Моделирование деятельности ДОЛ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Понятие «летний отдых в лагере» включает в себя систему множества компонентов, таких, как питание, бытовые условия, содержательная программа и т.д. «Индивидуальность» каждого лагеря в большей степени зависит от содержания его работы. Получивший широкое распространение программно-целевой метод управления распространен и среди оздоровительных учреждений. Программно-целевой метод определяется как увязывание цели плана с ресурсами при помощи программ, каждая из которых рассматривается как комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей деятельности, упорядоченный в виде «дерева целей». Под программой смены можно понимать целостную систему содержания работы ее технологическую цепочку от постановки целей и задач до составления планов, реализации их в течение сезона и подведение итогов программы.
Программа всегда строится и рассчитывается на будущее, на то чего нет
При проектировании и программировании деятельности оздоровительных лагерей необходимо учесть такие условия как:
- временный характер коллектива;
- изменение привычной среды жизнедеятельности, большая связь с природой;
- отсутствие родительской опеки, поддержки, контроля;
- закрытость лагеря как типа детского учреждения (если программа разрабатывается для загородного лагеря).
Программа оздоровительного лагеря с одной стороны, пишется «для себя», в том смысле, что каждый из включенных в ее разработку и реализацию специалистов определяет свое функциональное место, с другой стороны, она пишется взрослыми, а планируемое на будущее действие непременно будет затрагивать интересы детей, не участвовавших в создании программного документа. Возникает задача согласования действий субъектов. Она имеет особое значение в контексте взаимоотношений детей и взрослых, педагогов и их воспитанников.
Технологически процесс создания программ деятельности детского оздоровительного учреждения состоит из двух этапов: моделирование и конструирования.
Первый этап – моделирование.
По базисной организации детских оздоровительных лагерей модели можно разделить как: тематические (профильные), общие и комбинированные. Каждая программа подразумевает под собой особую систему различных видов деятельности и модель формирования постоянных групп (отрядов) и временных формирований.
Тематическая программа (профильная, специализированная) – такие смены проводятся для участников, объединенных общими интересами, видами деятельности, членов детских организаций. Содержание программы рассчитано на запросы конкретных участников. Это могут быть военно-патриотические, школьного актива, туристические, экологические, творческие и т.п. лагеря и смены. В содержании работы такой смены особое внимание уделяется конкретному направлению, демонстрации достигнутых результатов, планированию совместных акций и т.д.
Общая программа – эта программа не требует специализированного подбора детей. Учитывая это, программа смены должна отвечать самым различным запросам участников. При разработке общей программы для лагеря в первую очередь ставятся задачи по развитию коммуникативной сферы в детском коллективе, развитие у участников конкретных навыков и умений, мотиваций к занятиям спортом, творчеством и т.д. Акцент в реализации программы делается на работу в группах (отрядах), кружках, секциях, а также индивидуальной работе. Такая программа достаточно мобильна и оставляет возможность для индивидуального подхода к интересам каждого участника смены.
Комбинированные (комплексные) программы - представляют собой определенное сочетание общей и тематической программы в рамках одной лагерной смены. Реализация такой программы подразумевает проведение в рамках смены нескольких подпрограмм. Это могут сюжетно-ролевые игры, фестивали, конкурсные программы и т.д.
По форме организации досуга в лагере модели подразделяются на три группы: для стационарного, туристического или комбинированного отдыха.
По задачам лагерей модели классифицируются на предназначенные для отдыха, корректировки здоровья, семейного отдыха, развития специальных способностей ребенка.
Кроме данной типологии рассматривают программы также по времени реализации: краткосрочные и долгосрочные
Краткосрочные программы могут быть выполнены в течение одной смены или одного сезона, долгосрочные программы реализуются до 3-х лет, а возможно более.
Также разделяют авторские и адаптированные программы.
Авторские программы – содержат инновации, разрабатываются одним человеком или авторским коллективом, который затем и реализует ее в лагере.
Адаптированные программы – встречаются чаще всего, они бывают доработаны с учетом специфики оздоровительного лагеря.
В модели определяются также необходимые и достаточные условия ее реализации. После определения модели по базису, форме, задачам и разработки ее содержания начинается второй этап конструирование
Этот процесс подразумевает упорядоченность модели в логический ряд с общим замыслом оздоровительного лагеря, социально-правовым обоснованием, основными ориентирами социально-педагогической и культурно-досуговой деятельности, необходимыми и достаточными условиями, педагогическими и экономическими ресурсами.
