Методика проведения военно-спортивных игр на местности

JXuoYTGClYQ.jpg

ПЛАН ИГРЫ «Зарница»

Участники игры: старшие подростки – возраст 14-16 лет

Ход игры:

  • Первый этап игры: Играющие делятся на две команды – «группу армий» «Север» и «Юг»
  • Второй этап игры: Объяснение правил игры
  • Третий этап игры: Выбор командиров, придумывание паролей, секретов, постов и т.д.
  • Четвертый этап игры: Соответственно «боевые действия»
  • Пятый этап игры: Подведение итогов игры, объяснение их.


Правила игры.

1. В игре нет «убитых», есть только «раненные» и «пленные»

  • «Раненые» - это те, у кого сорван один погон
  • «Пленные» - это те, у кого сорваны оба погона
  • «Раненные» имеют право вновь вступить в «бой», только через 30 минут после ранения.

«Пленные» - попадают в плен и через один час, рассказав все, что знают, вступают в «боевые действия» на стороне тех, кто его пленил.


2. Главная цель игры - узнать «пароль» и выкрасть «секрет» соперника.

  • «Пароль» - фраза из пяти слов, лучше всего не связанных между собой. Устанавливается в начале игры и не может меняться по ходу игры.
  • «Секрет» - вещь, которая определяется в начале игры, не может меняться в ходе игры. «Секрет» можно переносить с места на место, но он не может храниться на человеке. Свой «секрет» знают все игроки своей команды

Таким образом задачи игры – узнать что за «секрет» у соперника, где он хранится и захватить его. Кроме того, узнать все пять слов пароля.


3. Должности в игре :

  • «Командующий» - организует всю оборону, разрабатывает стратегию игры, руководит всей работой по организации сил. Знает все пять слов пароля. Выдает пароль игрокам соперника, «взятым в плен»
  • «Начальник штаба» - организует всю работу штаба, определяют схему постов, места хранения секрета, ведет всю документацию игры, выдает погоны своим раненным и взятым в плен соперникам. Знает три слова своего пароля.
  • «Начальник разведки» - организует всю работу разведки, узнает схему постов, место ранения секрета, пароль соперника. Допрашивает захваченных в плен соперников. Знает три слова своего пароля.
  • «Комендант» - организует всю работу по охране периметра расположения своих сил. Назначает постовых, их смену, определяет места постов и т. д. Знает три слова своего пароля.
  • «Начальник связи» - организует систему связи своих сил, определяет условные сигналы и т.д. Знает три слова своего пароля

Все остальные участники команды – «рядовые бойцы», знают по одному слову пароля (по принципу - 1/5 част бойцов знает 1 из 5 слов, то есть пять бойцов знают все пять слов пароля).

Каждый из пяти должностных лиц – командующий, начальник штаба, начальник разведки, начальник связи и комендант – назначает себе в команду по 3-10 человек.

Все остальные – «рядовые», знают по одному слову пароля.

2 и 4 слова пароля знают дублеры командиров. Дублеры - на случай пленения командиров.


4. «Пленные», попав в плен, в течение одного часа могут молчать, но после одного часа становятся членами команды, которая их захватила, и обязаны рассказать свою часть пароля, а также все, что знают о секрете. «Начальник штаба» выдает им погоны и должности.

Раненные получают погоны от начальника штаба через 30 минут после ранения.


5. «Погоны» установленного образца из бумаги определенного размера и цвета. На обороте – шифр.

Списки личного состава и шифры - у начальника штаба.


6. Игра ведется до победы, то есть только до того, как узнают пароль и захватят секрет или же до времени «Ч», установленного вожатыми – посредниками.

Итоги игры подводятся вожатыми - посредниками по наличию и заполненности штабных документов (если не одна из команд не победила).

Посредник-вожатый знает и пароль, и секрет, может прекратить игру в случае грубости, хамства и т.д.

Его имеют право захватить в плен, но он в случае пленения не рассказывает то, что знает. В плен можно захватить любого.

Реквизит:

  1. Погоны
  2. Секрет
  3. Пароли.
  4. Списки (канцтовары).


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-СПОРТИВНