Набор подвижных игр 9

Dsc00291m.jpg

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ!

Игры с мячом пользуются у детей наибольшей популярностью, и это неудивительно. Круглый мяч (большой или маленький) — это такой снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты игр с мячом очень разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно салить, выбивать. Для подростков мяч нередко символизирует приближение к спортивным играм, для большинства которых необходим этот круглый легкий привлекательный снаряд. Ниже приводится несколько простых игр, связанных с передачей и ловлей мяча, и более сложные подвижные игры, с метанием мяча по цели, выручкой игроков, где надо уметь разбираться в несложных тактических действиях. Руководителю при организации игр с мячом нужно иметь свисток.


ОХРАНЯЙ КАПИТАНА

Играющие делятся на две команды, в каждой из которых 1 капитан, 3—4 нападающих и такое же число защитников. Площадка делится средней линией пополам. Капитаны и защитники остаются на своей половине площадки, а нападающие уходят на половину поля противника. После розыгрыша мяча с центра команда, овладевшая мячом, старается за счет ведения и передач мяча приблизиться к капитану противника и осалить его мячом. Этому противодействуют защитники, стремящиеся перехватить мяч и в свою очередь отправить его па половину поля противника своим нападающим. За попадание мячом в капитана (он перемещается только на своей половине площадки) команда получает 1 очко. Правила не разрешают защитникам переходить среднюю линию (в помощь своим нападающим), а нападающим возвращаться на свою половину для помощи защитникам. За нарушение правил команды наказываются потерей мяча. Игра длится 15 — 20 минут. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

ПИОНЕРБОЛ

Существует два варианта игры — одним и двумя мячами. Игра одним мячом рассчитана на младших ребят, двумя мячами — на мальчиков и девочек постарше. Играют обычно на волейбольной площадке, натягивая сетку (или веревочку с флажками) на высоте 180 — 200 см. Игроки располагаются с разных сторон — как в волейболе. В каждой команде 6 человек. Команды могут состоять только из мальчиков или девочек либо быть смешанными по составу (3 мальчика, 3 девочки). У младших школьников команда может состоять из 8 человек. Для игры пригодны любые мячи: волейбольные, баскетбольные, футбольные, резиновые. Старшие пионеры для развития силы могут играть набивными мячами. Пионербол одним мячом. Играют на волейбольной площадке, высота сетки не менее 2 м. Игроки располагаются, как в волейболе. Судей двое, один следит за игрой, другой ведет счет. По свистку судьи игрок одной из команд (по жребию) бросает мяч одной рукой через сетку с места волейбольной подачи. Задача игроков другой команды — не допустить падения мяча на землю. Игрок, поймавший мяч, может сразу или сделав 2 — 3 (но не более) шага с мячом, бросить его одной или двумя руками на сторону соперника. Но он может выбрать и другой путь — разыграть мяч между игроками своей команды. Для этого он бросает мяч любому игроку. Тот также может либо бросить мяч на сторону соперника, либо передать его третьему игроку. Третий игрок обязан перебросить мяч через сетку. Соперники разыгрывают мяч на тех же условиях. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не допустит ошибку. Мяч переходит к другой команде, если ошиблись игроки, начавшие розыгрыш мяча. Если же ошибку совершит команда, принимавшая мяч, то подающие получают одно очко и продолжают подавать мяч. Переход игроков на площадке при потере подачи происходит, как в волейболе. Команда, набравшая 10 очков, выигрывает партию. Побеждает команда, первой выигравшая две партии из трех. После каждой партии команды меняются сторонами площадки. Правила игры сводятся к следующему: команда проигрывает очко или подачу, если игрок выронил мяч из рук в ходе игры; переброшенный через сетку мяч, никого не коснувшись, упал за пределами площадки. Мяч передается другой команде, если после подачи он коснулся стойки или сетки, либо в ходе игры отскочил от сетки и упал. Если игрок, перебрасывая мяч в ходе игры, попал в сетку, то отскочивший мяч может принять один из членов команды. Однако пойманный от сетки мяч приравнивается к одному пасу (из двух возможных). Поэтому овладевший мячом должен сделать третий, последний, пас партнеру, либо сам перебросить мяч через сетку (если передача была последней). Мяч, коснувшийся ограничительной линии, считается приземлившимся в пределах площадки. Примечания. Для хорошо подготовленных игроков можно установить правило: не держать мяч в руках больше 3 секунд. Слабо подготовленным игрокам можно разрешить делать подачу из пределов площадки, стоя в трех шагах от лицевой линии. Пионербол двумя мячами. Размеры площадки, расстановка и число игроков те же, что и при игре одним мячом, но у подающего каждой команды в руках по мячу. Игра имеет два варианта. Первый — с обязательным розыгрышем переброшенного через сетку мяча между тремя игроками, после чего последний перебрасывает мяч обратно на сторону соперника. В этом случае, если переброшенный после розыгрыша мяч падает в пределах площадки, противоположная команда получает 1 очко. Если же на половину соперника падают оба мяча, то команда, сумевшая их перебросить, получает 2 очка. Особенность второго варианта в том, что падение мяча не приносит очка команде соперника. Упавший мяч надо поднять и как можно быстрее (без передач) перебросить на противоположную сторону, не останавливая игру. Игра продолжается до тех пор, пока на одной половине площадки не окажутся одновременно два мяча или одна из команд совершит одну из следующих ошибок: мяч после подачи или в ходе игры ушел за пределы площадки, не задев игроков находящихся на ней команд; при подаче мяч задел сетку или пролетел под сеткой; мяч брошен на сторону соперника до свистка или более чем через 3 секунды после свистка; мячи столкнулись в воздухе. В этом случае игра останавливается и следует вторичная подача теми же игроками. Если при переброске один из мячей или оба мяча задели сетку, но перелетели на другую сторону, игра продолжается. Игра двумя мячами также состоит из трех партий.

