Набор зимних игр

Out (4)m.jpg

БЕЛЫЕ ЯДРА

Идешь по двору, ничего не подозревая. Вдруг — бац! — угодил в тебя снежок. Оборачиваешься — это, конечно же, ребятишки увлеклись игрой. «Извините, мы нечаянно!» Готов был нахмуриться и укоризненно покачать головой, но вспоминаешь свое детство и свои игры и то, как хотелось сжать в ладонях только что выпавший, пахнущий свежестью снег... Снежки — излюбленная забава детворы. Играя в снежки, ребята учатся меткости; тут нужны и сила, и ловкость, и — далеко не в последнюю очередь — смелость. Даже простая перестрелка снежками и та доставляет детям немало удовольствия. Но стоит расширить репертуар их снежковых игр.

ДВА МОРОЗА

Ох, сколько вас собралось, ребята! Ну что ж, разделитесь на две группы. А теперь разойдитесь по разным сторонам снежной площадки (расстояние — 15—20 шагов). Сигнал — игра началась! По одному с каждой стороны бегите навстречу друг другу, чтобы поменяться местами. Но осторожно — по дороге вас подстерегает опасность: посреди площадки стоят два Мороза: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. (Откуда они взялись? Вы же сами выбрали их заранее; для этого просто надо посчитаться.) Они хотят вас заморозить: попал в кого снежком — значит заморозил. Один подстерегает тех, кто бежит справа налево, другой — тех, кто бежит слева направо. Так что уворачиваться приходится только от «своего» Мороза, это полегче. Но если в тебя снежок попал, тут уж остановись, тебя заморозили. Как только бегущего заморозят (или как только он все-таки добежит до цели), начинает бег следующий (с той же стороны). Когда не останется кому бежать, можно посчитать, скольких эта пара Морозов заморозила. А потом Морозами пусть станут другие.

ПЕРЕБЕЖКИ

На снежной площадке отметьте линиями два «города» — на расстоянии 30—35 шагов один от другого. Разбейтесь на две команды. Игроки одной команды будут бежать, игроки другой — салить их снежками. «Бегуны» занимают город, капитан по очереди отправляет их в другой город, а «салки», стоя по бокам площадки, стараются поразить снежками бегущих. Каждое попадание — очко. Когда все перебегут, посчитайте очки. Потом поменяйтесь ролями. Так что у вас получится своеобразное двоеборье, состязание и в ловкости и в меткости. Снежками стоит запастись загодя!

ПО МИШЕНЯМ!

На заборе, на глухой стене нарисуйте две мишени — круги диаметром около полуметра. Соперники (а соревноваться можно вдвоем, а можно и командами) запасаются снежками и с условленного расстояния (оно зависит от ваших сил) начинают бросать их в мишени. Кто первый сплошь залепит снегом свой круг? В эту игру хорошо играть, когда снег липкий.

СНАЙПЕРЫ

Здесь победу принесет не только меткость. Тут тебе пригодится быстрая реакция, собранность. Опять-таки разбейтесь на две команды. Одна команда будет выставлять мишени, другая должна их поразить. (Затем поменяйтесь ролями). К игре надо готовиться. Сооружается снежный вал высотой около 1,5 метра. (Но можно использовать для игры и глухой забор.) Из фанеры вырезают круглые мишени (диаметром 35—40 сантиметров), прикрепляют их к палкам. На этих палках мишени будут подниматься над снежным валом. На мишенях — номера. Игроки каждой команды также получают номера и запоминают их. Мишеней должно быть столько, сколько ребят в каждой команде. И вот одна команда скрывается за снежным валом. Рядом стоит ведущий — кто-то, кого вы заранее выбрали, он не входит ни в одну из команд. (А быть может, это чей-то папа?) Другая команда занимает позицию для метания снежков. Ведущий негромко (так, чтобы не слышали бросающие) подает команду, называя номер, например: «Третий!» По команде тот, у которого номер 3, должен поднять мишень (с тем же номером). А бросить снежок должен тоже игрок номер 3 — из другой команды. Ведущий будет называть номера вразнобой. Тут держи ухо востро! Надо быстро понять, что появилась твоя мишень, прицелиться и бросить снежок. А времени мало — ведущий считает: «Раз, два, три», и на «три» мишень опускается. Каждая мишень поднимается по ходу игры три раза. Попадания считают, чтобы можно было понять, какая же команда была более меткой. Кроме того, можно объявить и лучшие результаты.

