Методы неформального обучения
"Бабка с Дедкой порефлексировали-порефлексировали, да и испекли... кубик :)"
Выбирая формы групповой работы для своего мероприятия, мы руководствуемся целями, которые хотим достигнуть, и учитываем, насколько полезна будет такая работа для конкретной группы и конкретной темы.
Но по ходу мероприятия часто нужно оперативно сделать замену. Зависеть это может:
- и от атмосферы в группе (уместна ли игра в данный момент? готова ли группа к данному упражнению? достаточно ли участники познакомились друг с другом? насколько группа сплотилась?);
- и от состава группы (возрастная разница, гендерные различия, размер группы, иные особенности участников);
- и от временных ограничений (какого промежутка времени потребует игра? есть ли нужный запас времени?)
Наиболее популярные методы неформального обучения
Ледоколы (Ice-breaker): короткие активные задания длительностью +/- 5 минут, позволяющие взбодриться, снять напряжение, повысить концентрацию; легкие, простые в исполнении, обычно не требуют специальной подготовки и материалов; могут быть громкими и хаотичными. Важно: не должны повторяться в рамках одного мероприятия.
Командные игры (Team building): задания, которые помогают создать из группы команду - сплоченную группу с общими целями, ценностями, историей; создают чувство сплоченности, проясняют роли, помогают понять влияние поведения людей на команду; дают непосредственный опыт взаимодействия, развивают доверие, позволяют физический контакт. Важно: учитывать готовность, "разогретость" группы и в зависимости от этого моделировать сложность задания, чтобы избежать психологического шока. Важно, чтобы задание было выполнимо.
Игры: различного рода задания с соревновательным элементом; позволяют обратить внимание на какую-либо тему/вопрос, узнать друг друга, развивают сотрудничество; обычно занимают немного времени, легко подстраиваются под потребности, высокоактивны. Важно: поддерживать выполнение правил и обеспечить безопасность игры.
Ролевые игры: проигрывание несколькими участниками заданного сценария, связанного с темой обучения; расширяют взгляды, изменяют отношение к теме, наглядно показывают последствия поведения в заданных ситуациях; симулируют реальность в безопасных условиях. Важно: поведение участников может быть спонтанным, жестких правил нет, но участники должны ясно понимать свои роли.
Симуляции: постановка реальной ситуации из жизни; демонстрирует практическое принятие решений в ситуациях, близких к реальной жизни; участники действуют, реагируют на происходящее самостоятельно, без заданных ролей; задания имеют высокую степень реалистичности и дают непосредственную обратную связь; требуют тщательной подготовки и времени. Важно: провести дебрифинг после симуляции.
Анализ случая: поиск решения ситуации на основе рассказа из жизни (с детализацией для понимания проблемы, анализа и поиска решения); развивает критическое мышление, аналитические навыки, учит отличать факты и предположения; занимает много времени, требует связи рассматриваемого случая с реальной жизнью и тематикой обучения.
Демонстрация: техника, при которой демонстрируется, как что-либо делать или использовать; обеспечивает ясный пример работы. Важно: должна быть короткой; всем должно быть хорошо видно, слышно, понятно (язык демонстрации).
Моделирование: изучение нового поведения, подражая модели или идеалу. Включает: наблюдение за поведением модели, практику ролевой игры, обратную связь через обсуждение моделирования; используется для обучения новому поведению, методу, технике, для межкультурного обучения. Важно: атмосфера доверия.
Мозговой штурм: решение проблемной ситуации путем генерации идей; все идеи записываются без анализа в течение 5-15 минут, и лишь затем следует анализ и отсеивание идей. Развивает творческое мышление, помогает найти необычное решение, поддерживает активность. Важно: требует времени и умения вести дискуссию; процесс требует доверия участников друг другу.
При выборе игры/задания нужно учитывать:
- ситуативную уместность игры/задания и соответствие теме обучения;
- готовность группы к действиям игры, уровень сплоченности группы;
- возрастную разницу, гендерные и социальные различия;
- размер группы;
- возможность импровизации;
- ЦЕЛЬ, которую нужно достигнуть игрой (важен процесс или результат? какой именно результат?);
+ важно обеспечить безопасность (психологическую и физическую) игры/задания.