МЯЧ ЛОВЦУ

На прямоугольной площадке размерами не менее 6 x 12 м очерчиваются в диаметрально противоположных углах по две линии полукругом. Это — нейтральные зоны. В самом углу остается место для ловца. Посередине площадки чертится круг для начала игры (рис, 38). Играющие делятся на две равные команды: в каждой выбирают капитана и ловца-водящего. Одна команда от другой отличается повязками. Ловцы команд встают в углах зала. Игроки из разных команд размещаются по всей площадке произвольно. У центрального круга встают капитаны, лицом к своему ловцу. Руководитель, выйдя на середину площадки, бросает мяч вверх между капитанами. Каждый из них старается отбить мяч своим игрокам. Завладев мячом, игроки каждой команды стремятся путем передач подвести мяч как можно ближе к своему ловцу и бросить его так, чтобы он поймал его на лету. Противники стараются перехватить мяч и в свою очередь подвести его и бросить своему ловцу. Играющие мешают ловцу поймать мяч. При этом в нейтральную зону не имеют права заходить ни играющие, ни ловец. Игроки каждой команды делятся на защитников и нападающих. Те и другие передвигаются по всему полю, но защитники стремятся быть ближе к своему ловцу, а нападающие — ближе к ловцу противников. Когда ловец из одной команды поймает мяч на лету, игра начинается снова с центра площадки, а за пойманный мяч команда получает очко. Первая половина игры длится 10—15 мин, после чего команды меняются сторонами площадки и играют вторую половину игры. Выигрывает команда, получившая больше очков. Следует соблюдать следующие правила игры: мяч можно вести ударами о землю, но не бегать с ним в руках; если ловец поймал мяч от земли (или во время ловли вышел из своего угла), — мяч не засчитывается; никто из игроков не имеет права заступать в нейтральную зону; нельзя толкать друг друга и вырывать мяч, а также упускать мяч за линию площадки. При нарушении правил одной из команд другая выбрасывает мяч из-за боковой линии вблизи места нарушения.

