Моббинг: фазы развития и профилактика

Photo 017m.jpg
6vGsgXy4V1Q.jpg

В упрощенном понимании моббингом называется явление, когда коллектив или его часть ополчаются на одного или нескольких своих членов с целью их изгнания.


Слово «моббинг» происходит от английского «to mob» — грубить, нападать стаей, травить. В упрощенном понимании моббингом называется явление, когда коллектив или его часть ополчаются на одного или нескольких своих членов с целью их изгнания.

Моббинг имеет генетическую основу и широко распространен в животном мире. В биологии под моббингом понимается демонстративное действие животных или птиц против возможного врага преимущественно другого вида. В качестве примера можно привести поведение стаи обезьян, находящейся на деревьях, по отношению к находящемуся на земле льву. Сидя на деревьях, обезьяны активно проявляют свою враждебность, скачут по ветвям, кричат и кидают в хищника всем, что попадется под руку: плодами, обломками сучьев. Если обезьяны укрылись на скале, то они бросают во врага более серьезные предметы — камни. Вороны, поднимающие галдеж на прохожего, осмелившегося пройти слишком близко к их гнездам, — это тоже пример моббинга.

Цель моббинга в животном мире двоякая.

  1. Во-первых, враг получает упреждающий удар и у него убавляется желание нападать. В дальнейшем хищник, подвергшийся моббингу, будет чаще охотиться на другие виды.
  2. Второй и не менее важной целью моббинга является обучение молодого потомства тому, как можно противостоять врагу совместными коллективными действиями.

В отличие от животных у человека моббинг — элемент не межвидовой, а внутривидовой борьбы. Проявление моббинга в человеческом обществе во многом основано на противопоставлении «своих» и «чужих» в борьбе за разного рода ресурсы.

Под моббингом в детском коллективе понимается коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из детей со стороны его ровесников, осуществляемые с целью ослабить степень его социального влияния в коллективе. Контролируется моббинг иерархическими структурами в социальной группе и в особенности — авторитетным лидером группы.

Фазы развития и профилактика моббинга в детских коллективах

Типичные фазы развития моббинга в детском коллективе следующие:

  1. Формирование предпосылок. В качестве предпосылок моббинга могут выступать оставшийся неразрешенным конфликт или высокая эмоциональная напряженность в связи с неблагоприятным психологическим климатом.
  2. Начальная фаза моббинга. Как средство разрядки и снятия эмоционального напряжения происходит поиск «виновника», и в отношении него начинают проявляться агрессивные выпады ровесников в виде недовольства или насмешек. Как следствие, на этой фазе у жертвы начинают появляться первые нарушения в эмоциональной сфере (эмоциональные срывы), что лишь «подливает масло в огонь» и усиливает психотеррор.
  3. Активная фаза моббинга. В этой фазе агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими, привязаны к объекту моббинга и уже не зависят от его реальных поступков и результатов деятельности. Во всем находится только негативные моменты. В результате у жертвы возникает устойчивое ощущение затравленности, проявляются признаки нарушения здоровья, усиливаются хронические заболевания.
  4. Социальная изоляция жертвы моббинга. В этой фазе происходит полная или частичная изоляция ребенка от участия в коллективных мероприятиях. Оказавшись в социальной изоляции и информационном вакууме, ребенок не получает положительных оценок своим действиям, теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным в своей деятельности. К тому же у него начинают проявляться серьезные физические и психические заболеваний.
  5. Эскалация конфликта. Чаще для сохранения психического и физического здоровья подвергшийся моббингу ребенок вынужден уехать из лагеря досрочно под каким-либо предлогом.


В качестве организационных средств профилактики моббинга в детских коллективах выделяются следующие:

  • формирование здоровой организационной культуры в детской группе;
  • поддержание здорового социально-психологического климата между детьми;
  • развитие навыков управления у вожатых;
  • создание условий, обеспечивающих получение обратной связи от подопечных;
  • четкое формулирование обязанностей каждого ребенка в лагере с обозначением границ их персональной ответственности;
  • формирование прозрачного механизма принятия управленческих решений вожатым, рационализация и открытость информационных потоков в отряде;
  • формирование нетерпимого отношения к разносчикам сплетен и любителям интриг;
  • исключение интимных связей между подопечными.


Также в многочисленных исследованиях приводятся различные советы и рекомендации как себя вести ребенку, чтобы избежать моббинга от ровестников. В обобщенном виде эти рекомендации можно представить следующим образом:

  • Будь доброжелательным со всеми. На обаятельных моббинг не направляют.
  • Не сплетничай, а услышав сплетню, не пересказывай ее другим.
  • Никого не унижай. Напротив, старайся хвалить ровесника, возвышать его в собственных глазах и в глазах других.
  • Постарайся найти золотую середину между тем, чтобы сохранить свое лицо и не выделяться из коллектива.
  • Не позволяй унижать себя. Иногда нужно «показать зубы».
  • Соблюдайте традиции коллектива.
  • Если кто-то из ровесников пытается тебя «достать», не нервничай, спокойно поговори с ним, выясни, чего он добивается. Старайтесь не реагировать на обидные слова. Помни, что обижают тех, кто обижается.
  • Не фамильярничай с вожатым. Даже если вы с ним друзья, не афишируйте это, а лучше — дружи за пределами лагеря.
  • Добросовестно выполняй свои обязанности, тогда в случае конфликта вожатый будет на твоей стороне.


Что можно предпринять вожатому

Если после наблюдений за подопечными, находящимися в вашей опекой, вы установили, что у кого-то из них произошел конфликт, рекомендуем вам предпринять следующее. И главное, всегда помните, что это пойдет только на благо вашего отряда, в которой вы вожатым. Ваш отряд сможет стать намного успешнее. Чем раньше вы узнаете, в какой детской микрогруппе вашего отряда возникла интрига, тем лучше: у вас будет возможность как можно скорее предпринять меры для того, чтобы как можно раньше начать работать с конфликтом. К сожалению, очень трудно препятствовать появлению и развитию моббинга, так как зачинщик всегда находит множество доводов «за». В целях профилактики следует:

  • не отдавать открыто предпочтения никому из своих подопечных — это может стать провокацией и поводом для моббинга;
  • никогда не поддерживать подопечных, если явно видно, что кто-то из них хочет очернить одного из ровесников в глазах вожатых, имейте свое мнение о каждом из детей и отстаивайте его;
  • показать детям, что вожатые лагеря против моббинга;
  • постараться поддержать того, кто стал жертвой моббинга;
  • продемонстрировать эту свою поддержку не вовлеченным и конфликт детям.