Общение в ситуациях просьбы или отказа

Asdf106m.jpg

ОБЩЕНИЕ В СИТУАЦИЯХ ПРОСЬБЫ И ОТКАЗА

Занятия для детей 8 — 12 лет


Непростыми и волнующими для детей являются ситуации, когда надо что-то попросить у другого человека или отказать ему в чем-то. Эти ситуации эмоционально трудны для ребят, и кроме того, у большинства нет представления о том, как можно просить и отказывать, не ухудшая отношений с партнером по общению.

По нашим наблюдениям, многим детям свойственно избегание прямого обращения с просьбой или отказом. Поэтому мы считаем необходимым повышение психологической компетентности детей в этих непростых ситуациях общения. Именно этой цели служат предлагаемые занятия «Общение в ситуациях просьбы и отказа.

Занятия адресованы детям 8–12 лет. Глубина обсуждения темы зависит от возраста детей и особенностей конкретной группы. Эти занятия рассчитаны на 4 академических часа. Возможно их разделение на 4 занятия по часу или на два занятия по 2 академических часа.

Оптимальное число детей — 10–15 человек, но возможно проведение занятий и с полным отрядом.

Задачи

  • Развить у детей умения, необходимые для успешного общения в ситуациях просьбы и отказа.
  • Развить навыки наблюдения и самонаблюдения.
  • Научить осознавать свои эмоциональные состояния и мотивы поведения.
  • Научить анализировать различные ситуации, а также свое поведение, чувства, вербальные и невербальные действия участников общения.
  • Развить самостоятельность суждений, умение высказывать свое мнение.


Формы работы

Ролевое проигрывание различных ситуаций, поведенческий тренинг навыков и умений, анализ ситуаций просьбы и отказа, обсуждение заданий и упражнений и др.


Принципы проведения занятий - Создание психологом личностно-ориентированного стиля общения с детьми. Принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей раскрывать творческий потенциал детей. Принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы психолога с детей. Принцип вариативности, гибкости: готовность психолога проводить занятия, учитывая нестабильность и непредсказуемость поведения детей. Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях).


ЗАНЯТИЕ 1. ОБРАЩЕНИЕ С ПРОСЬБОЙ

Психолог. Если собеседники понимают друг друга, готовы помочь друг другу, уступить, то общаться им легко и приятно. Но бывают ситуации, когда надо сказать «нет», отказать в просьбе другому человеку. Как сделать это убедительно и не обидеть его? Бывает так, что надо попросить о чем-то другого человека, но сделать это нелегко. Как обратиться к нему с просьбой, чтобы он тебя услышал?

На наших занятиях мы постараемся узнать, как нужно обращаться с просьбой к другим, как нужно отказывать, не обижая других. Мы будем учиться делать это так, чтобы нас услышали и поняли. Тема нашего занятия сегодня — «Обращение с просьбой». Просить не всегда бывает просто. Бывает, что человек не решается попросить о чем-либо, потому что опасается, что ему откажут. Были ли в вашей жизни такие ситуации?

Если кто-то из детей вспомнил о подобной ситуации, нужно попросить рассказать о ней, привести пример. Психолог. Действительно, просить бывает не всегда просто. Очень важно, как человек обращается с просьбой. Можно умолять, выпрашивать, клянчить, принижать себя. Получается просьба с унижением. Это неприятно.

Бывает, что человек думает, что просит, а на самом деле приказывает, заставляет. Это не просьба, а команда. Тот, кого так просят, может или подчиниться без особой радости, или отказать «назло» (только потому, что не любит, когда ему приказывают).

А можно спокойно, вежливым тоном обратиться к другому человеку, сказать, о чем просишь и почему это для тебя важно. В этом случае есть возможность найти общий язык с этим человеком и сохранить хорошее настроение и добрые отношения.


Упражнение

Это упражнение учит детей различать приказ, выпрашивание и вежливую просьбу.

Психолог. То, КАК люди обращаются с просьбой, может вызывать у их собеседников разные чувства и эмоциональные реакции. Попробуем разобраться в том, что могут чувствовать люди в разных ситуациях. Психолог делит участников на несколько групп по 4–5 человек и раздает рисуночный материал (см. рис. 2, 3, 4). Каждой группе достается по три ситуации.

Группы в течение нескольких минут выполняют задание. После этого психолог суммирует ответы каждой из групп по каждой ситуации, обращая внимание на общее понимание чувств персонажей и на эмоциональные оттенки, которые удалось обнаружить какой-либо группе. Если какое-то чувство вызывает удивление у психолога, то важно попросить группу объяснить, почему они его назвали.


Упражнение

Психолог. Сейчас мы будем работать в группах (это могут быть те же группы, что и в предыдущем упражнении). Каждый по очереди обратится к группе (например, с просьбой дать цветные карандаши или ластик). Говорящий придумает, КАК он будет просить: приказывать, умолять-выпрашивать или вежливо просить.

После этого каждый обратится с просьбой к группе, используя интонацию, мимику, жесты, позу. Группе надо догадаться, что это за обращение.