БОРЬБА ЗА МЯЧ

В игре участвуют две разные команды. Игроки одной из команд надевают цветные повязки или жилеты. Площадка для игры ограничивается. Капитаны команд выходят на середину площадки. Все остальные игроки, размещаясь по площадке, встают парами: один игрок из одной команды, другой — из второй. Руководитель подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются поймать его или отбить кому-либо из своих игроков. Завладев мячом, играющий стремится передать его кому-либо из игроков своей команды. Игроки другой команды отбивают, перехватывают мяч у противников и передают своим игрокам. Задача играющих — сделать 10 передач подряд между своими игроками. Команда, которой это удастся, выигрывает очко, и игра начинается сначала с середины площадки. Если мяч перехвачен соперниками, счет передач начинается снова. Играют 10 — 15 минут. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Руководитель следит за следующими правилами: вырывать мяч нельзя, можно только выбивать его и перехватывать; если мяч вылетит за пределы площадки, то команда противников вбрасывает его с того места, где он перелетел границу. Если за мяч схватятся одновременно два игрока, то судья останавливает игру свистком и бросает между ними спорный мяч; мяч можно вести, только ударяя о пол. Если игрок пробежал с мячом более двух шагов, судья останавливает игру, и мяч вбрасывает игрок другой команды с границы площадки, напротив того места, где допущена ошибка; если во время передачи мяч перехвачен противником, счет передач аннулируется и начинается вновь; если во время передач противник допустил грубость (вырвал мяч, умышленно толкнул), судья останавливает игру и отдает мяч пострадавшей команде и продолжает счет.

ВСАДНИКИ С МЯЧОМ

Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — кони, вторые садятся им на плечи, они — всадники. В центре круга стоит водящий. Всадники перебрасывают друг другу мяч, который водящий старается перехватить. Если это ему удастся или мяч упадет на пол, всадники должны поменяться конями. Кони же могут сопротивляться, капризничать, что затруднит всадникам ловлю мяча. Варианты: а) если мяч падает на пол или пойман водящим, то всадники сами становятся конями. Конь же не может поменяться ролью со своим всадником, но должен искать другого. Водящий тоже пытается как можно скорее найти себе коня; б) всадники играют в мяч. Водящего в центре круга нет. Если мяч из-за капризничанья коня падает на пол, всадники слезают с коней; и те, и другие стараются поднять мяч, кто быстрее. Если конь схватит мяч, он кричит; «Стой!», — после чего все всадники должны остановиться. Конь бросает мяч в ближайшего к нему всадника. В случае его попадания кони меняются с всадниками ролями. Не удастся попасть — все остается неизменным.

ПЕРЕДАЛ - САДИСЬ

Играющие стоят в двух-трех колоннах, отстоящих одна от другой на 2 — 3 м. Расстояние между игроками — длина рук, положенных на плечи. За черту, проведенную в пяти-шести шагах перед командами, выходят по одному представителю команды, хорошо владеющему передачами мяча (капитаны). По сигналу ведущего игроки, стоящие за чертой, передают мяч (двумя руками от груди или другим способом) первому игроку колонны, который ловит его, возвращает обратно и сразу же принимает положение упора присев (рис. 37). Стоящий в кругу перебрасывается мячом со вторым, третьим и другими игроками команды. Каждый игрок, сделавший ответную передачу, приседает. Когда последний в колонне игрок отдаст мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает. Команда считается победительницей, если закончила передачи мяча раньше остальных и без нарушений правил. При обучении передачам ребят младших классов можно проводить игру у гимнастических скамеек, находящихся между ногами стоящих в колонне игроков. В этом случае игрок, бросивший мяч капитану, садится на скамейку. Когда ученики в достаточной мере овладеют передачами мяча, можно усложнить игру, добавив в нее ведение мяча. В этом случае игрок, стоящий в колонне последним, получив от игрока, стоящего в круге, мяч, бежит с ним, ударяя о землю, и становится в круг на место капитана, а тот становится во главе колонны (все делают полшага назад). Игра заканчивается, когда капитан, оказавшись последним в колонне, получит мяч и возвратится с ним в круг.

