Организация гимнастики

Lager10 small.jpg



Утренняя гимнастика

Трудно найти ребенка, который не пробовал бы дома делать зарядку. Но, к сожалению, немногие способны заставить себя включать ежедневно утреннюю гимнастику в свой распорядок дня как непременное условие, подобно умыванию, чистке зубов, приему пищи.

Много добрых слов сказано об утренней гимнастике. Научно доказано, что она воспитывает жизненно важные качества, необходимые человеку, улучшает деятельность всех органов, является профилактическим средством против простудных и других заболеваний.

Одна из задач ежедневной утренней гимнастики в пионерском лагере—привить ребятам устойчивые интерес и привычку продолжать ее выполнение дома.

Являясь дисциплинирующим средством, зарядка должна способствовать организованному началу дня. А чтобы она решала и такие важные задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, воспитание воли и др., руководителям необходимы знания и опыт в ее проведении.

Утренняя гимнастика не даст результата без выполнения должных требований: быстрого выхода, четкого построения, правильного выполнения каждого упражнения. Больше того, игнорирование этих требований может привести к обратным результатам: ухудшению дисциплины, разболтанности. Ребята, вышедшие на зарядку первыми, в ожидании остальных будут мерзнуть и могут даже простудиться.

Нужен ряд мероприятий, чтобы зарядка выполнила свое назначение: разучивание комплексов на отрядных занятиях или сборах, проведение конкурсов на лучшее исполнение утренней гимнастики, повседневная агитационная и разъяснительная работа.

Дети в раннем возрасте вряд ли смогут сами понять пользу утренней гимнастики. Лучшей агитацией является личный пример вожатого, руководителя. Вот почему руководитель должен быть, во-первых, горячим сторонником утренней гимнастики; во-вторых, неотступно требовательным к ребятам и к самому себе в выполнении зарядки; в-третьих, личным примером заражать ребят. И тогда зарядка станет не принуждением! А осознанной необходимостью.


Общие соображения

Вожатый должен заранее позаботиться о выборе места для зарядки. В первый же день следует специально построить отряд на том месте, где ему предстоит по утрам делать гимнастику. Место должно быть ровным, без кочек и ям, без посторонних предметов, по размерам умещать весь отряд в разомкнутом строе. Дистанция и интервал (расстояние между ребятами в глубину и в ширину)—1,5—2 шага.

Построить отряд лучше, не разбивая звенья, но так, чтобы дети меньшего роста были впереди. Самому встать на такое расстояние (желательно на возвышение), чтобы видеть всех пионеров и чтобы они все смогли видеть руководителя. В целях закаливания организма в любую погоду на зарядку следует выходить мальчикам в трусах, девочкам—в трусах и майках, строиться по сигналу быстро, без дополнительных команд.

После подъема ребятам нужно предоставить 5—7 мин для того, чтобы надеть тапочки и спортивные костюмы (в них они не должны ложиться в постель). Построение на зарядку—по второму сигналу горна, свистка или радио. По этому сигналу все ребята в наикратчайшее время должны построиться каждый на своем месте.

Проведение утренней гимнастики с двумя и больше отрядами сложнее. В силу многочисленности состава, увеличения времени на построение не смогут быть решены многие задачи: закаливание, должная проработка мышц, привитие инструкторских навыков ребятам. Объединение отрядов разных возрастов вообще должно быть исключено.

Не следует отменять проведение утренней гимнастики в ненастную погоду, а нужно лишь переносить ее в другое место (под навес, в помещение). Нужно проводить ее в любых условиях ежедневно в одно и то же время.

