Оргвопросы проведения подвижных игр

Zx34m.jpg

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР

По характеру организации играющих подвижные игры принято делить на:

  • некомандные (без водящих, с водящими), в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя. Вся игровая деятельность направлена на личное совершенствование в игре, на достижение собственного превосходства. Главное значение в этом случае приобретает личная инициатива и умение целесообразно использовать свои силы и возможности. Правил обычно немного; они просты (действуя, не мешай друг другу, не допускай грубости) ; нет большой сложности в игровой деятельности. Присутствует в игре момент личного соревнования;
  • переходные к командным, в которых участник игры отстаивает в первую очередь свой интерес, но иногда, по личному желанию, помогает другому участнику игры. В ряде случаев играющие вступают в сотрудничество друг с другом для достижения цели. Соревновательный момент выражается более ярко. Здесь оценивается личный результат и коллективное поведение;
  • командные, которые характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды. Команды равны по числу играющих и условиям игры. В этих играх лучше выявляются силы играющих, их сознательность, быстрота и т. п., в них развиваются и совершенствуются навыки коллективного поведения.


В целом подвижные игры подразделяются:

  1. По степени сложности их содержания: от самых простых к более сложным;
  2. По возрасту играющих (для детей дошкольного возраста, школьного возраста, взрослые игры);
  3. По преимущественным двигательным действиям, входящим в игру:
    • имитационные (подражательные действия);
    • игры с элементами общеразвивающих упражнений;
    • с перебежками;
    • с преодолением препятствий;
    • с мячом (метание в цель, бросок и ловля мяча);
    • с палками и другими предметами;
    • с ориентировкой (по звуковым и зрительным сигналам);
    • с сопротивлением соперников;
  4. По физическим качествам, преимущественно проявляемым в игре (сила, выносливость, ловкость, гибкость, быстрота);
  5. По взаимоотношениям играющих:
    • без непосредственного соприкосновения с противником;
    • с ограниченным вступлением в соприкосновение с соперником;
    • с непосредственной борьбой соперников;
  6. По характеру моторной деятельности: игры большой, средней подвижности и малоподвижные;
  7. По месту проведения с учетом сезона: в помещении, на снегу, на льду; летние, зимние;
  8. По педагогическим задачам: на быстроту реакции, на быстроту реакции в условиях выбора сигнала и действия, на запоминание, на ориентировку в пространстве и т. п.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИГРЫ

Подготовка места игры

Прежде всего необходимо проверить всю окружающую обстановку, чтобы ничто не мешало и не могло нанести травм. Инвентарь (желательно, красочный, яркий, заметный) должен быть подготовлен так, чтобы можно было быстро его расставить и выдать участникам.

До начала игры необходимо определить размеры места для действий в игре, расчертить и четко обозначить границы площадки, чтобы играющие, увлеченные игрой, могли легко следить за ними.

В подготовке места должны участвовать и сами играющие. Давая задания, инструктор указывает, что начертить, где, какого размера и как (форма, место, размер, способ); какие снаряды надо взять, где, в какой последовательности и на каком расстоянии поместить их. Иногда в командных играх следует очертить мелом размещенные снаряды. Это позволит точнее учесть ошибки и более объективно определить победителя. Обучать обращаться с инвентарем надо по-разному в зависимости от возраста играющих, их знаний, физической подготовки, эмоционального состояния. С детьми, например, можно провести соревнование по подготовке снарядов к игре: кто быстрее и правильнее расставит и уберет снаряды. При этом надо учитывать, что дети после объяснения игры обычно возбуждены и могут расставить инвентарь торопливо и небрежно. После игры у многих также будет повышенное эмоциональное возбуждение, как вследствие общей нагрузки, так и самой игры в особенности.


Объяснение игры

Если при объяснении игры участники становятся в круг, физкульторганизатор находится между играющими. При большом количестве играющих он делает 1–2 шага к середине круга. Нельзя становиться в середину круга, так как в этом случае половина играющих оказывается за спиной руководителя игры.

Если играющие разделены на 2 команды и построены одна против другой на большом расстоянии, то для объяснения правил надо сблизить команды, а затем отвести их в исходное положение. В этом случае инструктор, объясняя игру, становится между играющими в середине площадки и обращается то к одной, то к другой команде. При начале игры с движения врассыпную, играющих можно построить в шеренгу или сгруппировать возле себя, но так, чтобы всем участникам было хорошо все видно и слышно. Руководитель игры должен стоять на видном месте или лицом к свету, но так, чтобы видеть всех участников и контролировать их поведение.