НЕ ДАВАЙ МЯЧА ВОДЯЩЕМУ

Все играющие, кроме двух-трех водящих, становятся по кругу и начинают перебрасывать между собой баскетбольный мяч. Задача водящих, находящихся в кругу, коснуться мяча рукой, который играющие перебрасывают между собой. На место водящего, который осалил мяч, в середину идет тот, кто не сумел точно передать мяч товарищу по кругу. Если мяч выкатился за пределы круга, за ним может бежать любой игрок. Если завладеет мячом водящий, его место в кругу занимает игрок, потерявший мяч. Игру можно усложнить, введя в нее правило трех секунд. В течение этого времени игрок должен перебросить мяч партнеру. Усложняя игру, можно предложить играющим делать передачи на ходу (передвигаясь по кругу шагом или бегом). Это облегчает задачу водящих, но усложняет действия тех, кто владеет мячом (нельзя делать пробежки, двойное ведение). Число водящих в зависимости от подготовленности игроков может быть увеличено или сокращено.

СТАРТ ЗА МЯЧОМ

Играющие стоят за линией. С правой стороны от руководителя — пять игроков одной команды, слева — пять игроков другой команды. Игроки рассчитываются по порядку, и каждый запоминает свой номер. На другой стороне площадки находится помощник руководителя (один из игроков) с мячом в руках. Он бросает мяч вперед-вверх или ударом о землю недалеко перед собой (на 3 — 5 м). В это время руководитель называет любую цифру. Два игрока под этим номером (от каждой команды) устремляются к мячу с задачей овладеть им и передать помощнику. В случае удачи команде засчитывается очко. После этого игроки возвращаются в свои команды, и вызывается следующая пара. Игра длится 8 — 10 минут. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

С ДВУМЯ МЯЧАМИ НАВСТРЕЧУ

Игроки двух команд стоят во встречных колоннах на разных половинах площадки. Перед первыми игроками проводятся линии старта. По сигналу первые игроки одновременно поднимают с пола два мяча и ведут их, ударяя поочередно правой и левой рукой, к противоположным колоннам. Обойдя колонну сзади (против часовой стрелки), игрок с мячами подбегает к началу колонны и передает мяч в руки игроку, стоящему впереди, а сам встает в конец встречной колонны. Игрок, получивший мяч, повторяет упражнение и т. п. Выигрывает команда, игроки которой быстрее поменяются местами на площадке. Принцип встречной эстафеты может быть использован и при совершенствовании ведения мяча одной рукой, а также при тренировке передач мяча по воздуху или ударом о землю. В этом случае игроки в колоннах не меняются сторонами на площадке, а сделав передачу партнеру, быстро отбегают назад в конец колонны.

ШАГАЙ ВПЕРЕД

Играют две команды на большой площадке (длиной не менее 40 м). В 20 — 30 м от средней линии на каждой половине площадки проводятся коновые (лицевые) линии. Каждая команда произвольно располагается на своем поле в 5 — 10 м от средней линии. Один из игроков (по условию) начинает игру: бросает волейбольный мяч по направлению коновой линии команды противника. Ее игроки стараются поймать мяч с лета. Если это удастся, поймавший мяч с места ловли делает три больших шага вперед и выполняет бросок на площадку противника (мяч, упавший на землю, бросают с места его приземления). Броски и ловля продолжаются до тех пор, пока одна из команд не забросит мяч за коновую линию противника. Она и становится победительницей. Игроки каждой команды бросают мяч по очереди, установленной до начала игры (по тактическому расчету). Поймавший мяч с лета передает его для броска очередному игроку.