ДУЭЛЬ

Встаньте — ты и твой соперник — друг против друга на расстоянии около 10 метров. Каждый из вас пусть очертит вокруг себя круг диаметром в метр. Выбранный вами «секундант» бросает жребий — кому начинать. По его же сигналу начинающий игру наклоняется, лепит снежок и бросает его в соперника. Затем «стреляет» второй. Если вы оба промахнулись или же оба попали друг в друга, продолжайте бросать снежки по очереди. Но если один попал, а другой промахнулся, то тот, кто промахнулся, уступает свое место следующему сопернику. Можно увертываться любым способом (приседать, подпрыгивать и т. п.), но только не выходя из круга. Предупреждение: постарайтесь объяснить ребятам, что бросаться можно именно снежками, но никак не кусками смерзшегося, с острыми краями снега. В голову никогда не целиться!

НЕ ТОЛЬКО МЕТКО, НО И СИЛЬНО!

Если на шесте укрепить круглую мишень, которая могла бы поворачиваться, то можно посостязаться и в силе бросков. Кому понадобится меньше снежков, чтобы заставить мишень повернуться боком (получаешь очко) или даже обратной стороной (сразу два очка)?

НЕ УСТУПЛЮ ГОРКУ!

Кто из вас, ребята, не любит просто повозиться на снегу? Но давайте превратим эту возню в игру со смыслом и целью. Пусть один (по жребию ему это счастье выпало) заберется на небольшую горку. А другие (не все сразу, по очереди) попытаются его оттуда стащить. Он, конечно, будет сопротивляться. Кто его все-таки стащит, займет его место. Кому удастся продержаться на горке дольше других?

КОМУ НА КОМ?

Слепили из снега большой ком. Встаньте, ребята, вокруг него, взявшись за руки. Раз, два, три! Тяни приятеля к этому кому, а сам упирайся. Тому, кто упадет на ком или хотя бы ступит на него ногой, придется выйти из игры.

КТО СВАЛИТ ВЕЛИКАНА?

Великан слеплен из снега. И сквозь него пропущен канат. Разбейтесь на две команды. (Так, чтобы по силе они были примерно равными.) Теперь за дело. Тяни канат смелей! Пусть соперники не удержатся на ногах, свалят великана, сами свалятся...

ДВОЕ НА СНЕГУ

На земле и то трудно удержаться, если тебя толкают, а на снегу? Обозначается круг диаметром 2 метра. Двое соперников, заложив руки за спину, стараются вытолкнуть друг друга из этого круга. Проигрываешь не только тогда, когда тебя вытолкнули, но и в том случае, если поскользнешься или, стараясь удержать равновесие, уберешь руки из-за спины.

СКОЛЬКО ВРАТАРЕЙ!

Играть в эту игру хорошо на льду или на снегу, если он плотный, хорошо утоптан. Встаньте в круг — примерно в метре один от другого. В середине круга тот, кто оказался водящим. У ног его — льдинка, которую он, не сходя с места, должен постараться выбить за пределы круга. Но сторожа-то льдинку не пускают, задерживают ее ногами и отправляют назад водящему. А вот тот, кто зазевается и пропустит льдинку справа от себя, должен будет занять место водящего.

СНЕЖНЫЕ ВОРОТЦА

На хорошо утоптанном снегу сложите небольшую горку из снега, проделайте в ней несколько отверстий-воротец, в которые могла бы войти хоккейная шайба. Возьмите в руки клюшки, расположитесь вокруг горки в 2 метрах от нее. Круг играющих один, а команды — две: партнеры стоят через одного. Каждая команда выставляет к горке по сторожу. Задача сторожа — отбивать шайбу, пущенную в цель кем-то из соперников. Отбивать, стараясь отдать ее уже своему игроку. Подправлять шайбу в ворота сторож права не имеет. Игроки могут передавать шайбу друг другу, а их соперники — перехватывать ее. В круг не заходить!

