Описание игры "Артбол"
ПОПАДИ В МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ
Существует очень много видов спорта с мячом: баскетбол, волейбол, пионербол, футбол и многие другие. Но тот, кто побывал в «Артеке», знает еще одну. Артбол (она же "Снайпер"). Традиционная артековская игра, похожая на обыкновенные вышибалы, но с другими правилами. И сейчас предлагаем вам познакомиться с ней поближе.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Для игры в «артбол» требуется волейбольный мяч, свисток и ровная площадка, которая разделяется средней линией (линия атаки) на две площадки для двух команд.
Основная задача игроков команды состоит в том, чтобы при каждой атаке попасть мячом в игрока противоположной команды или выполнить точную передачу (пас) мяча своим игрокам, находящимся на площадке или линии капитана. Побеждает команда, которая быстрее «выбивает» всех игроков на площадке противоположной команды. Конец игры наступает тогда, когда все игроки одной из команд «выбиты» с площадки.
ХОД ИГРЫ:
Играющие делятся на две команды. В каждой команде выбирается «снайпер», остальные становятся обычными игроками. Размещаются все таким образом: «Снайпер» первой команды перебрасывает мяч своей команде (своим игрокам), пытаясь при этом попасть в любого игрока второй команды. Мяч ловит любой игрок первой команды, перебрасывает своему «снайперу», опять же при этом пытаясь выбить игрока второй команды.
В случае, если игрока выбивают, он не выбывает из игры, а переходит за линию поля и начинает дальше помогать своему «снайперу». В случае, если игрок команды поймал мяч «с лету», мяч переходит к этой команде и уже они начинают перебрасываться со своим «снайпером». Мяч, пойманный от земли, не считается - игрок выбывает с игрового поля. В итоге к концу игры бОльшая часть игроков оказывается рядом со своим «снайпером» за линией поля, а оставшиеся несколько игроков находятся буквально «под расстрелом».
Вся прелесть и интрига игры в том, что роль «хищников» и «жертв» постоянно переходит от одной команды к другой, и игроки никогда не выбывают из игры «совсем», соскучиться не успеешь.
В конце каждой партии идет построение команд, судья сообщает результат, и команды уходят на перерыв. После перерыва должна произойти смена площадок, а игру начинает команда, которая не начинала ее в первой партии. Если вторая партия закончилась со счетом 1:1 , то назначается третья решающая партия, в которой снова проводится розыгрыш мяча и площадки между капитанами.
Есть несколько особенностей этой игры:
- игрок считается «выбитым», если мяч, коснувшись его, упал на площадку или за ее пределами;
- мячом, коснувшимся земли, «выбить» игрока нельзя;
- если мяч коснулся игрока, а затем, не коснувшись земли, был пойман его товарищем по команде, то игрок остается на поле;
- если мяч коснулся сразу нескольких игроков и упал на поле, то все игроки уходят с поля. Если мяч пойман, то все они остаются на поле;
- «пленник» выходит на поле один, независимо от количества «выбитых» им игроков;
- капитан команды, «выбитый» с поля, уходит на линию капитана на правах рядового игрока;
- игроки не имеют права заступать за ограничительную линию;
- если же мяч был пойман игроком, но при этом он заступил за линию, мяч передается команде противника, а игрок остается на поле;
- «пленники» не имеют права бить мячом с угла, за пределами боковых ограничительных линий. В случае нарушения этого правила мяч переходит к сопернику;
- игру судят старший судья и два его помощника;
- каждая команда имеет право на два перерыва по 1 минуте в партии;
- количество производимых замен не ограничено. Заменять игроков можно только на линии капитана, в момент остановки игры или в случае травмы полевого игрока;
- количество запасных игроков определяется положением игры;
- при всех нарушениях мяч передается на линию капитана;
- если игрок, уклоняясь от удара, заступил за ограничительную линию, он считается «выбитым»;
- если мяч вышел за пределы площадки, то он передается на линию того капитана, к которому ближе находится (по отношению к средней линии площадки);
«Артбол» — это воспитание характера и командного духа. Дети учатся дисциплине на тренировках, а соревнование — это проверка на прочность. И, конечно, это традиционная игра. Когда ребята только-только учат правила, они чувствуют причастность к такой большой артековской семье и гордятся этим.