Объяснение игры должно быть точным, ясным, немногословным, без сложных терминов.

Рекомендуется при этом придерживаться следующего плана:

  1. название игры;
  2. ее цель;
  3. роль играющих и их места расположения;
  4. ход игры;
  5. правила.

При объяснении надо учитывать настроение играющих. Заметив, что их внимание ослабевает, надо сократить объяснение или оживить его. Отвечать на вопросы следует громко, обращаясь при этом ко всем участникам. При повторениях игры следует кратко напомнить основное содержание и правила.


Существуют следующие способы объяснения:

  1. Образный рассказ (иногда с элементами сказки), который поясняет действия. Основные правила подчеркиваются отдельно, в конце объяснения. На выполнение отдельных правил обращается внимание по ходу игры (рекомендуется чаще для детей 7–8 лет).
  2. Рассказ по частям, После того, как будет усвоена 1-я часть игры, инструктор дополняет ее новыми правилами и указывает новые действия. Затем он вторично дополнительно объясняет игру.
  3. Подробное описание игры, в котором ярко выделяются особенности взаимодействия играющих и детально излагаются правила (рекомендуется для всех возрастов).
  4. Краткое описание задания, в котором указываются решаемые задачи, дается перечень препятствий, подчеркиваются главные правила и распределяются роли между играющими.
  5. Специфично объяснение игр подготовительных к спортивным. Нужно останавливать внимание на технике и тактике действий, сходных с действиями в спортивной игре. Необходимо разъяснить, как взаимосвязана точность действий с выполнением правил игры и наглядно показать отдельные комбинации совместных действий играющих.
  6. Игры на местности. Если игра не сложна – объяснение краткое с осмотром места игры. Более сложные игры требуют заранее разработанного плана. Инструктор знакомит всех участников с планом в целом, разбирает его с ними (по чертежу и пользуется топографической картой для ознакомления с местностью и ориентировкой во всех условиях предстоящей деятельности.


Выбор водящих

Рекомендуется, чтобы в роли водящих (в некомандных подвижных играх) побывало наибольшее количество играющих. Водящий – помощник руководителя игры, выполняющий различные поручения по подготовке игры (подготовка места для игры и снаряжения, поддержание порядка на площадке) и исполняющий в ней главную роль.


Способы выделения водящих:

  1. По назначению руководителя игры. Водящий выбирается быстро, но при этом подавляется инициатива играющих. Чаще назначение осуществляется, когда играющие не знакомы друг с другом, мало времени или назначение осуществлено с воспитательной целью. При этом руководитель игры должен кратко обосновать свое назначение.
  2. По жребию. Производится путем расчета, метания и другими способами. При расчете используют различные считалки. Жребий – «тянуться на палке». Участник игры берет палку снизу, за ним берется рукой 2-й игрок, затем 3-й и т. д. Водящим становится тот, кто возьмет палку за конец или накроет палку сверху ладонью. Метание – водит тот, кто дальше бросит камень, мяч и т. д.
  3. По выбору играющих, что позволяет выявить коллективное желание играющих.
  4. По очередности, чтобы как можно больше играющих побывало в роли водящего.
  5. По результатам предыдущих игр. Об этом надо сообщать заранее, чтобы участники стремились проявить себя в игре.


Выбор капитанов и разделение на команды

Выделяются следующие способы разделения на команды:

  1. по усмотрению руководителя в случаях, когда нужно составить равные по силам команды;
  2. путем расчета: строят всех участников в шеренгу и рассчитывают на 1–2. Таким образом, можно разделить участников и на 3–4 команды;
  3. путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны;
  4. разделение команд по сговору. Участники выбирают капитанов, разделившись на пары, сговариваются, кто кем будет, и капитаны выбирают их по названиям;
  5. по назначению капитанов. Играющие выбирают 2-х капитанов, которые по очереди набирают себе игроков. Рекомендуется не доводить выбор до конца (слабых игроков берут неохотно), а закончить его расчетом;
  6. могут быть постоянные капитаны в командах при различных играх.

