Набор форм групповой деятельности

20fdfhdm.jpg

Предлагаемые формы групповой деятельности детей носят камерный характер, когда работа протекает в уютной комнате в обстановке теплой душевной близости каждого каждому и количество детей небольшое, и массовый характер, когда совместная или коллективная деятельность охватывает большую группу детей и проходит в обширном пространстве. Необходимо и то, и другое: сопричастность ребенка к миру рождается него расширяющейся сопричастности к группам людей: семье, друзьям, лагере, городу. родине, земле, космосу. При всей многоцветности и непохожести описанные в сборнике формы групповой деятельности объединяет нечто общее, принципиальное.

Во-первых, все они организуются при опоре на самые повседневные реальные предметы действительности как на воспитательное средство: стул, орех, цветок, очки, корзина...

Во-вторых, организация их и проведение чрезвычайно просты и поэтому требуют минимальной подготовки, что, в свою очередь, важно в работе с детьми, которые в силу высокой эмоциональности очень быстро увлекаются делом, но столь же быстро охладевают.

В-третьих, предъявленные формы работы с детьми родились как потребность современной культуры, но методики их организации требует высокой психологической, эстетической, гигиенической, философской культуры.

В-четвертых, все многообразие групповых форм деятельности детей, родившееся сегодня в лагере, - это всегда духовное усилие ребенка "здесь и сейчас", в тот самый момент, когда продумывается предметная деятельность, ребенок совершает это усилие, а не откладывает его на будущее, в котором он планирует жить каким-то иллюзорным человеком, в которого он якобы превратится. Этого превращения не происходит - жизнь личности идет сегодня, и качество личности по ее сегодняшним поступкам и определяется. Достойная жизнь ведется либо не ведется ребенком сейчас, и в контексте этой действительной жизни протекают все предъявляемые формы групповой деятельности, а сама эта групповая деятельность есть часть жизни ребенка.

Мнение из предложенных форм групповой деятельности детей имеют игровую инструментовку или напрямую являются игрой. Это не случайно. Потребность в игре никогда не исчезает у человека, если ее целенаправленно не искоренить или не ставить человека в нечеловеческие условия. Для ребенка же игра представляет особую ценность и в плане его общего развития, физического и духовного, и в плане его подготовки к разным сферам жизни.

Организуя игру, вожатый создает щадящее вхождение ребенка во взрослую жизнь с ее жесткими нормами. Но игровая инструментовка оправдана и психологически: в игре ребенок беззаботен, психологически раскован и потому более, чем когда-либо, способен на полное выражение своего индивидуального "я".


Волшебный стул

"Волшебный стул" - одна из таких форм, в которой сочетаются ценностно-ориентированная и игровая деятельность. На "волшебный стул" приглашается один из участников игры: как только он садится, "высвечиваются" и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза; предполагается. что при этом ни один недостаток не способен "высветить волшебный стул", зато все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.

Вожатый предлагает в тишине проверить свои впечатления, а питом произнести вслух все, что видят глаза. Дети называют качества ("умный", "нежный", "добрый"...) или указывают на поведенческие характеристики ("он всегда помогает", "у него можно попросить что-то, он дает"...), иногда выделяют черты характера ("веселый", "общительный"...), иногда сообщают о случаях, во время которых проявлялась личность. Для группы старших подростков и юношества чрезвычайно важны провозглашения достоинств внешнего портрета ("красивая", "грациозная", "он сильный", "у него красивые волосы"...).

"Волшебный стул" как бы отстраняет товарища от группы, набрасывает игровой флер таинственности ("эта дама, сидящая перед нами...", "этою господина мы видим...", "у этого юноши"...), на него смотрят как бы впервые. И обычно дети легко идут на такие игровые условия, потому что слишком близкие отношения мешают взглянуть на товарища с социально-ценностной позиции. Отстраненная же позиция снимает смущение, позволяет произносить то, что пока нетрадиционно для нашего общения - говорить комплименты друг другу сейчас и теперь, не дожидаясь смерти, похорон и траурных митингов. Такого рода упражнения не бесследны, они помогают обрести уверенность в себе, подымают ребенка к осознанию себя как носителя достоинств, изменяют его положение в группе, развивают эмпатию у детей, смягчают психологический климат в группе и в итоге переориентируют внимание детей с "недостатков" на "достоинства". Полезной оказывается такая групповая игра и для вожатого: он начинает принимать новую точку зрения на "достойного человека", который отличен не тем, что у него нет недостатков, а тем, что у него есть достоинства.