____
ИСТОРИЯ ИГРЫ:
Игру «Снайпер» привез вожатый из Ленинграда Юрий Юркан. Летом 1946 года вместе с инструктором по спорту Геннадием Ишкиным они подготовили и провели первую спартакиаду среди старших мальчиков. В 1947 году была проведена спартакиада среди девочек лагерей «Суук-Су» (ныне «Лазурный») и «Колхозная молодежь» (ныне «Кипарисный»). На протяжении всех последующих лет уточнялись и совершенствовались правила игры. Игра «Снайпер» стала в «Артеке» традиционной, и артековцы дали ей свое название – «артбол».
Игра «артбол» - одна из любимых подвижных игр артековцев. Она вырабатывает у ребят ловкость, меткость, быстроту реакции, требует отличного владения своим телом, быстрого мышления и ориентирования в любой трудной ситуации. Игра «артбол» - эмоциональное средство физического воспитания, а значит и эффективнейшее средство сохранения и укрепления здоровья. Зрелищная, так как идет быстрая смена действий игроков, коллективная, где каждый игрок – это часть команды, от которого требуется полная отдача сил, строгая игровая дисциплина, которому предназначена своя роль, не исключающая, а наоборот, подразумевающая импровизацию в зависимости от индивидуальных способностей.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Для игры в «артбол» требуется волейбольный мяч, свисток и ровная площадка, которая разделяется средней линией (линия атаки) на две площадки для двух команд.
Основная задача игроков команды состоит в том, чтобы при каждой атаке попасть мячом в игрока противоположной команды или выполнить точную передачу (пас) мяча своим игрокам, находящимся на площадке или линии капитана. Побеждает команда, которая быстрее «выбивает» всех игроков на площадке противоположной команды. Количество сыгранных партий обговаривается заранее между командами, а на официальных соревнованиях положением. Перерывы между партиями 3-5 минут.
НАЧАЛО ИГРЫ:
- встреча начинается с построения и приветствия команд;
- между капитанами команд судья разыгрывает мяч и площадку;
- игра начинается с линии капитана перекидкой капитаном команды, владеющей мячом после свистка судьи (если команда по каким-то причинам теряет мяч после первой перекидки, мяч передается этой же команде);
- в начале игры, а также в ходе игры разрешается производить без удара три перекидки.
ДЕЙСТВИЯ КАПИТАНА:
- только капитан команды начинает игру;
- после первого выбитого игрока своей команды, капитан не имеет право продолжать игру, а обязан зайти на площадку (при нарушении мяч передается другой команде);
- в ходе игры, если на линии капитана не остается игроков, капитан команды снова занимает свое место, независимо от того, «выбит» он или нет (до 1-го выбитого игрока своей команды);
- капитан команды также имеет право «выбивать» игроков как с линии капитана, так и с площадки (кроме первой перекидки, когда команда начинает игру в партии);
- капитан команды обязан знать настоящие правила и руководствоваться ими в ходе игры;
- только капитан команды может вести разговор с судьей;
- замена капитана может быть только в случае его травмы или удаления.
