Мужские архетипы по "ролевой" системе
Мужские архетипы. Если кратко, всего их восемь, деление происходит по особо понятному принципу для любителей сказок и, в особенности, ролевых игр: Воин, Монарх (король), Крестьянин, Купец (вор), Монах, Мудрец, Слуга и Шут. Собственно, а теперь рассмотрим их кратенько (может и не совсем).
Воин. Это архетип обычно волевых и сильных личностей, склонных постоянно выяснять отношения, ради укрепления своего "социального" статуса, чаще всего лоб в лоб. Их девиз - "победа любой ценой"; и для достижения цели они пойдут на все, используя любые средства - в основном конечно силовые приемы, как моральные, так и физические, ведь "победителей не судят" ;) Большинство "воинов" - провокаторы. Основная цель - создать горячо любимый ими, конфликт. Цель дополнительная - расшатать, распылить жертву, заставить ее первой пойти в атаку, а затем задавить, тем самым упрочнив свой авторитет. С такими людьми сложно уживаться, но легко идти по жизни. Нужно иметь большую выдержку, хладнокровие и не меньшую силовую активность - ведь как известно "против лома нет приёма, если нет другого лома".
Монарх. Лидерский архетип. Человек, любящий обладать властью и ею пользоваться - в целях как положительных, так и отрицательных. Для реализации своих намерений частенько используют других людей, обеспечивая их своей поддержкой, а нередко и берут на себя ответственность. Отличительная черта всех "монархов - покровительство слабым и лояльно к ним настроенным - для поддержания авторитета и пресечений ропота на "власть". Самый главный недостаток архетипа - исключительная вера в свои слова. Его мнение всегда верно, а если не верно - смотри пункт первый.
Крестьянин. Архетип, самый главный жизненный приоритет которого - спокойная стабильная жизнь, с опорой на создание семьи, рождение и воспитание детей, обустройство жилья. Он обладает исключительным терпением и выносливостью, больше всего это выражается на работе и в домашних делах. "Крестьянин" не любит ввязывать в авантюры и избегает открытых столкновений и конфликтов - нарушение стабильности слишком сильно ударяет по его внутреннему миру. На любую инициативу идет неохотно, досконально взвешивает все в соответствии с принципом "что я с этого буду иметь?", и дает добро только если результат соответствует вложениям. Отличительная черта архетипа - любит копить деньги и средства, тратиться редко и только по необходимости, не размениваясь по мелочам.
Купец. Архетип - комбинатор. Своих целей добивается преимущественно различными ухищрениями и комбинациями сомнительных, скрытых от постороннего взгляда действий. По своей сути очень часто манипулирует людьми и их поступками, неявно влияя на принятия решений, заставляя поверить в самостоятельность решения. "Купец" в любой ситуации любит "играть" и соответственно выигрывать, нередко действуя наудачу или велениями интуиции, сам процесс построения комбинаций может доставлять гораздо больше удовольствия, чем результат. И к решению проблем такой человек стремится подойти творчески, превращая все в игру, стараясь при каждом удобном случае подстраивать под свои правила. (Кстати, дети с преобладающим архетипом купца просто офигенно интересны для наблюдения со стороны)
Монах. Самый хладнокровный и флегматичный архетип. Он мастерски владеет своими эмоциями, никогда не срывается и не истерит, любое настроение или отношение может прятать под маской. Архетип-созерцатель, в основном, на то, что происходит вокруг него смотрит со стороны и делает свои выводы, впрочем которые редко кому достается узнать. Поэтому в чужие конфликты, разборки и отношения не лезет - предпочитает одиночество и спокойных окружающих, не стремящихся залезть глубоко в уголки его души. Словам предпочитает дело. "Монахи" - люди принципиальные, живут в рамках строгих правил и взглядов, которые сами же себе устанавливают. В качестве жизненного ориентира всегда выбирают основную цель, идею и служат ей. Ради достижения цели могут легко жертвовать чем-то менее важным в их жизни (иногда это портит жизнь окружающим), ведь идея для них прежде всего.
Мудрец. Архетип, самым любимым делом которого является работа с информацией. Он превосходно умеет с ней обращаться - анализирование, обработка, накопление, и распространение. Стремится все знать, притом не поверхностно, а досконально. Стремится познать всё существо проблемы с которой сталкивается, для поиска наиболее оптимальных путей решения. Не любит торопится, все делает с максимальной отдачей качества. Их мудрецов "получаются" превосходные аналитики. Любит делится опытом, всегда рад объяснить что-либо кому-либо, им нравится выступать в роли учителей, дабы раздать имеющуюся информацию, как можно большему количеству людей. Здесь особую важность представляет то, какую цель преследует "мудрец" - просто выход информации от себя или именно вложение ее в других людей.
Слуга. Самый слабый архетип. При том о своей слабости прекрасно знает и никоим образом ее не боится, принимая как должное. Безошибочно чувствует в людях силу и служит ей, получая несколько мазохистское удовольствие от подчинения, не боясь показаться униженным. А подчинятся "слуга" умеет - исполняет все точно и с максимальной отдачей. такие люди редко принимают самостоятельные решения, оставляя это право за другими; панически боятся ответственности, поэтому почти никогда не проявляют собственную инициативу, предпочитая работать по инструкции. По сути, это устраивает всех - и "слуг", которые практически ограждены от каких либо проблем и конфликтов с этим миром, так и тех, кто стоит над ними, получающих все, что им требуется, не затрачивая собственных усилий. Хорошие (и не только) исполнители тоже нужны (пусть и безвольные).
Шут. Самый неоднозначный архетип - его поведение чаще всего нельзя прогнозировать. Любую проблему или конфликт он превращает в шутку, чем постоянно ставит в негодование людей, серьёзно к ней относящихся. Именно его показное легкомыслие помогает ему легко выходить из сложных ситуаций. На самом деле - это всего лишь умение показать и отыграть ситуацию с новой стороны, найти к ней оригинальный подход, часто совершенно противоположный классическому. "Шутам" свойственно переворачивать все с ног на голову - осмеивать героев, боготворить полных неудачников, игнорировать начальство или отстаивать никому не нужные интересы; они наслаждаются этим, любуясь тем, как рушатся стандарты и как никто ничего не может с этим поделать. Как и в жизни, "шутам" за их шалости и видение мира обычно не попадает.
Безусловно, что на одного человека приходится несколько архетипов. Но доминанта всегда присутствует и если ее определить в самом начале общения с человеком - можно выстроить идеальную и наиболее верную линию поведения с ним, а также смоделировать его поведение в той или иной ситуации. Если есть желание, понаблюдайте за подопечными, делайте выводы. Нужно стремится к тому, чтобы определение архетипа проходило автоматически.
P.S. Здесь представлены именно мужские архетипы, потому что построены по строгому логическому принципу - строгой классификации поведения, которая обычно присутствует у мужчин и почти никогда у женщин.