Основные методические правила составления и проведения комплексов утренней гимнастики Важно помнить, что весь комплекс (7—10 упражнений) должен равномерно воздействовать на все крупные мышечные группы, на весь организм и внутренние органы. Составлять его необходимо в определенной последовательности, которую нетрудно установить, если руководствоваться следующими принципами:

  • первые упражнения должны тонизировать организм, способствовать переходу от сна к бодрствованию, выпрямлению позвоночника. Поэтому и рекомендуется начинать зарядку с ходьбы, с легкой пробежки («трусцой») и упражнений в потягивании;
  • последующие упражнения должны постепенно включать в работу мышцы ног, туловища, рук;
  • упражнения на силу, быстроту и на расстояние необходимо включать в середину комплекса или ближе к концу. Одни из последних упражнений—это прыжки или бег с последующим пере ходом на постепенно замедляющуюся ходьбу с глубоким дыханием. Закончить комплекс нужно упражнением, содействующим восстановлению до нормальной деятельности органов дыхания и кровообращения (успокаивающее упражнение);
  • повышение деятельности всего организма вызывает потребность в усиленном дыхании. Поэтому надо следить, чтобы ритм дыхания соответствовал темпу движения.

Комплексы упражнений

Комплексы упражнений для детей 7—9 лет составлены из игровых форм имитирующего характера, охотно принимаемых малышами. Своими движениями они должны изображать действия машин, людей, растений, животных. Само название упражнения уже дает понятие о его сущности. Воспроизведение шума мотора, леса и др. позволяет правильно ставить дыхание во время упражнений. Эти же упражнения впоследствии можно выполнять под счет.

Для детей 9 лет подобные упражнения могут уже не иметь прежнего эффекта, поэтому с ними можно использовать комплекс упражнений для детей 10—12 лет с некоторыми облегчениями.

После утренней гимнастики, как правило, нужно проделать водные процедуры. Общеизвестно, какую важную роль они играют как гигиеническое средство. Еще большее значение водные процедуры имеют как средство закаливания организма.

В сочетании с воздушными ваннами во время гимнастики можно добиться того, что ребята станут менее восприимчивы к простудным заболеваниям.

В условиях любого лагеря возможно устройство душевых или иных простейших установок для проведения водных процедур. Нужно заранее предусмотреть условия, при которых мальчики и девочки могли бы ежедневно после гимнастики под руководством вожатого или воспитателя обтираться, обливаться холодной водой или окунаться в реке.

От того, как проводится утренняя гимнастика, зависит и ее исполнение. Если руководитель хорошо знает упражнения, может их показать, громко и правильно подать команду, то и весь отряд будет четко и согласованно выполнять зарядку.

Напоминаем ряд методических приемов проведения утренней гимнастики.

После показа и краткого объяснения требовать принятия исходного положения командой:«Исходное положение (назвать какое) принять!»

Нередко показ и объяснение превращаются в долгую процедуру. А в утреннюю прохладу стоять без движения детям не очень приятно. И чтобы эффективнее использовать время, опытные руководители одновременно с объяснением и показом в медленном темпе предлагают один-два раза повторить упражнение за собой, после чего для его начала следует команда:«Упражнение влево (вправо) начинай!»Для окончания упражнения вместо последнего (четвертого или восьмого) счета командовать:«Отряд, стой!»

Самому делать упражнения вместе с отрядом долго не следует, а необходимо лишь следить за правильностью выполнения и ритмично подсчитывать, если упражнение выполняется не под музыку.

Чтобы ребята не сбились и согласованно выполняли упражнения, руководителю непременно нужно научиться совместно с ними выполнять упражнения«зеркально»по отношению к детям. Например, давать группе команду начинать наклон влево, а самому начинать наклон вправо.


Упражнения для детей 7-9 лет

Примерные комплексы упражнений для детей 7—9 лет:

  1. «Цветок распускается». Исходное положение (и. п.)—руки на голову, локти свести («нераспустившийся бутон»). 1—2—медленно поднимаясь на носки, руки вверх-наружу («цветок расцвел»),«понюхать цветок»—вдох. 3—4—вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 4—6 раз.
  2. «Подними выше груз». И. п.—глубокий присед. 1—2—медленно выпрямиться повыше, руки вверх—вдох. 3—4—вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 6—8 раз.
  3. «Лес шумит». И. п.—ноги врозь, руки на пояс. 1—2—наклон влево. 3—4—то же вправо (при этом воспроизводить шум качающихся от ветра деревьев). Повторить 4—5 раз в каждую сторону.
  4. «Силачи». И. п.—ноги врозь, руки в стороны. 1—2—медленно с силой согнуть руки в локтях, показать свои мышцы. 3—4—вернуться в исходное положение. Повторить б—8 раз, постепенно ускоряя темп.
  5. «Футболисты». И. п.—правую ногу отвести назад, руки согнуть. 1—2—«ударить мяч правой», приставить правую, левую назад. То же левой. Повторить 3—5 раз каждой ногой.
  6. «Попрыгунчики». И. п.—ноги врозь, руки на пояс. Прыжком менять положение ног. Дыхание свободное. Повторить в течение 20—30 с. Закончить ходьбой на месте.
  7. «Травушка колышется». И. п.—основная стойка (о. с). 1—2—3—поднять руки вверх, помахивание кистями—вдох. 4—опустить (уронить) руки вниз—выдох. Повторить 4—5 раз.
  8. «Расти, травушка». И. п.—руки к плечам. 1—2—поднимаясь на носки, руки вверх—вдох. 3—4—вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 3—5 раз.
  9. «Грибок». И. п.—глубокое приседание, руками обхватить колени. 1—2—3—медленно выпрямиться, руки в стороны—вдох. 4—вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 6—8 раз.
  10. «Дровосек». И. п.—ноги врозь, руки внизу в«замке». 1—2—не расцепляя пальцев, руки вверх («замахнуться топором»)—вдох. 3—быстро наклониться вперед, руки вниз—выдох (произнести громко«ха!»). Повторить 6—8 раз.
  11. «Насос». И. п.—ноги врозь. 1—медленный наклон влево со скольжением рук по бокам: левой—книзу, правой—под мышку—выдох (воспроизвести шипение насоса). 2—вернуться в исходное положение—вдох. 3—то же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону.
  12. «Вертолет». И. п.—ноги врозь, руки в стороны. 1—поворот налево. 2—и. п. 3—4—то же направо. Дыхание свободное. Повторить 4—5 раз в каждую сторону.
  13. «Хлопушки». И. п.—о. С, руки в стороны—вдох. 1—мах правой ногой вперед, хлопок под ней—выдох. 2—принять и. п. То же левой ногой. Повторить 4—5 раз каждой ногой.
  14. «Воробушки». И. п.—о. С, руки на пояс. Три прыжка на месте, четвертый—с поворотом направо. Вернуться в исходное положение. То же с поворотом налево. Дыхание свободное. Повторить 3 раза в каждую сторону. Закончить ходьбой на месте с постепенным замедлением шага.

Упражнения для детей 10—12 лет

Комплекс упражнений:

  1. И. п.—основная стойка (о. с). 1—2—подняться на носки, руки через стороны-вверх, потянуться—вдох. 3—4—вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 4—5 раз.
  2. И. п.—о. с. 1—2—медленно присесть, руки вперед—вдох. 3—4—вернуться в исходное положение—вдох. Повторить 6—8 раз.
  3. И. п.—ноги врозь, руки в стороны. 1—наклониться вперед, правой рукой коснуться левого носка (ноги не сгибать!)—выдох. 2—вернуться в исходное положение—вдох. То же коснуться левой рукой правого носка. Повторить 4—5 раз в каждую сторону.
  4. И. п.—о. с. 1—правую ногу в сторону на носок, руки за голову. 2—3—два пружинящих наклона вправо—вдох. 4—вернуться в исходное положение—вдох. То же влево. Повторить 4—6 раз в каждую сторону.
  5. И. п.—о. С, руки в стороны. Согнуть правую ногу, обхватить колено обеими руками, прижать его к груди (туловище не наклонять!)—выдох. 2—вернуться в исходное положение—вдох. То же с другой ноги. Повторить 4—6 раз каждой ногой.
  6. И. п.—ноги врозь, руки согнуты перед грудью, кисти сжаты в кулаки. 1—быстрый поворот туловища вправо, резко выпрямить правую руку вперед—выдох. 2—вернуться в исходное положение—вдох. То же влево. Повторить 6—8 раз в каждую сторону.
  7. И. п.—руки на пояс. Прыжки ноги врозь, ноги вместе (30—40 с). Ходьба на месте.
  8. И. п.—ноги врозь. 1—2—медленно поднять руки через стороны-вверх, встряхнуть кисти—вдох. 3—4—пассивно«уронить»руки вниз—выдох. Повторить 3—4 раза.
  9. И. п.—ноги врозь. 1—2—руки вверх-наружу, одновременно подняться на носки, потянуться и повернуться вправо—вдох. 3—4—вернуться в исходное положение—выдох. То же с поворотом влево. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.
  10. И. п.—упор присев. 1—2—выпрямиться, руки в стороны, левую ногу назад—вдох. 3—4—вернуться в исходное положение—выдох. Повторить 3—4 раза поочередно каждой ногой.
  11. И. п.—ноги врозь, руки в стороны. 1—наклон вперед, пальцами коснуться земли. 2—дополнительный пружинящий наклон—выдох. 3—4—вернуться в исходное положение—вдох. Повторить 8—10 раз.
  12. И. п.—руки к плечам. 1—наклон влево, правую руку вверх—вдох. 2—вернуться в исходное положение—выдох. 3—4—то же вправо, левую руку вверх. Повторить 4—6 раз в каждую сторону.
  13. И. п.—ноги врозь, руки согнуть перед грудью. 1—2—выпрямляя руки, два рывка назад. 3—4—два рывка назад согнутыми руками. Повторить 8—10 раз.
  14. И. п.—руки в стороны ладонями вверх. 1—мах правой ногой вперед, руки вперед ладонями вниз—выдох. 2—вернуться в исходное положение—вдох. 3—4—то же левой ногой. Повторить 4—5 раз каждой ногой.
  15. И. п.—о. С, руки в стороны. 1—прыжок ноги врозь, хлопок над головой—вдох. 2—вернуться в исходное положение—выдох (35—45 с). Закончить ходьбой на месте.
  16. И. п.—руки на пояс. Поднять правую ногу и встряхнуть ее. То же левую. 1—2—отвести локти назад—вдох. 3—вернуться в и. п.—выдох. Повторить 3—4 раза.


Упражнения для детей 13—15 лет

Комплекс упражнений:

  1. И. п.—о. с. 1—шаг вправо в стойку ноги врозь, руки к плечам, кисти в кулаки. 2—3—подняться на носки, руки вверх—вдох. 4—приставляя правую, вернуться в исходное положение—выдох. 5—8—то же, отставляя левую ногу. Повторить 6—8 раз.
  2. И. п.—о. С, руки на пояс. 1—2—отставляя назад правую ногу, медленно опуститься на правое колено, руки в стороны ладонями вверх, прогнуться в пояснице—вдох. 3—4—вернуться в исходное положение:—выдох. 5—8—то же с другой ногой. Повторить 8—10 раз.
  3. И. п.—ноги врозь. 1—руки в стороны ладонями вверх, слегка прогнуться. 2—3—руки за голову, наклониться вперед, спина слегка прямая, смотреть вперед—выдох. 4—и. п.—вдох. Повторить 8—10 раз.
  4. И. п.—ноги врозь, руки на пояс. 1—наклониться влево, правую руку вверх. 2—3—два пружинящих наклона влево—выдох. 4—и. п.—вдох. 5—8—то же в другую сторону. Повторить 5—6 раз в каждую сторону.
  5. И. п.—о. С, руки к плечам. 1—4—круги руками вперед. 5—8—то же назад. Повторить 3—5 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.
  6. И. п.—наклон вперед в стойке ноги врозь, руки в стороны. 1—поворот туловища влево. 2—поворот туловища вправо («пропеллер»). Повторить 6—7 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.
  7. И. п.—ноги врозь, руки вперед-наружу ладонями вниз. 1—мах правой ногой к левой руке—выдох. 2—и. п.—вдох. 3—4—то же левой ногой. Повторить 8—10 раз.
  8. И. п.—о. с.,руки на пояс (прыжки). 1—прыжком ноги врозь. 2—прыжком ноги скрестно. Проделать 30—40 прыжков, перейти на ходьбу. Дыхание произвольное.
  9. И. п.—о. с. 1—2—руки через стороны-вверх—вдох. 3—4—опустить через стороны расслабленные руки, скрестить их перед грудью, наклониться вперед—выдох. Повторить 4—8 раз.


