Набор ледоколов 15

522942020m.jpg

«Эмпатия»

Цель игры — осмысление в группе проблем взаимной оценки, восприятия людьми друг друга.

Два или три добровольца выходят за дверь. Группа договаривается, кто из участников будет смотреть на каждого вошедшего с открытой неприязнью, со скрытой неприязнью, с симпатией (по одному человеку). Остальные договариваются смотреть на вошедшего нейтрально. Ведущий говорит: «Подойди к каждому, посмотри в глаза. Мы здесь договорились, что некоторые члены группы буут смотреть на тебя как-то необычно. Скажи вслух, как относится к тебе в данный момент каждый из присутствующих». После этого необходимо, чтобы те, кто договорился смотреть на вошедшего эмоционально, раскрыли свое задание.

В обсуждении обычно выявляется известный феномен «возрастной тревожности», заставляющий переоценивать количество эмоционально окрашенных взглядов.

Продолжительность игры — 20 минут.


«Эмоциональный контакт»

Цель игры — осмысление и обсуждение ценности и смысла любви в отношениях между людьми.

Группе предлагается провести «мозговой штурм» на тему «эмоциональный контакт».

Правила «мозгового штурма»: 1)каждый может высказываться, 2)нельзя перебивать друг друга, 3)нельзя критиковать чужие высказывания, 4)можно развивать любую мысль.

Эмоциональный контакт в данной игре понимается как любые неравнодушные отношения. Группа отвечает на следующий вопрос: какими средствами и с какой целью люди добиваются того, что к ним относятся неравнодушно? Ведущий записывает все высказывания, после чего просит оценить средства как «этичные» и «неэтичные».

Относительно целей задаются вопросы, является ли каждая из целей эгоистичной, альтруистичной или нейтральной. Обычно в подростковой группе соотношение эгоистических и альтруистических целей равно примерно 5:1, что служит для группы источником размышлений.

Продолжительность игры — 30—40 минут.


«Цветик- Семицветик»

Цель игры — осознание и групповое осмысление ценностей, интересов, потребностей участников, создание сказочного настроя.

Для игры подготавливаются бумажные ромашки с семью лепестками.

Предлагается написать на лепестках ромашки свои желания, не ограничивая себя ничем, как если бы ромашка была волшебной. Затем ведущий собирает ромашки и, выбирая одну из них, предлагает составить впечатление о человеке, у которого такие желания. Возможно просто сравнение ромашек между собой. Можно назвать героя сказки, который мог бы выразить такие желания, либо вообще выполнять задание от имени какого-либо сказочного героя. В другом варианте игры лепестки ромашек отрываются, перемешиваются, по желанию группы происходит знакомство с частью лепестков, либо разговор о желаниях вообще, способах их осознания и исполнения.

Продолжительность игры — 15—20 минут.


«Тип-топ»

Целью игры является демонстрация группе неконструктивного поведения при обсуждении. Иногда такая демонстрация необходима при групповых занятиях.

Группе предлагается встать в круге на четвереньки, прикасаясь друг к другу мизинцами (или какая-либо другая, достаточно неудобная поза). Ведущий спрашивает у соседа по кругу: «Знаете ли вы игру «Тип-топ»?» Тот отвечает: «Нет!» Ведущий предлагает задать этот же вопрос соседу. Вопрос и ответ проходят весь круг. Когда к ведущему обращаются с этим же вопросом, он отвечает: «И я не знаю. И что мы здесь делаем, просто непонятно!»

Продолжительность игры — 15 минут.


«Тарелка с водой»

Цель игры — развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопонимания.

Группа молча с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой. В результате при передаче развиваются способы коммуникации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением и т. п.

Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия. В игре участвуют наблюдатели, которые после игры дают отчет о наблюдениях, адресованный тому, за кем они наблюдали.

Продолжительность игры — 20 минут.


«Скульптура»

Цель игры — групповое осмысление и обсуждение какой-либо проблемы, раскрепощение группы, создание творческого, сказочного настроения.

Группе (всей или разделенной на подгруппы) предлагается изобразить групповую скульптуру по предложенной теме, например скульптуру, выражающую отношения героев какой-либо сказки, либо скульптуру, являющуюся олицетворением какого-либо чувства. По поводу «Сказки о Принце» это может быть скульптура «День рождения» или «Принц и Рыцари в лесу», или «Принц в городе Аморель». Скульптуры могут воплощать любовь, одиночество, неверие в себя, тишину. Если это необходимо, скульптуры могут быть динамическими (с ритмично двигающими персонажами).