"Волшебный стул" проводится неоднократно, так чтобы через момент возвышения прошел каждый ребенок группы. Вожатый должен жестко фиксировать (в памяти или на бумаге) тех ребят, которые не успели пройти через игровую ситуацию "волшебного стула", и серия игры не завершается, пока все до единого ученика не побывают в роли "дамы, достоинства которой мы видим" или "господина (сударя), чьи достоинства обнаруживают волшебные силы".

Решающим в воспитательном влиянии этого группового дела является тональность протекающего маленького события. Тон, конечно же, задает вожатый. Его вожатыеческая техника (голос, мимика, пластика) как бы лепят эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую расположенность к каждому, кто находится в комнате, и желание сказать любому ободряющее и возвышающее его как личность.


Презентация мира

"Презентация мира" как форма групповой деятельности выступает дополнительным фактором перевода предметного восприятия реальности в ее ценностное восприятие. Организуется духовное усилие ' каждого ребенка в момент данной деятельности: предъявляется какой-либо предмет группе и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль исполняет в реализации стремлений человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневное существование. Такого рода интеллектуально-эмоциональное усилие высвечивает для ребенка духовную ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению, а в конечном итоге подымает ребенка над ситуацией, помогает ему обрести свою личностную сущность - стать субъектом отношений, освобождаясь от зависимости вещно-предметной.

Ни в коем случае мы не хотим сказать, что с помощью "презентации мира" вожатый разовьет в ребенке духовность как качество личности. Мы говорим лишь, что эта форма групповой деятельности является одним из элементов общей системы духовного развития ребенка.

Избирается любой предмет из окружающей ребенка действительности, задается вопрос о его роли в жизни человека, утилитарном и духовном предназначении, в том числе и вопрос о личном отношении к данному предмету.

Этот предмет представлен для общего восприятия так, чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, обставлен как некая ценность общечеловеческой культуры. Например, на драпированном столике - очки, на красивом блюде - красное яблоко, через эпидиаскоп на экране - иголка с ниткой, на демонстрационном кубе - кусочек мела.

Вожатый предлагает взглянуть на этот предмет свежим глазом, отыскать в предмете весь спектр пользы и ценности для людей или, пойдя от обратного, представить жизнь без этого предмета. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки (может быть, впервые осторожно и бережно), демонстрируют всей группе через призму своего видения, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими. Не страшно, если ребенок. показывая почтовый конверт, скажет только, "для писем"; ничего плохого нет в том, когда ребенок в кувшине видит лишь "сосуд для молока" - это все тоже социальное предназначение и участие предмета в социальной жизни. Мысль детей обычно довольно скоро подымается до духовных вершин, "почтовый конверт" служит "любви", "помощи", "поддержке другому человеку", а "кувшин" становится средством "добра", "общения", "заботы".

Предметом презентации могут стать явление, событие, факт, процесс. Но на первых порах лучше всего начинать с вещей, непосредственно находящихся вокруг. Дети и сами могли бы предлагать такие предметы, открывая в них скрытые отношения, вознося их на пьедестал жизненных человеческих ценностей. Если группа небольшая по численности, возможен вариант поочередного предъявления предмета индивидуально каждым участником: тут интересны индивидуальный выбор и веер таких выборов. На случай профессиональной неуверенности мы рекомендуем избрать предмет яркий, эстетически богатый, ценностное отношение к которому социально закреплено. Например, розу.

