Организация отрядной деятельности

13036785011539 m1m.jpg

Ты, да я, да мы с тобой...

Деятельность в детском лагере отличается темпом и разнообразием, и характерная черта её в том, что все дела не имеют длительной подготовки в их основе имеющийся у детей опыт и деятельность взрослого наставника, умеющего оказать помощь в творческом саморазвитии и самоутверждении.

Педагогическая организация отрядной деятельности характеризуется, прежде всего, тем, что она освещена воспитательной целью. Планируя организацию какой-либо деятельности, мы должны четко представлять ожидаемый результат - как для педагога (воспитательный результат), так и для детей (условно - предметный результат). Целью коллективной деятельности всегда выдвигается предметный результат. Но воспитательную функцию в организуемом деле играет не цель, а мотив - то, ради чего затеяно дело. Надо основательно продумывать предлагаемые детям мотивировки организованных дел и требуемой работы: зачем идти в музей? Зачем - цветы к памятнику? Зачем - музыкальный конкурс? Зачем слушать Моцарта?

Мотивация в корне изменяет воспитательный результат: одно дело - ёлка, посаженная возле корпуса, «чтобы просто принять участие в экологической акции», и совсем иным делом становится посадка ёлки, «чтобы после нас было красиво в лагере и ребятам было приятно отдыхать в тени».

Педагогическая мотивированность организуемой деятельности базируется на уровне развитости отношений в коллективе. Эгоистов не увлекает открытая альтуристическая мотивировка. Нелюбознательных не захватить идеей широкой образованности. Мотивация повышается с развитием детей. Мотивировки вожатого направляют этот процесс изменения и возвышения. Здесь важно подчеркнуть значимость в работе вожатого педагогической диагностики.

Предметный результат деятельности стоит всегда на втором плане, выполняя роль педагогического средства и ни в коем случае не замещая собою воспитательный результат. Соотношение предметного и воспитательного результата является в организации деятельности детей самой тонкой и сложной проблемой. Тонкость её заключается в том, что дети не знают о воспитательных замыслах вожатого, их увлекает предметный результат: они поют, танцуют, рисуют, лепят, пьют чай, ставят спектакли вовсе не для собственного воспитания. Их прельщает непосредственный результат коллективного дела или само действие в его процессуальной протяженности.

Качество предметного результата, несомненно, должно быть высоким для данного уровня развития детей. Однако главным всё-таки остаётся результат воспитательный, и поэтому в случае противоречия между этими планируемыми целями вожатый безоговорочно отдаёт предпочтение воспитательному результату. Допустим, отряд готовит театрализованное представление. Можно пригласить мальчика из другого отряда - роль и спектакль от этого выигрывают. Но ради воспитательной цели вожатый отсекает данную возможность, сохранив роль за ребенком, развитие которого нуждается в сценической деятельности. Или другой пример. На танцевальный конкурс вожатый с отрядом готовит сложный танец «ча-ча-ча». У профессионалов-танцоров этот танец вызовет легкий шок. Но здесь дело не в технической правильности исполнения танцевальных движений, а в решении целого комплекса воспитательных задач, в том числе, решение главной задачи для ребенка - достижение маленькой, но величайшей из побед: «победы над собой», а, следовательно, он сумел, он всё может.

Воспитательное дело - это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью. Любое воспитательное дело имеет форму и содержание и, конечно же, имеет название.

Формы воспитательной работы - это варианты организации конкретного воспитательного процесса; композиционное построение воспитательного дела.

Форма воспитательной работы есть своеобразный образец деятельности, дела, структура определенных средств воздействия, объединенная каким-то внешним выражением, очертанием.

Резервы каждой воспитательной формы огромны, они, в первую очередь, заложены в содержании.

Педагогу следует учитывать, что одна и та же форма может решать несколько воспитательных задач. Все зависит от содержательного компонента. Следовательно, содержание первично.

Если составить перечень названий тех дел, которые проводятся сегодня с детьми, то получится список, насчитывающий несколько сотен пунктов. Но при внимательном изучении этого списка можно обнаружить, что, при всем разнообразии названий, в основе большинства дел лежат одни и те же организационные формы. Еще можно заметить, что в различных по форме делах нередко заключено одно и то же содержание. Например, «аукцион исторических знаний» и «аукцион географических знаний» - это одна и та же форма, наполненная различным содержанием. А «экологический эрудицион» и «экологический десант» - две совершенно разные формы, имеющие сходное содержание.

На сегодняшний день существует всего несколько десятков форм работы с детьми - а все многообразие мероприятий есть лишь результат наполнения этих форм новым содержанием с последующим придумыванием «старым формам с новым содержанием» привлекательных названий. Педагог, усвоивший эту, казалось бы, элементарную истину, находится в более выигрышном положении, чем педагог, не принимающий ее и продолжающий бесконечно-бессмысленный процесс поиска «новых форм воспитательной работы». Нет необходимости владеть методикой организации сотен воспитательных дел, все дела одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму (определенная последовательность действий). Необходимо владеть двумя десятками организационных алгоритмов и технологией «придумывания». Эффективность воспитательной работы в значительной степени также зависит от целесообразного сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм воспитания.

