Набор подвижных игр 24
Все дети любят изгибаться, кувыркаться, выделывать такие кульбиты, которые не под силу многим взрослым. В детском возрасте тело ребенка очень гибкое, но со временем это качество постепенно снижается. Чтобы избежать этого, нужно постоянно поддерживать форму, давать нагрузку связкам и мышцам.
Поиграем в салочки
Салочки, или ляпки, как их называют в некоторых областях нашей страны, это игра, в которой один из участников старается осалить, «заляпать», передать эстафету другому.
Эта очень подвижная игра понравится тем, кто любит быстро бегать. Но просто бегать довольно скучно, можно быстро устать, утомиться. Этого можно избежать, если выбрать одну из множества игр, предложенных в данной главе. Любители побегать могут каждый день играть в новый вид салочек, так им никогда не будет скучно.
Двойные салочки
Эта игра очень похожа на обычные салочки, но в ней выбирают не одного, как обычно, а двоих ведущих. Чтобы их выбрать, можно просто посчитаться 2 раза. Но можно оговорить и такие условия игры, когда первый, кого выбрали, уже сам подыскивает себе пару, кого-нибудь из своих друзей или наиболее подвижного игрока. В двойные салочки, кстати, играют только при достаточном числе участников, не меньше 6–7 человек, иначе убегающих будет почти столько же, сколько догоняющих.
Принцип игры такой: двое ведущих должны как можно скорее осалить двух других игроков. Почти всегда это происходит не одновременно: одному, более удачливому, удается сразу догнать кого-либо и передать ему функцию ведущего, а второму – чуть позже. В этот промежуток времени первый ведущий как бы выходит из своей роли, он должен подождать, пока его товарищ сможет осалить кого-нибудь. Вместе с ним выходит из игры тот, кого он осалил. В игре остаются только второй ведущий и те, кто от него убегают. Как только ему удается кого-то догнать, другая пара ведущих вступает в «бой» и ведет его до тех пор, пока они не осалят двух других участников. Но можно установить и другие правила, несколько усложняющие условия.
В этой игре, помимо скоростных качеств и ловкости, проверяются внимательность, быстрота реакции и память. Ведь момент передачи функций от одного игрока к другому при двоих ведущих заметить гораздо сложнее. Кроме того, смена ролей участников происходит намного чаще и быстрее.
По другому варианту первый ведущий не выходит из игры на время, а, как в обычных салочках, сразу же превращается в догоняемого. Тот же, кого он осалил, сразу берет на себя его функцию и играет в паре со вторым ведущим.
Салочки с липучкой
Для этой игры вам понадобится кусочек липкой ленты, но не скотча, а той, которая пришивается к курткам, портфелям и т. д. Ее нужно пришить к какой-нибудь мягкой, забавной игрушке или самодельному матерчатому шарику, набитому ватой. Лучше, если игрушка или шарик будут яркого цвета, притягивающего взгляд. Длина полоски липучки зависит от размера игрушки, главное – чтобы она легко прикреплялась к одежде.
Еще одним условием игры является, как ни странно, одежда участников.
Играть в блестящих и скользких болоньевых куртках вряд ли удастся. Для липучек нужна ворсистая или шероховатая ткань. В то же время одежда не должна быть слишком дорогой и легко зацепляющейся. Впрочем, наверняка в гардеробе любого игрока найдется такая не слишком новая спортивная куртка или свитер.
В остальном правила игры точно такие же, как и в обычных салочках. Просто сало передается другому с помощью игрушки на липучке. Не всегда удается с первого раза прицепить ее на одежду. Яркая, смешная игрушка в качестве участника игры вносит колорит и разнообразие в знакомые нам салочки.
Салочки волки и овцы
Для этой игры необходимо не менее 10–12 участников. Кроме того, игровое пространство должно быть ограничено. Лучше всего играть в эту игру в школьном спортивном зале.
Смысл игры заключается в следующем: водящий, выбранный с помощью считалки, начинает игру, находясь в одной стороне зала, тогда как все остальные стоят на противоположной стороне. Но он не отдает свою роль первому, кого он догонит и коснется. Вместо этого они, держась за руки, должны теперь водить вдвоем. Затем, когда им удастся догнать или поймать третьего участника, они продолжают водить втроем и т. д. И так до тех пор, пока не останется последний участник игры, которого не удалось поймать. Он-то и становится победителем.
Условие, на которое следует обратить внимание, – это то, что поймать следующего участника можно только тогда, когда все водящие возьмутся за руки в виде цепочки. Поэтому поймать подряд сразу двоих не удается. Необходимо небольшое перестроение в рядах участников, перераспределение ролей.
Салочки «Золотой гусь»
Игра получила свое название от одноименной сказки братьев Гримм. Условия похожи на предыдущие. Отличие состоит в том, что водящий, догнав и коснувшись другого игрока, как бы приклеивает его к себе.
Теперь они, держась за руки, должны догнать кого-нибудь другого. Но осалить его может только второй из водящих. Затем третий и т. д. Сколько бы водящих ни было объединено в одну цепочку, осаливать может только последний.
Салочки с обручем
Вэтой игре используется обыкновенный гимнастический обруч, сделанный из алюминия или пластмассы. Число участников может колебаться в пределах 4–7 человек. Играть можно как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе, главное – чтобы была возможность свободно обращаться с обручем, не зацепляясь за другие предметы.
Тот, кого выбрали водящим, должен с помощью обруча поймать одного из участников игры. В этом случае роль водящего с обручем переходит к пойманному.
Несмотря на такие простые условия, игра довольно сложна, так как при манипуляциях с обручем нужно действовать очень осторожно. Навыки в обращении с обручем должны быть достаточными, чтобы не возникла опасность травматических ситуаций. Собственно, по своей пластике движения играющих должны приближаться к пластике настоящих гимнастов. Бросать обруч, чтобы поймать в него другого игрока, не рекомендуется.
Салочки с палочками
Для этой игры понадобятся две небольшие палочки с гладкими, закругленными концами. Длина их не должна превышать 40 см.
По условиям игры палочки используются для передачи роли водящего. Он должен догнать кого-либо из игроков и осалить сразу двумя палочками одновременно. Прикосновения одной из палочек недостаточно. Эта игра также требует некоторой осторожности.
Движения водящего, в руках которого находятся палочки, должны быть не слишком резкими и безопасными для других.
Для усложнения условий игры можно договориться осаливать, не просто задевая другого игрока, а прикасаясь к определенной части тела. Например, к рукам, начиная от локтя. Это заставляет убегающего прятать руки. Не надо забывать, что и в этом случае прикосновения палочек должны быть достаточно осторожными.
Одноглазый Джо
Вэтом варианте салочек условия игры усложняются тем, что водящему завязывается правый глаз. Сделать это можно с помощью какого-нибудь тонкого шарфа или платка. И осаливать, касаться других игроков, он должен только правой рукой.
Чтобы усложнить задачу другим участникам, их соединяют в пары, которые должны все время держаться за руки. Таким образом, трудности в передвижении уравниваются для обеих сторон. Водить начинает тот из пары, которого коснулся водящий.
Салочки «Чай-чай-выручай»
Для этих салочек также нужно выбрать водящего. Правила этой игры отличаются от обычных салочек тем, что когда водящий догонит и коснется какого-либо участника игры, тот не берет на себя его роль, становясь водящим, а замирает на месте. Чтобы подать сигнал бедствия, остановленный игрок кричит все это время: «Чай-чай-выручай!». Происходит это до тех пор, пока его не выручат.
Выручить, освободить его может любой из участников, кроме, конечно, водящего. Для этого другому игроку нужно просто коснуться его. Таким образом, между всеми игроками, кроме водящего, устанавливаются правила товарищества и взаимовыручки. При этом его задача становится очень непростой, так как он может передать свою роль другому только тогда, когда догонит всех остальных игроков, и при условии, что их никто не выручит.
С ролью водящего в этой игре сможет справиться только хорошо подготовленный, быстробегающий ребенок. В противном случае игра может никогда незакончиться. При успешном результате роль водящего переходит к последнему из игроков, который дольше всех продержался.
Салочки на воде
Вэту игру можно играть в бассейне, а также на ограниченном пространстве водоема. Безусловно, подготовленность игроков должна быть достаточно серьезной, так как игры на воде довольно опасны. Кроме того, за играющими должен наблюдать опытный тренер. Оптимальное число участников – 5–6 человек.
Роль водящего передается, как и в обычных салочках. Для бассейна можно оговорить дополнительное условие: осаливание через касание шапочки. В открытом водоеме это может быть касание за плечо. Дополнительным условием, которое может поставить тренер, вероятно, требование плавать одним стилем, например брассом или вольным. Ныряние и плавание под водой возможно только в бассейне, где ситуацию полностью контролирует тренер.
