разные стороны, а не только направо, потому что так привык, должен уметь ловко падать и быстро вставать, быстро разворачиваться на поле.

Это задача тренера – развивать всесторонне детей, используя все новейшие методики и опыт смежных видов спорта. Например, в любой команде найдется ребенок, который бегает, не толкаясь со стопы. Бегает, не вынося вперед бедро или заваливаясь назад. Или не используя руки. Надо сказать, что скорость ребенка возрастет на 25% при выполнении упражнений на правильную технику работы ног и рук и упражнений на развитие ловкости. 90% тренеров не используют эти упражнения, не добавляют их в состав недельного цикла или пренебрегают ими или недостаточно корректируют детей в процессе выполнения, так как мало знают данный материал.

В ведущих академиях Мира используют смежные виды спорта – легкая атлетика, борьба, акробатика, ритмика, танцы. Мы не говорим повально бежать нанимать специалистов из этих видов спорта. Нет. Наоборот, в академиях работают с отобранными детьми, но даже вложения средств в них зачастую не оправдано. Часто, слепо копируя кого то, тренер рядовой детской команды тратит деньги родителей или свои собственные, нанимая тренеров по другим видам спорта. И обычно это не приносит никакого результата. Есть смысл вкладывать деньги в углубленное разучивание для действительно отобранной команды, в которой и родители, и дети уже сделали выбор в пользу спортивного будущего. Для только начинающей команды мальчишек с соседних дворов это станет бесполезной тратой времени. Но увидеть для себя пользу определенных упражнений и включить их в систему подготовки – тренер-профессионал обязан.

Отдельная часть – это тестирования ребят. Как по технике, так и по физическим показателям. Если вы ходите в зал с какой-то целью – вам необходимо от чего-то отталкиваться, чтобы набрать вес или сбросить его – в зале это весы. На поле – это секундомер и баллы. Какая бы система оценки не была – она дает тренеру информацию для корректировки своей работы, а также ребенку – чтобы лишний раз его мотивировать. Спросите своего тренера – что он думает по поводу тестирований?


ОТЛИЧИЕ 5-Е. ТРЕНЕР-ПРОФЕССИОНАЛ ВЫБИРАЕТ СИЛЬНЫХ СОПЕРНИКОВ

Он понимает, что победы приносят удовлетворение, и они должны быть. Но больше всего опыта для ребят в футбольной команде дают игры с сильными соперниками и поражения. Важен момент четкого анализа таких игр и разъяснения ребятам ошибок. Игры с сильными позволяют держать команду в тонусе – сохраняя на должном уровне определенные скорости взаимодействия, определенный накал борьбы.

Особенно важно участие в турнирах. Именно в турнирах, а не только в календарных соревнованиях своего города. Мотивация ребят и накал соревнований турнира – запредельные! Если в турнире участвуют команды из других городов и стран – это еще один способ привить ребятам необходимые качества в борьбе за отстаивание чести своего города и страны. Если ваш тренер говорит вам, что еще рано ездить или играть с теми то соперниками, то это повод задуматься, а не перестраховывается ли такой специалист перед родителями и руководством?

Принцип неизменен – опыт дают «затрещины».


ОТЛИЧИЕ 6-Е. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНЕР КОМПЛЕКТУЕТ РОВНЫЙ СОСТАВ В КОМАНДЕ.

Это значит, что дети в его команде все примерно одного уровня. Это позволяет идти к намеченной цели гораздо быстрее. Только начинающий футболист не может полноценно тренироваться в уже подготовленной команде. Он не сможет выполнять те же упражнения, а остальные ребята снизят требования к себе. Еще не подготовленного мальчишку могут обижать сверстники, насмехаться и подтрунивать. На тренировках и играх важен процент владения или работы, «общения» с мячом. Если только что пришедшему ребенку не достается мяч на игре или в тренировке – какой смысл тогда для него в занятии?

Каждый игрок должен быть задействован в группе ему по силам. Такой же принцип, если ребенок уже «перерос» команду. Мотивация снижена, целей нет, стремиться некуда. Прогресс его невозможен и его надо перевести или в команду старше или в клуб сильнее. Тренер-профессионал будет действовать всегда в интересах ребенка. “Псевдо специалист” будет держать игрока в своей команде всеми силами, лишь бы добиваться результата в играх.