ВЕРНАЯ РУКА

Игра эта издавна бытовала у казахов. Из снега выкладывали вал толщиной 30—40 сантиметров (высота вала несущественна, в любом случае метра хватит). Палка длиной 1,5 метра, брошенная сильно и ловко, пробивает снежную преграду. Кто сможет сделать это, отойдя на расстояние большее, чем то, с которого проткнут вал соперники?

Lv.jpg

ЛЕДЯНАЯ ГОРКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Возможно, не у многих хватит сил и времени сооружать для ребят во дворе крепости и великанов из льда. Но разве это так уж сложно — устроить снежную горку или, скажем, небольшую ледяную карусель? Глаза боятся, а руки делают. Давайте попробуем. И самих ребят на помощь позовем. Приняться за нее лучше во время потепления.

Скатать шары из снега, сложить горкой. Утрамбовать снег, срезать лопатой лишний и из него же сделать барьеры дорожки, по которой будут скатываться ребята, а также лесенку, по которой они будут забираться на горку. Когда подморозит, залить все водой — лучше горячей. Сооружая горку, учтите, на 1 метр ее высоты должно приходиться 4 метра раската (наклонного спус ка) и 10—15 метров проката (ровной дорожки). Ширина так называемого стола (площадка на горке) и раската — 1 метр, проката — 1,5 метра. Высота барьеров — около полуметра.

С ТРАМПЛИНА

Если есть место еще для одной, пусть самой маленькой горки, можно на ней и небольшой трамплин устроить. Надо учесть, что на площадке приземления слой снега должен быть тол щиной не менее 15 сантиметров. Причем на поверхности снег должен быть менее плотным, чем на глубине, никак не наоборот.

КАРУСЕЛЬ

Прежде всего нужен укрепленный в земле прочный столб высотой от полуметра до метра. Сверху в торец столба вбивают по центру ось, на которую насаживают крест-накрест две прочные доски длиной 2—3 метра. К концам досок можно прикрепить легкие салазки. Дорожку, по которой они будут скользить, заливают. Вот и готова карусель на льду.

ЛАБИРИНТ

Чертеж лабиринта (хотя бы тот, что дан на рисунке) переносят на снег с помощью вешек и веревок. А затем выкладывают этот лабиринт из снежных кирпичей. Если снег глубок, то можно прокопать в нем траншеи, выкладывая снег на простенки лабиринта, и уж потом достроить до нужной высоты. Учтите, что высота лабиринта вообще-то не должна быть большой. В любом случае она должна быть на треть меньше роста ребят, которые будут играть в лабиринте; взрослые должны иметь возможность видеть их, не входя в лабиринт.

ПРИЗ НА СТОЛБЕ

Это из репертуара народных зимних гуляний. На деревянном столбе, надежно сидящем в земле, на высоте 2,5 метра (от силы 3) вешают игрушку. А сам столб обливают водой. Столб обледенеет, и лезть по нему за призом будет не так-то просто.

СНЕЖНЫЙ ДРАКОН

Ребята любят лепить из снега разных зверюшек и всякие чудища. Но небольшая оттепель — и вся работа насмарку: снежная скульптура осе дает, вид ее печален. Если же сначала сделать деревянный каркас и лишь потом обложить его снегом, то скульптура будет прочнее. Иногда берут готовые каркасы. Вот скамейка — обложили ее снегом, и получился сказочный дракон. Чтобы фигуры были правдоподобными и выразительными, их обрабатывают топориками, длинными кухонными ножами, лопатками. Когда снежная скульптура будет готова, ее стоит закрепить ледяной броней. Для этого ее поливают водой из лейки (с разбрызгивателем, чтобы не размыть снег). Ледяная броня особенно важна, когда ожидаются резкие перепады температуры.

