Необитаемый остров 3

13336245141901 m1m.jpg

Это упражнение также состоит из 3-х частей. Первая часть упражнения на создание работоспособности в группе, установление взаимопонимания «Атомы и молекулы». Обращаясь к ребятам вожатый говорит «Давайте вспомним химию. Все вещества в нашем мире состоят из молекул, а молекулы, соответственно, из атом. Атом - это мельчайшая частица материи. Представьте себе, что вы - атомы. Сделайте, пожалуйста, вот так: руки в стороны ладошками вверх, согните руки в локтях, кончики пальцев положите на плечи. Вот такие у нас будут атомы. Атомы постоянно находятся в движении, время от времени соединяясь в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное. Вы сейчас так же начнете быстро двигаться по этой комнате, стараясь на задевать друг друга. А как только я назову какую-нибудь цифру, например 3, вы должны будете создать молекулу из нужного числа атомов. Молекулы будут выглядеть так: атомы поворачиваются лицом друг к другу и касаются локотками. Понятно? Начали!

При проведении этого упражнения следует обратить внимание, чтобы число участников делилось на называемые цифры, чтобы не было «одиноких» атомов.

В конце упражнения называется число участников группы, чтобы они все встали в общий круг, касаясь друг друга локтями. Когда упражнение завершено, вожатый предлагает всем занять места за столами и ответить на вопросы «Как вы себя чувствуете? Можем ли мы продолжать нашу работу?»

Вторая часть этого упражнения представляет собой довольно-таки известную игру «Катастрофа на воздушном шаре». Она направлена на формирование групповой сплоченности, выявление лидерства, а также проясняющая, насколько соображения личного выигрыша могут заслонять цели большие и важные. Сначала вожатый дает вводную в игру, а затем вручает каждому игроку список вещей, находящихся в корзине воздушного шара, который предстоит проранжировать.


Катастрофа на воздушном шаре

Закройте глаза и представьте себе, что вы - экипаж научной экспедиции, которая производила научные изыскания на ряде островов Тихого океана. Вы собрали много интересных материалов, работа почти закончена. С помощью воздушного шара вы производили аэрофотосъемку акватории и островов, на нем же вы решили долететь до побережья. Вы загрузили в корзину все свои вещи, которыми пользовались во время вашей жизни на острове, шар наполнился кислородом и вы взлетели. Высота над уровнем океана 200 м, а до ближайшей земли 500-550 км. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта точка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипение. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу - и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке. по направлению ветра, несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей - и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих необитаемых островах, а сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего не известно: сейчас тепло, но какова зима?

Все открыли глаза - и оказались в своей группе. Все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут «выкидывать» вещи, чтобы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер - во вторую, семнадцатым номером - то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. На всю работу у вас 10 минут.


Список вещей, находящихся в корзине воздушного шара

Tabnn.jpg


Часть третья этого упражнения называется «Необитаемый остров». Она непосредственно связана с «Катастрофой на воздушном шаре» и может проводиться на следующий день.


Необитаемый остров


Инструкция к игре. Волею судьбы вы оказались на необитаемом острове. Здесь богатый животный и растительный мир, но есть опасности: ядовитые растения, холодная зима, возможны визиты каннибалов с соседних островов. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку - почти нереально. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни в родные края. Ваша задача - создать для себя условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и драматичность происшедшего, тем более, что за такой срок люди иногда дичают, за раздражительностью испытывают ярость и драки насмерть. Тут не место для легкомыслия - вам нужно чем-то питаться и нужно выжить. Настройте себя соответствующим образом, наблюдайте за собой: как проявите себя в этой жизни?

… Прошло уже несколько дней, как вы упали на остров. Вы все живы, раненым оказана возможная помощь, тяжело больных нет. Вы предполагаете, что этот остров находится в стороне от линий движения морских судов и придется обустраивать свою жизнь здесь в расчетом на несколько лет. С чего вы начнете? Сразу приходит на ум Робинзон Крузо и его первые шаги: разведка острова, поиск воды и пищи, сбор предметов и вещей, «которые могут пригодиться». Но ведь Робинзон был один, а вас целая группа, да еще каждый со своим характером!

После того, как удовлетворены первые материальные потребности и приняты меры безопасности, не кажется ли вам, что следует провести большой совет, чтобы определиться, как следует организовать жизнь на острове?

Вам необходимо решить следующие вопросы:

1. Выживание. Какие меры необходимо предпринять, чтобы обеспечить вашу колонию пищей, одеждой, жильем? Как распределить обязанности: учитывать ли при этом индивидуальные возможности или у все должен быть наряд, выполнение которого строго обязательно? Как обеспечить право на жизнь каждому? Или у вас не будет такого права? Как вы определите перспективу жизни на вашем острове? Что станет главной целью жизни вашей колонии?

2. Защита. По какому принципу будет организована жизнь в вашей колонии? Из истории вы знаете различные типы организации человеческих сообществ: родоплеменное, монархическое, демократическое. Что возьмете за основу вы? Кто будет защищать интересы членов вашей колонии - общее собрание - вече, вождь, группа старейшин или группа сильнейших? Каким образом будет контролироваться выполнение? Какие меры будут приниматься к тем, кто не выполняет решения или свои обязанности?

3. Развитие. По ситуации вы все - группа ученых-исследователей, так что большинству из вас физический труд не знаком. Будете ли вы учитывать знания и умения каждого при распределении обязанностей, и как вы эти знания будете передавать другим? Как будут осваиваться новые и необходимые знания и умения? Как вы будете сохранять человеческую культуру?