Тренер должен понимать уровень каждого из игроков – не требовать прыгнуть выше головы, использовать потенциал игрока. Так он сохраняет спокойствие во время футбольного матча – понимая, что ребенок сможет показать только то, что умеет и то, чему научился, не психует при ошибках и поражениях.


W1-bfXDPi4.jpg

ОТЛИЧИЕ 7-Е. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ.

Постановка цели – ценнейший инструмент современного тренера для мотивации игроков. Тренер, умело пользующийся этим инструментом, достигает с командой и игроками высоких результатов. Постановка цели – и ребенок работает в этом направлении. Достиг – ставим новую. Особо отмечаем тех профессионалов, которые мотивируют ребят ставить себе цели самостоятельно. Ребенок, сначала по подсказке тренера, записывает на год себе несколько целей, например: набить 25 раз, научиться обыгрывать вот этим финтом, забить 10 голов за сезон, вынести мяч не больше 5 раз за матч.

Ребенок сам себя правильно оценит по итогам сезона и будет только горд собой. Не расстроится если его не отметят в числе самых-самых, но будет счастлив если его наградят за взятый рубеж, который он сам поставил перед собой. Для себя он осознает, что добился своей маленькой победы над собой.

Так мы создаем упорных, самостоятельных, неуступчивых, ответственных футболистов и людей. Тренер лишь искусно подталкивает ребенка к правильному решению, правильно стимулирует его для того, чтобы он выкладывался в каждой тренировке.

Если же вы слышите только крик на тренировке и играх, это скорее всего, что тренер хочет выиграть больше, чем его воспитанники.


ОТЛИЧИЕ 8-Е. ЛИЧНОСТЬ ИГРОКА.

Тренер обязан давать развиваться игроку как личности. Не ущемляя его, но и не давая ход развязности и халатности на поле. Частенько, тренер на занятии, не умолкая, говорит детям что и как надо делать. Ругает за не отданную передачу или неудачную обводку. Хорошо если по делу, подмечает ошибки и исправляет их, но в большинстве случаев – этот подсказ игроки вообще не слышат, если он производится во время игры или бесцеремонно мешает формироваться хрупкому детскому Я. Во время игр, тренер подсказывает игрокам где находиться, куда бежать, что делать именно в тот момент – позвольте, а чем он занимается на тренировках?

Игра для ребенка должна быть как праздник, как совокупность всего того, чему его научили, подсказали, показали. Всё тренер!! Дай теперь поиграть в удовольствие, без подсказок и наставлений.

Примечательный момент из тренировки одной из детских команд амстердамского Аякса: тренера не было слышно во время тренировки. Он останавливал тренировку 4 раза, затем собирал ребят вокруг себя, подсказывал правильные решения по тем или иным упражнениям и дальше давал им играть.

Как ребенок принимал решения на поле, что он делал для достижения цели – тренера не волновало. Ставилась цель в упражнении – далее игроку давались только варианты. Хочется привести пример Златана Ибрагимовича – если бы тренер в свое время загнал его в рамки, сказал делать только так и никак иначе – увидели бы мы современного Ибру? Вряд ли! Только благодаря качествам личности, незаурядности этот игрок ценен на поле и вне его.

Еще один момент про личностные качества и самооценку ребенка. Обидеть, задеть за живое, поставить в неловкое положение перед всеми и тем самым понизить самооценку ребенка можно очень просто. Только тонкое понимание психики ребенка позволяют настоящему тренеру использовать различные методы поощрения и наказания. Не каждый их правильно применяет. Если есть необходимость при всех наказать, тогда и хвалить надо при всех. А без лишнего повода, лучше негативные моменты выяснять один на один с ребенком.


ОТЛИЧИЕ 9-Е. ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДСКАЗ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОК И ИГР.

Вернемся к Аяксу. Еще один примечательный факт из игры двух команд – это отсутствие подсказа со стороны тренера во время игры. В перерывах да. Игроки делали сумасшедшие позиционные ошибки, не следили за тем, что происходит за их спиной, но тренер спокойно наблюдал, не исправлял, он ждал, что игра сама преподнесет им урок.