Капитаны в командах могут назначаться инструктором или выбираться самими играющими. Они являются непосредственными помощниками инструктора в игре, помогают организовывать и проводить игру, размещают ее участников и отвечают за дисциплину игроков своих команд.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Инструктор, создав по окончании игры спокойную обстановку и собрав, если нужно, сведения у судьи и помощников, громко объявляет результат игры. При определении результатов необходимо учитывать не только быстроту, но и качество выполнения задания (об этом играющие должны быть предупреждены заранее). Объявляя результат игры, необходимо указать на ошибки и пути их устранения, подчеркнуть положительные и отрицательные стороны, отметить самых инициативных игроков, используя при этом дифференцированный подход к участникам игры. Одних играющих больше интересует сам процесс игры, других больше волнует ее результат. Формы поощрения за участие в игре, ее результат могут быть самыми различными: словесная форма поощрения, грамота, сувенир и т. д. При этом надо стремиться отметить как можно большее число играющих, находя в игре каждого положительные моменты (одни лучше проявили себя в беге, вторые в прыжках, третьи в ориентировании и т. п.).

Подводя итоги, необходимо произвести разбор игры. При разборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. Разбор игры поможет инструктору выяснить, насколько игра усвоена и понравилась, над чем еще предстоит поработать.


ДОЗИРОВКА НАГРУЗКИ

Каждую игру важно заканчивать своевременно, ставя ее окончание в зависимость от влияния на участников. Если игра вызвала активность у большинства играющих и по всем признакам очевидно, что нагрузка достаточна, то необходимо уловить момент, когда играющие особенно удовлетворены игрой и объявить об ее окончании. Игру следует также окончить, если появляются признаки переутомления или перевозбуждения (см. табл.).

Таблица - Три степени утомления (по И. М. Саркизову-Серазини)

Признаки Утомление небольшое (усталость) Утомление значительное (среднее утомление} Утомление резкое (большое перенапряжение)
Окраска кожи лица Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое, часто неравномерное покраснение или значительная бледность, синюшность
Потливость Небольшая Плечевой пояс, туловище Особо резкая и общая, налеты соли на рубашке, висках
Дыхание Учащенно, ровное Большое учащенное, дыхание через нос и рот Резко учащенное, поверхностное, через рот: отдельные глубокие вдохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием (одышка)
Движение Бодрое Неуверенный шаг, покачивания Покачивания, отставание от группы на марше, резко выраженное нарушение координации движений
Внимание Хорошее, безошибочное выполнение команды, указаний Неточность в выполнении команды, ошибки при изменении направлений Замедленное выполнение команды, подчинение только громкой команде, на вопрос отвечают односложно, совсем не отвечают
Самочувствие Жалоб нет Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение, одышку Жалобы на те же явления, головную боль, тошноту, иногда рвоту; такое состояние длится несколько часов


О сроке игры нужно объявить перед ее началом, чтобы играющие смогли правильно распределить свои силы и выдержать указанное время.

В занятиях подвижными играми необходимо предусматривать постепенное нарастание сложности, должен соблюдаться принцип преемственности. Подвижные игры представляют собой сложный двигательный процесс, в который входит целый комплекс самых различных раздражителей для играющих. Сложное физиологическое воздействие игры обязывает инструктора соблюдать постепенность требований, особенно в разучивании новых игр. Только постепенно вводя игроков в сложную игровую деятельность, можно добиться совершенствования технических и тактических приемов. Для того, чтобы игры положительно влияли на организм человека, важно периодически повторять их, используя при этом различные варианты. Ценность вариантов игр заключается в сохранении движения, действия и препятствия, сходных с прежними, но в то же время во введении новых правил, условий, последовательно повышающих требования к овладению навыками и умениями. Сходство действий облегчает переход к новым, несколько усложненным движениям и действиям, которые не образовываются заново, а только перестраиваются.

Нагрузка и связанная с ней длительность игры определяются каждый раз конкретно в зависимости от ее задач, сочетания с предшествующими и последующими видами деятельности.

Для дозировки нагрузки в подвижных играх можно использовать следующие приемы:

  • увеличение или уменьшение поля игры; ее времени;
  • изменение характера игры {игры с интенсивным передвижением, с меньшим напряжением, с медленным передвижением);
  • изменение некоторых правил в сторону увеличения или уменьшения нагрузки;
  • введение в игру новых препятствий или устранение некоторых из них;
  • остановки (для отдыха) для указания ошибок;
  • пауза для отдыха, во время которой играющие после интенсивного бега переходят на ходьбу;
  • перераспределение обязанностей водящих и в связи с этим перемена мест отдельных играющих;
  • смена мест для команд;
  • кратковременные паузы для совещания капитанов.

