Набор игр на сплочение 18
1. Гусеница
Все участники выстраиваются паровозиком и, держа друг друга за талии, садятся на корточки. Ведущий объявляет, что они изображают гусеницу и должны показать, как гусеница спит, потягивается, встает, умывается, делает зарядку, танцует. При этом хвостик специально мешает голове делать свои дела.
2. Секретный фарватер
Еще одно упражнение на преодоление препятствий. 7-8 участников выстраиваются паровозиком и держатся друг за друга. Всем кроме первого завязываются глаза. Первый участник – рулевой. Рулевой должен провести свой корабль до противоположной стены минуя препятствия-мины без единого слова. Основная сложность заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и налетать на «мины», чтобы этого не случилось каждый участник должен в точности повторять движение предыдущего. Упражнение можно усложнять увеличивая длину корабля и количество мин.
3. Цвета эмоций
Сначала выбирается водящий. Он закрывает глаза, а остальные задумывают между собой какой-либо цвет – для начала один из основных (красный, синий, желтый). Когда водящий откроет глаза, все игроки своим поведением, а главным образом своим эмоциональным состоянием попытаются изобразить этот цвет, не называя его и не показывая на него. Водящий должен отгадать, что это за цвет.
4. Узел
Каждый из группы держится за веревку. Задача – завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только передвигать их вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, игра начинается с начала). Вариант – потом развязать получившийся узел по тем же правилам, развязать узел, завязанный ведущим.
5. Живой мост
Группа встает в две шеренги, лицом друг к другу. Противоположные люди крепко держат друг друга за руки. Человек ложится на руки и как по «живому мосту» перемещается в конец. Затем следующий и т.д.
6. Коридор любви
Две шеренги встают лицом друг к другу. Каждый по очереди с закрытыми глазами проходит по этому коридору; а все те, кто составляют этот коридор должны прикоснуться, погладить, поцеловать проходящего – выразить свое отношение к нему.
7. Три горячих стула
Перед группой устанавливаются три стула: справа – стул похвалы, слева – стул порицаний, в середине – стул вопросов. Всем игрокам по очереди предлагается посидеть на стульях (не больше десяти минут). Того, кто сядет на правый стул, все обязаны хвалить, то есть говорить о том. Что в нем действительно нравится – в его внешности, в манере поведения, поступках. Тому, кто сядет на средний стул, все будут задавать всевозможные вопросы (корректные!) – о его характере, интересах, предпочтениях. Участника, который пожелает сесть на левый стул (это добровольно), все критикуют, находят и называют его недостатки. Естественно, это надо делать осторожно, думая о том, как критика может помочь стать лучше.
8. Молчащее зеркало, говорящее зеркало
Выбираются два человека, которые будут зеркалами – молчащим и говорящим. Выбирается ведущий, он становится лицом к зеркалам. За его спиной встает любой из присутствующих. Задача молчащего зеркала показать пантомимикой этого человека, задача говорящего – говорить ассоциации с этим человеком. Ведущий может обратиться к любому из зеркал, чтобы отгадать, кто стоит за его спиной.
9. Геометрическая фигура
Длинные веревки связываются в два больших кольца (веревочных колец столько, сколько создается групп, длина веревки зависит от количества участников). Дети становятся в круг, держась за веревочное кольцо обеими руками. Вожатый предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза и не отпуская из рук веревку. Участники имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время.
10. Мостик
Техника довольно сложная, не рекомендуется ее применять на ранних этапах формирования группы. Вся группа разбивается на две команды по собственному желанию. Как показывает практика, те, у кого между собой проблемы в общении, выбирают разные группы. На полу рисуется мостик во всю длину комнаты шириной около 20 см или кладется доска. На этом мостике выстраивается одна команда друг за другом с интервалом около одного метра. Каждый участник второй команды должен пройти через мостик разминувшись с каждым участником противоположной команды. Если кто-то оступится (независимо от того, в какой он команде), вся команда начинает прохождение мостика с самого начала. Затем команды меняются местами. На этом упражнении можно убить весь день.
11. Фотоаппарат
Группа делится на пары. Первый в паре становится фотографом, второй фотоаппаратом. Фотоаппарат закрывает глаза, фотограф подводит его к интересному месту в помещении, и слегка нажимая на его голову «делает снимки» (Фотоаппарат на секунду открывает глаза, а потом закрывает опять). Потом фотоаппарат должен угадать, в каком месте «сделаны снимки». Затем роли меняются. Hа самом деле упражнение имеет скрытый подтекст, о котором говорится на последующем обсуждении. Hаиболее важные моменты следующие: кто, из фотографов как вел за собой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасностях, думал ли о напарнике или только о себе. Hасколько фотоаппарату было комфортно со своим фотографом, насколько он доверял ему. Кому приятнее было быть фотографом (то есть ведущим), кому фотоаппаратом (то есть ведомым) и т.д.
12. Солнышко
Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это «солнце». Группа («планеты») становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем «солнце» открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.
13. Гуру
Участники закрывают глаза и начинают ходить по комнате, выставив перед собой руки в защитной позе. Ведущий прикасается к плечу одного из участников, который становится Гуру (учителем). Он открывает глаза, но с этого момента он не имеет права разговаривать. Все остальные ходят по комнате с закрытыми глазами. При встрече они спрашивают друг друга: «Ты – Гуру!?». Если кто-то не получает ответа, это значит, что ему выпало неслыханное счастье – встретить на своем пути Гуру. Он кладет руки на плечи учителя и идет за ним, открыв глаза. С этого момента он тоже должен молчать. Если встречаются 2 «обычных» игрока, на вопрос: «Ты – Гуру!?» оба отвечают: «Гуру !» - и оба продолжают дальнейшие поиски. Игра заканчивается, когда все игроки нашли Гуру и выстроились за ним цепочкой.
14. Скала
Отряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному человеку поменяться местами. То есть – номер 1 становится последним, аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер 2 и так далее. Передвигать стулья и спрыгивать на пол запрещается. Если кто – то не удерживается, то все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для всех, кроме человека, который возьмет на себя роль координатора. Этого человека вожатый выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят – лидеров.
15. Клубок
Верёвка связывается в кольцо. Водящий выходит из комнаты или отворачивается, а остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой клубок, который водящий должен распутывать. Его задача – снова образовать круг.
16. Ура, меня любят!
Все игроки встают в круг, лицом друг к другу, «немеют», опускают головы вниз, смотрят на носки своих ботинок. По сигналу ведущего (на счет три) все поднимают глаза и смотрят на одного из стоящих в кругу людей. Если двое встретились взглядами, они громко кричат «Ура, меня любят!!!», протягивают друг другу руки, обнимаются и выходят из круга. Круг сужается. Игра продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.
17. Улитка
Участники встают в круг, держась за руки. В одном месте руки разъединяются, чтобы получился разомкнутый круг. Далее все потихоньку начинают закручиваться спиралью вокруг одного из тех, чьи руки были разомкнуты, т.е. второй человек идет по кругу вокруг всех остальных и тянет все за собой. В итоге получается большая улитка, где человек, стоящий в центре, оказывается в объятьях всех играющих. В центр желательно ставить человека, который либо заслужил поощрение, либо требует одобрения.