ПУШБОЛ

Свое название эта игра получила от английских слов «пуш» и «бол», что значит толкать мяч. Распространены два вида пушбола: игра в воздухе и на земле. Инвентарь для них очень незатейлив. Для игры в воздухе используют обычный надувной детский шарик. Его наполняют не водородом, а воздухом, и поэтому он становится как бы невесомым: подброшенный вверх, он затем медленно опускается вниз. Вот с помощью такого шара, надутого до размера большого арбуза, и проводится игра. Площадка размером с волейбольную (баскетбольную). Если игра проводится на поляне, то прямоугольник размером 20 х 10 м делают с помощью воткнутых в землю флажков (прутиков, палок). В каждой команде от трех до пяти человек. Мяч подбрасывают вверх в середине площадки. Задача игроков каждой команды, ударяя пальцами или ладонями по шару, не давать ему опуститься вниз на землю и заставить его перелетать за лицевую линию на сторону противника. Команда за это получает очко. Кто первым наберет 5 очков, та тройка и побеждает. В этой веселой игре с прыжками и короткими перебежками существуют правила — не бегать с шаром в руках и не упускать его за боковую линию. Иначе он передается игроку другой команды, который ударом ладони (без помех противника) вводит его в игру.

СТОЙ!

Играющие образуют круг, в центре — водящий с мячом. Он подбрасывает мяч вверх или сильно ударяет им об пол, после чего все игроки разбегаются в разных направлениях. Поймав мяч, водящий приказывает: «Стой!» — и все игроки останавливаются. С того места, где он поймал мяч, водящий старается попасть мячом в какого-нибудь игрока. Если ему это удается, выбитый игрок становится водящим. Если нет, то он по-прежнему остается водящим (рис. 35).

МЯЧ - СОСЕДУ

Играющие встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Выбирают водящего, который находится за кругом. Одному из игроков (возле которого стоит водящий) дают волейбольный мяч. По сигналу играющие передают мяч от одного к другому. Водящий, бегая по кругу, старается коснуться мяча рукой. Если ему это удается, то водящего сменяет тот, у кого в руках был мяч. Новый водящий становится за пределами круга возле игрока с мячом, и игра продолжается. После 8 — 10 минут игры подводится итог. Выигрывают участники, которые не были водящими или побывали в их роли меньшее, но сравнению с другими количество раз. Игрок меняется с водящим ролью в том случае, если допустит касание мяча в своих руках или перебросит мяч через одного (двух) игроков. Водящему запрещается бегая за кругом, толкать остальных играющих.

ЛОВИ - НЕ ЛОВИ

Участники игры — 6 - 8 человек выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится в 4 - 5 шагах от игроков с волейбольным или резиновым, мячом и бросает его любому игроку, перед этим произнеся слова, либо обозначающие какое-либо кушание, например мед, малина, торт и т. п. (в этом случае мяч надо ловить), или слова, обозначающие что-либо несъедобное, например канат, палка, очки и т. п. (мяч ловить не следует). Игроки в зависимости от смысла слова ловят или не ловят мяч. Тот, кто ошибается — делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке он выбывает из дальнейшего участия в игре. Игру продолжают до тех пор, пока в шеренге не останутся двое самых внимательных. Из них выбирают нового ведущего, и все повторяется сначала. Необходимо выполнять главное правило: запрещается бросать мяч и одновременно называть слово. В одном из вариантов предлагается смена ведущего игрока тем, кто не ошибется после броска. Тогда в игре постоянно происходит смена. В другом варианте игру проводят без выбывания. Тогда за ошибки начисляют штрафные очки. После 3 - 4 минут определяют самых внимательных игроков.

