Мотивация в формировании целеустремленности

277c9f61148am.jpg

«Мотивация — это то, что идет изнутри. То, что идет снаружи — это принуждение в разных формах.» (с)


Итак, обсудим мотивацию в формировании целеустремленности: что нужно знать. Любая поведенческая активность ребенка мотивирована. Мотив — это то, что вызывает активность, побуждает вашего подопечного к деятельности.

Выработка мотивации возможна лишь в том случае, когда ребенку удается связать цель, к которой он стремится, с личностными ценностями. Чем более значимы ценности, чем сильнее они эмоционально насыщены, тем интенсивнее будет соответствующий мотив. Причем чем с большим количеством личностных ценностей удается связать будущий результат действий, тем больше внутренних источников будут подпитывать энергию мотивации.

Технология зарождения мотивации (или о том, что нужно делать, когда «нужно, а не хочется»). Ожидаемый результат должен вызвать интенсивные положительные переживания. Если вашему подопечному что-то нужно сделать, а ему не хочется, то следует целенаправленно и осознанно найти положительные моменты в той будущей ситуации, когда результат окажется уже достигнутым. Затем ему мысленно войти в эту ситуацию и восторженно пережить ее положительные моменты. Чем интенсивнее, ярче и вдохновеннее окажется переживание, тем сильнее будет мотивация к действию.

Механизм блокирования энергии мотивации (или о том, как поступать, когда «хочется, а не нужно»). В этой ситуации блокирование действия сформировавшегося мотива будет осуществляться прямо противоположной процедурой, то есть осознанным поиском отрицательных последствий возможных действий с последующим интенсивным переживанием этого состояния. Причем чем больше негативных последствий будет найдено, чем острее человек будет их переживать, тем сильнее и надежнее окажется заблокирована нежелательная мотивация, а с ней и соответствующее поведение.

Овладейте искусством разумно мотивировать. Любое действие с установкой «Я обязан(а)», «Я должен(а)» при желании можно преобразовать в другую установку типа «Мне это интересно», «Я хочу это сделать». Для этого необходимо лишь самое малое — научиться разумно мотивировать.

Переводите все дела из разряда «обязательных» в разряд «желательных». Замена долженствования (должен(а), обязан(а)) на предпочтение (желательно, хотелось бы) позволяет освободить психику от напускного насилия и порабощения. Насилие порождает насилие: чем сильнее давить на психику, тем сильнее она будет блокироваться и зажиматься.

Правильно сориентируйте направленность мотивации. Существуют две полярные разновидности мотивации.

  • «от чего-то». Все строят свою жизнь так, чтобы уйти от чего-то: горя, конфликта, поражения и т. п.
  • «к чему-то». Все сориентированы идти к чему-то: любви, пониманию, успеху, счастью и т. д.

Усилие, необходимое для исполнения какого-либо действия, определяется силой мотивации. Чем сильнее мотивация, тем меньше требуется усилий на целеполагание, поддержание деятельности в соответствии с целью, на противостояние помехам и покушениям прекратить деятельность под влиянием усталости и других причин.

Помните об основных причинах, способных блокировать энергию мотивации. На пути к желаемому, когда деятельность человека мотивирована, очень часто случается так, что в процессе достижения цели возникает ощущение угасания «желания и хотения» добиваться поставленной цели. Основными причинами угасания мотивации являются:

  • снижение ценности достигаемого результата;
  • насилие над собой, осуществляемое как самолично, так и другими людьми;
  • навязывание целей извне;
  • отсутствие острой потребности в выполнении действий по достижению цели;
  • страх, что может что-то не получиться;
  • знакомство с неудачным опытом других в достижении аналогичной цели.

Используйте правила формулирования мотивационного намерения. Мотивация состоит из желания, хотения, намерения и устремления. Каждый мотивационный компонент обладает своей энергией и придает мотивации определенную силу. Особое место в этой побуждающей к действию структуре отводится намерению. Вот почему так важно знать правила формулирования мотивационного намерения, поскольку именно от правильно построенного намерения во многом зависит энергия всей мотивации. Чтобы придать намерению особую мотивационную энергию и силу, необходимо соблюсти ряд правил.

1.Мотивационное намерение должно быть исключительно позитивно, то есть без частицы «не» или «нет». В намерении должно быть утверждение (то есть то, что нужно сделать), а не отрицание (то есть то, чего не нужно делать). Частица «не» («нет») не воспринимается подсознанием человека и выполняется то, что содержится в главном слове. Например, подсознание прочтет указание «не думать» как «думать», «не беспокоиться» — «беспокоиться» и т. д. Таким образом, отрицание на самом деле не отрицает чего-либо, а удерживает внимание. С другой стороны, когда человек что-либо отрицает, он невольно удерживает это отрицание и питает его еще большей силой. Классический пример: попробуйте не думать о белом попугае. Ни в коем случае не думайте о белом попугае! Что на самом деле получилось? Получив указание «не думать», мы невольно думаем именно о том, о чем было предписано не думать. Из этого следует, что намерение должно быть исключительно утвердительно-позитивным.

