Невербальная социометрия

11699570WRSm.jpg

Мы будем использовать два понятия: «роль» и «позиция», которые близки, но не синонимичны. Позиция — это то социальное положение, которое занимает ребенок в отряде, а роль — набор норм, предписанных действий, соответствующих той или иной позиции. Мы не будем описывать классические методы социометрии, которые достаточно хорошо представлены в других источниках, в частности в учебном пособии М.Р.Битяновой «Социальная психология». Мы представим себе несколько игровых методов социометрии, которые позволят дополнить деталями данные, полученные в ходе социометрического исследования или вашей фронтальной диагностики.




Ни один человек не сможет хоть сколько-то долго быть одним для себя и другим — для остальных и в конце концов не запутаться, который настоящий.

Натаниел Готорн



ИГРА «НЕВЕРБАЛЬНАЯ СОЦИОМЕТРИЯ»

Все участники двигаются по комнате: медленно, быстро, почти бегом, снова медленно. Затем ведущий обращается к каждому участнику.

Ведущий. Нужно выбрать одного человека, который тебе нравится, и следить за ним так, чтобы он не заметил, но при этом стараться держаться к нему ближе... Двигаясь в более быстром темпе, коснуться этого человека, чтобы он не заметил этого... Выбрать еще одного человека, если хочешь, или двух, за кем ты тоже будешь следить, и стараться быть к ним поближе... После этого выбирается человек, от которого ты стараешься быть подальше (отрицательный выбор), тот, кто тебе не нравится, и нужно стараться быть от него подальше. Через минуту мы замрем.

Дети замирают.

Сейчас я сосчитаю до пяти, кто хочет, может передвинуться, но не позже, чем я произнесу «пять», и снова все замрут.

Обсуждение. При обсуждении акцент ставится не на том, кто кого выбрал, а на анализе того, как человек выбирал.

Можно использовать такие вопросы:

  • Удалось ли сделать свой выбор?
  • Выбрал ли ты положительного/отрицательного человека?
  • Трудно ли было разобраться, кто тебе нравится, кто — нет?

Обычно это отражает то, как человек делает выбор в жизни. Так, если участник не выбрал «отрицательного» человека, возможно, это связано с тем, что он отрицает свои проблемы. Важно оказать поддержку отверженному.

Ведущий. Отрицательный выбор — это тоже выбор тебя. Гораздо хуже, когда просто не замечают. И это выбор этой группы, все группы разные, здесь тебя не выбрали, но жизнь меняется, и в другой группе все будет по-другому.


ИГРА «КОНФЕТА ИЛИ ФАНТИК»

Все участники сидят в кругу. Возле каждого на полу, на листе бумаги, лежат конфета и фантик. Ведущий объявляет, что сейчас у каждого будет время на то, чтобы положить конфету наиболее приятному человеку в отряде, а фантик — наименее приятному.

По команде ведущего все одновременно встают и кладут свои предметы, затем снова садятся на свое место. Перед каждым на его листочке оказывается какое-то количество конфет или фантиков, или того и другого, или ничего. На основе увиденного ведущий организует анализ в отряде по тому же принципу, что и в предыдущем упражнении.


СОЦИОДРАМАТИЧЕСКАЯ ИГРА «КОРОЛЕВСТВО»

Данная игра является мощным инструментом диагностики и коррекции социально-ролевых позиций в группе, но она достаточно сложна в проведении. Особую роль стоит уделить анализу игры.

Вся группа садится полукругом в одном конце комнаты, большая часть пространства комнаты остается свободной (необходимо, чтобы были лишние стулья, другая мебель).

1-й этап. Участникам предлагается создать свое королевство, для этого необходимо, чтобы кто-то стал королем... Королем становится желающий, он садится там и так, как ему хочется. Затем король выбирает себе королеву и наследника, сажает их туда и так, как ему хочется. Далее королева выбирает себе придворного шута и советника. Наследник — придворную даму и маршала королевской армии (если группа небольшая, то каждый выбирает одного человека). Далее по такой схеме создается королевство.

Роли придумываются в зависимости от количества игроков в группе, а также от того, какие надо представить ролевые позиции (руководители, исполнители, вдохновители, аутсайдеры и т.п.) Роли могут быть следующие: придворный доктор, судья, фаворит королевы, солдат, повар, сапожник, пограничник, посыльный, парикмахер, промышленник, рабочий и т.д.

Итак, в конце концов все занимают те места в комнате, на которые их поместили. Ведущий фотографирует «королевство» или снимает панорамно на камеру.

2-й этап. У каждого есть возможность одного хода.

А. Игрок меняет свою роль и (или) свое место. (Другими словами: меня сделали пограничником, а я хочу быть советником короля, я меняюсь местами с советником; или меня устраивает то, что я пограничник, но мне кажется, что мне нужно находиться в другом месте — ближе к королю или, наоборот, подальше от всех.)

Б. Оставляет себя в прежней роли и на прежнем месте, но меняет кого-то ролями или местами.

В. Оставляет всех на своих местах, но просто назначает кого-то на другую роль (например, пусть парикмахер остается на своем месте, но он теперь будет полководцем).

Каждый делает свой ход, ведущий снова фотографирует «королевство» или снимает на камеру. После этого все садятся в общий круг, начинается обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствуете?
  • Удовлетворены ли вы процессом игры?
  • Были ли для вас неожиданными ваши роли?

Затем обсуждается процесс на основе фотографий или видеопросмотра.

Резюме: анализ собственных представлений о своем месте в группе и представлений группы о тебе. Уровень притязаний, желаемое место.


Конечно же, это далеко не все методы выявления социально-ролевого потенциала отряда, существует множество ситуативных приемов. В конце концов, любая форма группового взаимодействия позволяет путем фронтальной диагностики отследить тенденцию распределения ролей в отряде, и каждый из вас имеет в своем профессиональном арсенале не один вариант подобной диагностики. Хотелось лишь отметить, что в ходе определения социально-ролевой позиции ребенка важным является то, в какой вид деятельности он включен: в различных видах деятельности роли могут распределяться совершенно по-разному, поэтому главное — наблюдать, и тогда все станет понятным.