Это пример того, как тренер поставил конкретную задачу на данную игру своим подопечным. И концентрировал их внимание на данной конкретной задаче. В перерыве, конечно, он отметил об ошибках в обороне, но основная задача на игру была совершенно другая. Тем самым, внимание игроков не рассеивается на различных аспектах игры – их ведь и вправду много. Можно час стоять у бровки и прокричать весь матч, а дети непонятно что усвоят. А так, они отработали час над одним из компонентов игры и достаточно прочно усвоили его. Никто ни на кого не кричал. Все были заняты своим делом, да еще и удалось выиграть!

Приведем пример. Мы хотим, чтобы дети на тренировке создавали численный перевес на флангах и строили атаку через фланги. Два варианта развития событий!

Один – тренер рассказал, что он хочет, поделил команды и начинается игра. За 30 минут упражнения тренер постоянно подсказывает игрокам, что надо сделать, в какой момент начинать переводить мяч, куда бежать, кому стоять, что выполнять.

Другой вариант! Тренер ставит по краям поля две зоны или створки и сообщает игрокам, какая задача стоит на игру, что для выполнения этой задачи им следует доставить мяч в обе зоны на разных флангах прежде чем забивать гол. При отборе мяча, команда соперник должна сделать то же самое. Во втором варианте тренеру достаточно пару раз остановить игру, подозвать ребят и объяснить ошибки и нюансы. Игроки становятся более креативными при таком подходе, сохраняется высокая динамика игры.


ОТЛИЧИЕ 10-Е. ПРАВИЛЬНО ПОКАЗЫВАТЬ И РАССКАЗЫВАТЬ МАТЕРИАЛ.

Опытного тренера отличает внимание к таким мелочам, как подсказ и показ. И место, и время, а главное целесообразность того, когда их необходимо выполнять. Пример: тренировка, дети выполняют упражнение. Тут свисток и тренер начинает говорить про ошибки Саши или Паши. Слушают его сейчас только Саша или Паша, а остальные заняты своим делом. А половина детей вообще не слышат тренера, так как находятся на другой половине поля. Целесообразен такой подсказ? Конечно же, нет!

Другой пример: тренер собрал всех детей до тренировки и хочет рассказать им то, что будет в занятии. Говорит он это при следующих условиях: он не использует планшет или доску с полем, у детей в руках или ногах мячи, позади тренера в 50 метрах сидят родители. Насколько эффективен будет такой подсказ? На наш взгляд вообще не эффективен. Дети концентрируют свое внимание на мячах, на машущих им родителях, но не на рассказе тренера. Кроме, того ребенок не способен в младшем возрасте создавать в голове картинки и образы. Он не сможет представить упражнения из трех, четырех или каких бы то ни было точек. Он воспримет информацию только на рисунке или планшете. А лучше если показать это прямо на поле из самих ребят.

Соответственно организовывать свое занятие тренер должен до мелочей. Где стоять, как говорить, куда смотреть, что предпринять. Ничто не должно отвлекать детей от объяснений тренера. 80% ошибок у детей возникают только из-за неправильного объяснения тренера – невнимательность, рассеянность, отвлечения на посторонние предметы, шумы, лица – и вот уже потеряна суть объяснения.


ОТЛИЧИЕ 11-Е. ПЛОТНОСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Еще один из важных аспектов планирования правильной организации занятия –это его плотность. От того, сколько повторений сделает за тренировку игрок – зависит уровень его обращения с мячом. Если при упражнении в 20 минут игрок успевает сделать только 3-4 удара – это не эффективное упражнение. Если при игре футболист получил мяч от партнеров только 1-2 раза – это плохо организованное упражнение.

На одной из тренировок одной детской команды столкнулись со следующим: дети играли в ручной мяч – забить надо было гол в ворота, но передают игроки мяч друг другу руками. Примерно шесть на шесть игроков. Площадка была настолько большая, что часть ребят просто не получили мяча за все время упражнения. Те кто, по опытнее и по наглее, брали на себя игру, не давая другим мяч, в результате чего из комбинационной игра превратилась в игру нескольких человек. Профессиональный тренер обязан продумывать тренировочный процесс, планировать его с тем, чтобы все игроки имели равные возможности по контролю мяча, количеству выполнения технических и других элементов.