Продолжительность игры — 15—20 минут.


«Рукопожатие»

Цель игры — улучшение взаимопонимания в группе, понимание участником того, как он может восприниматься другими людьми.

Одному из участников — добровольцу, завязывают глаза. Другие по очереди тихо подходят к нему и пожимают руку. Тот, у кого завязаны глаза, говорит о впечатлении, которое производит рукопожатие.

Продолжительность игры — 10—15 минут.


«Рисуем музыку»

Цель игры — обсуждение вопроса о различных видах любви и различных представлениях о ней.

Участники игры получают несколько листов бумаги для рисования, краски (цветные карандаши или фломастеры). Объявляется, что рисовать будем музыку, точнее, несколько музыкальных произведений. Для рисования представляются несколько (не менее двух) музыкальных отрывков, или песен, отражающих разное понимание любви. В моем занятии использовались: «Мочалкин блюз» из фильма «Асса», ария Магдалины из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» и мадригал XIV века «Любовная надежда». (Можно, естественно, выбирать различные произведения, желательно, чтобы их стилевые особенности не отталкивали участников группы, ориентированных на какой-то стиль музыки.) На рисунок необходимо выделить 10—15 минут. После этого организуется «вернисаж», где свои работы представляет каждый автор, объясняя, почему он так нарисовал ту или иную музыку, либо выставки работ по конкретным музыкальным произведениям. В связи с обсуждением работ возникает тема различных видов любви, что отразилось в музыке и, в результате, в рисунках.

Продолжительность игры — не менее 30 минут.


«Разговор через стекло»

Цель игры — осмысление трудностей общения между людьми, трудности понимания людьми друг друга.

В ходе игры нескольким парам участников предлагается «поговорить» друг с другом, как если бы их разделяло толстое стекло, не пропускающее звук. После попытки партнеры сообщают, что хотел сказать один и что понял другой. При обсуждении можно подсказать, что таким «стеклом» может быть принадлежность к разным народам, поколениям, странам.

Продолжительность игры — 10—15 минут.


«Поводырь»

Цель этой очень многозначной игры в данном контексте — создать в группе переживания взаимной поддержки, более глубокие взаимоотношения, интерес к проблеме взаимной зависимости людей друг от друга.

Группа делится пополам. Выделяется один или несколько наблюдателей, либо ведущий принимает на себя эту роль. Объявляется, что одна половина группы временно потеряла зрение и слух. Другая половина группы приглашается на роль поводырей, которые должны безмолвно пригласить на прогулку «слепых» и по возможности познакомить их с миром в новых условиях. Обычно такая прогулка продолжается не менее 20 минут, после чего «слепые» и «поводыри» меняются ролями и снова проводят прогулку. При обсуждении необходимо, чтобы каждый высказал свои впечатления о том, как он чувствовал себя в роли «слепого»: как воспринимал мир, помогал ли ему поводырь, или тащил, куда считал нужным; и в роли поводыря: было ли взаимогонимание со «слепым»», какие чувства были по отношению к нему.

Продолжительность игры — около 1 часа.


«Передача предмета»

Цель игры — создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения. Какой-либо предмет (игрушка, сувенир) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплиментов.

Продолжительность игры — 10 минут.


«Мама, я хочу домой»

Цель игры — расшевелить участников группы, побудить их к проявлению творчества, повысить самооценку, настроить на сказку.

Основана на детской игре, распространенной в США.

Все участники группы стоят вместе. Ведущий — по другую сторону. Он спрашивает участников: «Кто хочет домой?» Когда кто-либо отвечает: «Я», — ведущий ставит условие: «Вы должны пройти, как... (один из образов, подходящих данному человеку): балерина, бабочка, слон, лягушка, автомобиль, ленивый ученик, идущий в школу и т. п.». Можно задать образы персонажей известной сказки или той сказки, которая будет анализироваться.

Количество предлагаемых образов не ограничено. Задача ведущего — выбор образа, повышающего самооценку данного участника. Например, «как слон» может идти только слабый и легкий человек, ленивого ученика изобразит активный и т. п. Участник может отказаться от предложенного образа и остаться на месте. Группа оценивает качество исполнения образа и в зависимости от этого исполнения пропускает «домой» или не пропускает. Когда некоторые участники уже выполнили задание, ведущий оставляет их назначать новые задания и отправляется к группе желающих домой, чтобы также получить и выполнить задание. Возможно выполнение задания по 2—3 человека, тогда и образы могут быть другими:

— тракторист на тракторе;

— кошка с клубочком;

— стайка воробьев,

— трехглавый дракон,

сражающиеся рыцари и т. п.