Благоухающая роза с трепещущими лепестками, предъявленная детям как объект особого восприятия и осмысления, сразу вызывает положительные переживания, инициирует духовные усилия - дети увидят за розой "подарок", "любовь", "поздравление", "украшение", "симпатию", "добрые пожелания"... Не исключено, что кто-то увидит за розой "товар" и "способ обогащения", пусть выскажет и такое мнение. Презентация объекта - это всестороннее рассмотрение явления с позиции жизненно-ценностной, обнаружение за предметной реальностью мира. Коль скоро каждый волен видеть за объектом то, что он видит, и ничего другого, "презентация мира", таким образом, приобретает дополнительную функцию - быть формой диагностирования воспитанности детей, что дает возможность в последующем проводить тонкую и скрытую коррекцию поведения и формирующегося отношения. "Презентация мира" может выступать частью какой-то обширной программы, например, проводиться на вечере отдыха, во время чаепития, в лесу на полянке и даже на уроке по ходу изучения нового для детей научного явления. Разумеется, исходным условием такого широкого использования служат профессиональные качества вожатого, а именно его ценностно-духовное восприятие мира.


Турнир ораторов

Трудно переоценить влияние турнира ораторов, вернее, цикла традиционных ораторских турниров, на психологический климат лагеря, группы, на интеллектуальное и социальное развитие детей. Это способ культивировать речь учащихся, это способ развивать логическое мышление, это влияние на характер лидерства в коллективе детей, интерес к слову и умение слышать слова и ценить значение каждого слова, и, наконец, это деятельность, предоставляющая огромные возможности проявить ребятам индивидуальные особенности.

Методика проведения турнира ораторов очень проста. В первую очередь следует выдвинуть параметры состязания: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и т.д. Отбор таких характеристик обусловлен конкретными обстоятельствами и учетом меры развития речи детей. Жюри намечает темы для выступлений ораторов-конкурсантов: общую - для первого тура; несколько - для жеребьевки во втором туре; несколько - для свободного выбора во время заключительного тура. Темы должны быть предельно простыми (в турнире участвуют дети разного возраста), связанными с непосредственным окружением, например: "Дождь", "Кастрюля", "Книга", "Автомобиль", "Блокнот". Заключительный тур выводит ораторов на уровень философских обобщений, предлагая темы такого рода: "Время", "Добро", "Старость", "Солнце", "Животные в жизни человека".

Судейство состязающихся ораторов легко организуется. Публика получает при входе на турнир один картонный жетон. По окончании турнира этот жетон опускается в ящичек (коробку) под номером того оратора, который более всего понравился. Количество опущенных жетонов в адрес каждого оратора - это количество баллов. Победителем становится тот, кто набирает наибольшее количество баллов. Выступление оратора ограничено во времени. Обычно предоставляется не более одной минуты, чтобы дети не могли остро ощутить свою интеллектуальную бедность - пока не удается широко развернуть мысль.

Рекомендуется первый турнир посвятить способности к логическому выстраиванию речи по формуле "тезис - аргумент - иллюстрация". В дальнейшем учет этой способности производится как нечто естественное и внимание акцентируется на новом требовании к речи оратора. Нельзя забывать о публике. Ее приглашают красивым огромным объявлением. Установка на доброжелательность производится правилом: "Нет плохих ораторов -,есть плохой слушатель, ибо выступление каждой личности интересно, как сама личность". Вводится правило "одного голоса", для того чтобы любой силы голос был услышан в аудитории (непродуманное увлечение в лагере микрофоном провоцирует некультурное поведение детей). Кстати, введение правила "одного голоса" очень полезно и для учебных занятии; на уроке тоже звучит лишь один голос.

Конечно, жюри для ораторов-конкурсантов проводит предварительную консультацию. Но если это делают вожатые по группам, то надобность в общем консультировании отпадает. Победителей турнира ораторов поздравляют, их имена появляются на плакате, где сообщается решение жюри и предположительные сроки следующего турнира и содержание состязания.