Для правильной дозировки нагрузки в подвижных играх важно также знать физиологические особенности организма занимающихся.


ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ, ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Так, для возраста 7–9 лет характерны недостаточное развитие мышечной силы; неустойчивость сердечной деятельности; несовершенство координации в силе и быстроте движений; большая эмоциональность и потребность в движении; быстрая утомляемость; недостаточность развития волевых и др. качеств; малый запас знаний о своих двигательных возможностях и способностях.

Для этой возрастной группы рекомендуются подвижные игры:

  • краткие по времени с бегом и прыжками, сопровождающиеся частыми передышками;
  • с поочередным участием играющих в движении;
  • с небольшим количеством правил (2–3);
  • хорового характера с музыкой и пением;
  • на ловкость, быстроту и точность движения, координацию и
  • меткость (их содержание ограничивается только точным выполнением определенных движений);

некомандные.

Например: «Классики», «Со скакалкой», «Волк во рву», «Два мороза», «К своим флажкам», «Заяц без логова», «Пустое место» и др.


Возраст 10–12 лет – увеличение функционального потенциала воспринимающей системы мозга, развитие тормозных функций и волевой сферы, нарастание мышечной массы сочетается с началом полового созревания и гормональной перестройкой. Наблюдается функциональная неустойчивость нервной и сердечнососудистой систем.

Игры в этом возрасте должны быть направлены на повышение организованности, дисциплинированности, активности, развитие уважения друг к другу, взаимопомощи и чувства ответственности перед коллективом.

Рекомендуются игры:

  • некомандные с бегом, прыжками и другими видами движений;
  • с метанием и ловлей малых и больших мячей;
  • с различными препятствиями;
  • с сопротивлением;
  • более простые игры, переходные к командным, командные игры;
  • с моментами соревнования в ловкости, меткости, быстроте, находчивости, сообразительности, смелости;
  • простейшие виды командных игр с простыми правилами и взаимодействиями играющих;
  • элементарные эстафеты;
  • игры на местности (с сохранением сюжетности).

Например: «Охотники и утки», «Пятнашки», «Невод», «Вызов», «Часовые и разведчики». Возраст 13–15 лет: усиленный рост туловища; постепенное увеличение мышечной силы; неустойчивость сердечной деятельности и нервной системы из-за перестройки эндокринной системы; усиливается способность к отвлеченному мышлению, самостоятельной творческой деятельности; недостаточная устойчивость в выполнении сложных заданий; большая эмоциональность и возбудимость; быстрая утомляемость и смена настроения; у мальчиков в этом возрасте начинается половое созревание, у девочек–заканчивается.

Более типичны для этого возраста игры «переходные к командным» («Мяч на ловле»); «некомандные игры» с повышенными требованиями к поведению играющих; командные игры, эстафеты (встречные, круговые с усложненными действиями и взаимоотношениями играющих), различные варианты игр типа «Лапта»; игры на местности.

Рекомендуются игры:

  • с большим, чем ранее, напряжением;
  • с заданием – уложиться во времени («Перенести груз»); с сопротивлением («Тяни в круг», «Борьба за мяч»); с *последовательным преодолением препятствий (эстафеты с препятствиями);
  • соревновательного характера; типа заданий («Переправа»); с метанием («Коршун»).


Возраст 16–18 лет: продолжается рост и развитие организма; не закончился процесс окостенения скелета; вес мальчиков увеличивается главным образом за счет повышения мышечной массы и роста костей; у девочек мышечная система, особенно мускулатура плечевого пояса, развивается медленнее, вес тела у них увеличивается за счет увеличения длины туловища, объема таза и жировых отложений; завершается формирование суставов; заканчивается половое созревание у мальчиков; повышается способность к абстрактному мышлению, анализу явлений, сознательному отношению к своим поступкам и действиям других; наблюдается неустойчивость поведения, большая впечатлительность.

Рекомендуются игры:

  • командные;
  • эстафеты (с преодолением полосы препятствий, борьбой, метанием, прыжками, лазанием и перелезанием); *переходные к спортивным;
  • на местности;
  • на лыжах, коньках;
  • водные.

Например: «Перестрелка», «Мяч–ловцу», «Летучий мяч», «Ножной мяч в кругу».