Очень интересной становится игра при дополнительных условиях, осложняющих передвижение играющих. Например, все, кроме водящего, должны передвигаться с помощью ног, руками держась за специальные дощечки. Или, наоборот, с помощью рук, когда между коленями зажимается какая-нибудь небольшая игрушка или специальная пластинка. Скорость уплывающих сразу ограничивается по сравнению с догоняющим их водящим.
Тот, кого догнали, отдает приспособление, замедляющее его передвижение, и, в свою очередь, начинает водить.
Салочки на одной ноге
Условия игры такие же, как в обыкновенных салочках. Но, как понятно из названия, все игроки, в том числе и водящий, должны передвигаться исключительно на одной ноге, правой или левой. Через 10–15 прыжков, по договоренности, ногу можно сменить. В том случае, если кто-либо из участников не выдержит и встанет на обе ноги, то он автоматически становится водящим.
Лучше всего играть в эту игру на деревянном полу спортивного зала.
Для этой игры необходима ровная поверхность пола и нескользкая обувь участников, иначе возникает опасность падений.
Салочки с привязанной рукой Условием игры является привязанная за спину рука, правая или левая, как договорятся участники игры. Она привязывается условно. Водящий, догнавший одного из игроков, должен коснуться его свободной рукой. Происходит смена ролей, и игра продолжается.
В качестве усложнения можно на самом деле привязывать руку за спину каждому из участников какой-нибудь лентой или веревкой. Игра требует ловкости и хорошей координации движений.
Охотник
Игра для маленьких детей. На полу зала или на площадке чертится небольшой круг диаметром в 2–3 шага. В центре круга встает «охотник». По команде ведущего начинается игра. «Охотник» приседает, а все остальные игроки, окружив его, но не переступая за черту его круга, говорят: «Охотник, охотник, где твое ружье?» При последнем слове «охотник» вскакивает, выбегает из своего круга и пытается поймать кого-нибудь из игроков, осалив его при помощи палочки в руках, а те разбегаются по площадке и стараются увернуться от «охотника». Осаленного игрока «охотник» ведет в свой круг.
Игра продолжается до тех пор, пока «охотник» не поймает 3–4 игроков. Последний неосаленный игрок становится «охотником», и игра повторяется.
Выбегать за пределы площадки игроки не имеют права. Тот, кто нарушит это правило, считается осаленным и пойманным.
Зеркало
Для этой салки необходим какой-нибудь предмет (мячик, кегля), который следует положить на пол. Один из игроков встает в шаге от этого предмета, а сзади него (в 2 шагах) ставят стул. На таком же расстоянии от предмета, но с другой стороны встает второй участник игры. За его спиной тоже ставят стул. Начинается поединок на внимание, ловкость, гибкость, скорость и сообразительность.
Первый игрок делает возле предмета, не отходя от него, придуманные им несложные движения (наклоны в разные стороны, приседания, повороты туловища, доставание коленкой до живота, махи руками и др.), а второй в это время, словно в зеркале, должен повторять все его движения.
В то же время ему надо быть начеку: если первый игрок неожиданно схватит предмет и успеет положить его на стул, стоящий сзади, значит он выиграл поединок и получает очко.
Если же второй игрок успеет осалить первого с предметом в руках, следовательно, проигрывает очко последний, после чего они меняются ролями и повторяют игру. Далее поочередно в ловкости и гибкости соревнуются остальные участники игры.
Можно разделить детей на несколько команд. Выигрывает та команда, чьи игроки побывают все до единого в роли зеркала и быстро закончат соревнования между собой.
Заяц
Эта игра может задействовать немного игроков. Игроки встают в кучку – и один из них бросает маленький мячик над головами. На чью голову мяч упадет, тот должен немедленно подтолкнуть его ногой, чтобы мяч коснулся еще чьей-либо ноги. Как только кто-нибудь таким образом будет засален мячом, он становится «зайцем».
Остальные игроки окружают его со всех сторон и начинают тормошить разными способами (треплют за уши, за одежду и т. п.), но в то же время внимательно наблюдают, чтобы самим не стать осаленными мячом и не сделаться «зайцами», так как игра продолжается. Мяч снова бросает любой из игроков.
Классические салки
По счету одного из игроков все остальные разбегаются. Задача салки-водящего – догнать убегающего и осалить, запятнать его.
Осаленный становится водящим. Каждый новый водящий поднимает руку и кричит: «Я – салка!» Не разрешается сразу же пятнать предыдущего салку.
Будь внимателен
Участники игры делятся на две команды, в каждой по два звена. Команды выстраиваются в колонны по одному параллельно одна другой. Расстояние между командами 4–5 м.
Команды в колоннах двигаются вперед за ведущим. Неожиданно вожатый подает команду «налево» или «направо». По этой команде все игроки быстро поворачиваются в указанную сторону, и та команда, которая находится впереди, сразу убегает, а команда, которая окажется сзади, догоняет убегающих.
Ведущему рекомендуется подавать команду, растягивая слова: «на-ле-во», или «на-пра-во». При этом вторая часть слова произносится быстро.
Пойманным считается каждый из игроков, до ноги которого догоняющий его сзади игрок из другой команды сумел дотронуться палкой. Пойманный отходит в сторону и идет сбоку. Ловить убегающих игроков можно только до сигнала ведущего команды свистком, который подается через 20–30 с после команды «налево» или «направо».
Ведущий команды (командир) подает сигнал произвольно, а не поочередно, чтобы играющие не знали, кому из них придется убегать, а кому ловить. Побеждает команда, которая осалила больше игроков соперника. После нескольких повторений игры подсчитывается общее число осаленных игроков из каждой команды. Ведущий должен следить, чтобы та, и другая команда убегала и ловила одинаковое число раз. Осаленный после сигнала не считается пойманным.
Салки-догонялки
Поиграть можно на любом дворе. Достаточно 3–4 человек, чтобы ее затеять.
На площадке рисуется несколько кругов или квадратов. Это «дома». Но дети не должны долго находиться в «домах», надо бегать, передвигаться, занимать «чужие дома». В это время один из игроков – водящий – старается осалить кого-нибудь из игроков, для того чтобы тот стал водящим. Того кто заскочил в «дом», нельзя осаливать. Игра может продолжаться до бесконечности.
Другой вариант салок: здесь нет «домов». А осаливать нельзя игрока, который коснется обеими ладонями стенки, забора или любой преграды. Задача водящего – пресечь путь игроков к стенке.
Еще один вариант салок: двое игроков держат в руках скакалку (за концы) и бегут вдвоем. Засаленный сменяет водящего.
А можно играть и так: водящий получает мяч и бросает его в убегающего. Тот, кого он осалит мячом, становится водящим.
Но если водящий промахнется, любой игрок может поднять мяч с земли и начать перебрасываться с другими игроками. Чтобы вновь овладеть мячом, водящий должен его отобрать (перехватить) или осалить игрока в тот момент, когда он держит мяч.
Для усложнения игры можно установить такие дополнительные правила: нельзя салить того, кто успеет упасть на землю, опираясь на ладони и носки вытянутых ног; если замрет на одной ноге, держа другую, отведенную назад ногу двумя руками. А можно условиться, что в безопасности будет тот, кто дотронется рукой до деревянных, железных, каменных предметов.
Салки на площадках
Одну большую площадку делят на два, три и даже четыре участка. На каждом участке свой водящий, он должен иметь отличительный знак. Остальные играющие могут бегать по всей площадке. На каждом участке чертят по одному кружку, это – «дом» для отдыха игроков, уставших от бега. Игрок, которого осалил водящий, сам становится водящим, но только на том участке, где он был настигнут.
Салки «Волки и овцы»
Эти салки годятся для маленьких детей, к тому же, если их немного. Из числа играющих один становится «пастухом», двое – «волками» и 4–5 – «овцами». «Волки» стараются осалить «овец», а «пастух» – «волков». Осаленные выходят из игры. «Пастух» выигрывает, если осалит двух «волков», «волки» – если осалят двух «овец».
Салки в два круга
Участники игры образуют два круга: внутренний и внешний. Оба круга двигаются в противоположных направлениях. По сигналу руководителя игры они останавливаются, и все игроки внутреннего круга стараются осалить игроков из внешнего круга (т. е. дотронуться до кого-либо рукой) раньше, чем они успеют присесть. Пойманные встают во внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется мало игроков (5–6 человек).
Турецкие салки
Можно играть дома, в спортивном зале и в любом другом помещении. Дети, участвующие в игре, имеют право передвигаться до тех пор, пока их не осалит ведущий. Но по условиям нельзя салить тех игроков, которые успевают сесть на пол и сложить ноги по-турецки.
«Давай руку»
Эта игра – взаимная выручка. Осаливать нельзя того, кто, убегая от водящего, успел схватить за руку любого другого игрока.