У зеркала

Умение отдавать себе отчет в собственной жизни является одним из значительных признаков личностного развития человека. Формированию данного умения можно способствовать, ставя воспитанника в ситуацию жесткого вопроса: "Чего ты хочешь?" Этот вопрос сам по себе очень хорош, когда его ставят перед ребенком в минуту необъяснимых его реакций или нежелательного поведения. Однако неплохо было бы расширить пространство для духовных усилий по осознанию себя как личности. Для этого существует несколько методических форм, рожденных в лагере: "Разговор при свечах", "Расскажи мне обо мне", "Рейтинг по кругу", "Портрет в анкете" и др.

Исключительное место среди них занимает групповая работа с детьми под названием "У зеркала". Суть этого группового дела - поставить подростка или юношу перед самим собою хотя бы на мгновение, предоставив возможность взглянуть на себя как на некое неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств, некоторый эмансипированный, самостоятельный внутренний мир в его автономии от окружения.

У зеркала (вокруг зеркала) рассаживается группа, либо каждый член группы - перед отдельным зеркалом, перед каждым участником работы лежит веер цветных карточек, на обороте которых написаны незавершенные фразы. Поочередно перевертывая карточки, участники группового занятия, глядя на свое изображение в зеркале, завершают фразу про себя, мысленно, или же вслух.

Если зеркало одно и большое, то подростки подходят к нему и садятся перед ним, а остальные располагаются слева или справа, чтобы "собеседник с собою" оставался условно наедине. Если же зеркало имеется у каждого, то по просьбе вожатого все одновременно берут одного цвета карточку и сообщают зеркальному отражению свое мнение.

Не рекомендуем эту форму занятий всем вожатым. Дело тут не в "хорошем" или "плохом" специалисте. Здесь недопустима и толика фальши, и капля сомнения в значимости занятия. Только вожатый духовной ориентации может проводить такую работу с детьми, и только искренний и технически (голос, мимика, пластика разнообразны и богаты) подготовленный вожатый способен извлечь из "Зеркала" максимум ценностного результата.

Приведем примеры текста карточек: "Я вижу перед собою...", "Я обнаруживаю в себе...", "Мне интересен этот человек, потому что...", "Я бы не возражал побеседовать с ним, потому что...", "Я хотел бы задать ему прямой вопрос...", "В моем собеседнике мне непонятным кажется...". Варианты содержательного наполнения общения с зеркальным отражением создаются при опоре на вычленение функций зеркала как социально-психологического феномена общественной жизни и жизни индивидуальной*. Зеркало регулирует наш внешний облик, вернее костюм, в котором мы выходим на общение с "другим человеком". В минуту проверки нашего внешнего облика с помощью зеркала мы как бы стали на место этого "другого" и его глазами взглянули на себя. Зеркало сообщает о мере соответствия внешнего облика внутреннему содержанию нашей личности, возрасту, ситуации, предмету общения, качествам, идеологии, - обращаясь к зеркалу, мы корректируем тут же мимику, жесты, пластику, приводя их в соответствие текущему состоянию. В зеркале мы воспринимаем лишь оболочку человека без его содержательного наполнения, оно - своеобразный идеологический вакуум, который мы вправе наполнить самовольно собственным идеологическим соком. Зеркало помогает нам вывести наше "я" за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со стороны, представив ее в качестве объекта рассмотрения и наблюдения. Отмечая функции зеркала, вожатый создает смену позиций для подростка и юноши, севших перед зеркалом. Можно избрать одну из функций.

Стимулирующим моментом может послужить художественное полотно, где герой представлен перед зеркалом (например, полотна Серова, Веласкеса). Рассматривая миг общения человека с самим собой посредством зеркала, дети вместе с вожатым обнаруживают разнообразие функций этого чудесного изобретения человечества. Попутно спросим у детей: как ведет себя кошка или собака перед куском стекла, покрытого серебром?