4. Обеспечение активного участия в жизни общества. Какие нормы взаимоотношений вы установите в своей колонии? Будет ли учитываться мнение меньшинства или даже одного человека при принятии решений? Будет ли иметь право жить в вашей колонии человек, который никого не слушает и никому не подчиняется? А если такой образ жизни сделает его обузой для других? Каковы пределы власти вашей колонии? Станет ли она вмешиваться в частную жизнь? Будут ли у вас общие праздники? Какие традиции и ритуалы вы введете? Будут ли у вас свой герб, флаг, гимн? Размышляя над этими вопросами, попробуйте составить свой свод законов, конституцию вашего острова.


Работу можно построить по следующей схеме:

1. Разбивка на группы. Если вы увидели, что в игре «Воздушный шар» определилось 3-4 лидера, к мнению которых прислушивались и оно, в большинстве случаев побеждало, то формирование групп можно построить следующим образом: Вы вызываете этих ребят, ставите перед остальными и говорите: «Дирекция нашего научно-исследовательского института решила организовать новую экспедицию. Вы хорошо себя зарекомендовали в предыдущих экспедициях и вы рекомендованы в качестве руководителей. Поздравляем!

Из числа сотрудников вы должны выбрать себе 2-х помощников - сначала по хозяйственной части - того, кто, на ваш взгляд, будет четко вести хозяйство экспедиции, ничего не забудет при комплектовании снаряжения, кто сумеет наладить быт вашей группы. Одно условие: помощником должно быть лицо противоположного пола, чтобы избежать дискриминации: юноши - начальники выбирают девушек - помощников и наоборот. Пожалуйста, выбирайте.

Теперь вы двое должны выбрать помощника руководителя по научной части. Вспомните, кто из присутствующих подавал наиболее грамотные советы, кто обладает ценными знаниями, которые пригодятся в жизни в тяжелых условиях. Выбирайте.

Теперь вам втроем необходимо выбрать в группу человека, который помимо того, что прекрасно владеет своей профессией, всегда охотно помогает другим, работает на грани слияния разных наук, разных профессий. Кто умеет увидеть необычное в обычном, найти нетрадиционный способ применения обычных, казалось бы, вещей. Таких людей называют Генераторами идей. Вы видите таких? Выбирайте.

Каждой группе необходима душа компании - человек, с которым можно поделиться самым сокровенным, кто поддержит и поможет в трудную минуту. Вам в экспедиции нужен такой человек? Выбирайте.

Человек, который не любит разлагольствовать. Человек, готовый вас поддержать и просто выполнить нужную работу. Скромный, работящий, исполнительный. Вам нужен в экспедиции такой? Выбирайте.

Итак, группы почти сформированы. Осталось несколько человек. И им мы предоставим право самим выбрать группы, в которых они бы чувствовали себя наиболее нужными и полезными. Выбирайте, ребята.

Этот способ помогает сделать группы примерно равносильными, выявить лидеров и тех, кто пока еще не очень проявил себя, обратить внимание на положительные качества ребят.

2. Вводная вожатого о ситуации на острове и задачах, которые предстоит решить группам.

3. Работа групп. Обсуждение и оформление свода законов (очень мельчить не надо, по 4 вышеуказанным позициям), Герба, флага, гимна. Всего на работу группам можно дать не более 45 минут.

4. Защита: от каждой группы выступает один спикер, представляющий и комментирующий законы. Все остальные группы имеют право задать по 1 вопросу на уточнение. Критические замечания не допускаются. Отвечать на вопросы групп может как сам спикер, так и любой член его группы. Время на выступление спикера - 4 минуты. На ответы на вопросы - 3 минуты.

5. После того, как все спикеры выступили, каждая группа еще раз внимательно читает все варианты Свода законов, сравнивает со своим, выбирает лучший или компромиссный вариант. Обычно «накал страстей» к этому моменту уже спадает и доработать Свод законов можно поручить Совету представителей от каждой группы, а всем остальным предложить смену деятельности - спортивные или подвижные игры на воздухе или прогулку.

6. Представление Советом представителей итогового документа - Свода законов и сравнение его текста с текстом Всеобщей декларации прав человека. В чем сходство и в чем различие. Комментарий вожатого об истории создания декларации, о выполнении ее законов в мире.

7. Подведение итогов игры. Мы с вами попробовали себя в роли законодателей. Создавая новое общество на необитаемом острове, мы опирались на общечеловеческие ценности: добро, истину, красоту. Мы пытались разобраться в таких понятиях как свобода, выбор, ответственность. Все это возможно достичь, если будут взаимопонимание и уважение между людьми. Именно на этих ключевых позициях строится и основной свод законов обитателей нашей Земли. К сожалению, он декларируется, но не везде и не всегда выполняется. Примеры нарушений Прав человека мы с вами можем назвать. А вот научиться защищать свои права мы с вами будем на следующих занятиях.


Вопросы для обсуждения:

  1. Изменились ли в ходе игры ваши представления о том, какие права являются наиболее важными?
  2. Есть ли еще права, которыми вы бы хотели дополнить Свод законов?
  3. Назвали ли кто-нибудь право, которое не было ни в одном списке и вы с ним согласны?
  4. Почему работа над Сводом законов была для вас полезной?


Эта игра-путешествие поможет вожатому и ребятам выработать свои правила и нормы жизни в отряде, нормы взаимоотношений в лагере, поможет лучше понять законы и традиции лагеря.