Ловкие и умелые

В начале смены на физкультурных занятиях отряда надо показать ряд упражнений-заданий, которые ребятам нужно будет уметь выполнить. Это могут быть, например, такие упражнения:

  1. Не сгибая ног в коленях, коснуться пальцами земли.
  2. Наклоняясь назад, сгибая ноги в коленях, достать пятки.
  3. Стоя ноги вместе, руки в стороны достать то правым, то левым коленом до лба, не теряя равновесия.
  4. Лежа на животе, руки сцеплены за спиной, вставать и ложиться не расцепляя рук. Повторить 3 раза.
  5. Широкая стойка ноги врозь. Наклоняясь и сгибая левую ногу достать правым локтем левый носок. # Выпрямиться. Сделать то же в другую сторону и другим локтем. Повторить 3 раза.
  6. Сидя лечь на живот, не задев пола локтями и ногами. Вернуться в исходное положение.
  7. Стоя на коленях махом рук и толчком ног встать.


Упражнения-задания с гимнастическими палками

  1. Держа в руках палку перепрыгнуть через нее вперед, не выпуская ее из рук. Повторить 3 раза.
  2. И. п.—сидя палка горизонтально вверху. Ложась на спину согнутые в коленях ноги продеть под палкой, выпрямить их и коснуться носками пола за головой. Вернуться в исходное положение. Повторить 6 раз.
  3. Опираясь на вертикально поставленную палку одной рукой присесть на одной ноге («пистолет») и встать 4 раза подряд, затем—столько же на другой.

В день состязания наметить лишь три упражнения и поочередно проверить, как выполняют их дети. За неправильное выполнение пионер получает штрафное очко. Выигрывает состязание звено, набравшее меньше штрафных очков. По количеству штрафных очков распределяются и остальные места.

Этим не исчерпываются спортивные конкурсы. Они могут быть проведены и по ряду других упражнений под девизами:«Кто лучше»,«Кто быстрее»,«Кто дальше»,«Кто выше».


Набор упражнений на гибкость

Игра зарядка

Чтобы избежать монотонности, которая может притупить интерес ребят к зарядке, нужно разнообразить ее, изменяя и усложняя отдельные упражнения (комплексы) через 10 дней. Хорошо один-два раза в неделю проводить утреннюю гимнастику, целиком состоящую из игр,—игровую зарядку.

Это необычная в нашем понимании зарядка, но отступление от канонов может сыграть свою положительную роль, ибо игра способствует веселому настрою детей, повышает эмоциональность. В основном это командные игры, которые обычно проводятся на отрядных занятиях и сборах. Они подбираются таким образом и в такой последовательности, чтобы движения во время игры напоминали гимнастические упражнения в обычной зарядке. А вот проведение должно отличаться от игр на отрядных занятиях:

  • нужно уложиться в отведенное для зарядки время—15—20 мин. Поэтому игры должны быть знакомые, хорошо разученные детьми. Продолжительность каждой игры вместе с подготовкой равна 3—4 мин.. Простой подсчет времени говорит, что за некоторым исключением нельзя игру проводить больше одного раза;
  • необходимый инвентарь должен быть подготовлен заранее и находиться на месте проведения. Перед проведением игры-за рядки в утреннее время вожатому нужно обязательно проверить (отрепетировать) игры на отрядных занятиях. Это подскажет ему, готов ли отряд и он сам как руководитель к ее проведению;
  • чтобы вызвать у ребят интерес, проводится точный учет занятых звеньями (командами) мест и допущенных играющими ошибок. С данной задачей можно справиться, если около каждого звена будет судья (из числа старших или временно освобожденных пионеров или воспитатель). Нельзя забывать, что количество играющих в каждой команде должно быть одинаковым.