Салки с ленточками
Вигре вместо одного – несколько водящих. Для таких салок необходимы разноцветные ленточки, а если нет матерчатых, используйте бумажные. Каждый из играющих закладывает свою ленточку за воротник. У водящих ленточек нет, потому что их задача – догнать играющего, схватить его ленточку и заложить ее за свой воротник. Тот, кто схватил ленточку, включается в общую игру, а потерявший становится салкой.
Для этой подвижной игры нужно участие большого числа детей.
Круговые салки
Круговые салки хороши тем, что их можно организовать и в небольшом дворе, а занять можно 10, 20 и даже 30 человек.
Играющие встают в круг. Двое стоят за кругом, один против другого. Эта пара и начинает игру. Тот, кто встанет на северную сторону круга, выполняет роль догоняющего, а южную – убегающего.
По выбору назначается судья – капитан игры. Он не принимает участия в состязании, а только подает команды и следит за выполнением правил игры. Игра разворачивается очень быстро; нарушений может быть много, поэтому у судьи есть право остановить игру и вернуть игроков на исходные места.
Игра начинается по сигналу судьи. Догоняющий, обегая круг, старается осалить убегающего. Спасаясь от преследования, убегающий имеет право встать в круг на любое место между игроками.
Как только убегающий найдет себе место в круге, его сосед справа превращается в догоняющего, а тот, кто был догоняющим, теперь сам спасается от преследования. Он может бежать вперед, назад, по своему усмотрению, но только, конечно, по внешнему кругу. Спасаясь, он тоже может встать в круг, и тогда побежит его сосед справа, но теперь уже в роли не убегающего, а догоняющего. А тот, что догонял, побежит по кругу, спасаясь от преследования.
Если убегающего осалили прежде, чем он успел встать в круг, он выбывает из игры. Но в том случае, когда играют мало детей, осаленным становится догоняющий, а тот, кто осалил, возвращается в круг, и его сосед справа в этом случае получает роль игрока, убегающего от преследования.
Хочу быть сильным и ловким
Все дети хотят быть сильными и ловкими, побеждать во всех соревнованиях. Но для того чтобы стать таким, нужно долго и регулярно заниматься в спортзале или на стадионе. В этой главе предлагается другой вариант достижения этой цели. Игры, предложенные здесь, помогут ребенку стать сильным и ловким.
Шишки, желуди, орехи
Эта игра на развитие ловкости, разворотливости и сосредоточенности. В ее процессе дети учатся быть внимательными и быстрым, стараются превзойти друг друга и не сделать ошибок.
Играющие делятся на тройки и встают один за другим лицом к центру. Первая тройка выполняет роль шишек, вторая – желудей, третья – орехов, четвертая – опять шишек и т. д. В центр этого круга встает водящий. По команде ведущего начинается игра.
Водящий называет одну из групп. Например, «орехи». Задача «орехов», стоящих в разных тройках, поменяться местами, т. е. первая тройка должна добежать и выстроиться на месте второй, а вторая, следовательно, на месте первой. В это время водящий старается занять освободившееся место одного из игроков. Тот игрок, который в результате перебежки остается без места, занимает роль водящего.
Водящий может называть не одну группу, а сразу две (например, шишкек и желудей. Задача игроков – быть очень внимательными и не занять место другой тройки («шишкам» – место «желудей», или наоборот). Оставаться на месте игрокам запрещается. Победителями в этой игре являются игроки, которые ни разу не были на месте водящего, т. е. оказались самыми ловкими и проворными.
Пулька
Эта игра на быстроту реакции, развитие скорости и ловкости. Играющие делятся на две команды, выстраиваются в колонны за финишной чертой и рассчитываются по номерам. Рядом с каждой командой устанавливается стул. На расстоянии 10 м или более от финиша также устанавливаются 2 стула с лежащими на них пирамидкой яблоками или апельсинами. Задача команд – после слов ведущего добежать каждой до своего стула и осторожно, чтобы не рассыпать пирамиду, взять по одному яблоку, а затем вернуться обратно и уложить добычу на свой стул.
Игроки должны быть очень внимательными, чтобы не пропустить свой номер, а также очень ловкими при разборе и воспроизведении пирамиды.
Например, ведущий называет номер 6. Игроки обеих команд под этим номером бегут к стульям, берут по яблоку и, вернувшись обратно, укладывают каждый на свой стул, стараясь воспроизвести ту же пирамидку.
Ведущий может дважды называть один и тот же номер или же ускорить темп вызова номеров. Если какой-то игрок задевает или случайно роняет одну из пирамид, команда считается проигравшей. Выигрывает команда, которая наилучшим образом справится с заданием.
Ковбойский аркан
Всередине площадки устанавливается высокий шест или имитация фигуры любого массивного животного, например слона, носорога или жирафа. Эти фигуры могут быть вырезаны из толстого картона или фанеры. Хоботы, шеи и рога у всех этих животных непременно должны быть подняты вверх.
На расстоянии 6 шагов от центра рисуется ровный круг. Затем к пластмассовым или вырезанным из картона кольцам привязываются нити чуть большей длины, чем расстояние от края круга до центра. Такое лассо получает каждый игрок.
Задача играющих – по команде ведущего начать двигаться по кругу по часовой стрелке, стараясь набросить на рог, шею или хобот животного свое кольцо, т. е. заарканить. Чтобы придать движениям детей темп или ритм, игру можно проводить под музыку, то ускоряя ее, заставляя почти бежать, то замедляя. Побеждает игрок, наиболее быстро справившийся с заданием.
Ловкачи и силачи Игра построена по принципу борьбы. Она учит детей сосредоточивать и направлять все свои силы на выполнение какого-то определенного действия, развивает интуицию. Играющие делятся на пары. В центре площадки чертится небольшой круг диаметром не более 1 м. Каждая пара поочередно проводит состязание на силу. Для этого игроки встают по противоположные стороны круга спиной друг к другу. Ведущий обвязывает их за талию одной веревкой так, чтобы она слегка свисала в середине.
Задача игроков – по свистку начать движение вперед, стараясь утянуть противника за собой. Как только один из игроков перешагивает черту круга и оказывается внутри него, игра заканчивается победой другого. Участники не должны медлить и оглядываться, так как это отнимает у них силы и мешает достижению победы. Таким образом, они не знают, находится ли соперник за чертой круга или нет; следовательно, игра становится более интересной и непредсказуемой.
Скольжение
Требуется стол с гладкой поверхностью. Если такового не имеется, можно обтянуть небольшой столик какой-либо очень скользкой тканью. Необходимо также изготовить «подскользалки»: из той же скользкой ткани шьются небольшие мешочки, наполняются песком и тщательно завязываются.
На расстоянии 8—10 шагов от стола проводится первая линия старта, а еще через 15 – вторая. Играющие делятся на две команды, выстраиваются у линии второго старта в колонны.
Возле второго старта помещаются мешочки, в соответствии с количеством игроков. Задача каждой команды – по сигналу ведущего поочередно добежать до первого старта, взять мешочек и бросить его на стол так, чтобы он не соскользнул с него, а остановился на его поверхности.
Бросив свой мешочек, игрок возвращается к колонне и занимает последнее место, затем бежит второй игрок и т. д. Побеждает команда, где число попавших на стол и не соскользнувших мешочков будет наибольшим.
Счеты
Для детей, которые хорошо умеют считать. Игра помогает развить у детей быстроту реакции, внимательность, ловкость и проворность. Основной девиз в ней гласит: «Кто опоздал, тот не успел».
Играющие образуют круг. В центр его встает ведущий и начинает игру. По команде «отсчет» дети разбегаются по площадке, а по команде «два» – сбегаются к центру и берутся за руки, образуя пары. По «отсчету» опять разбегаются, а по следующей команде вновь объединяются в круг с названным числом людей.
Тем, кто не успел попасть в круг, придется выйти из игры. Выбывают и те, кто становится в круге лишними по счету. Таким образом, после каждого «отсчета» будет выбывать по одному или несколько игроков. Побеждают игроки, не сделавшие ни одной ошибки.
Мышеловка
Вцентре площадки по контуру очерченного круга устанавливаются какие-либо предметы (кубики, мячи и т. д.).
Возле каждого предмета встает игрок – «мышка», а ведущий – «кошка» – занимает место в центре. По его сигналу игроки должны зайти в «мышеловку» и тут же выйти из нее, т. е. перепрыгнуть через предмет в центр круга так, чтобы не задеть и не уронить его, а затем тем же путем вернуться обратно.
Прыгать можно, только с силой отталкиваясь сразу двумя ногами. В тот момент, когда играющие запрыгивают в круг, «кот» старается поймать – запятнать кого-нибудь из тех, кто промедлил и не успел быстро выпрыгнуть.
Тот, кто оказывается пойманным, меняется ролью с ведущим, и игра продолжается. Выигрывает тот, кто ни разу не побывает на месте ведущего.
Караван
Считалкой выбираются двое водящих, остальные делятся на команды и исполняют роль каравана, состоящего из верблюдов.