Пять минут с искусством

Приобщение детей к искусству сопряжено сегодня с некоторыми трудностями. Во-первых, субкультура, грязным потоком изливающаяся на детей по всем каналам массовой коммуникации, извратила их художественный вкус еще до того, как он мог бы сложиться. Во-вторых, в обществе не сложились традиции повседневного общения с искусством, а сложилось, напротив, странное представление о том, что минуты общения с искусством - это строгая, серьезная работа, связанная с "пониманием" художественного произведения - нечто вроде разгадки ребуса "что хотел сказать художник?". В-третьих, в лагере мало и плохо используются технические средства (диапроектор, магнитофон, эпидиаскоп), а без обращения к ним невозможно представить себе широкого поля произведений искусства, доступных общению. В дополнение к названному, повсеместная художественная непросвещенность окружающих ребенка людей порождает ложное мнение, будто общение с искусством есть лакомое блюдо, роскошь, допускаемая после решения насущных воспитательных задач.

Не вступая в дискуссию по затронутым вопросам, отметим, что практика создала как будто бы в противовес такому неблагополучному положению гибкую, легкую форму приобщения детей к искусству -эта форма получила название "Пять минут с искусством". В ней реализуется, прежде всего, исходный принцип "малой дозировки": коль скоро отлученные от искусства дети не приучены к художественному мышлению, первоначальное организуемое общение с искусством должно быть недолговечным и малообъемным во имя предотвращения утомленности и отстраненности от демонстрируемого произведения.

Название говорит само за себя: дети в течение коротких, но сгущенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведении. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление, без попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о всемирно известном художественном гении.

Методически такой миг общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расположение стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, расположение вожатого, видимого детьми в момент восприятия художественного произведения, заключительный аккордно-финальный момент. Очень важна и поставленная перед детьми перспектива будущей "пятиминутки": "В следующий раз мы с вами...".

Содержание организационной художественной деятельности детей зависит целиком от запасника лагеря: наличия репродукции, фонограмм, слайдов, художественных альбомом, скульптурных копий, фотографии и, возможно, оригинальных художественных творений. Отбор художественного произведения для демонстрации настолько индивидуален, что вряд ли допустимы какие-либо методические советы. Принципы отбора могут быть самыми разными: "в связи с юбилейной датой", "в связи с протекающими событиями", "в связи с учебным материалом", "в связи с погодой", "в соответствии с настроением", "хронологический", "тематический", "жанровый" и т.д.

Наилучшим методическим решением на данный момент ситуации в лагере является двойной художественный ряд (аудиовизуальный ряд), когда одновременно демонстрируются разно-видовые произведения и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатления. Например, на экран проецируется через диапроектор картина Боттичелли "Весна" в сопровождении музыки Вивальди или портрет Струйской кисти художника Рокотова под звуки ноктюрна Шопена. Тогда активизируются два психологических канала восприятия: визуальный и аудиальный, и оба друг друга усиливают, - в итоге дети получают сильное впечатление, положительные эмоции вызывают интерес к искусству и желание повторных минут эстетического наслаждения. Виды и жанры художественных произведений, подготовленных для восприятия, могут и должны быть разнообразными. Учитывая, что назначение "Пяти минут с искусством" не в изучении шедевров, а в развитии способности воспринимать шедевры и "полюбить" искусство, акцент внимания вожатого ставится на процессе предъявления более чем на содержании предъявляемого: продумывается место демонстрации, освещение, временной период восприятия, финальный аккорд восприятия, первые и заключительные слова ведущего, способы создания психологического благоприятного климата. Через некоторое время в детском коллективе заметно повышается интерес к искусству, увеличивается количество детей, желающих заниматься художественной деятельностью. Но самое главное - преобразуется в сознании ребенка образ достойного Человека.


Защита проекта (проект-мечта)

Демократизация общества содействовала распространению и укреплению "Защиты проекта" как формы групповой деятельности детей. В ней проявляет себя ребенок как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Многое в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой фантастического полета мысли остается реальное осознание хода сегодняшней повседневности.