По ходу тренинга/встречи сначала подбираются мягкие, простые формы работы. Это даст участникам возможность спокойно войти в действия. Тренер должен создать условия, при которых человек сам начнет говорить и действовать. Участникам нужно ДАТЬ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО. Затем, по нарастающей, задания усложняются и обостряются в соответствии с тематикой.
Задания...
- с завязанными глазами
- с тактильными контактами
- с изображением
должны быть продуманы:
- ! допустимы ли они для данной группы, данных конкретных участников?
- ! уместны ли они в данный момент, готова ли группа/участники адекватно воспринимать эти действия?
+ игру нужно сначала предложить группе - хочет ли она испытать на себе действия с такими особенностями?
Базовый принцип неформального обучения - добровольное участие (основанное на внутренней мотивации).
Важно дать человеку право выбора:
- хочет ли человек участвовать в действии?
- согласен ли на условия задания?
- согласен ли на присутствие какого-либо человека при выполнении задания?
Важно спросить мнение человека - ОН САМ принимает решение и ответственность, что ход дальнейших действий будет зависеть от него.
Человек имеет право отказаться!
Если для кого-то условия дискомфортны и человек отказывается участвовать в действии, ему можно предложить РОЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЯ.
Эта роль позволит человеку не вступать в активные, но неудобные для него действия, но при этом быть вместе с группой, быть участником общего процесса. Кроме того, во время рефлексивного обсуждения наблюдатель даст группе обратную связь.
Еще одна существенная установка, которая помогает сложить атмосферу доверия в группе: каждый имеет право на ошибку.
Прописная истина "не ошибается тот, кто ничего не делает" в процессе обучения через опыт приобретает новое звучание. Примеряя новые для себя ситуации, действия, понятия в игре (моделируя ситуации жизни), мы можем на ошибках получить бесценный опыт наименее безболезненным способом. Именно поэтому в неформальном обучении так необходимы рефлексивные упражнения! В ходе дебрифинга каждый участник анализирует ход событий, ситуации, чувства, мотивы, поведение и ошибки. Анализирует, получает информацию от коллег по группе и делает выводы. Не так важно, насколько правильно ты действовал, но очень важно, насколько ты свой опыт осмыслил и что получил в результате этого.
В ходе рефлексивных упражнений нужно особенно тщательно следить за тем, чтобы разговор не переходил на личности. Жесткое правило: НЕ говорим о личности, НЕ оцениваем человека! Говорим о своих чувствах, оцениваем ситуацию, действие.
Подойдите к играм и упражнениям творчески! Креативное мышление - это НАШЕ ВСЁ :)
Ссылки на некоторые сборники в помощь организаторам:
- Team Building - Сборник игр для командной работы (на рус. яз.)
- Team Building - Сборник игр для командной работы (на анг. яз.)
- Интерактивное обучение в школе - подборка игр и других форм обучения
- КОМПАС - пособие по обучению правам человека + практические методы, игры, симуляции
- Компасито - аналогичный сборник для работы с детьми
- Материалы молодежных тренингов с сайта SALTO-YOUTH (на англ.яз.)
- "Тренинг: руководство к действию" - сборник со своей тематической спецификой
Еще ряд ссылок на различные публикации по неформальному обучению, в том числе и практические сборники.
- Тренер. Группа. Семинар. (2009)
- Гордон Д.Д.Вое: Революция в обучении (2003)
- М.Дзейтова, М.Тангиев: Практическое руководство молодежных лидеров (2003)
- Интерактивное обучение: Подборка игр и других форм учебной деятельности для занятий по предметам социального цикла (1998)
- Klaus W.Vopel: Создание команды.Психологические игры и упражнения (2003; перевод с немецкого)
- Klaus W.Vopel: Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1 (1998; перевод с немецкого)
- Klaus W.Vopel: Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 2 (1998; перевод с немецкого)
- Klaus W.Vopel: Сплоченность и толерантность (2002)
- Г.Н.Сартан: Тренинг командообразования (2005)
- Team Building Activities, Initiative Games & Problem Solving Exercises
- Е.Сидоренко: Технология создания тренинга. От замысла к результату (2008)
- Kay Thorne, David McKay: Тренинг. Настольная книга тренера (2001)
- 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов (Ред. В.Чикер)
- А.И.Калашников: Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов (2008)
- Метафорическая деловая игра: Руководство для бизнес-тренеров (ред. Завьялова Ж., 2004)