В течение 5–7 минут дети выполняют задание.

Психолог. В каком случае, по вашему мнению, может получиться общение на равных?

Ребята высказывают свое мнение.

Психолог (эти слова можно написать на доске). Действительно, просить — не значит заставлять! Просить — не значит унижаться! Просить — значит обратиться за помощью к другому человеку, сказав ему о своих затруднениях, интересах!


ЗАНЯТИЕ 2. ОБРАЩЕНИЕ С ПРОСЬБОЙ (продолжение)

Психолог. На прошлом занятии мы с вами пришли к выводу, что общение происходит на равных, если мы просим, доброжелательно обращаясь к другому человеку, а не приказываем, умоляем или клянчим. Давайте подумаем, что помогает общению в ситуации просьбы? Дети высказывают свои варианты ответов. Психолог фиксирует подходящие ответы на доске.

На наших занятиях получился следующий список:

— спокойный, доброжелательный голос;
— вежливые слова;
— внимательное отношение к собеседнику;
— плавные жесты;
— четкое изложение просьбы.

Возможно, на занятиях, которые будете проводить вы, получится несколько иной список. Важно, чтобы он содержал понятные детям критерии, на которые они могут ориентироваться, обращаясь с просьбой.


Упражнение

Психолог. Это задание выполняется в парах. Дети разбиваются на пары.

Проиграйте разные ситуации обращения с просьбой:

— попросите пассажира передать деньги на билет;
— попросите прохожего объяснить, как пройти в зоопарк;
— попросите у кассира в билетной кассе два билета в кино;
— спросите у прохожего, который час.

Ваша задача заключается в том, чтобы вежливо обратиться с просьбой, используя знания о том, что помогает общению.

Упражнение выполняется 2—3 минуты.


Упражнение

Психолог. Если вы сомневаетесь, захочет ли человек выполнить вашу просьбу, надо объяснить ему, почему для вас это важно. На доске психолог пишет следующую «формулу»: ПРОСЬБА + ОБЪЯСНЕНИЕ, ПОЧЕМУ ДЛЯ ТЕБЯ ЭТО ВАЖНО

Психолог. Какая просьба более убедительна? Почему?


Упражнение

Психолог. Это задание выполняется в парах. Дети разбиваются на пары. Обратитесь по очереди друг к другу с просьбой и объясните, почему для вас это важно.

Примеры ситуаций:

— попросите книгу,
— попросите мячик,
— попросите объяснить что-то.

Это могут быть любые ситуации, придуманные вами. Постарайтесь обратиться с просьбой так, чтобы она звучала убедительно.

Упражнение выполняется около 5 минут.

Психолог. Давайте рассмотрим такую ситуацию.

Как ты думаешь, какие чувства могут возникнуть у ребят в следующей ситуации.

— Дай мне почитать книжку!
— Я не могу тебе ее сейчас дать, я сам читаю.
— Не дашь — не буду с тобой дружить! И всем расскажу, что ты жадина!
— Ладно, бери...

Почему мальчик отдал книгу? Как эта ситуация может повлиять на отношения ребят?

Дети отвечают.

Психолог. Бывали ли у вас ситуации, когда кто-то говорил вам: «Не дашь — не буду дружить!», «Не сделаешь — не буду дружить!»

Приведите примеры.

Если ребята приводят такие примеры, то важно спросить у них о том, что они чувствовали в этой ситуации, хотелось ли им дружить с тем, кто так говорил.

Психолог. Обращаясь с просьбой к другому человеку, важно помнить, что он имеет право на отказ. Постарайтесь понять, почему выполнение вашей просьбы невозможно. Если же просьбу трудно выполнить по каким-то причинам, то, может быть, вы все-таки сумеете договориться, обсудить условия, уступив друг другу в чем-то.

Послушайте внимательно следующий диалог:

— Дай мне, пожалуйста, почитать рассказы Носова.
— Я не могу тебе дать эту книгу, потому что сама ее читаю.
— А сможешь мне ее дать, когда прочитаешь?
— Когда прочитаю, дам. Только ненадолго.
— Я постараюсь за неделю прочитать ее.
— Хорошо, на неделю я дам тебе книгу, когда прочитаю ее.
— Спасибо. Я буду ждать.
— Хорошо, а я постараюсь быстрее дочитать ее и принесу тебе.

Какие условия удалось обсудить в диалоге ребятам? Кто в чем уступил?

Дети отвечают.

Психолог. Если вы обращались с просьбой к кому-либо, то в конце разговора обязательно поблагодарите своего собеседника. Если вы получили согласие, поблагодарите за то, что вашу просьбу услышали и согласились помочь. Если человек, к которому вы обратились, не может выполнить вашу просьбу, поблагодарите его за то, что он выслушал вас.

Важно помнить следующее: доброжелательное завершение разговора — это приглашение к общению в будущем! Эти слова психолог может написать на доске.

Наше обсуждение того, как лучше общаться в ситуациях, когда вам надо о чем-то попросить другого человека или других людей, подходит к концу.

Что нового вы узнали для себя на этих занятиях? Ребята отвечают по желанию. Затем психолог благодарит всех за участие в занятии.


