Огоньки в лагере

DSC6270m.jpg

Методика проведения «огоньков». Данная методика была взята из «Орленка».


Огонек – это:

  • коллективное обсуждение вожатыми и отрядом прожитого дня, проведенного в делах;
  • анализ проведенных дел;
  • анализ проведенных дел;
  • разбор складывающихся отношений;
  • осмысление окружающей действительности;
  • конкретное воплощение в жизнь принципа самоуправления.


Педагогические задачи:

  • учить ребят осмысленно относиться к жизни;
  • прививать навыки коллективной работы;
  • воспитывать в детях культуру общения;
  • учить искусству разговора, публичного выступления.


Виды лагерных огоньков

  1. огонек знакомства;
  2. огонек оргпериода;
  3. огоньки 1/3 смены (пятидневки-десятидневки);
  4. огоньки второй и третей декады смены;
  5. огоньки итогового периода;
  6. огоньки прощание.


Формы проведения

  1. анализ дела;
  2. анализ дня;
  3. огонек откровенный разговор;
  4. огонек дежурного отряда («рассвета»);
  5. тематические огоньки.


Методика огонька знакомства

Цель:

  • познакомить отряд, сформировать у каждого ребенка представление об отряде лагеря и о себе в отряде;
  • создать атмосферу дружбы, радости, сформировать положительное эмоциональное восприятие, создать перспективы будущей радости.


Виды огоньков знакомств

  • Рассказ - эстафета (расскажи мне о себе).
  • Конверт - откровения.
  • Творческие группы:
  • «ТОТ»- творческий союз тезок, «Винегрет»;
  • времена года – защитить время года и представить каждого;
  • знаки зодиака;
  • круг интересов – представление своего хобби.
  • Тематический разговор. Например: «Мой идеал», «Самый запомнившийся день моей жизни».


Специфика огонька знакомства.

Заранее мальчишки вместе с вожатым готовит костровую поляну. Огонек знакомства планируют и проводят сами вожатые.

  • Говорят вступительную и заключительную речь.
  • На своем примере показывают, как надо рассказывать о себе, первыми начинают:
    • как зовут,
    • откуда приехал,
    • в какой школе учишься,
    • чем увлекаешься,
    • кем хотел бы стать,
    • чему хочешь научиться в детком лагере,
    • чего ждешь от лагеря,
    • что можешь предложить отряду.
  • Обобщает, делает выводы.
  • Комментирует, контролирует тональность разговора.
  • Следит за настроением и вниманием ребят.


Сложности, с которыми вожатый может столкнуться во время проведения огонька:

  • у вожатого должна быть постоянная реакция на слова ребят;
  • комментируя не увлекаться, знать меру не превратить огонек в монолог вожатого;
  • вовремя задать вопрос;
  • в нужное время попросить рассказать что-то интересное, спеть песню, прочитать стихотворение;
  • хорошо, если у ребят находится в руках мягкая игрушка.

Форму проведения вожатые выбирают сами.


Методика построения огонька знакомства.

Задача вожатых днем заинтересовать (пустить интригу в отряде). Вечером привести на отрядное место или костровую поляну и посадить отряд в круг. Спеть песню. Начинают разговоры вожатые. В конце разговора нужно сказать о том, что вожатые ждут от лагеря, отряда.


Вожатый:

  • вы заметили, как мы сидим… Круг – это единство….
  • Каждый вечер в лагере появляются такие круги (о традиции подведения итогов вечернего огонька);
  • Вы заметили, с чего мы начали огонек (с песни - доброе отношение к песне);
  • Мы рады, что, наконец, все собрались, мы ждали эту смену весь год;
  • Рассказ о будущем отряда, о лагере в целом, о традиции в целом вожатые рассказывают в конце огонька;
  • В конце разговора вожатые рассказывают о вечерней речевки (о тишине, о отношении к ночи, к хорошему отношению друг к другу);
  • Обязательно увидеть лицо каждого ребенка, разговаривать с каждым.