В ГОСТИ К МЕДВЕДЮ

Какое удовольствие для ребят — взбираться, держась за веревку, по склону ледяной горки! Пусть горкой станет скульптура из снега и льда. Опять-таки вначале сделаем из досок и брусьев каркас. Потом, облепляя его снегом, придадим горке вид какого-нибудь зверя, скажем медведя. На двух врытых в землю стойках укрепим перекладину, к которой привяжем веревки. Скат горки будем поливать водой, пока не намерзнет ледяная корка.

И НА ЛЕДЯНОЙ ДОРОГЕ — СВОИ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ

Учите ребят соблюдать на ледяной горке простые правила безопасности: нельзя вбегать на горку по ледяной дорожке (тем более тогда, когда другой скатывается с нее); пока другой не съехал — жди, не начинай спус ка; скатился — побыстрее отойди, дай скатиться другому; нельзя съезжать с горки «ни на чем» (или «на всем» — как когда-то выразился один из райкинских персонажей) — просто сидя или просто лежа то ли на спине, то ли на животе. А на чем можно съезжать с горки? На саночках, конечно. Можно — стоя на ногах, надев фанерные «шлепанцы». Можно сделать ледянку — из старого решета, например. Снизу решето залепляют снегом, заливают, постепенно замораживая, водой.

«КОТЕЛ»

Это одна из старейших русских игр. На ледяной площадке чертится круг диаметром 7—10 шагов. В центре его чертят еще один — диаметром 1 шаг или чуть больше. Это и есть «котел». По жребию выбирают водящего, он должен охранять «котел», чтобы туда не залетела шайба (или льдышка). У всех играющих в руках клюшки. Передавая шайбу друг другу по кругу или поперек его, игроки стараются нанести неожиданный удар и попасть в «котел». Во время игры участники не стоят на месте, а двигаются по кругу.

УТЮЖИМ ЛЕД

Расставим на льду в ряд пять городков (это могут быть кегли и другие подобные предметы). С расстояния 15—25 шагов надо сбить их один за другим скользящей по льду деревянной круглой болванкой. Возможно, ее надо как-то утяжелить и уж во всяком случае облить водой, чтобы она, обледенев, лучше скользила. У нашего «утюга» должна быть ручка. Взявшись за нее, игрок размахивается и бросает свой снаряд вперед, придав ему легкое вращательное движение. Пролетев немного по воздуху, «утюг» опускается на лед и неумолимо скользит к городкам. Победителя выявляют по нескольким попыткам.

СНЕЖНАЯ КРЕПОСТЬ

Конечно, можно делать ее просто из снежных комьев, залепляя снегом образующиеся пустоты, но гораздо интереснее все-таки наладить производство снежных кирпичей и все постройки выполнять из них. А чтобы сделать снежные кирпичи, не так уж много надо. Понадобятся разъемные ящики без дна и крышки (петли — хотя бы из кусочков кожи), трамбовки — гладкие дощечки с ручками. Когда ящик сложен (нужна, кстати, еще защелка), в него набивают снег и хорошенько его утрамбовывают. Потом ящик раскрывают — кирпич готов. Класть кирпичи надо так же, как кладут стену каменщики: каждый верхний кирпич должен лежать на двух нижних, чтобы стыки не совпадали. Крепость можно сложить также из снежных цилиндров. Как получается такой цилиндр? Понятно, перво-наперво нужен будет цилиндр-опалубка. Используем в этих целях металлический бак (без дна), деревянный или фанерный бочонок. Снег засыпаем в опалубку и обязательно утрамбовываем. Сухой снег придется залить литром-двумя воды, тогда он станет липким. Уплотнив снег, опалубку снимают. Цилиндр готов. Бывает, что крепость получается такой красивой, что штурмовать ее и разрушать просто не хочется! И еще одно предложение: построим не крепость, а хижину. Хижину эскимосскую под названием иглу. Она тоже складывается из снежных кирпичей. Чем ближе к куполу, тем кирпичи меньше. Швы между кирпичами затираются снегом и обливаются водой.