2.Мотивационное намерение должно быть сформулировано в настоящем времени. Утверждение намерения в настоящем времени сделает его как бы уже осуществившимся. Это и позволит в результате вести себя так, как будто это уже у вас есть. Еще раз напомним: намерение должно быть направлено не в будущее («у меня будет комфортная и удобная машина»; «у меня будет хорошая и просторная квартира» и т. д.), а в настоящее («я заявляю о своем намерении ездить на комфортной и удобной машине»; «я желаю и намерен жить в просторной квартире» и т. п.).

3.Мотивационное намерение должно быть сформулировано от первого лица. Утверждение от первого лица придает намерению силы и напоминает о нашей личной ответственности за выполнение нашего же намерения. «Я заявляю...», «Я желаю...», «Я намерен...» звучит как-то эгоистично, но именно это и придает намерению особую энергию действия и осуществления намеченного. Очень важно уйти от пассивного ожидания изменений («у меня будет комфортная и просторная дача», «надеюсь, что моя мама будет здоровая и счастливая» и т. д.), а быть ответственным за эти изменения («Я вижу свою маму здоровой и счастливой», «Я уже предпринимаю конкретные действия, чтобы жить на комфортной и просторной даче» и т. д.).

Научитесь разумно мотивировать ваших подопечных, то есть чтобы они всегда хотели то, что делают. Лишь то, что ребенок делает с интересом и желанием, порождает истинное удовлетворение. Удовольствие же от проделанного труда способствует укреплению здоровья. Ребенок не сможет изменить в себе что-либо, пока он этого не захочет. Вот почему так важно научиться всегда хотеть то, что вы делаете.

Важнее знать, что «вы хотите», а не то, что «вы не хотите». Старайтесь выражать словами и своими намерениями то, что вы хотите («быть здоровым», «быть успешным», «благополучным» и т. д.), а не то, чего вы не хотите («не болеть», «не быть бедным»).


Советы и рекомендации по формированию мотивации к действиям

  • Чем масштабней мотив «ради чего», тем успешней процесс продвижения в ту или иную область знаний или умений.
  • Когда ребенок чувствует интерес к чему-либо, он освобождается от тяжкой обязанности делать это.
  • Для получения того, что он хочет, нужно главное — его желание и, обязательно, действие.
  • Когда вы желаете чего-либо, делайте это так, как будто данное желание уже осуществилось. Чтобы желание совпадало с действительностью, постарайтесь заменить «Я должен(а)» на «Я хочу».
  • Помните, что только тот, кто «хочет», как правило, всегда уже «может».
  • Следуйте такому алгоритму поведения: «могу» — «хочу» — «уже делаю» и вы станете деятельно успешным и благополучным человеком. Научитесь принимать каждый вызов судьбы исключительно с созидательной позиции!


Основные пути поддержания целеустремленности и настойчивости

Воля — это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и специфические его проявления (волевые качества). Поэтому развивать надо не абстрактную волю, а конкретные компоненты воли и конкретные проявления силы воли (волевые качества), причем специфичными для них методами. Непонимание этого приводит, например, к таким весьма странным рекомендациям: «осознание поставленной цели может закалить волю» или «тренировать волю надо, прежде всего преодолевая свои недостатки (лень, неаккуратность, дурные привычки и т. п.)».

Говоря о развитии силы воли и волевых качеств, следует учитывать их многокомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, т. е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий. Поэтому развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит от того, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Часто возникает конфликт между долгосрочной доминантой, отражающей целеустремленность, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.

1. Конкретизация цели и перспектив деятельности. Неопределенность цели и ситуации снижает степень мобилизованности и старательности, приводит к уменьшению мотивированности.

2. Разнообразие средств, форм и методов деятельности. Длительная и порой однообразная деятельность, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают эффективность работы, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность. В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разнообразить средства, формы и методы деятельности. Через удовлетворение, получаемое от выполнения определенного здания, формируется удовлетворенность всем процессом, которая поддерживает целеустремленность. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении отдаленной по времени цели, будут переживаться не так остро и, следовательно, окажут меньшее отрицательное влияние на формирование целеустремленности.

3. Соблюдение принципа доступности. Целеустремленность поддерживается достижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы личности необходимо предъявлять преодолимые трудности. Уровень трудности всегда должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить непрерывность получения подкрепляющих стимулов, т. е. достижение успеха. Тем не менее стоит стремиться к оптимальной трудности заданий, которая заставит прилагать определенные волевые усилия. Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустремленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы. Оптимальная же трудность, находящаяся вблизи верхней области трудности, подстегивает к большей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулирует активность, направленную на преодоление трудности.