Затем все играющие роль каравана выстраиваются в шеренгу и встают на колени, упираясь руками в пол, изображая, таким образом, способ передвижения вбючных животных. Водящие занимают место впереди своих «караванов» и исполняют роли купцов, котороым нужно переправить свой товар через пустыню. Оба «каравана» выстраиваются перед стартом.
Расстояние между соседними кеглями должно равняться ширине одного ребенка: т. е., чтобы пройти между ними, необходимо быть очень осторожными и внимательными, чтобы случайно не задеть их.
Ведущий отмечает линию финиша на расстоянии 10–15 м от старта и располагает между ними различные препятствия. Ими могут быть натянутые на расстоянии 10–20 см от пола тонкие нити, которые необходимо перешагивать, кегли, выстроенные восьмеркой, которые следует обходить, не сбив, и пр.
После подготовки ведущий размещает у каждого игрока за спиной по мешочку с песком или мячу и связывает «верблюдов» между собой в два «каравана» ниткой, зацепляя ее за левую руку игроков. Концы нитей даются «купцам». Затем по команде ведущего оба «каравана» должны пересечь путь от старта до финиша, не потеряв ни одной поклажи и преодолев все препятствия. Тот «караван», который нарушает правила игры или теряет поклажу, возвращается к линии старта и начинает движение сначала. Побеждает команда, которая достигнет финиша первой, не сделав ни единой ошибки.
Попрыгунчик
Вцентре площадки чертится круг большого диаметра. По всему его периметру располагаются игроки, ноги которых связаны вместе. В центр круга встает ведущий. По каждому его счету игроки должны сделать к центру по одному прыжку. На счет «один» игроки запрыгивают в круг, на счет «два» – делают следующий прыжок к центру и т. д. Выигрывает тот, кто быстрее допрыгает до центра, т. е. сделает наименьшее число прыжков и коснется ведущего рукой.
Эту игру можно немного усложнить, расположив перед каждым игроком цепочку из различных препятствий, которые они также должны перепрыгивать. Такими препятствиями могут быть начерченные внутри круга геометрические фигуры или игрушки.
Чтобы их преодолеть, игрокам потребуется применить дополнительную силу и ловкость. В том случае, если игрок случайно задевает препятствие, он выбывает из игры.
Гусеница
Эта игра поможет выявить самых ловких и сделать детей более подвижными, изворотливыми и пластичными. Кроме этого, она помогает выработать у детей чувство коллективизма и учит работать в соприкосновении с другими игроками.
Первая нить должна располагаться на высоте 1 м от земли, вторая на 10 см ниже, третья еще ниже и т. д. Таким образом, самым трудным для прохождения окажется последняя нить, наиболее низкорасположенная.
Ведущий обозначивает на площадке линии старта и финиша и располагает между ними «ветки». Ветками будут служить натянутые на разной высоте нити, под которыми «гусенице» придется проползти по-пластунски. Играющие делятся на две или более команды, выстраиваются в шеренгу и берутся за талию стоящего впереди себя игрока, образуя таким образом «гусениц». По команде ведущего каждая «гусеница» должна достичь линии финиша, преодолев на своем пути все препятствия, а именно – проползти под каждой нитью, не отцепляя рук от впереди стоящего игрока и при этом не задев саму нить. «Гусеница», которая в процессе игры расцепляется или задевает нить, считается проигравшей или получает штрафное очко.
Я б в военные пошел
Многие дети мечтают быть сильными и ловкими, как военные. В этом им поможет игра. Она задействует все мышцы тела, тем самым развивая их и делая ребенка более подвижным, ловким и проворным. Кроме того, дети могут почувствовать себя настоящими солдатами и сопоставить сложности военной службы с обычной игрой.
На площадке на расстоянии не менее 20 м друг от друга обозначаются линии старта и финиша. Играющие делятся на несколько команд и выстраиваются на некотором расстоянии от соперников в шеренги. Между финишем и стартом ведущий располагает препятствия. Первое препятствие – это расположенные в промежутке 2 м через шаг друг от друга кегли. Чтобы пройти этот этап, игроку следует пересечь это расстояние, обегая волнообразно вокруг кеглей с клюшкой в руках и передвигая по полу шайбу. При этом нельзя ронять сами кегли и отрывать клюшку от пола.
Вторым этапом является преодоление также 2-метрового расстояния, прыгая со связанными ногами и при этом держа в одной руке ракетку с лежащим на ней мячом. Если мяч падает, команда начинает игру сначала.
Третий этап – «горка». Двух игроков ставят спиной друг к другу и связывают их туловища.
Им необходимо подняться в таком положении по гимнастической скамейке вверх, а затем спуститься с нее.
Четвертым этапом является «перебежка муравья». Для этого игрокам каждой команды связывают вместе ноги шарфом. По сигналу ведущего они должны добежать (а не допрыгать), не упав, до следующего препятствия.
Пятым препятствием является «канатоходец». Для этого этапа необходимо расположить (натянуть) на высоте 1 м от земли и на расстоянии одного шага друг от друга два каната. Играющий должен опереться на них руками, поднять ноги над полом и, передвигаясь на руках, достичь финиша. В этом случае канаты должны быть очень сильно натянутыми, чтобы они не провисали под тяжестью ребенка.
Если в каком-то конкурсе игрок делает ошибку, он начинает выполнять его заново, до тех пор, пока не достигнет правильного результата. Следовательно, частые ошибки мешают команде выиграть, а потому каждый участник будет стремиться максимально выложиться и не допустить промашек.
Когда первый игрок пройдет все препятствия, он должен добежать обратно и коснуться рукой следующего игрока, чтобы тот смог продолжить эстафету. Выигрывает команда, последний игрок которой первым достигнет линии финиша.
Бабочка-прядильщица
Игра на развитие не только ловкости и проворности, но и смекалки. Она учит детей быстро ориентироваться в любой ситуации и находить из нее правильный выход.
В центре площадки размещается небольшой столб или шест. К нему привязываются две толстые нити одинаковой длины. Затем все участники делятся на пары. После этого игроки первой пары берут по концу нити и встают напротив друг друга, натянув нить так, чтобы она не провисала. По команде ведущего соперники должны начать двигаться один по часовой, а другой против часовой стрелки, стараясь замотать всю свою нить на столб, т. е. смотать кокон. Задача игроков – двигаться очень быстро и стараться не запутаться и не столкнуться с соперником. При этом, начиная обегать каждый четный круг, бабочки должны пританцовывать. Выигрывает тот игрок, чья нить будет намотана на столб раньше.
Следующая пара игроков начинает движение, напротив, от центра и старается размотать кокон. При этом главная их задача – не запутать и без того перепутанные нити. Сталкиваясь с соперником, игроки должны быстро определять, стоит ли им пройти под нитью соперника или перешагнуть через нее, чтобы распутать свою.
Ловкий рыбак
Очень хорошо развитию ловкости и смекалки помогает обычная рыбалка. Хороший рыбак только тот, кто умеет ловко подцепить рыбку на крючок. Эта игра, построенная на данном примере, помогает развитию у детей ловкости и быстроты в действиях.
В центре площадки необходимо начертить большой круг, по всему периметру которого разложить вырезанных из толстого картона рыбок и раков. К каждой рыбке должна быть приделана небольшая проволочная петелька. Кроме этого, для каждого игрока необходимо изготовить своеобразную удочку. Это может быть обычная палочка с привязанной к ней нитью, на конце которой размещается проволочный крючок. Все удочки должны быть одинаковыми, чтобы игроки имели равные шансы.
Задача игроков – занять места по кругу и по сигналу ведущего вовремя приступить к «ловле». Чтобы поймать хотя бы одну рыбку, нужно быть очень проворным и быстрым, это поможет подцепить рыбку своим крючком за колечко. Во время игры рыбаки могут перемещаться по кругу, выбирая себе новое место для рыбалки. Когда вся рыба будет выловлена, подсчитываются результаты, и по ним определяется победитель – тот, кто поймал больше рыбы.
Попрыгунья-стрекоза
На площадке очертится большой круг и внутри него раскладываются бумажные кружочки с радиусом до 50 см, количеством на пять больше, чем число самих игроков. Расстояние между этими кругами должно быть различным. Это необходимо для того, чтобы при перепрыгивании у игрока была возможность хорошо разбежаться.
Затем каждый играющий встает на любой из этих кругов. По команде ведущего «стрекозы» должны быстро перепрыгнуть на новый, свободный круг. Им нельзя наступать на землю. Те, кто оступаются или не находят рядом с собой свободного круга, выбывают из игры. Дети должны быть очень быстрыми, чтобы успеть занять свободный круг раньше других.
Водоносы
Играющие делятся на пары и встают в шеренги возле старта. Двум первым игрокам дается по стакану, наполненному доверху водой. Задача игроков – по команде ведущего преодолеть все препятствия, не расплескав воду. Препятствия могут быть следующими.