Для удобства подсчета результатов надо условиться, что очки командам присуждаются соответственно занятым местам: 1-е место—два очка, 2-е место—четыре очка и т. д. А за каждую ошибку звену начисляется по одному очку. Таким образом, звено займет лучшее место, если у него будет в итоге меньшее количество очков. Подводить общие итоги лучше на утренней линейке, а итоги каждой игры объявлять сразу.


Дыхание при зарядке

Почти в каждом упражнении есть моменты, когда усиленному вдоху и выдоху способствуют движения рук, ног и туловища. Например, поднимание рук, разведение их в стороны способствуют растягиванию мышц грудной клетки, тем самым облегчают вдох. И наоборот, наклон корпуса вперед, приседание, мах ногой вперед вызывают подъем диафрагмы, чем облегчается выдох. Таким образом, выбирая упражнения, необходимо установить моменты, способствующие вдоху и выдоху. Если трудно установить такой момент (маршировка, бег и др.), следует напомнить о том, что нельзя задерживать дыхание, что дышать нужно свободно и ритмично, акцентировать сильный выдох, что непроизвольно вызовет глубокий вдох:

  • количество повторений следует постепенно увеличивать по мере повышения тренированности;
  • для повышения интереса и нагрузки усложнять комплекс можно, включая дополнительные упражнения, соединяя два или несколько движений (рук и туловища, рук, ног и Др.), изменяя исходное положение, ускоряя темп движений, сокращая паузы меж ду упражнениями, используя спортивный инвентарь (палки, обручи и др.);
  • качество—один из главных критериев при выполнении любых упражнений, в том числе утренней гимнастики. Поэтому руководитель должен следить за правильным положением тела при различных движениях, за выполнением упражнений с широкой амплитудой;
  • при подборе упражнений следует учитывать возрастные особенности. Ниже приведены примерные комплексы для трех возрастных групп, составленные в определенной последовательности, которой можно придерживаться и при самостоятельном составлении комплексов.


Размышления о зарядке

Мало какое мероприятие вызывает такое живое обсуждение и столь различные оценки , как зарядка. И это закономерно. Трудозатраты велики, негатива можно получить море, а положительный эффект совершенно не очевиден. Если отбросить здоровую лень и нежелание лишний раз напрягаться самому и «напрягать» детей, можно заметить что утренняя зарядка имеет множество положительных моментов и при осознанном подходе позволяет наковырять довольно много педагогического «изюма».

Некоторые возможно спорные соображения.

Во первых. Зарядка это важный дисциплинарный момент. Нравится или не нравится, но пока она стоит в распорядке дня ее нужно отрабатывать. Хотя бы из тех соображений, что иначе нет возможности объяснить , почему на зарядку «забить» можно, а , к примеру, на КТД или уборку нельзя.

Во вторых. Это часть нашей отрядной жизни и также как вечернее мытье ног, счет при построении в столовую и т.д.. Она становится элементом отрядной жизни и , желательно, своего рода обрядом. Привычным, не обременительным и , в общем не вызывающим особо неприятных ощущений.

В третьих. Наконец зарядка это начало дня. Как начнешь, так день и пойдет. И настроение, заданное в ходе проведения зарядки, может стать началом «чудного дня». Точно также верно и обратное. Скверно организованная и проведенная зарядка, дает на выходе испорченное настроение, которое вам же и придется исправлять. Вам это надо?

Исходя из этих соображений формулируются основные принципы зарядки.