ЗАНЯТИЕ 3. ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ

Психолог. Нередко случается так, что, когда вас просят о чем-то, вам приходится говорить «нет», отказываться от того, что вам предлагают или о чем просят. Тема наших двух следующих занятий: «Вежливый отказ».

Упражнение

Психолог. Давайте выполним следующее упражнение в парах. Дети разбиваются на пары.

Психолог. По очереди выполните следующее задание: представьте, что эти люди обращаются с просьбой непосредственно к вам. Вам надо:

— отказаться, то есть сказать «нет» в каждой ситуации;
— постараться, чтобы ваш отказ был вежливым и звучал уверенно.

Ваш партнер должен помогать вам, говоря о том, насколько вам удается вежливо отказывать.

Если что-то не получается, повторите задание. Затем поменяйтесь ролями. Затем психолог раздает каждому ученику «лесенки» для самодиагностики и просит отметить на них: 1) степень легкости-трудности задания, 2) насколько каждому легко или трудно отказывать в просьбах знакомым и родным.

Психолог. Оказывается, далеко не всегда легко отказывать. Сказать «нет», когда о чем-то просят друзья или родители, бывает сложно по многим причинам.

Психолог. Продолжите фразу: «Сложно отказать, потому что...» Подчеркните те причины, по которым вам бывает сложно отказывать друзьям или родителям. Если есть еще какие-то причины, по которым вам трудно отказывать, напишите их. У каждого могут быть свои причины.

Как вы думаете, бывают ли уважительные причины, по которым вы можете отказать, даже если с просьбой обращаются друзья или родители?

Психолог поддерживает ребят, называющих уважительные, с их точки зрения, причины.


Упражнение

Психолог. На листах указаны некоторые из возможных уважительных причин для отказа. Отметьте, какие причины являются уважительными с вашей точки зрения.

Ребята выполняют задание.

Приведите примеры ситуаций, когда вам пришлось отказать по отмеченным вами причинам. Дети приводят примеры, класс обсуждает эти примеры.

Получается, что в общении важно учитывать не только интересы собеседника, но и свои собственные. Тогда можно действительно говорить о равноправном общении.

Отказывать бывает сложно, но иногда это очень важно сделать, чтобы отстоять свои интересы и желания. На следующем занятии мы рассмотрим, как отказывать, не обижая другого человека и сохраняя с ним хорошие отношения. Психолог благодарит ребят за работу и прощается до следующего занятия.


ЗАНЯТИЕ 4. ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ (продолжение)

Психолог. Сегодня мы будем учиться вежливому отказу. Если отказывать, не объясняя причины, да еще делать это грубо, то можно сильно обидеть другого человека. Но если, отказывая, объяснить причину, то ваш собеседник может понять вас и ваши отношения не станут хуже.

Психолог пишет на доске «формулу» отказа:

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ = ОТКАЗАТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ УВЕРЕННО + ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНУ, ПО КОТОРОЙ ТЫ ОТКАЗЫВАЕШЬ


Упражнение

Психолог. Это задание выполняется в парах. Дети разбиваются на пары.

Один из вас обращается к другому с просьбой или предложением. Задача второго — вежливо и убедительно отказать. Помните, что важно, отказывая, смотреть в глаза собеседнику! Дети выполняют задание.

Психолог. Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? Всегда ли отказ звучал убедительно?


Упражнение

Психолог. Это упражнение вы будете выполнять в малых группах. Разделитесь на группы по 4–5 человек. Каждая группа рассмотрит четыре ситуации отказа. Ваша задача — предположить, какие чувства возникают у человека, которому отказывают.

При обсуждении психолог выясняет, какие чувства возникают у тех, кому отказывают в таких ситуациях. Акцент в обсуждении делается на том, как эти чувства могут влиять на дальнейшее общение людей.

Психолог. Я хочу обратить ваше внимание на то, что на улице или во дворе вы нередко встречаетесь с незнакомыми людьми, которые могут вызывать у вас ощущение опасности. Если к вам подходит незнакомый человек и уговаривает покататься на машине, взять у него игрушки, сладости, просит проводить его, показать, где вы живете — это может быть небезопасно. В ЭТОЙ СИТУАЦИИ ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМИ! Если у вас появились опасения, отойдите от незнакомца подальше и бегите к знакомым вам людям или позовите на помощь.

К счастью, такие ситуации возникают не так уж часто. Но о них надо знать. Во всех остальных случаях важно помнить, что у вас есть право на отказ. Старайтесь только отказывать вежливо.


Упражнение

Психолог. А сейчас последнее упражнение, которые мы выполним на наших занятиях. Возьмите листок и ручку и закончите предложения, начало которых я напишу на доске.

Психолог на доске пишет начало предложений:

• Я могу отказать, если...
• Мне сложно отказывать, когда...
• Если мне отказывают по уважительной причине, то я...

Психолог. Я надеюсь, что на наших занятиях вы узнали много полезного для себя. Я хочу поблагодарить вас за ваше участие в занятиях и пожелать вам радости в мире общения.