Red (58)m.jpg

ЦВЕТНОЙ ЛЕД

В снежных домах должны быть ледяные окошки. Как же получить тонкие ледяные пластинки? : С ночи в обыкновенные противни наливают воду и выставляют на мороз. Чтобы извлечь ледяную пластинку, нужно чуточку подогреть металл — пластинка тогда вынимается целиком. Можно сделать ее цветной. Для этого вода подкрашивается разведенным анилином или же отваром луковой шелухи, свеклы и т. п. Если снежные дома и крепости поливать окрашенной водой, то, постепенно наращивая цветной лед, можно придать им очень нарядный вид.

ЗВОНКИЕ КОНЬКИ

Провести вечер на катке - прекрасно. Но и не уходя далеко от дома, можно затеять занимательные игры, надев коньки. Таких игр множество. Вот только несколько.

ПОЗВОНИ В КОЛОКОЛ

Над ледовой площадкой подвешивается небольшой колокол. Раскатившись на коньках, надо подпрыгнуть и заставить колокол зазвонить. Мало-помалу колокол поднимают. Круг тех, кто может достать до него, сужается. В конце концов остается победитель этого соревнования, сумевший подпрыгнуть на коньках выше других. Нет колокола? Можно обойтись каким-нибудь другим предметом.

БЕГ В МЕШКАХ

На коньках? Да, на коньках. Это возможно, если дно мешка распорото. Но движения ног все равно скованны, к тому же мешок приходится поддерживать руками, чтобы не запутаться в нем. Но ты победишь, если научишься скользить по льду, перенося тяжесть тела то на наружное, то на внутреннее ребро конька, на одну и на другую ногу.

ПЕРЕПРЫГНИ!

На лед кладут плашмя один за другим цилиндры, склеенные из плотной бумаги или картона. Задача такая: раскатившись, двумя ногами перепрыгнуть препятствие. Но через шаг-другой - новая преграда. Если размеры площадки достаточно велики, то можно уложить на льду 8-10 цилиндров. (По прямой.)

СЛОЖНЫЙ МАРШРУТ

На ледовой площадке на небольших крестовинах стоят флажки с номерами - но вразнобой, так чтобы, двигаясь от флажка к флажку (номер 1, номер 2, номер 3...), конькобежцу нужно пройти по весьма запутанному пути. Если устроить состязание, то победителю придется показать не только скорость и разворотливость, но и умение быстро ориентироваться.

КТО ДАЛЬШЕ ПРОЕДЕТ?

На ледовой площадке проводятся на расстоянии 10 метров одна от другой две линии. Став у первой линии, соперники разгоняются на коньках как можно сильнее - но только до второй черты. Теперь можно лишь скользить по инерции. Кто лучше разогнался - тот дальше проедет.

НАНАЙСКИЕ ГОНКИ

На Севере на зимних праздниках устраиваются такие состязания. Два конькобежца, держась за руки, лицом друг к другу, скользят по льду - один спиной, а другой подталкивает его вперед. Добежав до финиша, они устремляются обратно. Теперь уже тот, кто ехал спиной вперед, подталкивает своего партнера.

ВЕРХОМ НА КЛЮШКЕ

Эту игру - своеобразную эстафету - придумали уральские ребята. Бегут парами: один держит хоккейную клюшку, а другой «садится» на нее верхом, держась за рукоятку. Надо проехать метров 20-30. Там партнеры меняются местами. Кто ехал верхом, будет бежать, а тот, кто его вез, прокатится сам.

ГДЕ ТВОЯ КЛЮШКА?

Участники игры втыкают свои клюшки в снег на краю ледовой площадки и катаются по кругу вслед за ведущим-водящим. Тот неожиданно подает команду разобрать клюшки. Все наперегонки бросаются к месту, где они оставлены. Тут уж не до того, чтобы свою клюшку искать, - хватай попавшуюся. А все потому, что у ведущего-водящего клюшки нет, и если он себе клюшку захватит, то кто-то с пустыми руками останется и будет водить.