В проекте-мечте ребенок выступает как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы существенными, и как творческое лицо. пробующее предложить новые решения отдельных жизненных проблем. Он создает проект того, что, по его мнению, нуждается в творческом перевоссоздании и что могло бы отвечать нуждам достойного человека в достойной его жизни. Тематику проектов диктует сама действительность. Ее могут предлагать вожатые, сами дети, родители, она может рождаться в ходе работы коллективного органа самоуправления. Нередко приглашение к созданию проектов следует вслед за острым конфликтом, разгоревшимся в лагере. Вот примеры тематического содержания таких проектов: "Наша лагерь через 50 лег", "Комната, построенная мною", "Чем будет заниматься ребенок через сто лет" и т.д. Первоначально для зашиты npoeктa-мечты можно создавать свободные группы с набором жестких игровых ролей: мечтателя-докладчика, критика-оппонента, союзника, пропагандиста, конформиста, финансиста... . * Обсуждение проекта таким образом запрограммировано в его церемониале, содержание же остается свободным Я непредсказуемым. Позже, когда защита проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться и от групповых проектов, обратясь к обсуждению индивидуальных вариантов творческих картин будущего. Чтобы проект-мечта стал для ребенка творчеством и заботой, игрой и интеллектуальным трудом, надо наряду с широкой рекламой и состязательным стимулированием организовать консультацию как по оформлению проекта, так и по церемонии его защиты. Инструкции помогают детям обрести уверенность. Опираясь на известные ему формы поведения во время защиты, ребенок может мысленно не один раз проиграть свое поведение во время зашиты, это освобождает его энергию на содержание проекта, он перестает беспокоиться о споем положении во время защиты проекта, больше думая о проекте", чем о "защите". Конечно же, объявление о предстоящем состязании должно быть ярким, красочным, веселым и добрым, таким, чтобы каждому ребенку захотелось создавать проект-мечту. Вожатые должны поддерживать •это вспыхнувшее желание, подбодрить, дать первые советы, как приступить к проекту.

Наилучшим вариантом воспитания творческой деятельности будет групповая работа по созданию проектов, которая сплачивает детей, позволяет участвовать в проекте и застенчивому, и не очень способному, и молчаливому. Но нельзя недооценивать влияние индивидуальных проектов и персональных защит, то отдельная личность предстает перед всеми в своей неповторимости и автономности. Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: "за самый смелый проект", "за самый изящный проект", "за самый обоснованный проект", "за самый красивый проект" и т.д.


Приглашение к чаю

"Приглашение к чаю" как форма групповой деятельности появилась в воспитательной практике тогда, когда сам процесс чаепития в кругу друзей стал проблематичным по причине больших материальных затруднений семьи, а значит, и ребенка. Парадоксально: как только исчезла возможность приглашать товарищей на чай, родилось "Приглашение к чаю"; как только испарилось кондитерское содержание, форма, сохранив себя самое, наполнилась новым содержанием.

В "Приглашении к чаю" много символического. Во-первых, чайная чашка, передаваемая из рук в руки: кого бы ты из всех сейчас хотел пригласить на чай? Во-вторых, алгоритм поведения: кого именно пригласишь - о чем с ним хотел бы поговорить - что ему скажешь - что услышать хотел бы в ответ. В-третьих, момент преподнесения чайной чашки как знака симпатии, уважения, признания достоинств желаемого партнера для общения и момент принятия ее избранным партнером как благодарность за интерес к твоей личности. В-четвертых, чайная чашка пуста и не ведется разговор о продуктах, угощении, сластях, а лишь про общение, которое объявлено целью встречи. Наконец в-пятых, музыкальное сопровождение (например, "Приглашение к танцу" Вебера) как будто отражает душевный настрой, как будто сообщает о состоянии и приглашающего, и приглашенного.

Это похоже на игру, но это не игра. Это похоже на раздумья, но это не раздумья как таковые. Это похоже на свободное общение, но здесь господствует алгоритм: Трудно квалифицировать данную форму группового дела. К тому же названная вчера "Приглашение к чаю", она уже сегодня перерастает в нечто новое: "Приглашение в космос", "Приглашение к совместной работе", "Приглашение в театр"... Может быть, примет общую форму "Приглашаю"?