ШКОЛА МЯЧА

Так издавна называют игровые упражнения с мячом, которые проводятся как на ровной площадке, так и возле стены. Можно соревноваться в парах, а можно и в командах. Поймай от пола! Две команды строятся в колонны по одному. В руках у направляющих легкие мячи одинакового размера и веса. Перед каждой колонной на полу начерчен круг диаметром 60 — 70 см. По сигналу первый игрок ударяет мячом о пол в круг, обусловленным способом и быстро становится в конец колонны, а мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание, и т. д. Затем, когда очередь вновь дойдет до направляющего, он переходит к выполнению второго задания. Выигрывает команда, первой и с меньшим количеством ошибок закончившая выполнение следующих заданий: бросить мяч о пол и поймать его двумя руками; бросить мяч о пол и поймать его правой рукой; бросить мяч о пол и поймать его левой рукой. Поймай от стены! Команды строятся в колонны по одному лицом к стене на расстоянии 3 — 4 м от нее, в руках у направляющих мячи. По сигналу первый игрок бросает мяч в стену обусловленным способом и быстро становится в конец колонны, а мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание, и т. д. Затем участники без остановки выполняют второе и последующие задания. Выигрывает команда, первой и с меньшим количеством ошибок закончившая всю серию заданий. Броски выполняются двумя руками снизу: бросить мяч в стенку, дать ему удариться от стены о пол и поймать двумя руками; поймать мяч от стены сразу после отскока; бросить мяч о пол так, чтобы он отскочил к стене, а после отскока от стены поймать. Затем можно выполнить те же задания, что и в первой серии, но броски производятся двумя руками сверху (из-за головы). Затем те же задания выполняются одной рукой, то правой, то левой.

ГОНКА МЯЧЕЙ ПО КРУГУ

Играющие образуют большой круг и рассчитываются на первый - второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая. Два рядом стоящих игрока — капитаны. У них в руках по мячу (рис. 36). После сигнала ведущего мячи передаются по кругу в разные стороны через одного игроку своей команды. Каждая команда стремится передавать мяч как можно быстрее, чтобы он скорее вернулся к капитану. Если мячи столкнулись, их надо поднять и с места падения продолжать игру. Второй вариант игры заключается в том, что мячи находятся с разных сторон круга и передаются (по сигналу) в одну и ту же сторону (вправо или влево). При этом также первые номера передают мяч, только первым, а вторые, — вторым. Задача каждой команды — передавать мяч быстрее, чтобы один мяч догнал другой. По свистку (хлопку) можно неожиданно менять направление передач.

МЯЧ - В ЦЕНТР

Играющие делятся на две равные команды, и каждая из них выстраивается по кругу на расстоянии вытянутых рук или пошире. Таким образом, получается два круга. Играющие в обоих кругах рассчитываются по порядку номеров. Первые номера встают в середину своих кругов с мячом в руках (волейбольным или баскетбольным). Хорошо отметить места нахождения игроков маленькими кружками на расстоянии 1 — 1,5 м один от другого. По сигналу руководителя центральные игроки, находящиеся в кругах, передают мяч вторым номерам, получают его от них обратно, передают третьим, также получают обратно и т. д. Когда центральный игрок получит мяч от последнего (по нумерации) игрока, он передает его второму игроку и меняется с ним местом. Второй игрок становится в середину круга и так же начинает игру: передает мяч третьему, получает от него, передает четвертому и т. д. Игра заканчивается, когда все побывают в роли центрового. Побеждает команда, первой закончившая передачу мяча. Важно соблюдать следующие правила: передавать мяч можно любым заранее установленным способом; одной или двумя руками, снизу, от груди, из-за головы, ударом мяча о землю, волейбольным пасом, ногой по земле. Мяч передается всем игрокам в строгой последовательности. Тот, кто уронит мяч или не поймает его, должен сам его поднять и продолжать игру. Очередной центровой игрок может начинать передачу мяча, как только поймает его от предыдущего центрового.