Умение видеть в каждом деле его форму и содержание - это определенный показатель методической грамотности. Ошибочно отождествлять название с формой, а форму с содержанием. Это приводит к низкой эффективности воспитательной работы, к бесконечному, сумбурному поиску «новых» форм, которых в принципе просто нет. В основе выбора наиболее подходящих форм должна находиться педагогическая целесообразность.

Таким образом, выбор форм организации воспитательной деятельности зависит от многих компонентов. Это, прежде всего, от: содержания и направленности воспитательных задач, возраста детей, уровня их воспитанности и личного социального опыта, особенностей детского коллектива и его традиций, технических и материальных возможностей лагеря, уровня профессионализма педагога. Главное условие - воспитательные возможности выбираемой формы, соответствие особенностям возраста ребят, их интересам. Определение названия и темы избранной формы, в которых, с одной стороны, формулируется тема-идея дела, с другой стороны, вносится некоторая интрига, рекламность для привлечения внимания ребят. Формулировка названия не должна содержать штамп, ее звучание требует образности, оригинальности и соответствия намеченному делу, то есть точности по смыслу. Не следует придавать избранным формам громоздких стихотворных названий.

Очень важен старт дела - четкий, красочный, необычный. Что это будет - «живой» эпиграф, линейка, красочный ритуал, общая песня, небольшая интермедия, фрагмент фильма, монолог какого-то персонажа, световой или технический эффект или просто вступительное слово вожатого. Немаловажным является момент встречи участников дела. Встреча обеспечивает настроение ребят.

Динамическая последовательность в построении дела - далеко немаловажный фактор, особенно в ситуации, когда предполагаемая аудитория действующих лиц - это детская среда, с быстро рассеивающимся вниманием. Если в ходе дела дети заскучали, погрустнели, необходимо срочно, если это допустимо, что-то менять в предполагаемом плане, иначе даже самая хорошая затея может остаться так и нереализованной. Помните, включая детей в какой-либо процесс, они должны еще в самом начале четко усвоить правила игры или любого другого действия. Самая сложная информация воспринимается только вначале, потом внимание рассеивается. Чтобы удержать внимание необходимо придерживаться правила: чем ближе к финалу, тем более уместен характер нарастающей динамичности событий. В каждом деле есть кульминационная точка, которая запоминается больше всего.

Помните, и массовая, так называемая «развлекательная» часть, несет высокую воспитательную работу. Ее композицию тоже следует тщательно планировать. Обычно «массовая часть» складывается из таких «блоков»: туры танцев (не более трех в одном туре, разного ритма и содержания), туры игр, аттракционов, забав, «блок» песен (а почему и не попеть всем вместе), сюрпризы (ребята весьма неравнодушны к сюрпризам).

Финал вытекает из содержания и формы дела. Как правило, он запоминается лучше всего и чаще всего оказывается самой слабой частью композиции. Тогда как она должна быть продумана особенно тщательно. Финал - это кульминация, где эмоциональная окраска должна быть особо насыщенной. А ещё конец несет «обратную информацию». Логично в конце проводить награждение отличившихся, финал соревнований, ритуалы прощания, анализ дела, разбор, обсуждение, раскрытие секретов, сюрпризов, отвечать на вопросы, давать задания на будущие дела, принимать решения и т.п.

Не забудьте и о последствии, что будет потом, завтра, далее. Придумать творческое дело, реализовать его - это и есть опыт социальной практики ребят в лагере, который приучает их к мысли: мы все можем.


В методической литературе можно найти рекомендации, как проводить различные формы воспитательной работы, довольно часто публикуются сценарии различных дел. Принципиально важным моментом является степень участия и роль детей (и соответственно вожатых) в их подготовке и проведении. Исходя из этого, можно выделить три модели (способа организации) проведения воспитательных дел с детьми.

Согласно первой, вожатый сам организует воспитательное дело, деятельность детей: готовит материал, выступает, ведёт воспитательное занятие. Так, например, проводится беседа, дискуссия, сообщение о чём-либо. Необходимо владеть информацией, продумать цель, задачи, содержание, ход занятия. Хорошее слово авторитетного человека может обладать большой силой. Поэтому вожатый должен уметь информировать детей по любым вопросам, уметь убеждать их, вести за собой. Такую модель хорошо использовать в первые дни смены, в организационный период, когда вожатому необходимо начинать выстраивать отношения, как среди детей, так и с детьми.

Вторая модель предполагает привлечение наиболее активных детей для проведения, скажем, праздника, отрядного дела и т.п. Привлечение детей и других участников воспитательного дела выражается в том, что под руководством вожатого они выполняют различные поручения в его подготовке и проведении. Здесь используется принцип активизации, вовлечения детей в деятельность. Важно при этом, чтобы, во-первых, дети сознательно, а не как заводные куклы, исполняли свою роль, поручение и при этом испытывали удовлетворение. Во-вторых, нельзя, чтобы всегда одни и те же дети выполняли поручения, а другие оставались в стороне, не имея возможности развиваться. Эта модель является переходной от воспитания словом к воспитанию делом, и используется для выработки у детей как чувства ответственности за данное дело, так и чувства сопричастности к происходящему. Оправдывает себя в первые дни основного периода смены.

В полной мере принцип активности детей (воспитания в деятельности) реализует третья модель организации воспитательного дела, которую называют методикой организации коллективного творческого дела (КТД). Её хорошо использовать в основной и заключительный периоды смены.

Внутриотрядная работа - основная деятельность вожатого в лагере.