Продолжительность игры — не менее 40 минут, на подготовку спектакля дается 15 минут.


«Лишний стул»

Цель игры — настройка группы на откровенность или создание сказочной атмосферы. Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все, к кому относится высказанное предположение. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие. Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например:

Сейчас поменяются местами те, кто никогда не опаздывал на уроки.

...те, кто всегда соблюдает правила.

...те, кто всегда слушается родителей.

Можно предлагать задания, совместимые с темой сказки или предлагаемого обсуждения, например:

Поменяются местами те, кто верит, что чудеса случаются не только в сказках.

Продолжительность игры — 10—15 минут.


«Ледокол»

Игра является хорошим способом «разбить лед» в малознакомой группе, настроиться на сказочные сюжеты или актуализировать какие-либо знания.

Играющие берут листочек бумаги (карточку) и пишут на нем имя сказочного персонажа, название какого-либо сказочного предмета, фамилию известного автора сказок, название сказки или сказочного города, которое должен угадать другой участник. (Ведущий может заранее подписать нужное количество карточек сам, если это отвечает его замыслу.) Написавший карточку вправе просить разрешения прикрепить ее на спину любому участнику группы. Карточки прикрепляются булавкой на спину каждого участника. Все участники игры подходят друг к другу, показывают свои карточки и задают вопросы, на которые можно отвечать только «да» и «нет». Если учащийся разгадал свою карточку, он прикалывает ее на грудь. Количество вопросов, которые можно задавать при разгадывании, можно ограничить.

Продолжительность игры — 15—20 минут.


«Куб согласия — куб конфликта»

(Игра разработана и апробирована совместно с Е. Н. Соколовой, преподавателем изобразительного искусства Санкт-Петербургского Высшего педагогического училища им. Н. А. Некрасова).

Цель игры — обсуждение результатов конфликтного и примирительного поведения человека.

Для игры необходимо подготовить два бумажных или картонных куба (длина грани — от 40 см), краски и две кисточки. Добровольцам предлагают «поговорить» друг с другом посредством кисточек и красок на одной из граней куба. При этом один куб предназначен для общения в состоянии конфликта, а другой — для дружеской беседы.

При обсуждении в группе (после того как все грани куба заполнены) сравниваются рисунки на этих кубах и оцениваются чувства партнеров. Кубы могут храниться в группе на память как материализованный символ стилей поведения (стремящегося к мирным способам решения проблем, и агрессивно-конфликтного).

Продолжительность игры — 15—20 минут.


«Комплименты»

Цель игры — обучение искусству говорить и выслушивать комплименты.

Комплименты говорятся одному из участников группы (имениннику, победителю какой-либо игры, выбранному по жребию — желательно, чтобы в этой роли не выступал признанный лидер группы). Комплименты говорят все члены группы, включая ведущего. Обязательное условие — искренность комплимента. Если эта игра должна подвести к обсуждению сказки, то того, кто сегодня будет выслушивать комплименты, можно назвать «принцем» или «принцессой».

Проблемы, увиденные в ходе игры, обсуждаются обобщенно; лучше говорить не о поведении конкретного участника, а о трудности верить комплиментам, если человек не уверен в себе.

Продолжительность игры — не более 20 минут.


«Клубочек»

Цель игры — визуализировать и обсудить тему межличностных отношений, создать необычную атмосферу.

Группа стоит в круге. Один из членов группы получает клубочек ярких прочных ниток. Задание: бросить клубочек тому, с кем чаще всего предпочитаешь общаться, оставив себе кончик нитки. (Либо тому, с кем общение наиболее приятно, интересно, волнующе и т. п.) Получивший клубочек бросает его следующему, не выпуская нитку из руки. Клубочек постепенно разматывается, образуя структуру взаимоотношений в группе.

В обсуждении может быть поднят вопрос о чувствах тех, к кому клубочек не попал или долго не попадал, о том, что осознать свои чувства или признаться в них бывает нелегко, но что знать об отношении других необычайно важно. Обсуждение может проходить так, чтобы участники группы продолжали держать нити и в конце концов решили что с ними делать: закрепить на бумаге как коллаж, распутать, повесить на дерево в лесу или еще что-нибудь.