4. Использование эффекта соперничества. В определенные моменты деятельности для поддержания целеустремленности и повышения настойчивости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым способом его достижения является соревновательный метод. Можно, например, сообщить вашим подопечным ребятам, что другая детская группа успешно справляется с предложенным заданием, или предложить посмотреть, какая из групп успешнее справится с ним. Усиление мотива такими способами повысит настойчивость, создаст новый эмоциональный заряд для поддержания целеустремленности.

5. Осознание ребенком своей ответственности. При недостаточном развитии у ребенка чувства ответственности настойчивость может не выражаться в полной мере. Правда, ее проявление возможно при эгоистических устремлениях (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако такая целеустремленность и такое проявление настойчивости недолговечно и малопродуктивно. Осознание ребенком своей меры ответственности за развитие и реализацию своего таланта свидетельствует о том, что у него имеются все предпосылки для саморазвития целеустремленности и настойчивости. Если у ребенка имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у него способности и достичь поставленной цели.


Развитие самостоятельности

Развитие самостоятельности проходит ряд этапов.

  • На первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано вожатым совместно с его подопечными ребятами.
  • На втором этапе самостоятельность выражается не только в исполнении, но и в самоконтроле.
  • На третьем этапе к ним присоединяется возможность самому планировать деятельность.
  • На четвертом этапе появляется творческая инициатива, т. е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.


Успешное формирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств и создания определенных условий:

  1. Развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения знаний и умений, необходимых в данном виде деятельности.
  2. Развитие самостоятельности должно проходить под контролем вожатого, как наставника, но без лишней опеки, без сковывания инициативы.
  3. Необходим интерес обучаемого к данному виду деятельности.


Развитие решительности

Основным путем развития решительности является тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, т. е. таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т. п. Способствует развитию решительности и выполнение опасных упражнений, например тех, которые используются для развития смелости.

Известно два варианта адаптации к «опасным» упражнениям — со страховкой инструктора и без страховки. Испытуемые быстрее и в большей степени развивали решительность в тех случаях, когда страховка не использовалась.

Развитию решительности способствует создание соревновательной обстановки. Однако слишком большая значимость действий и ответственность снижают решительность. Здесь имеет место проявление правила, согласно которому повышение силы мотива стимулирует деятельность, но чрезмерная сила мотива ухудшает ее.

Повышению решительности способствует возникающая по мере овладения изучаемым навыком уверенность в своих силах. Для быстрейшего возникновения этого чувства и снятия боязни на первых этапах целесообразно давать посильные задания и оказывать помощь.


Все начинается с целей

Для начала вполне достаточно определить понятие «цель» простейшим образом: цель есть планируемый результат или опредмеченный мотив. Другое дело — откуда цели берутся, по каким причинам эти результаты планируются? По источникам возникновения можно выделить следующие категории целеполагания.


I. Заданное (пассивное) целеполагание. Это встраивание целей в деятельность ребенка, детского лагеря (летней детской программы) в целом, социума объективно или извне. К нему относятся:

а) целеполагание от заданий. Простейший уровень целеполагания, продолжение чьих-то внешних целей, формируемый директивно. Другое дело, что цели-задания неизбежно проходят через личные и групповые интересы исполнителей, преобразуясь в цели-ориентации, т. е. в понимание ими полученных заданий или способов их выполнения. Различия между целями-заданиями и целями-ориентациями могут быть как несущественными, так и блокирующими;
б) целеполагание от потребностей (витальных и психологических). Тут мы имеем дело с т. н. телеономией — целями, органически и неизбежно формируемыми на уровне ребенка, его референтной группы, детского отряда, детского лагеря в целом. Например, потребность в выживании задает поддержку решения вопросов системы питания и жилища в детском лагеря, здравоохранения и проч. Строго говоря, такие цели не являются предметом субъективного выбора. Скажем, правила функционирования детского лагеря не выбирается детьми в нем, она является условием существования данного лагеря: нет четких правил — в лагере начнутся проблеммы, которые коснутся всех в нем. Это как дыхание для животного или человека;
в) целеполагание от угроз. Такой уровень целеполагания возникает в ответ на вопросы: чего избежать, чему противостоять? Здесь уже про является некоторая субъектность, поскольку угрозы надо обнаружить в отличие от потребностей, которые проявляются сами по себе. Разработка систем безопасности как защитного, так и упреждающего типа — массовая практика во все времена;
г) целеполагание от проблем. Оно возникает из-за случившихся или ожидаемых неудач в осуществлении каких-то планов (препятствия, нехватки, сбои). Проблема есть трудности по преодолению трудностей. Иначе говоря, это не сами препятствия, а то, почему эти препятствия не удается преодолевать. Допустим: директор детского лагеря утверждает, что текущая проблема — курение старших подростков в лагере. В действительности проблема в том, почему администрация и вожатые не могут противостоять этому? Типичные вопросы для такого типа целеполагания: что предпринять, где искать решение?