1. Ров шириной в 1 м. Его необходимо перешагнуть или перепрыгнуть. Каждому игроку ведущий может давать отдельное задание (перепрыгнуть, оттолкнувшись сразу двумя ногами, с разбегу и т. д.).
2. Определенное расстояние, которое надо пересечь гусиным шагом.
3. Геометрические фигуры, по которым надо пропрыгать на двух ногах одновременно и при этом не наступить мимо фигур.
4. Классы, по которым надо быстро пропрыгать, не разлив при этом воду.
5. Гимнастическая скамейка, по которой надо подняться и спуститься, держа стакан с водой в одной руке, а сами руки расставить в стороны.
К стене или к шесту необходимо прибить небольшую полочку, а на нее установить любой тяжелый, небьющиийся предмет.
Победителем станет игрок, которому удастся достичь линии финиша, не пролив воду. При желании эту игру можно провести и между командами. Для этого каждой команде надо дать по чаше с водой, которую они тем же путем, поочередно, должны перенести в емкость, стоящую на финише. В этом случае победит команда, быстрее всех справившаяся с заданием и при этом разлившая меньше воды.
Попробуй попади
Игроки выстраиваются в шеренгу на расстоянии 1 м от стены и им раздаются маленькие, легкие мячи. Задача – по команде ведущего сделать своим мячом бросок по лежащему на полочке предмету, стараясь сбить, т. е. уронить его. Тот играющий, кому это удастся, считается победителем.
Тянем-потянем
Эта старинная игра известна многим с детства, она наилучшим образом помогает развить у детей силу и ловкость. Кроме этого, она учит действовать согласованно и коллективно.
Играющие делятся на две команды и выстраиваются в шеренги напротив друг друга. На полу рядом с ними ведущий раскладывает длинныйканат и чертит три линии. Центральная линия является финишной, а две боковые – линиями старта.
Стоящие первыми игроки встают возле старта, а все остальные позади них. По сигналу ведущего команды должны быстро взять с пола канат и при его помощи дотянуть до линии финиша команду соперника. Как только стоящим первым игрок пересечет или наступит за эту линию, команда считается проигравшей.
Поплавок
На площадке обозначаются линии старта и финиша. Играющие делятся на две команды или пары и выстраиваются в шеренгу на линии старта. Стоящие первыми игроки получают по одной газете. Их задача – по команде ведущего достичь линии финиша, переправляясь при помощи газет.
Для этого игрок должен положить перед собой первую часть газеты и шагнуть на нее, далее на некотором расстоянии поместить вторую половинку и перешагнуть на нее, опять взять лежащую сзади и перенести вперед, и так до тех пор, пока не достигнет финиша.
В этой игре побеждает самый ловкий, а именно тот, кто первым достигнет линии финиша, не оступившись и не разорвав газету. Перекладывать газеты можно только вручную – двигать их ногами нельзя.
Цепи, цепи кованы
Эта игра на выявление у детей силы и смекалки. Играющие делятся на две команды и выстраиваются в шеренги против друг друга. Все игроки берутся за руки, образуя длинные цепи. На площадке на расстоянии 2–3 м чертятся две линии, возле которых и выстраиваются команды. Затем ведущий говорит:
- – Цепи, цепи кованы,
- Кем будете раскованы?
Команда, начинающая игру первой, называет любого игрока из команды соперников. Его задача – с разбегу разорвать «цепи» в любом месте. «Цепи» же должны держаться за руки, стараясь не допустить прорыва. Если разорвать «цепи» игроку не удается, он присоединяется к этой команде и также зацепляется за руки. Если же удается, значит он уводит одного игрока в свою команду. Побеждает команда, в которой по окончании игры будет находиться больше игроков.
Книголюб
Игра на развитие ловкости и смекалки. Требуется начертить на площадке линии старта и финиша, расстояние между которыми не менее 2 м. Возле линии старта выстраиваются все игроки.
Ведущий укладывает каждому на голову по тяжелой книге. Задача игроков – пробежать данное расстояние быстрее соперников, не уронив книги. Придерживать ее руками нельзя. Те, у кого во время бега книга упадет, выбывают из игры. Побеждает тот, кто достигнет финиша, не сделав ни одной ошибки.
Морячок
Необходимы небольшой канат и устойчивая перегородка, способная выдержать любые столкновения. Играющие делятся на две команды. Первая – «моряки», вторая – «морские дьяволы». Команды располагаются по разные стороны этой перегородки, а между ними протягивается канат. Его необходимо поместить таким образом, чтобы один его конец был за одной стенкой перегородки, а второй, следовательно, за второй. После этого ведущий объясняет правила игры.
Капитан команды «моряков» должен дать одному из своих подчиненных приказ поднять на борт корабля якорь. Капитан команды «дьяволов», в свою очередь, также отдает кому-то команду помешать этому. Таким образом, по одному игроку от каждой команды берутся за канат и начинают тянуть его. Их задача – выполнить отданный им приказ, т. е. втянуть на палубу корабля игрока. И когда одна из команд справится с заданием, в ее рядах появляется пополнение – тот самый вытянутый игрок.
Состязания помогут определить, насколько тот или иной игрок силен. Кроме того, они учат использовать свою силу быстро и рационально.
Далее наступает очередь следующих игроков. Капитан любой команды может послать на задание сразу нескольких игроков, но не более трех. Зато в следующем конкурсе он не сможет использовать то же самое число людей. Так, если в первый раз участвовали трое, в следующий раз можно отдать приказ только двоим или одному. Это правило касается обеих команд. А для того чтобы команда соперника не знала, сколько «матросов» будет участвовать в вытягивании в тот или иной раз, приказ капитанам следует отдавать жестами.
Выигрывает команда, число игроков в которой к концу игры будет значительно больше, чем у соперников.
Грибники
Развивает у детей ловкость и сноровку, а также учит использовать свои навыки в экстремальной ситуации, в данном случае – выполнять задание с завязанными глазами.
Предварительно на площадке размещаются «грибы» и «деревья». Роль первых могут выполнять шишки, желуди или любые другие предметы, а роль вторых – кегли. Затем двум или трем игрокам завязывают глаза и дают в руки по лукошку. Их задача – по команде ведущего суметь собрать «грибы», разбросанные по площадке, и при этом не уронить ни одного «дерева». Выигрывает игрок, оказавшийся более ловким и проворным, а именно – собравший больше «грибов» и уронивший меньше «деревьев».
Слабо?
Необходимы 2 пустые бутылки, 2 длинные веревки и 2 карандаша. Бутылки ставят на некотором расстоянии друг от друга. Затем к одному концу каждой веревки привязывается по карандашу. Играющие делятся на пары и выстраиваются в две шеренги. Стоящим первыми двум игрокам дают по веревке, которые они обвязывают вокруг своей талии так, чтобы конец с карандашом свисал сзади не ниже, чем располагается линия колен.
Затем по команде ведущего первая пара подбегает к своим бутылкам, встает к ним задом и старается поместить карандаш в бутылку, не используя для этой цели рук. Словом, игрокам необходимо постараться присесть так, чтобы карандаш попал именно в горлышко бутылки, а не соскользнул мимо. Задание усложняется еще и тем, что увидеть карандаш можно, только либо оглядываясь через плечо либо наклоняясь вперед, что тоже не облегчает задачу игрока.
Поймай зубами
Игра не только развивает у детей ловкость и быстроту реакции, но и вызывает у них острое желание самостоятельно стремиться к развитию данных качеств. Основным толчком к этому является желание заработать приз и стать лучше других.
Вам потребуется довольно большое количество мелких ягод: вишни, крыжовника или крупной смородины. Именно ее и необходимо будет поймать зубами и именно она и станет призом за успех. Эти ягоды следует рассыпать по небольшим баночкам, количество которых равно половине числа игроков.
Когда все приготовления будут сделаны, ведущий просит играющих разделиться на пары, а затем объясняет им правила игры. Напарники должны встать друг против друга на расстоянии 5 шагов или более. Один из игроков пары получает посуду с ягодами. Его задача – кидать их по одной в рот напарнику, стоящему напротив. В свою очередь, тот должен поймать брошенную ему ягоду на лету. Счет пойманных ягод ведет кидающий. Через некоторое время пары меняются местами и продолжают игру. По ее окончании подсчитывают результаты и выявляют самого ловкого игрока.
Бурлаки на Волге
Понадобится весьма тяжелый предмет, который не так-то просто сдвинуть в одиночку, и очень толстый канат. Роль тяжести может выполнять наполненная чем-либо бочка, тщательно закупоренная и имеющая измятые бока, чтобы ее сложнее было передвигать. Или же эту роль могут взять на себя несколько взрослых, севших на один резиновый коврик. Канат необходимо привязать к этому самому предмету так, чтобы его можно было тянуть. А вторую часть каната следует связать в круг, образовав, таким образом, петлю, в которую будут впрягаться «бурлаки».