Продолжительность игры — 15 минут.


«Интервью»

Цель игры — актуализация и обсуждение какой-либо проблемы.

Группа делится на подгруппы так, чтобы в подгруппе было 8— 12 человек (обязательно четное количество). Каждая подгруппа делится пополам. Половину составляют «журналисты», берущие интервью. Вопросы интервью предлагаются ведущим (или придумываются группой «журналистов») в соответствии с темой занятия (желательно 3—4 вопроса). Затем опрашиваемые и «журналисты» садятся на стулья друг против друга и проводят опрос. По сигналу ведущего, дающемуся через 3 минуты, «журналист» пересаживается к другому опрашиваемому, пока не опросит каждого в своей подгруппе. После этого опрашиваемые и «журналисты» меняются ролями. Последние готовят газетную заметку или краткое сообщение для радио на основе проведенных интервью. Возможно, что разные группы «журналистов» получают (или продумывают) разные вопросы, позволяющие осветить проблему с разных сторон. Игра может проводиться, чтобы провести мониторинг мнений по проблеме, не прибегая к прямой постановке вопросов, и может стимулировать обсуждение практически по любой проблеме. Продолжительность игры — 30—40 минут.


«Запретный плод»

Цель игры — осмыслить свое отношение к запретам, сравнить его с позицией других участников.

Группа сидит полукругом, оставив пространство для «сцены», на которой лежит настоящее или искусственное яблоко.

1-й этап. Ведущий предлагает участникам: «Погуляйте по райскому саду и без слов покажите, как поступите с запретным плодом».

Ведущий также выполняет задание и делает для себя заметки, как вел себя каждый участник. После того как все желающие совершили прогулку, ведущий или другой подготовленный участник вступает в игру в новой роли.

2-й этап. Объявляется, что в райском саду есть «свидетель». Он не препятствует тому, что хочет делать участник, но уговаривает взять яблоко, если при первой попытке этот участник его не брал, либо пытается удержать того, кто брал яблоко при первой попытке. «Уговоры» производятся также без слов.

3-й этап. Каждый участник («воспитатель») приходит в сад с «ребенком», роль которого исполняет другой член группы. По роли «ребенок» должен стремиться к яблоку любой ценой, преодолевая препятствия. «Воспитатель» сам определяет свою задачу. Обычно оказывается, что даже те, кто брал «запретный плод», стараются оградить от этого поступка своего « ребенка».

При обсуждении ставятся вопросы, например: Какого рода запреты нарушали участники: те, которые не считают истинными и важными, или те, которые действительно значимы для них? Сравнивается поведение «без свидетелей» и «при свидетелях». Оценивается воздействие уговоров (2-й этап). Также может быть поставлен вопрос о различном отношении к запретам для себя и для «ребенка». Можно рассмотреть вопрос о методах, которыми запрет доводится до «ребенка». Хочется заметить, что зачастую подростки, осуждающие авторитарные методы воспитания, воспроизводят их в своем отношении к «ребенку». Вспоминается игра, где играющий, нарушив рекомендацию «не разговаривать», угрожающе спросил у «ребенка»: «Съел?!» и, получив утвердительный кивок, закричал: «Завтра родителей в школу!».

Обсуждение этой игры подводит к проблемам:

— запреты и отношение к ним,

— социальные нормы, как мы к ним относимся,

— влияние группы, других людей, насколько оно сильно, от чего это зависит,

— взаимоотношения с родителями и педагогами; задачи, которые ставят перед собой взрослые, строя отношения с воспитанниками,

— природа зла в человеке.

Игра может проводиться и не целиком — только 1-й и 2-й или 1-й и 3-й этапы.

Продолжительность игры — примерно 1 час.


«Завяжи глаза»

Цель игры — рефлексия группы по поводу важности и одновременно сложности уважения свободы друг друга.

Членам группы (всем или добровольцам) предлагается плотно завязать себе глаза и ходить по помещению молча, стараясь не задевать друг друга. (Помещение должно быть подготовлено таким образом, чтобы исключить возможность травм.) При обсуждении можно выделить различные стороны игры в зависимости от целей занятия — трудности, радости и ответственности построения взаимоотношений с людьми, необходимости развития эмпатии. В другом варианте игры участники могут представить себе, как вел бы себя в условиях этой игры кто-нибудь из героев рассматриваемой сказки, что поможет настроиться на ее обсуждение.