  • Зарядка это продолжение подъема. И основная ее задача дать ребенку проснутся. Не более того.
  • Отсюда следует, что зарядка не должна утомлять. Ребенок после зарядки должен быть проснувшимся и бодрым, но ни в коем случае не уставшим. Т.е. основными упражнениями являются потягивания, растяжки и рывки. Задачей упражнения является размять мышцы и суставы. Поэтому никаких приседаний, отжиманий, подтягиваний и тем более бега. Все это, после зарядки, для желающих. Это уже не зарядка. Это тренировка. Другое мероприятие с совершенно иными целями и задачами.
  • Зарядка должна стать ТРАДИЦИЕЙ. Желательно любимой традицией. Неважно насколько она нравится детям. Кому-то больше, кому –то меньше, но она часть нашей отрядной жизни, несет на себе опечаток отряда, отличается от зарядок, проводимых в других отрядах, и ее элементы имеют свою историю, которая понятна «старичкам», которые делятся ею с «новичками». Именно поэтому в «нашей» зарядке много упражнений «странных» для непосвященного. «Где пчелы ? - нет пчел!», это 2008г. 2 смена , «а пчелы в это время…ЖУ-ЖУ ЖУ» это 1 смена 2010, «Вас ист дас- О-ля-ля- Дас ист фантастиш», это тот же 2008 но уже третья семена «Оксана и три медведя», сказка под Рамштайн, «дай-не дам- фигвам», это 2009 театральная студия. Ставшее традицией «доброе утро ….. отряд» это приветствие 3 смены 2009г . Кстати , стремление сказать последнее, пока 1 отряд только собирается начать зарядку, привело к практически полному решению проблемы с подъемом. И т.д.. Причем многие элементы появляются и пропадают, но наиболее интересные моменты остаются и фиксируются.
  • Результатом зарядки является хорошее настроение. Она должна вызывать позитивные эмоции. Поэтому проводить ее необходимо с драйвом, юмором и даже неизбежное «принуждение» должно производится с шуткой и без «явного» насилия.

Последний момент особенно важен. Поэтому остановимся на нем подробнее. Зарядка это всегда конфликт. С одной стороны, от «не хочется» , до не «буду делать», со стороны ребенка, с другой стороны, «надо», со стороны вожатого. Игнорировать его невозможно. Конфликт должен быть решен в ходе зарядки, либо ее проведение (в особо запущенных случаях) дает повод решить его сразу после нее. Не решение данного конфликта в свою пользу, может привести к потере вожатым «права быть лидером», что чревато серьезными проблемами. Особенно это актуально для оргпериода, но учитывать этот аспект нужно всегда.

Этим определяются правила проведения зарядки.

  1. Перед началом зарядки настройся. Проводить зарядку нужно в хорошем настроении.
  2. Выход на зарядку не должен затягиваться. Поэтому (особенно первые подъемы, впрочем, подъем - отдельная тема) выход на зарядку обеспечивают все вожатые, стоящие на отряде.
  3. Если несколько человек уже вышли на зарядку, проводящий присоединяется к ним, а остальные продолжают торопить детей.При этом агрессия неприемлема. Только шутка и драйв.
  4. Зарядка начинается с приветствия. Это обязательный «обряд включения». Как правило, уже на второй раз отряд отвечает дружно и четко.
  5. Ни одно упражнение не делается меньше трех и более пяти раз. Зарядка не должна «зависать», поэтому следи за темпом.
  6. Давая команду, не переходи к следующему действию пока она не выполнена. Здесь важно не вывалится из «позитива». При наличии «косящих и забивших», имеет смысл шутка, настойчивость и «укоризненный взгляд» до выполнения. Как правило этого достаточно. Но если ребенок сознательно идет на конфликт, его игнорируешь. «выделяешь» из группы, в крайнем случае выводишь в сторону. Это уже конфликт, решать его имеет смысл вне рамок «зарядки»
  7. Ребенок в ходе зарядки должен иметь «обратную связь». Не ленись похвалить, одобрить, улыбнутся в ответ.
  8. Зарядка заканчивается приветствием. «подняли левую руку, подняли правую и похлопали друг другу. Всем спасибо!»

В любом случае, зарядка является осмысленным мероприятием, имеющим цели и задачи, органично входящая в нашу отрядную жизнь.