Здесь много психологического: выбор происходит на глазах группы; найти следует мотивировку и облечь ее в соответствующую вербальную форму; необходимо пластически исполнить требуемое и не оказаться в неудобном положении. Но тут сгусток этических проблем: нельзя никого обидеть, производя выбор; нельзя грубо произнести приглашение; следует продумывать формулировки обращения. Вожатый может оказывать помощь, но она не должна быть явной. Тонкие корректировки вожатого должны быть деликатными и почти незаметными для детей. Это сделать нетрудно, потому что дети в этот момент основное внимание направляют на личностный выбор, а сопровождающие его слова, скорректированные вожатым, воспринимаются как второй план действий. Но корректировать можно и выбор: если вожатый скажет, допустим: "Ты не забыл, что у нас кроме мальчиков есть в группе и девочки?" - то эти слова открывают новый для мальчика канал выбора.

"Приглашение к чаю" обладает большой силой гуманизации психологической атмосферы, смягчения взаимных отношений, психологического раскрепощения детей. Самой трудной стороной этого группового дела выступает тон вожатого и стиль его поведения. Именно от вожатого, его технологии зависит исход этого группового дела: мягкий, добрый, веселый, уверенный, воодушевляющий гон вожатого и спокойный, элегантный, простой и располагающий стиль его поведения.


Час тихого чтения

Час тихого чтения" возникает в противовес беспредельному увлечению детей теле- и видеофильмами, вытесняющими из жизни ребенка общение с книгой, освобождающими развивающуюся психику юного человека от усилий воображения, мышления и памяти.

"Час тихого чтения" может проводиться в общелагером масштабе или отрядно-групповом; в первом случае условия для её проведения создать легче, во втором случае - труднее: появляется надобность в отдельной комнате с плотной звукоизоляцией, в удобном последующем учебном расписании отдельной группы. Прочитанное за этот "час" (его время определяется возрастным и интеллектуальным развитием детей) не обсуждается, как правило. Но, если вожатый отдельного отряда сочтет необходимым такое обсуждение, он сокращает время на чтение и предлагает детям рассказать о.книге, которую они читают. При этом чрезвычайно важной является одна методическая и этическая деталь: что бы ни читали дети, их выбор не должен иметь оценки, нет "хорошего" или "плохого" чтения, всякое чтение достойно, из всякой книги можно извлечь ценное, будь это сказка или философский трактат. "Час тихого чтения" хорошо устраивать в детских лагерях во время летнего отдыха, в санаториях, в пансионатах, а также в спортивных лагерях во время тренировочных сборов.


Гостиная

Гостиная: поэтическая, музыкальная, философская, театральная, спортивная..........

Логика данной формы свободного общения выстраивается на основании простого и ясного очерчивания лексического значения слова "гостиная": это комната, в которой принимают гостей и одновременно это сам процесс приема гостей. Гостей принимают для общения и во имя общения. Разумеется, гостей знакомят друг с другом. Гости рассказывают какие-то веселые истории, вспоминают события, с ними происходящие. Гости дарят друг другу улыбки, сувениры, подарки. Гости поют, играют, танцуют. Гостей иногда угощают. Исходным из такого понимания становится следующая структура свободного общения.* Вот ее общие контуры. Сбор гостей (15-20 минут) оформляется музыкой, достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов. Хозяйка гостиной помогает всем удобно расположиться, каждого одаряет улыбкой, приветствуя, производит "психологическое поглаживание".

Первый момент - представление гостей. Если появляется новое лицо, то в первую очередь представляют его всем пришедшим гостям.

  • Заметим, "свободным" общение называется не потому, что оно анархично и спонтанно, а потому, что оно свободно от предметного результата.