Эта игра помогает развить у детей силу и способствует их физическому развитию.
Далее выбирается первая группа «бурлаков», которым поручается доставить «баржу» до какого-либо определенного места. Его следует определить заранее. По сигналу ведущего «бурлаки» начинают тянуть, стараясь сделать это как можно быстрее, так как по количеству затраченного на выполнение задания времени и будет определен победитель игры. Таким образом, та команда, которая справится с заданием быстрее остальных, провозглашается самой сильной.
Горы
На площадке необходимо расположить несколько ям, а возле них разместить тяжелые кубики или какие-либо другие предметы, так называемые горы. Затем на расстоянии не менее 2 м проводят линию старта и раскладывают небольшие мячи. Далее разделяют играющих на число команд, равное приготовленным ямкам. Таким образом, каждая команда выстраивается возле линии старта напротив своей ямки.
По сигналу ведущего стоящие первыми игроки каждой команды должны сделать один сильный бросок или каток мяча рукой так, чтобы он смог сбить стоящий возле ямы предмет прямо в нее.
Но необходимо быть очень ловким, так как если «гора» только сдвинется, команда не только не получит баллов, а наоборот, потеряетих. Чтобы не допустить этого, игроки должны бросать мяч очень ловко и попадать в цель. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.
Морской прилив
Как известно, при приливе очень сложно поспорить с течением, которое несет корабль или лодку туда, куда ему хочется. Эта игра построена именно на этом принципе, а потому учит детей бороться с «силами природы» и использовать при этом все скрытые ресурсы своего организма.
Для игры нужны два небольших резиновых коврика и один длинный канат. Эти коврики располагаются на расстоянии друг от друга, равном длине троса. Между ними ровно на середине чертят линию финиша. Затем играющие делятся на пары, и первая из них усаживается на эти коврики и ждет сигнала ведущего.
Как только команда «старт» будет дана, оба игрока должны быстро схватить лежащий перед ними трос и постараться дотянуть при его помощи соперника до линии финиша.
Выигрывает игрок, которому удастся дотянуть до линии финиша многих соперников.
Бросок, еще бросок
Во все времена игры детей были направлены не только на то, чтобы весело провести время. В каждой из них таился внутренний глубокий смысл.
В результате занятий ими дети приобретали гибкость, ловкость, меткость. В данной главе приведены игры, которые помогут развить у детей глазомер и меткость. В них необязательно быть сильным, выносливым или подвижным, поэтому дети, которые часто проигрывают, здесь могут почувствовать себя на высоте.
Попади в корзину
Для этой игры нужны 2 мяча и 2 небольшие корзины. В качестве корзины можно использовать небольшое ведерко или другой предмет, в котором может поместиться мяч. Все игроки делятся на две команды.
По очереди игроки каждой команды должны бросать мяч в корзину. Если игрок попадает, команде засчитывается очко.
Если следующий игрок не попадает мячом в корзину, у команды одно очко вычитается. Когда отыграют все, подсчитываются очки. Команда, набравшая больше очков, считается победительницей.
Движущаяся мишень
Для этой игры нужен мяч. Игроки встают в круг, водящий встает в середину круга. Мяч находится в руках одного из участников игры. Он бросает его так, чтобы попасть в водящего. Но тот уворачивается, двигается так, чтобы мяч его не задел. Игроки перебрасывают друг другу мяч, стараясь обязательно задеть водящего. Если кому-то удалось попасть в него мячом, он выходит из центра круга, а на его место становится тот, кто попал в него мячом.
Маленькие шары
Дети делятся на две группы. Одна из них выстраивается в шеренгу, другая образует круг возле этой шеренги. Нужно несколько маленьких мячей, число их должно соответствовать числу игроков одной из групп. Игроки, стоящие в круге, бросают маленькие мячи так, чтобы попасть в кого-нибудь из стоящих в середине, а те, в свою очередь, уворачиваются. Если мяч заденет кого-то, тот должен выйти из игры. Игра продолжается до тех пор, пока последний из игроков, стоящих в круге, не выйдет из игры. Потом игроки меняются местами.
Круги
Нужен маленький мяч. Играют рядом с какой-нибудь стеной, например стеной гаража или сарая. Но близко не должно быть окон, во избежание неприятностей. На стене мелом рисуют круги разного размера, одни побольше, другие – маленькие.
Каждый игрок по очереди бросает мяч, стараясь попасть в один из кругов. За каждый круг игроку засчитывается определенное количество очков. За маленькие круги – больше очков, потому что в них намного труднее попасть. А за большие, соответственно, меньше. Если игрок не попадет ни в один из кругов, у него вычитается одно очко. Побеждает тот, кто наберет больше очков.
Морские камешки
Играют рядом с рекой или морем. Каждому игроку нужно собрать несколько маленьких камешков. На мокром песке делают небольшую ямку. Задача игрока – зайти в воду и бросать камешки так, чтобы попасть в ямку. За каждое меткое попадание игрок получает очко, а если бросок прошел впустую и игрок не попал в ямку, у него вычитается одно очко. В конце игры судья подсчитывает очки каждого участника. Побеждает тот, кто наберет очков больше.
Меткий прыгун
Выбирается судья. Он будет подводить итоги. На земле или песке рисуют мелом небольшой круг. Все дети отходят на некоторое расстояние и встают в шеренгу. По очереди каждый игрок должен разбежаться и прыгнуть так, чтобы попасть в нарисованный круг. Если он попадает в круг, ему засчитывается очко. Побеждает тот, кто наберет больше очков.
Городки
Нужны несколько небольших брусочков и бита, т. е. большая толстая палка. На игровой площадке из брусочков строятся разные фигуры. Задача игрока – находясь на некотором расстоянии, бросать палку-биту так, чтобы одним ударом сбить все фигуры на площадке. С каждым разом делаются все более и более сложные фигуры. И игрок должен точно таким же образом сбивать их. В результате побеждает тот, кто собьет больше фигур.
Брось палку
Для игры нужно несколько примерно одинаковых палочек. Каждый игрок должен по очереди бросать палочки так, чтобы они ложились одна рядом с другой. Если кто-то не рассчитал силу броска и палка улетела слишком далеко, ему засчитывается штрафное очко. Если же он бросает правильно, т. е. палки ложатся ровно, одна рядом с другой, то он получает очко. В конце игры судья подсчитывает результаты. Побеждает тот, кто наберет больше очков с меньшим количеством штрафных.
Лягушки
Понадобятся маленький мяч и небольшая корзинка или ведро. Каждому игроку надо бросать мяч, т. е. «лягушку», находясь в положении лежа. Задача игрока – попасть в корзину. За каждый правильный бросок засчитывается очко. В конце игры судья подсчитывает очки. Победитель тот, кто наберет больше очков.
Водный баскетбол
Играют на реке, море или в бассейне. На воде нужно установить два круга, в которые можно бросать мяч. Для этой цели вполне подойдут обыкновенные надувные круги. Участники игры делятся на две команды. Каждая команда защищает свой круг, игроки должны бросать мяч так, чтобы попасть в круг соперников. Судья подсчитывает очки. Побеждает команда, которая наберет больше очков.
Дротики
Для этой игры нужны дротики – это небольшие стрелы, на конце которых есть иголочка. На некотором расстоянии устанавливают мишень – доска, на которой нарисован круг.
Каждый по очереди бросает дротики так, чтобы попасть в круг. За меткие попадания засчитываются очки. В конце игры подсчитываются результаты. Победит тот, кто наберет очков больше.
Кольца
Нужно несколько колец диаметром в несколько сантиметров. На некотором расстоянии устанавливается шест. По очереди каждый участник игры бросает кольца так, чтобы кольцо попало на шест. За каждый меткий бросок засчитывается очко, за каждый неудачный бросок – очко вычитается. После игры судья подсчитывает очки. Побеждает тот, кто набрал очков больше.
Не смотри назад
Мелом рисуют небольшой круг. Каждый участник игры встает так, чтобы круг находился позади него. Он берет в руки мяч и бросает его назад, не оборачиваясь при этом. Судья и остальные игроки наблюдают за броском. Мяч должен попасть в круг. Если кому-то удалось бросить мяч правильно, ему засчитывается очко. Потом судья подводит итоги. Побеждает тот, кто наберет очков больше.
Метание мяча
Для игры нужен маленький мяч. Все по очереди должны метать его. Задача – бросить мяч как можно дальше. Судья следит за тем, на какое расстояние каждый из игроков бросил мяч. Побеждает тот, кто кинул мяч дальше всех.
А ну-ка, отними
Для игры нужен маленький мяч. Все делятся на две команды. Первая команда – это защитники, каждый должен встать рядом с одной из лунок, чтобы охранять ее от попадания мяча. Другая команда – нападающие. Они бросают мяч, стараясь попасть в одну из лунок. Они могут и перекидывать мяч друг другу, чтобы запутать противника.