Не должно быть – обезличивание, подмены содержания песнями и стихами. Не практиковать чай, конфеты, танцы. С первого дня очень важно не задерживаться по времени.

Таким образом, в течение огонька представляются четыре традиции:

  • Вечернего огонька;
  • Орлятского круга;
  • Доброго отношения к песне;
  • Вечерней речевки.

Ребята возвращаются к корпусам, крепко взявшись за руки цепочкой, первый идет в полшага.


Огонек рабочий в оргпериод

В оргпериод проходят два рабочих огонька.

Педагогическая задача:

  • научить детей правилам поведения и выступления на огоньках;
  • сформировать привычку собираться каждый вечер и анализировать день;

Время проведения огонька – 40-50 минут, это нужно учитывать при планировании дня.


Примерный план проведения огонька в оргпериод.

  1. Отряд собирается на отрядном месте.
  2. Поет песню.
  3. Вступительное слово вожатого, где он напоминает о традициях огонька, об основных событиях дня.
  4. Предлагает ребятам схему разговора.
    • что понравилось;
    • кто понравился;
    • чтобы рассказал другу о сегодняшнем дне;

(при постановке вопроса внимание концентрируется только на позитивных моментах)

  1. Разговор происходит по кругу, каждый высказывает свое мнение.
  2. Вожатому важно обратить внимание на то, что говорят ребята.
  3. В первые дни просите ребят называть свое имя.
  4. Важно оценить работу дежурного командира (дежкома).
  5. В конце огонька короткое обобщение вожатого.


Что должно быть обязательно.

  • Знакомство с традициями и законами огонька.
  • Выступление каждого ребенка.
  • Схема выступления предлагается вожатыми
  • Оценка деятельности дежурного командира.


Огонек основного периода

Первая треть основного периода решающая в жизни отряда. Начало работы органов самоуправления. Появление конфликтных ситуаций.

Вторая треть основного периода. Должны быть огоньки различных видов. Рабочие, огонек-анализ дела, тематический огонек, огонек - откровенный разговор.


Рабочий огонек.

Время проведения 25-30 минут. Предварительно вожатый и дежурный командир определяются с темой и вырабатывают схему анализа.

Темы могут быть: обсуждение дня, обсуждение работы группы, работоспособность отряда, кухня отрядных дел.

Схема анализа

  1. Отчет дежурного командира.
  2. Анализ работы в группах (все расходятся по группам, а потом собираются).
  3. Группы должны сделать по порядку:
    •  дают оценку дню, отряду, дежкому;
    • говорят, кого можно отметить, как показала себя данная группа;
    • говорят о том, что необходимо исправить;
    • как выглядел отряд в лагерных делах;
    • что не понравилось и почему?
    • что можно пожелать на завтра.


Схема проведения

  1. Сбор отряда (песня).
  2. Слово дежкома или вожатого.
  3. Работа по группам (5-7 минут).
  4. Общий сбор отряда.
  5. Разговор-анализ.
  6. Песня в кругу.
  7. Традиционное окончание дня.

Речевка дня: «День отшумел и ночью объятой лагерь идет ко сну. Доброй вам ночи девчата, доброй вам ночи ребята. Доброй вам ночи вожатые наши завтра нам снова в путь. Гоп разбежались».

Схема анализа усложняется постоянно и постепенно.


Огонек - анализ дела.

Время проведения 20-25 минут.

Задача: научить детей системному анализу дела. Научить видеть причину успеха и неудач. Прививать навыки творческого анализа дел, встреч, и т.д.

Схема проведения

  1. Творческая группа готовит выступление.
  2. Ребята анализируют работу творческой группы, задают вопросы, дают оценки.
  3. Во время разговора, обсуждения ребят, вожатый вставляет реплики и в конце делает обобщение и раскрывает неудачи или успех отряда (глазами вожатого).