II. Конкурентное (состязательное) целеполагание. Эти цели возникают от более свободного, но сфокусированного на конкретных задачах выбора. По этим задачам целеполагание делится на:

а) целеполагание от борьбы интересов. Осознание отличий интересов личных ребенка, своей группы, отряда, лагеря от таковых у других субъектов. Когда мы обнаруживаем эти различия, то пытаемся отстоять свои интересы либо через согласование их с другими, либо через преобладание, подчинение других. Ключевой вопрос: как победить, выиграть?
б) целеполагание от взаимного сравнения: быть как он; не отстать от того, обойти другого. В таком случае некоторые целевые образцы уже имеются и появляется мотивация достижения, направленная на успех в сопоставлении с другими сверсниками, детского отряда в целом, лагеря вообще. Конечно, взаимное сравнение — сильный мотиватор человеческого поведения, и каждый из нас хорошо знает это по себе еще с раннего детства. Необходимо только найти целевой вариант и двигаться к нему или превзойти его. Архаически ориентированное целеполагание, напротив, пытается воспроизвести ушедшие когда-то формы жесткого диктата взрослыми.


III. Ценностное целеполагание. Оно становится результатом социального творчества и происходит из следующих источников:

а) целеполагание от видения. Это образ желаемого будущего для себя, своей группы, отряда, лагеря. Именно образ, а не проект или план, поскольку так проявляются амбиции или мечты. Основные вопросы в таком целеполагании: каким я хочу стать к концу лагерной смены, к какому состоянию хочу привести свою референтную группу, когда это будет достигну то, какие стадии для этого надо пройти?
б) целеполагание от идеалов и идеологем. Социальные ценности можно разделить на идеалы и идеологемы. Первые есть ценности абсолютные, ценности сами по себе, по отношению к которым невозможно ответить на вопрос «зачем?», — здоровье, счастье, справедливость, любовь и т. п. Вторые суть прикладные ценности практического назначения: качество, законность, конкурентность, демократия. Целеполагание этого типа отвечает на вопросы: что в жизни главное, для чего стоит жить, к чему надо стремиться?
в) целеполагание от миссии. Редко, но оно проявляется на уровне личности конкретного ребенка или детской летней программы в целом, озабоченных своим предназначением, стремящихся сделать какой-то важный вклад в развитие отношений в детском отряде или общей атмосферы в лагере в целом. Миссионеры отталкиваются от вопроса: в чем мое, наше предназначение, что мы должны осуществить, что и зачем изменить вокруг себя?

Мы распределили эти цели по нарастанию качества — от простейших до высших.


Все эти определения сугубо условны, между ними нет строгих граней, они пересекаются и сочетаются, но образуют некоторый понятийный аппарат, который годится для применения к практике организационного целеполагания.

В основном цели детской летней программы обнаруживаются на уровне заданных, т. е. в пассивном слое целеполагания, идут от витальных потребностей прежде всего. Они не могут не входить в цели детского лагеря. Правда, их задает не столько творчество лидеров, сколько тотальный закон возрастания потребностей. Возникает некоторый набор общелагерных целей, идущих от угроз, например безопастность детей.

Что же касается целей, идущих от проблем, то проблемный анализ во всей системе целеполагания проявлен очень скудно. Преобладают жалобы и возмущения. Никто всерьез не занимается структуризацией проблемного поля, т. е. грамотной постановкой проблем, выявлением взаимосвязей между ними с выходом на корневые проблемы, с решения которых и следует начинать преодоление тех сбоев, которые не дают реализоваться некоторым детяв в текущей детской лагерной программе.

Обратимся к активному целеполаганию. Вроде бы есть немалый опыт взаимного сравнения, оно просто напрашивается и постоянно будоражит личное и массовое сознание вожатых, с которыми вы сотрудничаете на данной детской программе и ваших подопечных ребят.


И напоследок. Зачем ребенку трудности? Как зачем? Чтобы преодолевать их.Зачем же создавать трудности, а затем преодолевать их? Нельзя ли без них? Нет нельзя. Трудности в физическом, умственном и духовно-нравственном развитии ребенка — это ступени, преодолевая которые он поднимается на пьедестал человечности. Ребенок чувствует — ему необходимо укреплять свои силы и задатки в преодолении трудностей. А нам необходимо готовить ему эти ступени, каждая из которых будет побуждать к деятельности его физические и духовные задатки.