ДЕЙСТВИЯ ИГРОКОВ:
- перед началом игры игроки, количество которых должно быть одинаковым в той и другой команде – 8 человек, свободно располагаются на своей стороне площадки;
- во время игры в пределах своей площадки игроки могут ловить мяч в полете от игроков, от площадки, что дает право продолжать игру, а также задерживать катящийся мяч, передавать его своим игрокам для атаки (после 3-ей передачи следует атака);
- игрок (игроки) считается «выбитым», если мяч, коснувшись его (их), упал на площадку или за ее пределами (в этом случае, после свистка и жеста судьи, игрок со стороны боковых линий покидает площадку и продолжает игру на линии своего капитана);
- игрок, «выбивший» с капитанской линии игрока (игроков) противоположной команды, после жеста судьи сразу же возвращается на площадку со стороны боковых линий;
- игрок (игроки) считается не «выбитым», если мяч коснулся площадки, а потом игрока (в этом случае игрок остается на площадке и продолжает игру);
- если на площадке остается один игрок, через каждые две минуты игры он имеет право на минутный перерыв для отдыха (время фиксируется судьей в каждой партии).
НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ТАКЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
- невыполнение первой перекидки капитаном команды в начале каждой партии;
- «перехват» первой перекидки игроками противоположной команды в начале каждой партии;
- выполнение четвертой перекидки игроками команд;
- если игрок (игроки) во время игры наступают (заступают) на ограничительные линии площадки;
- если игрок не зашел на площадку после того, как выбил игрока;
- если во время атаки игрок выбивает соперника и по инерции пересекает линию атаки;
- находясь на площадке, игрок (игроки) ловит мяч за пределами игровой зоны;
- во время игры брать мяч, который еще не пересек среднюю или капитанскую линии, тем более вырывать мяч из рук соперника находящегося возле этих линий;
- игрок, находящийся на линии капитана, выполнил атаку или передачу с «угла» (положение ног находились за пределами боковых ограничительных линий);
- если игрок, защищаясь, поймал мяч, но наступил (заступил) на линию площадки;
- если игрок ловит мяч, который уже коснулся игроков после атаки противоположной команды, но сам при этом заступает (наступает) линию площадки;
- во время игры умышленно задерживает мяч.
При всех вышеуказанных нарушениях – мяч передается на линию капитана другой команды.
НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ, ПРИ КОТОРЫХ ИГРОК ПОКИДАЕТ ПЛОЩАДКУ:
- во время игры без разрешения судьи покидает площадку;
- если игрок (игроки), уклоняясь от мяча, заступил (наступил) линию площадки, он считается «выбитым»;
НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИГРОКОВ:
- оспаривание решений судьи;
- выражение недовольства словами и жестом по отношению к игрокам другой команды или судьям;
- создает затруднение своими действиями работе судей;
- систематическое нарушение правил игры.
За все эти нарушения игрок получает предупреждение, при котором команда наказывается потерей мяча. Если же после предупреждения игрок будет продолжать недисциплинированно себя вести, то судья удаляет его без права замены до конца партии или встречи. При этом команда не наказывается потерей мяча. Если на площадке остается один игрок, и он удаляется судьей за грубое нарушение, то команде засчитывается поражение. Нарушением правил также является «опасная игра» (попадание в голову с близкого расстояния), за что игрок несет наказание по усмотрению судьи.
МЯЧ СЧИТАЕТСЯ В ИГРЕ:
- когда между игроками осуществляются любые игровые действия мячом (перекидки, броски, ловля, передача) в пределах игровой зоны;
- если мяч выходит за пределы площадки (в этом случае мяч могут брать только игроки, находящиеся на линии капитана той команды, к которой ближе находится мяч по отношению к средней линии площадки).
МЯЧ ВНЕ ИГРЫ:
- считается в том случае, когда остановлена игра судьей (при нарушениях правил игры, минутный перерыв, замена игроков, спорные моменты, травма игроков, технический минутный перерыв судьи);
- когда попадает на площадку от посторонних предметов;
- когда на площадке находятся два или несколько мячей.
КОНЕЦ ИГРЫ:
- когда все игроки одной из команд «выбиты» с площадки.