КТО ЕСТЬ КТО

Ведущий прикрепляет на спины играющих метки - половине ребят метки одного цвета, другой половине - другого. Никто не знает, метка какого цвета у него на спине. Затем все разъезжаются по площадке и двигаются, не останавливаясь. Какая команда быстрее соберется вместе? Узнать, что за метка у тебя на спине, можно, быстро посчитав, каких меток ты видишь больше: если, скажем, зеленых больше, чем синих, то, значит, недостающая синяя у тебя. Но сосчитать метки, когда все двигаются, не так-то просто.

КТО С КОЛОКОЛЬЧИКОМ - БЕГИ!

Один из играющих (всего их может быть до десяти) бегает с колокольчиком по ледовому полю, а двое водящих гоняются за ним, стараясь запятнать. Владелец колокольчика в любой момент может передать его другому игроку, подоспевшему на помощь, и водящим приходится гнаться уже за ним. Если игрок с колокольчиком запятнан, он становится водящим. Вторым водящим становится тот, кто передал ему колокольчик. Игра продолжается!

ВЫТОЛКНИ ИЗ КРУГА!

Нам понадобится круглая палка диаметром около 3 сантиметров и длиной 120-130 сантиметров. На ледовой площадке очерчивается круг диаметром 3-4 метра, в который въезжают двое соперников. Взявшись за палку обеими руками, каждый из них старается вытолкнуть своего противника из круга. Тот, кто окажется за кругом, выбывает из игры. На его место становится очередной соперник.

НА ЛЬДУ С КАНАТОМ

На льду проводится черта. По обе стороны ее становятся соперники (по два, три, четыре с каждой стороны). Берутся за канат длиной 5-6 метров. По сигналу начинают тянуть канат на себя, упираясь коньками в лед. Учтите: если коньки плохо наточены, упираться будет очень трудно! Те, кто сумел перетянуть соперников через линию-границу, выигрывают.

ЛАСКОВЫЕ САЛКИ

Задача водящего, у которого в руках клюшка, - осалить шайбой кого-нибудь из тех, кто от него убегает, и избавиться от своей роли водящего. Гнать шайбу можно не только клюшкой, но и коньком. Убегая от водящего, игроки могут останавливаться, круто менять направление движения, подпрыгивать... Это не хоккейная игра - и вместо тяжелой резиновой шайбы можно использовать только легкую пластмассовую. В крайнем случае можно воспользоваться пустой банкой из-под гуталина или шайбой, вырезанной из поролона. Тогда совершенно исключается возможность каких- либо травм.

ДВЕ НОГИ НА ДВОИХ

Правая нога одного из ребят и левая нога другого связаны вместе лентой, шарфом. В зависимости от того, на какое ребро конька - наружное или внутреннее - будет нажимать бегущий, в ту сто рону и покатится. И может получиться так, что пара разъедется в разные стороны. Ноги связываются выше коленей!

НА ПОМЕЛЕ

Участники игры, словно в фантастической сказке, садятся верхом на метлу. Задача - проехать между расставленными на льду кеглями (булавами, городками) и не сбить их.

САНИ-ТАЧКИ

В Швейцарии во время праздников на льду проводят состязания, которые называются «Сани-тачки».

Швейцарские санки «давос», которые у нас широко распространены, скользят по льду так же легко, как и по снегу. На каждую пару участников полагаются одни санки. Один ложится на санки и сгибает ноги в коленях так, чтобы, держась за коньки, его партнер, стоящий сзади, мог не только толкать санки, как тачку, но и управлять ими. Можно соревноваться на скорость, на ловкость (тогда дистанция пусть изобилует поворотами).

НА ЛЫЖАХ

Лыжи - это не только воскресные про гулки всей семьей по заснеженным про сторам. Это не только соревнования на спортивных трассах в выносливости, быстроте, ловкости. Это еще и веселые игры, которые можно устроить с детьми чуть ли не под окнами дома.