Затем любой может скачать о ком-то несколько слов как дополнительную информацию, углубляющую знание об этом человеке. Слова эти могут быть остроумными, шутливыми, серьезными, веселыми -здесь главное - доброе расположение друг к другу, психологический климат гостиной. Уже в момент представления может зародиться ситуация песни, если представляемый гость хорошо поет и желал бы в качестве визитной карточки предложить песню, - все присутствующие ему подпевают. Далее, согласно нами очерченному контуру, проходит '"Воспоминание о прошлом". Каждый гость несет в себе свое прошлое как историю своей личности. Тематика гостиной определяет и тематику воспоминаний: на музыкальной гостиной вспоминают эпизоды своей жизни, связанные с музыкой; на поэтической - то, что определило сегодняшний интерес к поэзии; на спортивной - случаи под названием "Я и спорт" и т.д. Если гости (например, из старшего отряда) склонны к рефлексии, то можно им предложить вспомнить всю свою жизнь и попробовать выделить в ней один случай, который скорее всего оказал решающее влияние на сегодняшние пристрастия и интересы. Но обычно предлагается вспомнить что-то веселое, смешное. Рассказывая про себя смешное, гость уже освобождается от психологической зажатости, когда ему удается вызвать смех окружающих, он приобретает уверенность и психологическую свободу.

Теперь наступает момент дружеских сувениров: "Что я вам принес..." В соответствии с названием гостиной преподносится музыка или поэзия, слайд или сообщение, совет или открытка. Сувенир преподносят лишь те, кто хочет, - никакого насилия, учета и контроля быть не должно. В гостиной всегда звучат анекдоты - остроумные короткие рассказы, им надо отдать должное и похвалить тех, кто мастерски освоил этот особый жанр. Особенность этого момента в том, что "принимаются" не все анекдоты, а лишь те, которые тематически связаны с характером гостиной. Такое суровое условие вынуждает гостей к творческому отбору, либо к творческой интерпретации приготовленного рассказа.

Если за скобками оставить чаепитие, танцы, коллективное пение, то последней, завершающей частью гостиной является творческая игра: литературная, музыкальная, поэтическая, театральная, спортивная и т.д. В игре принимают участие все гости, они к этому времени сблизились, перестали стесняться, свободны и инициативны.

Можно ввести театр-экспромт в содержание гостиной Сюжет импровизированного спектакля должен быть лаконичен, и в артистическую деятельность должно быть вовлечено максимальное число гостей. Тематика спектаклей, разумеется, задается названием гостиной. Например, если проводится "поэтическая гостиная", то играется, предположим, спектакль о том, как звери в лесу сочиняли поэму; если гостиная названа "философской", то сюжет отражает случаи из жизни некоего Философа и т.д.

Впрочем, творческая часть гостиной может быть составлена из простых концертных номеров. Завершается гостиная моментом - "Стоя в прихожей, я хочу сказать...". Гости произносят какие-то последние слова, неожиданно индивидуально дополнительно раскрываясь. Музыка завершает момент прощания.

Все сказанное выше касалось содержательного контура гостиной. Однако следует помнить, что гостиная - это комната. Необходимо позаботиться о красивом, удобном интерьере, свободном передвижении гостей, красоте оформления, костюмах ' хозяйки" или "хозяина", красочности угощения и гигиене чаепития. Нехорошо, когда все гости бросаются расставлять посуду, столы, а потом прибирать комнату. Лучше, если для этого будет выделена небольшая группа.

Гостиная - гибкая форма организованного общения, импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрослость. Приглашать в качестве гостей следует и детей младшего отряда, чтобы форма гостиной сохранилась как традиционная: когда подрастут эти юные гости, они внесут в такого рода общение свои творческие коррективы, а иначе каждый год в каждой новой возрастной группе придется воссоздавать типовую модель этой интересной формы дружеского общения.

Чтобы подчеркнуть эластичность этой формы, укажем на примеры необычных гостиных: кинологическая гостиная - собирает гостей, любящих собак; астрологическая гостиная - гости увлекаются астрологией; психологическая гостиная - собираются гости, интересующиеся психологическими проблемами.