Играть лучше всего на песке или на мягкой земле, потому что в мягкой почве можно вырыть лунки по числу игроков одной из команд.
Защитники перехватывают мяч, не допуская его попадания в лунки. Если кто-то из защитников не успел уследить и мяч оказался в лунке, защитник выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все защитники не выйдут из игры. Потом команды меняются местами, и игра продолжается.
Башня
В эту игру лучше всего играть возле реки или моря, там, где есть песок. Из песка нужно построить башню таким образом, чтобы ее можно было разрушить ударом мяча. Каждый из игроков встает на определенное расстояние и бросает мяч. Если ему удалось разрушить башню, он получает очко. Если он не попал или башня разрушена не полностью, ему засчитывается штрафное очко. Потом судья подводит итоги. Побеждает набравший больше очков.
Глазунья
Играть лучше возле водоема, реки или пруда. Надо набрать несколько мелких камешков. Все по очереди бросают камешки в воду, стремясь бросить как можно дальше. Судья внимательно следит, запоминая расстояние, на которое каждый участник бросил камешек. Играть нужно тогда, когда рядом никто не купается, чтобы не попасть камешком в кого-нибудь. Побеждает тот, кто бросает камешки дальше всех.
Удачный прыжок
На асфальте рисуют несколько небольших кругов на определенном расстоянии друг от друга. Каждый должен пробежать это расстояние так, чтобы ноги находились только в кругах, т. е. ему нужно перепрыгивать от одного круга к другому. Если игроку удается пройти это расстояние правильно, он получает очко. Если он наступил на черту круга, то одно очко вычитается. В результате побеждает тот, кто наберет больше очков.
Каменные горы
Для этой игры нужно собрать несколько горок из камешков и песка. Горки могут быть разного размера, как большие, так и маленькие. Нужен мяч. Смысл игры в том, чтобы отойти на некоторое расстояние от горок и бросить мяч так, чтобы разбить эту горку. Сначала игроки бросают мяч на определенном расстоянии от горок. Задача – бросить мяч таким образом, чтобы сломать гору.
За каждую горку игрок получает определенное количество очков. Большая горка оценивается меньшим количеством очков, чем маленькая. Ведь в большую горку попасть легче, здесь не требуется особой меткости. В конце игры подсчитываются очки.
Игрок, который набирает больше всего очков, получает звание самого меткого. Его можно наградить каким-то призом.
Попади в горку
Старинная английская игра гольф практически не получила у нас распространения. А можно попробовать перенять основные правила игры, чтобы разнообразить свой досуг. Для гольфа нужны мячи, а для нашего варианта – небольшие камешки. Нарисуйте линию старта. Именно оттуда игроки будут бросать камешки. На некотором расстоянии от линии старта постройте несколько горок из камешков.
Смысл игры – бросать камешки таким образом, чтобы попасть в горку. Камешек должен лечь так, чтобы он стал как бы частью горки. За каждый удачный бросок игрок получает определенное количество очков. Нужно учесть все условия: если камешек не был доброшен до горки, если камешек попал на горку, но потом упал с нее. В конце игры подсчитывается сумма очков. Самый меткий игрок получает приз.
Развалины древнего замка
Для этой игры нужно набрать некоторое количество бутылок из-под лимонада. Нарисуйте линию старта. Именно оттуда игроки будут бросать мяч. На некотором расстоянии от старта установите горки, составленные из пластиковых бутылок. Например, такой замок в бутылочном варианте может выглядеть так.
Каждый игрок бросает мяч в фигуру, составленную из бутылок. За меткие броски игроки получают по определенному количеству очков. Затем игрокам следует отойти на некоторое расстояние, чтобы повторить броски. В конце игры подводятся итоги.
Победителем считается тот, кто наберет больше очков. Тот, кто хотя бы раз промахнулся, лишается всех ранее приобретенных очков.
Снежки
Вснежки играют зимой, когда на улице много снега. Игра очень старая, но от этого она не стала менее популярной. Все делятся на две команды. Каждая из них лепит снежки из снега и бросает в своих соперников. За меткие броски игроки получают по одному очку. Разумеется, от снежков нужно увертываться. В конце игры подсчитываются очки. Тот, кто наберет их больше, считается победителем.
Таинственная коробка
Для начала следует найти две одинаковые коробки. В одну сложите разнообразные призы, которыми будут поощрены победители в игре. Игрокам нужно нарисовать линию старта.
На некотором расстоянии от нее установите пустую коробку. Игроки по очереди берут мяч, встают на линию старта и бросают его, стараясь попасть в коробку.
За каждый бросок присуждается определенное количество очков. Следующий бросок участнику игры следует делать, увеличив расстояние до коробки. В конце игры подсчитываются очки. Те, кто набрал их больше, получают призы, заранее приготовленные в другой коробке.
Сорви букет
Нарисуйте на большом листе бумаги или картона цветок. Серединку у этого цветка вырежьте таким образом, чтобы в нее можно было попасть мячом. Игроки с некоторого расстояния делают броски мячом в цветок.
Если игрок попадает мячом в отверстие в цветке, ему засчитываются очки. Следующий бросок игрок должен делать, увеличив расстояние до цветка. В конце игры подводятся итоги. Те, кто набирает больше очков, считаются победителями. Им можно вручить приз или поощрить грамотой, изготовленной собственноручно.
Привязанный мячик
Можно взять мячик от тенниса. Водящий привязывает его к веревке и начинает считать до пяти. За это время остальные должны отбежать от него на некоторое расстояние.
Водящий сначала наматывает веревку на руку, потом начинает разматывать ее, стараясь задеть мячиком кого-то из участников игры. Тот, кого задел мячик, выходит из игры.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний игрок. Именно он будет победителем.
При этой игре следует соблюдать определенное условие: нельзя отбегать слишком далеко от водящего, следует передвигаться в радиусе действия веревки с теннисным мячом.
Снежный человек
Сначала игрокам нужно выбрать место – обыкновенную расчищенную площадку размером примерно в 10–15 кв. м. Игроки делятся на две группы. Каждая команда встает в линию друг против друга. Затем игрок одной из команд выбегает из своего ряда и бежит в противоположную шеренгу. Его встречает лавина снежков, которые бросают противники, т. е. та команда, к которой он пытается присоединиться. Задача бегуна – увернуться от снежков, летящих в него. Бегун в конце концов присоединяется к команде, и игра продолжается. Команда, к которой присоединился новый участник, должна расстаться с кем-то из игроков, т. е. кто-то таким же образом бежит к противоположной шеренге. Его также встречает лавина снежков, и его задача – увернуться от них по мере возможности. Таким образом, каждый участник игры должен совершить перебежку к противнику. И его, в свою очередь, встретит лавина снежков.
Зимой, когда выпадает много снега, такая игра становится наиболее актуальной и интересной.
Разумеется, это удается далеко не всем. В конце игры можно понаблюдать, кто стал похож на настоящего снежного человека, т. е. оказался весь облеплен снегом. Впрочем, в игре нет победителей и побежденных. Она помогает развить меткость и ловкость.
Попади в цаплю
Игра для зимнего времени, так как для нее требуется снег. Сначала надо найти какую-то длинную тонкую палочку и воткнуть в сугроб. Правила игры следующие: все отходят от сугроба на некоторое расстояние. Сначала 1 игрок пробует свои силы, бросая снежки в палочку и стараясь, чтобы она упала. Все остальные засекают по секундомеру время, которое потребовалось игроку для достижения своей цели. Когда первый игрок выполнит задание, свои силы должен попробовать следующий игрок. Его задача точно такая же. Он бросает снежки и старается свалить палочку. Победителем объявляется тот, кто за самое короткое время свалил палочку на землю.
В процессе игры все дети должны попробовать себя на меткость.
Ловкий мяч
Нужны теннисные ракетка и мяч. На стене рисуют небольшой круг. Задача каждого из игроков – теннисной ракеткой отбивать мяч таким образом, чтобы попадать точно в цель.
Дети делают это по очереди. Каждому игроку выделяется свое время: он имеет право играть ровно 3 мин. Если за это время он ни разу не промахнулся, то получает определенное количество очков. Если же игрок промахнулся несколько раз, он получает меньше очков. Соответственно, чем больше раз промахнулся игрок, тем меньше очков он получит. В конце игры подводятся итоги. Победителем считается тот, у кого больше очков.
Длинная дорога
Найдите ровную асфальтированную площадку, мелом нарисуйте длинную дорогу. Она должна быть волнистой и узкой, ее ширина зависит от размеров мяча, а именно чем меньше мяч, тем более узкой должна быть дорога. Ведущий следит за ходом игры и подводит итоги. По очереди каждый должен взять мяч и пройти всю длинную дорогу. Мяч нужно отбивать от земли таким образом, чтобы случайно не выйти за боковые края дороги, за линию, нарисованную мелом.
Ведущий и все остальные внимательно следят за тем, как выполняются условия игры. Если игрок смог правильно пройти всю дорогу, он заслуживает определенного количества очков.