ДОГОНЯЛКИ

На снежной полянке, где вы решили поиграть, проложите лыжню в виде овала, круга или в крайнем случае прямоугольника. Длина лыжни не более 600 метров, тогда все поле игры хорошо видно. В каждом заезде одновременно участвуют четыре лыжника. Однако можно стартовать и шестерым, но прокладывают заранее только одну лыжню. Стартующие располагаются не на одной линии, а в четырех (или более) точках лыжни, на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый играющий старается развить предельную скорость и догнать того, кто идет впереди. При равных силах это не просто. Как только коснешься концом своей льокной палки лыжи идущего впереди, он должен сойти с лыжни, выбыть из игры. Игра заканчивается, когда останется на лыжне один, самый быстрый лыжник.

ПЯТНАШКИ

Можно играть и с палками, и без палок. Проще, конечно, без палок - меньше возможности столкнуться. Этот вариант рекомендуется самым юным лыжникам, которые настолько увлекаются, что забывают вовремя затормозить, чтобы избежать прямого столкновения. Один игрок становится пятнашкой. По жребию. Ему надо догнать одного из своих товарищей. Игрок, которого он коснулся, останавливается, поднимает руку и громко объявляет: «Пятнашка - я!» Запрещается «давать сдачи». Если же играют с лыжными палками, то не разрешается касаться ими друг друга. Водящему достаточно коснуться своей палкой лыжи игрока.

СЛАЛОМ НА РАВНИНЕ

Не только на горке можно устроить слалом. Рас ставьте на дистанции флажки или лыжные палки. Огибая их то слева, то справа, надо пройти дистанцию туда и обратно. Кто быстрее?

ВОРОТЦА

На дистанции 50-100 метров в двух местах лыжные палки втыкают в снег по две, верхние их концы соединяют. Первые воротца - в 20-30 метрах от старта, еще через 15-20 метров ставят вторую арку из палок. Двигаясь по лыжне, надо опуститься на одно колено и, продолжая отталкиваться палками, проскользнуть сквозь воротца, стоящие на пути. И до следующих воротец лыжник должен двигаться полуприсев. Пройдя их, распрямляйся и скорее беги к финишу. Если воротца упали, надо поставить их и лишь потом продолжать бег.

НА ОДНОЙ ЛЫЖЕ

Бывают в жизни случаи, когда надо дойти до финиша на одной лыже... А мы из этого устроим забаву. Дистанция - 20 метров. Лыжа - одна, лыжных палок - две. Ногой, свободной от лыжи, наступать на снег нельзя.

214m.jpg

НА ТРЕХ НОГАХ

Можно устроить забеги двух участников, у которых правая нога одного и левая другого связаны ремнем или шарфом. Дистанция - 50-60 метров. Такие гонки доставляют большое удовольствие и участникам, и зрителям.

ВЫРУЧАЛОЧКИ

Особенность этой игры в том, что, как только водящий начинает настигать кого-то, любой игрок может выручить товарища, пробежав между ним и преследователем. Тем самым он «вызывает огонь на себя»: теперь преследовать будут его. Но и его могут выручить товарищи.

ФИНСКИЕ ГОНКИ

Существует такой термин в спорте - «финский ход», когда лыжник, используя тяжесть тела, скользит на обеих лыжах одновременно, отталкиваясь палками, не делая дополнительных шагов. В соревнованиях ноги выше коленей можно перевязать ремнями или шарфами для гарантии, что участники не сделают ни одного шага.

ПОМОГИ ТОВАРИЩУ

Во время лыжной прогулки может случиться так, что окажется необходимым помочь товарищу добраться домой. Надо быть готовым к такой ситуации. Итак, двое одного везут. Каждый берет в одну руку обе свои палки (сцепив их кольцами); ими можно отталкиваться. Свободными руками везущие берутся за палки «нуждающегося в помощи». Его дело лишь скользить. Можно отталкиваться и одной палкой, а вто рую сцепить с палкой того, кого везешь.

ПАРНЫЙ СПУСК

Игру проводят на некрутых склонах. На одной паре лыж скользят двое: один на лыжах стоит, другой опустился на коленки или присел на корточки впереди или сзади партнера. Если устроить соревнования таких пар, то победившей надо считать ту, которая скатится с горы быстрее, но, конечно, при условии, что «пассажир» не соскочил с лыж. (Не важно, что он кубарем скатился по склону и даже достиг финиша!)