Огонек анализ дежурства.

Время проведения 25-30 минут.

Проводится в отряде рассвет и на общем сборе дежурных командиров.

  • Оценка работы отряда рассвет.
  • Недостатки в организации их причины и следствия.
  • Кто хорошо поработал «сказать спасибо».
  • Какие отряды как себя показали.
  • Какое впечатление лагерь производит в целом.
  • Анализируют день.
  • Получают задания на следующий день.
  • С обобщением мнений дети расходятся по отрядам и высказывают их в отрядах.


Огонек откровенный разговор.

Время проведения 1,5 часа.

На огоньке обсуждается каждый член отряда, как лидер. Дается общая характеристика или высказывается индивидуальное мнение каждого присутствующего. Важно создать атмосферу доброжелательного отношения. Возможно, первоначально может сложиться атмосфера напряжения для этого вожатым рекомендуется использовать приемы снижения эмоционального накала. Хороший эмоциональный тон задаст легенда, выдержка из книги, костер, свеча. Мнения о каждом из членов отряда высказывается по принципу «свободного микрофона».

Соблюдается принцип добровольности.

Основным элементом разговора должен быть поиск причин напряжения в отряде. Важно суметь увидеть хорошее в каждом. Приветствуется откровенность и честность.

Не должно быть:

  • сведение счетов;
  • разборы персональных дел;
  • захваливание.


3.5. Огоньки второго и третьего периода смены

В этот период проходят больше тематические огоньки. Огоньки анализа в новом качестве.

Специфика

Огонек проводится без анализа в группах, сразу в отряде. (Принцип свободного микрофона).

Функции ведущего передаются дежкому или творческой группе готовящий сегодняшний огонек.

Схема анализа

  • Что значит этот день для меня и отряда?
  • Что я сделал для отряда и лагеря?
  • Что мне понравилось в дне и почему?
  • Что мне не понравилось и почему?
  • Что я предлагаю отряду на завтра.


Тематические огоньки.

Цели и задачи остаются теме же.

Темы огоньков.

  • «Вечер легенд».
  • «Девиз нашего отряда».
  • «Если бы, у меня была бы волшебная палочка».
  • «Любимые песни».
  • «Мир, в котором я живу».
  • «Мои любимые стих и песни».
  • «Мой идеал».
  • «Музыка в нашей жизни».
  • «О любви».
  • «Чем мальчики отличаются от девочек».
  • «Что мы знаем о войне».
  • «Что такое счастье?».
  • «Что, значит, быть современным человеком».


Огоньки заключительного периода

Огонек мечта.

Темы: «Как мы встретимся», «Какими мы будем», «Что получили мы от смены, проведенной в лагере», «Что вы будете делать в школе по приезду домой».


Огонек фантазия.

Тема: «Что я сделаю по приезду домой».

Характерные особенности проведения.

Тему выбирает и готовит инициативная группа самостоятельно.

Позиция вожатых - каждый вечер настраивающие вопросы: Что хочу от сегодняшнего (завтрашнего) огонька. Чему он научит. Какова идея огонька.


Огонек «Расскажи мне обо мне».

Цель:

  • Создание настроения новой жизни после лагеря.
  • Обсуждение каждого члена отряда.

Схема:

  • Место готовится заранее.
  • В начале огонька исполняются две, три песни для создания определенного настроения.
  • Вожатые создают:
    • оптимистичный деловой настрой;
    • называют цель огонька;
    • объясняют порядок его видения;
    • сообщают тему сегодняшнего разговора.
  • Высказывание проходит по кругу. Ребята начинают говорить со слов: «Я считаю, что ты……»
  • Вручение отрядных сюрпризов, наград, знаков и т.д.
  • Вожатый на огоньке говорит о встрече, о том, что всех любит, о том, как хорошо было в отряде, о планах на будущее.