Если же он хотя бы раз не смог удержать мяч и вышел за пределы дороги» он получает меньше очков. Соответственно, чем больше нарушений допустил игрок, тем меньше очков он получает. В конце игры подсчитываются очки, победителем станет тот, кто наберет их больше.
Сложный бросок
Для этой игры на стене надо нарисовать мишень в виде круга, в который нужно попасть мячом. Каждый игрок по очереди бросает мяч. Сложность в том, что мяч нужно бросать из-за спины через голову и попадать им в нарисованную мишень. Каждый игрок должен сделать несколько бросков. Если первые три броска были удачными, игрок отходит от мишени еще на несколько шагов и повторяет броски. Если он снова делает удачные броски, расстояние опять увеличивается на несколько шагов.
За каждое меткое попадание игрок получает определенное количество очков. Если не все броски удачны, игрок получает меньше очков. Если не было ни одного удачного броска, игрок не получает ни одного очка. Ведущий внимательно следит за действиями игроков и в конце игры подводит итоги.
Победителем считается тот, кто набирает больше очков.
Кидаем карандаши
Найдите несколько самых обыкновенных карандашей. Задача игры следующая: на некотором расстоянии от игрока устанавливается небольшая коробка. Каждый игрок должен бросать карандаши таким образом, чтобы попасть в эту коробку. За меткие попадания участник игры получает определенное количество очков. Ведущий внимательно смотрит за действиями участников. Если далеко на все карандаши попали в коробку, то игрок получает меньше очков. Таким образом, чем меньше было удачных бросков, тем меньше очков получит игрок. Победителем считается тот, кто набирает больше очков.
Покрасим снежную бабу
Эта игра предназначена для холодного времени года, когда на улице выпадает снег. Сначала найдите стену, мелом нарисуйте на ней снежную бабу. Затем все отходят от этой стены на какое-то расстояние и начинают бросать снежки. Задача игроков – кидать снежки таким образом, чтобы снегом была украшена вся снежная баба. Каждому игроку выделяется определенное время на бросание снежков (например, 3 мин).
Если кто-то успеет за это время разукрасить всю снежную бабу, он получает определенное количество очков, а если нет, значит, и очков будет меньше. Все зависит от размера свободной поверхности, остающейся на мишени.
Таким образом, каждый игрок пробует свою меткость. В конце игры подводятся итоги. Победителем оказывается тот игрок, который набирает больше очков.
Властелин колец
Для этой игры нужна специальная доска, на которую следует прибить несколько колышков разного размера. Доску с колышками вешают на стену или ставят вертикально. Игроки по очереди встают на определенное расстояние от доски и бросают кольца таким образом, чтобы каждое из них попало на колышек.
За каждый удачный бросок участники получают определенное количество очков. Оно зависит как от размеров колышка, так и от диаметра кольца. За неудачный бросок игрок не получает ничего. В конце игры подводятся итоги. Победителем становится тот, кто набирает больше очков.
Поймай птицу
Приготовьте несколько маленьких мячей. Дети делятся на две команды. Первая – это «хищники», вторая – «птицы».
«Хищники» берут себе по одному маленькому мячу. «Птицы» пока спокойно гуляют вокруг.
Когда проходит минут 5–7 после начала игры, «хищники» дают сигнал. В это время все «птицы» должны замереть на месте. «Хищники» также останавливаются и бросают мячи так, чтобы попасть в кого-то из игроков второй команды. Задача «птиц» – увернуться от мяча, но при этом нужно оставаться на месте, т. е. нужно приседать, наклоняться, поворачиваться в сторону. Как только «птица» оказалась подстреленной, она должна немедленно поменяться местом с «хищником». Игра продолжается. Если кто-то из игроков нарушил правила и сошел с места после сигнала, он выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не сменятся игроки обеих команд, т. е. «птицы» станут «хищниками», и наоборот.
Собери яблоки
Нужны мяч и несколько яблок. Яблоки раскладываются на полу. Игрок берет мяч, отходит на некоторое расстояние от разложенных на полу яблок и начинает бросать мяч таким образом, чтобы сбить с места яблоки. За каждое задетое яблоко участник получает определенное количество очков. Чем больше удачных бросков сделает игрок, тем больше очков он получит. Затем его сменяет следующий. В конце игры подводятся итоги. Игрок, получивший больше очков, становится победителем.
Садовник
Водящий берет мяч и встает в центр игровой площадки. Он будет «садовником». Остальные игроки – это «цветы». Они сидят на корточках на площадке. Водящий должен стоять на одном месте, он не имеет права хотя бы на шаг уклоняться от него. Водящий бросает мяч так, чтобы попасть в кого-то из игроков. Игроки должны увернуться от мяча, но таким образом, чтобы не вставать в полный рост.
Если кто-то из игроков не успел увернуться от мяча, он выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ее последний участник. Он считается победителем.
Существующие ограничения: если водящий нарушает правило и сходит со своего места, он получает штрафные очки. В этом случае он должен оставаться в роли водящего еще раз. Если же кто-то из игроков нарушил правила и встал в полный рост, уворачиваясь от мяча, он выходит из игры.
Свои и чужие
Играть можно как на улице, на специальной площадке, так и в спортивном зале. Сначала нужно привязать веревку, разделяющую площадку пополам. Высота привязанной веревки – около 2 м. Организованные две команды встают по обе стороны веревки. Задача игроков – перебрасывать мяч друг другу, подавая его так, чтобы он упал на землю на территории команды соперников. В этом случае команде, бросивший мяч, засчитывается очко. Но в то же время нужно перехватывать подачи противников так, чтобы мяч не касался земли на вашей территории. Победительницей считается команда, сумевшая защитить свою территорию от «вражеского» попадания мяча, но в то же время несколько раз забросившая мяч на землю своим противникам.
Числа и имена
Водящий бросает мяч кому-то из игроков и называет при этом какую-то цифру и какое-то имя. Например, он говорит: «Дима, 14». Это означает, что игрок по имени Дима должен поймать мяч и ровно 14 раз бросить его кому-то из игроков. Задача в том, чтобы ни разу не уронить мяч на землю.
Игрок, имя которого было названо, может бросать мяч не одному партнеру, а нескольким. Если кто-то из игроков не сумел поймать мяч, он выходит из игры. Когда мяч будет переброшен 14 раз, игрок, который получил его последним, должен перебросить его водящему. Если игроки запутались в счете и не отдали мяч водящему вовремя, они выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не останутся 2 игрока – водящий и последний игрок. Именно он и будет победителем.
Детский футбол
Найдите площадку, на ее углах выройте небольшие лунки. Посередине площадки должен стоять ведущий. Он перебрасывает мяч кому-то из игроков. Но сложность в том, что мяч нельзя трогать руками. Его можно перекатывать только ногой. Игрок, получивший мяч, ногами подталкивает его к лункам в уголках площадки. Остальные начинают отнимать его у игрока.
Тот, кто сумеет оставить мяч у себя и загнать его в одну из лунок, получает определенное количество очков. Игра продолжается. Каждый игрок должен получить сколько-то очков.
Ведущий аккуратно фиксирует их количество, чтобы потом подвести итоги. Победителем становится тот, кто наберет больше очков. Если кто-то из игроков коснется мяча руками, он должен выйти из игры как нарушивший ее правила.
Ворота
Для этой игры нужна ровная площадка. Можно играть и в спортивном зале. В начале игры выбирают 2 вратарей. Ворота обозначают кеглями или бутылками из-под лимонада, выстроенными в ряд.
Все дети разбегаются по площадке. У каждого есть свой мяч, можно выбирать как маленькие мячи, так и большие. Игроки толкают мячи ногами перед собой, они стараются попасть в ворота так, чтобы сбить кегли или бутылки. Но игроки, охраняющие ворота, должны быть бдительными и стараться во что бы то ни стало защитить их. Если по их вине ворота оказались разрушенными, игроки выходят из игры. На их место встают те, чей бросок оказался метким. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не останутся последние 2 участника. Именно они и будут считаться победителями.
Крепость
Играть нужно в холодное время года, так как требуется много снега. Из него строят большую крепость. На нее устанавливают разные флажки. Игроки отходят от крепости на некоторое расстояние и начинают бросать снежки таким образом, чтобы при броске был сброшен один флажок. Для бросков каждому назначается определенное время, за которое он должен сбить максимум флажков. Каждый флажок оценивается определенным количеством очков. За неудачные броски очки вычитаются. Словом, все участники пробуют себя на меткость. В результате подсчитываются очки. Тот, кто набрал их больше, считается победителем.
Следующий тур игры должен быть более сложным. Например, от крепости нужно отойти на более далекое расстояние. Или бросать снежки нужно не правой, а левой рукой. В остальном действия игроков оцениваются аналогичным образом. И победителем считается тот, кто получит больше очков.