В основе конструирования программ лежит также задача решения проблем воспитания и состояния здоровья современных детей: несформированность гражданских патриотических позиций, умаление чувства национального достоинства, ориентация подростков на высокооплачиваемые сферы трудовой деятельности в ущерб другим; недостаточно высокий престиж педагогической профессии; рост криминогенности в среде подростков; низкий уровень активности; неразвитость лидерских качеств; повышение тревожности, неуверенность и неопределенность своего будущего; ухудшение здоровья, увеличение детей страдающих школьными неврозами, школьной дезадаптацией и т.д.
Решение любой проблемы – это комплекс согласованных во времени и пространстве идей и действий, обеспечивающих переход от существующей системы к желаемой.
Примерная структура программы.
- Пояснительная записка (введение) – это описание проблемы, которая привела к созданию программы, обоснование её актуальности, определяется категория участников, место проведения, срок реализации программы.
- Цели – представляют образ конечного результата. Цели должны быть конкретными, реально выполнимыми в те сроки, которые определены для реализации программы. Их должно быть не много две – три.
- Задачи – определение путей достижения целей, проще говоря «мини - цели». Они так же, как и цели, должны быть конкретными и выполнимыми в более короткие, чем цели, сроки.
- Принципы – в этой части программы содержится определение тех принципов, на которые будет опираться ваша программа, и которые найдут свое отражение во всей деятельности, организованной в лагере.
- Средства – описание педагогических средств, ресурсов, которыми располагают авторы, и которые будут способствовать реальному выполнению программы. Под ресурсами понимаются не только хозяйственные и финансовые возможности, но и интеллектуальный потенциал организаторов программы, а также природная среда лагеря. Составьте для себя карту ресурсов, анализ которой поможет вам реалистично подойти к планируемым делам, а также подобрать нужных педагогов, инвентарь, оборудование, аппаратуру
- Механизм реализации – данный раздел содержит описание форм, методов, технологий или подпрограмм, (кружки, творческие мероприятия, игры и т.д., т.е. все, что планируется провести, организовать) при помощи которых будет осуществляться реализация программы. В этой части программы не важны сроки, они будут указаны в плане.
- План - полный план всей смены, возможно, это план-сетка, с указанием всех запланированных мероприятий (в данном случае слово «мероприятие», следует понимать шире, чем вечер или спортивное соревнование), как будет организован каждый день в лагере в целом и в отрядах (группа) в частности. План отражает в себе механизм реализации.
- Ожидаемые результаты – каждый педагог и весь педагогический коллектив должны заранее ответить на вопрос: «ради чего?», «что измениться в будущем?» после того как будет выполнена программа, какие изменения могут произойти в детях, в педагогах, в социальной среде.
При создании программы организаторы должны уделить особое внимание управлению программой. Продумать, как в процесс управления и координации будут вовлечены дети. Формы соуправления и координации могут быть самые разнообразные. Организаторы должны понимать, что это продиктовано содержанием программы, и ориентироваться на уже отработанные формы совсем необязательно. Следует изначально определить круг полномочий избранников. Это позволит избежать дезориентации участников программы и поставит реальные рамки ответственности перед избранным органом.
В процессе моделирования и конструирования программ необходимо учитывать определенные принципы:
- гармонизация личности и среды – ориентация воспитания на максимальную самореализацию личности, гармонизацию ее устремлений и изменяющейся социально-политической реальности на основе активизации внутренних ресурсов человека (личности);
- гуманизация – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания, труда, быта, отдыха детей;
- альтернативность – обеспечение многообразия типов программ;
- приоритетность – выбор приоритетных направлений деятельности;
- саморазвитие – создание условий и механизмов саморазвития лагеря.
Критерии, которым должна отвечать программа:
- актуальность;
- прогностичность (работа на будущее);
- реальность выполнения;
- новизна;
- целостность - единая логика построения всех элементов;
- комбинаторность и модульность - возможность реализации частей программы в разных вариантах их взаимосвязи и взаимозависимости;
- гибкость, восприимчивость к изменению ситуации и реакции детей.
Организаторы смены должны гибко подходить к моделированию, учитывая особенности участников программы, местные условия, материальную базу и т.д. Грамотный подход к составлению модели смены, ее структуры позволит найти наиболее рациональное соотношение различных групп и объединений. Чем больше вариантов реализации своих возможностей и потребностей будет предложено участникам, тем больше вероятность, что программа будет реализована в полном объеме и ожидаемые результаты будут достигнуты.
Успешность реализации программы напрямую зависит от целевой, концептуальной, содержательной проработанности; учета интересов и потребностей детей, их возрастных возможностей, уровня развития; имеющихся в наличии ресурсов; подготовленности и настроя кадров на работу в режиме сотворчества.