Продолжительность игры — около 15 минут.


«Дорисуй»

Цель игры — вскрыть и обсудить проблему понимания человека человеком.

Каждый участник игры задумывает какой-либо рисунок и начинает рисовать его на листе бумаги. Затем рисунок передается следующему по кругу. Получив чужой рисунок, каждый участник дорисовывает то, что считает нужным. Обойдя круг, рисунки возвращаются к их авторам. При обсуждении сравниваются первоначальный замысел и его воплощение как результат понимания и уважения чужой идеи или наоборот — желания сделать все по-своему. С помощью игры можно также подойти к проблеме соотношения жизненных планов и результатов деятельности (или этапа жизни).

Продолжительность игры — 15—20 минут.


«Договоримся без слов»

Цель игры — рефлексия группы о поиске взаимопонимания между людьми.

Ведущий объясняет правила игры: по сигналу все члены группы «выбрасывают» на пальцах число от 1 до 5. Задача — показать одинаковое число всеми членами группы. Договариваться с помощью слов в игре запрещено. Ведущий, участвуя в игре, считает количество попыток.

Если группа долго не приходит к согласию, ведущий может подсказать, что для этого следует внимательно смотреть друг на друга. Вне зависимости от результата игра прекращается после 25 попыток. В результате обсуждения выявляется, что мешало и что помогало договориться.

Продолжительность игры — 15—20 минут.


«Движущийся круг общения»

Цель игры — актуализация проблемы рассматриваемой сказки через участие в ролевом диалоге или создание сказочного настроя.

Группа образует два круга из одинакового количества участников, стоящих лицом друг к другу. По знаку ведущего внутренний круг начинает двигаться по часовой стрелке, затем по другому знаку останавливается. Каждый участник начинает вести беседу с тем, кто оказался напротив него во внешнем круге.

Тема беседы определена заранее. Это может быть импровизированный диалог между героями сказки или диалог между сказочным персонажем и человеком из обычной жизни, например диалог между феей и человеком, который не верит в фей.

Рекомендуется провести несколько диалогов и обсудить их.

Продолжительность игры — 10—15 минут.


«Да-Да — Нет-Нет»

Цель игры — осмысление группой возможных причин конфликтов. Добровольцам предлагается провести диалог, используя для реплик только слово — «нет», стараясь выразить свои эмоции. Затем их спрашивают о чувствах, которые у них остались после диалога. (Диалог длится 1—2 минут.). Затем им или другим добровольцам предлагается провести диалог, используя для реплик только слово «да», и снова ставится вопрос о чувствах.

Продолжительность игры — 10 минут.


«Групповой рисунок на тему»

Цель игры — групповое осмысление темы занятия или отдельной сказки.

Возможно одновременное выполнение рисунка всей группой (или частью группы) на большом листе, либо изготовление коллажа из отдельных рисунков.

Можно провести «защиту» рисунка авторами. В сказкотерапевическом занятии эта игра может использоваться как «конструирование сказки» или рефлексия группы по поводу какого — либо сказочного сюжета.

Продолжительность игры — 30—45 минут.


«Волшебная палочка»

Цель игры — формулирование участниками своих ожиданий, ценностей, мыслей, создание сказочного настроения.

Игра проводится в зависимости от целей, которые стоят перед группой в данном случае. Тот, к кому попадает волшебная палочка, говорит, например, о своих желаниях применительно к сказкотерапевтическим занятиям. Волшебная палочка помогает не стесняться в желаниях. Для придания игре яркости рекомендуется изготовить красивую «волшебную палочку», которую участники передают тому, чье мнение хотят услышать. Продолжительность игры — 10—20 минут.


«Войди в круг»

Цель игры — осмысление форм общения, используемых людьми; сопоставление их с общественными нормами, ожиданиями других людей. Несколько участников (добровольцев) выходят за дверь, затем приглашаются по одному. Группа образует круг, плотно взявшись за руки. Входящему участнику предлагается войти в этот круг. При этом у фуппы существует договоренность о том, каким образом должен вести себя человек, чтобы его впустили. (Вежливое приветствие, просьба, выполнение какого-либо условия и т. п.). Участник, пытающийся выполнить условия и войти в круг, пробует различные формы поведения, пытаясь угадать неизвестную ему договоренность группы. Некоторые могут предпринять попытку войти с помощью силы.

