0 1f411 bfd37870 Lm.jpg

Цель. Выработка умения найти ценное в любой ситуации, в своем опыте переживания, взаимодействия и взять из этого опыта лучшее для развития.

Задачи. Развитие навыков перспективного видения, моделирования своего будущего через постановку жизненных целей, оценку возможностей, препятствий и ресурсов для их достижения. Расширение взгляда на собственную жизнь. Подведение эмоционального итога лагеря, оценка опыта, приобретенного за время работы.

Материалы. Ватман, маркеры, фломастеры, ручки, большие листы для коллажей, краски, кисточки, листы А3 и А4, свечка, материалы для костра.

Информация для ведущих. Искусство мудреца — искусство ставить для себя жизненные цели, намечать путь движения вперед, оценивать препятствия и искать ресурсы для их преодоления. Этот день можно считать последним днем программы, потому одна из главных задач — подведение итогов, обобщение результатов. Вечерний костер с общением, гитарой и танцами. По насыщенности — хороший и важный день. Работа в первой половине дня помогла ребятам оценить свой жизненный опыт, подумать о тех препятствиях, которые необходимо преодолеть для достижения поставленных жизненных целей, и о том, что или кто может помочь в достижении этих целей, что необходимо приобрести и от чего стоит отказаться. Был сделан первый шаг, что важно как база для дальнейшей работы над собой.

Участники в основном работали парами, поэтому у них была возможность помочь друг другу. Тем, кому было особенно трудно, помогали соведущие, задавая вопросы, вместе анализируя, оценивая. В нескольких группах сделали общую для команды линию жизни: цели, препятствия и возможности. Заключительным аккордом стало психодраматическое разыгрывание одной из «линий жизни».

Анализируя результаты работы по созданию «линий жизни», хочется обратить внимание на то, что было важно для нас. Все участники группы ставили перед собой позитивные жизненные цели: успешность в самоопределение — профессиональное, личностное, семейное; здоровье и хорошее физическое развитие. Выделяемые средства и ресурсы, которые помогают в достижении целей, можно объединить в две группы: социального уровня (друзья, семья, поддержка с их стороны; поддержка специалистов) и личностного уровня (личные качества, характер, вера в себя, свои силы, старание, желание, целеустремленность, искренность, здоровье, коммуникативные навыки).

А препятствия к достижению целей были связаны с личностными качествами или поведением (лень, вредные привычки, риск, потеря веры в себя и в свои силы, страх, безответственность) и с окружающим миром, социумом (финансовая нестабильность, непонимание со стороны социума, в т.ч. родителей). Мы не станем утверждать, что все подростки (даже в нашей группе) следуют этим целям в жизни и используют «по назначению» все свои ресурсы, но для нас на этом этапе была важна актуализация и даже осознание всей этих моментов. Особенно это было важно для ребят со сложностями социальной адаптации, поскольку может стать базой для дальнейшего развития и применения всего полученного в жизни.

Актуализация темы Упражнение «Контакт». Работа в парах. Посмотреть друг на друга в течение 3 минут. Описать внешность друг друга без оценки. Обратная связь. Описать характер друг друга. Представить и описать партнера в возрасте 5 лет, в возрасте 50 лет.

Упражнение «Список жизненных целей». Тренер предлагает участникам список жизненных целей. Дополнение с помощью участников. Работа индивидуально — выбрать те жизненные цели, которых участники хотят достичь, а потом презентация результатов в парах.

Упражнение «Линия жизни».

1. Участники рисуют «линию жизни», отмечая на ней возрастные вехи пятилетками, начиная с нуля; отмечают свой настоящий возраст.

2. Работа в парах — посмотреть на жизненные цели и попробовать распределить их на «линии жизни», в соответствии с тем, когда хотелось бы их достичь.

3. Самостоятельная работа (возможно обсуждение в парах) по вопросам: Каким образом вы будете достигать этих целей? Что можно сделать для этого? Какие препятствия могут встретиться, что может помешать в достижении ваших целей? Какие ресурсы у вас есть, что может помочь в достижении целей? Что можно взять из настоящего, прошлого и будущего для достижения целей? Чего сейчас не хватает для достижения целей, что нужно привлечь как ресурс?

4. Работа в мини-группах. Участники делятся своими жизненными целями, а затем совместно делает групповую «линию жизни» (усредненный вариант «линий жизни» участников). Затем «линии жизни» презентуются на общей группе. Обратная связь участников от работы и подведение итогов.


Упражнение «Возраст»

Цель — подготовка группы к драматизации линий жизни: походить, поиграть, в соответствии с заданным тренером возрастом.

Психодрама «Линия жизни»

Из участников выстраивается «линия жизни» протагониста, где каждый играет роль какого-то достижения, препятствия, ресурса. Протагонист двигается и взаимодействует с различными этапами на своей «линии жизни». Действие завершается обменом чувствами и эмоциями, которые возникали у участников во время драматизации. Снятие ролей. Можно разыграть 2–3 «линии жизни». Итоги работы. Медитации «Антикварный магазин» или «Встреча с мудрецом»

Коллаж мастерских

В аудитории развешиваются различные материалы, которые использовались и создавались на протяжении программы. Участники с помощью тренера вспоминают весь пройденный путь. Работа в 6 командах. Инструкция о создании коллажей, раздача материалов. 15 минут на распределение функций в группах. Создание коллажей (мастерские и первый день), в которых необходимо отразить суть дня. Презентация командами коллажей.

Упражнения на доверие «Слепой и поводырь». Работа в тройках — общение на тему «Что во мне изменилось за время работы в лагере». Упражнение «Паровозик доверия» — тренер доводит группу до места свечки.