В конце каждой партии идет построение команд, судья сообщает результат, и команды уходят на перерыв. После перерыва должна произойти смена площадок, а игру начинает команда, которая не начинала ее в первой партии. Если вторая партия закончилась со счетом 1:1 , то назначается третья решающая партия, в которой снова проводится розыгрыш мяча и площадки между капитанами.
ПРЕДСТАВИТЕЛЮ, ОТВЕТСТВЕННОМУ ЗА КОМАНДУ НЕОБХОДИМО:
- знать правила игры и руководствоваться ими;
- перед началом игры провести разминку;
- быть во все примером, достойно вести себя во время соревнований;
- запрашивает у старшего судьи таймауты и замены игроков во время остановки игры и владения мячом своей команды (команде разрешается по 2 таймаута в каждой партии, а замены игроков не ограниченны);
- сидит на скамейке вместе с запасными игроками на расстоянии 2-х метров от площадки со стороны старшего судьи;
- может давать инструкции игрокам, стоя или двигаясь в пределах свободной зоны от скамейки его команды, не мешая проведению встречи;
- приготовить правильно оформленные заявки и сдать судейской коллегии;
- в конце встречи поблагодарить судью и представителей другой команды рукопожатием.
ДЕЙСТВИЯ СУДЬИ НА ПЛОЩАДКЕ:
- перед началом встречи проверяет площадку и мяч;
- приглашает команды для встречи;
- проверяет количество игроков;
- предлагает снять колющиеся предметы (булавки, часы, значки), которые в ходе игры могут стать причиной травмы;
- осуществляет приветствие команд как в начале, так и в конце встречи (словами «Команде ____ отряда «Физкульт-Привет!», «Команде ___ отряда «Физкульт-Ура, ура, ура!»);
- проводит розыгрыш мяча и площадки с капитанами команд;
- следит за точным соблюдением правил игры, в случае нарушения останавливает игру;
- если игру судят двое, то они должны распределить между собой стороны площадок;
- могут перемещаться во время игры и выбирать оптимальное положение для лучшего обзора соблюдения правил игры;
- в случае возникновения спорного момента, судья разыгрывает мяч между капитанами как в начале игры;
- судья должен принимать во внимание действия судей на линии;
- предоставить минутный перерыв по просьбе представителя команды владеющей мячом, а также игроку, который остался на площадке один, через каждые 2 минуты игры;
- по просьбе представителя команды, владеющей мячом, во время остановки игры предоставить возможность замены игроков только на линии капитана;
- разрешает покинуть площадку игрокам по их просьбе или в случае травмы;
- в случае, когда мяч попадает на площадку от постороннего предмета, судья останавливает игру и передает мяч команде, которая владела мячом;
- если возникает «опасная игра» (когда игрок с близкого расстояния попадает в голову), то судья должен остановить игру, сделать замечание игроку, нарушившему правила, взять минутный перерыв для выяснения состояния игрока. В случае явного повторного попадания в голову, судья принимает решение о наказании команды, у которой забирает мяч или удаляет игрока на линию капитана;
- за недисциплинированное поведение игрока судья дает предупреждение, при этом команда наказывается потерей мяча, при повторном нарушении происходит удаление игрока;
- в случае нарушения правил запасными игроками, которые должны находиться на специально отведенных местах, судья останавливает встречу и просит их занять свои места; если повторяется нарушение, идет предупреждение команде, и мяч отдается на линию капитана другой команде;
- за неэстетичное поведение представителя команды по отношению к судьям, игрокам, представителям других команд назначается техническое предупреждение; если после предупреждения будут продолжаться нарушения, то судья имеет право удалить представителя команды на трибуны или с соревнований;
- по окончании каждой партии судья сообщает результат и дает командам 5 минут отдыха, а по окончании встречи объявляет - победителя;
- для судейства необходимо иметь спортивную форму;
- в конце партии, встречи, минутных перерывов забирает мяч;
- технические перерывы судьи неограниченны.
Описание игры с картинками из журнала "Артек"