При обсуждении игры можно поговорить об профессии как о результате непонимания, невыполнения социальных норм, а также о том, что у разных групп людей (поколений, наций и т. п.) существуют свои «договоренности» о правилах «вхождения в круг», не всегда известные другим.


«Вещи»

Цель игры — совместное размышление о многозначности вещей в жизни человека.

Вещи дают возможность человеку существовать, но вещи же служат поводом для проявления агрессивности, зависти, ущербности и других чувств, разрушающих личность. Человек, проявляющий очень сильную страсть к вещам, становится не хозяином, а рабом этих вещей. Группа может подойти к мысли, что вещи становятся хорошими или плохими не сами по себе, а в зависимости от намерений и поступков человека. Для игры необходимы коробки, по возможности оформленные как подарки. В коробках лежат карточки с названиями вещей, например: «дом», «телевизор», «видеомагнитофон», «автомобиль», «компьютер» и т. п. (В игру могут на равных с реальными предметами включаться и сказочные: меч-кладенец, скатерть-самобранка и др.)

Участники группы (или несколько участников), получившие или выбравшие данную коробку, должны рассказать о достоинствах данной вещи и о тех опасностях, которые она может вызывать, или о нежелательных последствиях, к которым может привести использование данной вещи. Задача группы — угадать, о какой вещи идет речь. Группа может задавать вопросы, на которые можно отвечать только: «да» или «нет». Если вещь угадана, группа может внести свои дополнения в сделанный анализ или оспорить его.

Психотерапевтические сказки и игры

Продолжительность игры — 20—30 минут.


«Автопортреты»

Цель игры — развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности, что предполагает заинтересованное внимание, сопереживание, отсутствие осуждения. Игра может быть предложена в начале занятий для создания групповой атмосферы.

Участникам группы предлагается нарисовать автопортрет (цветными карандашами, красками или фломастерами). Для снятия напряжения необходимо сказать, что каждый имеет право никому не показывать свой рисунок. На рисование автопортрета необходимо отвести 15—20 минут. На вопросы, касающиеся стиля, качества, подробности изображения, необходимо отвечать, что все это предоставляется на усмотрение автора. (В качестве варианта этой известной игры можно предложить рисование символического портрета — в виде любимого сказочного персонажа или предмета.)

Когда портреты закончены, предлагается устроить «выставку», на которую они представляются анонимно. (Если кто-либо из учащихся не хочет выставлять свой портрет даже анонимно, настаивать не стоит.) Далее группе предлагается посетить выставку, обсуждая представленные портреты, как картины в музее, и пытаясь ответить на вопросы:

Что, на ваш взгляд, хотел выразить автор ?

Какие мысли и чувства вызывает у вас этот портрет ? и т. п.

Ведущему рекомендуется мягко отклонять попытки угадать авторов портрета или высказываться о качестве изображения, например, так: «Нам не важно, кто автор портрета, раз уж он решил не подписывать свою работу, но вы понимаете, что на эту выставку отбирали только гениальные работы». Продолжительность игры зависит от количества участников в группе, но, как правило, оно составляет 30—40 минут.

И фа может подготовить к проведению и обсуждению сказок: «Сказка об Эмиле и Эмилии», «История о принце, который носил маску», «Храбрец, боявшийся тишины» и некоторых других.


«Ассоциации»

Эта игра в данной модификации должна, прежде всего, подготовить к вступлению в мир сказок, хотя кроме этого она, конечно, укрепляет групповые связи и способствует развитию ассоциативного мышления.

При проведении игры каждый участник предлагает три свои ассоциации: он говорит, с кем из сказочных героев известных сказок ассоциируется он сам, и с кем — двое его ближайших соседей по кругу. Если возникают вопросы, то ассоциацию желательно обосновать.

Методические рекомендации к использованию психологических игр .

Другой вариант игры можно применить, когда сказка уже разбирается и с ее героями группа уже знакома. Ведущий предлагает выбрать какие-либо предметы в помещении, где происходят занятия, и сказать, с каким из этих предметов ассоциируется тот или иной герой сказки. В этом варианте игра является хорошей подготовкой к обсуждению сказки. Приведу некоторые ассоциации к герою «Сказки о Принце». Ее главный герой ассоциировался с кактусом, наглухо закрытой дверью, шариком, закатившимся под шкаф, с книгой, лежащей в запертом шкафу, которую все ищут.

Продолжительность игры — 15 минут.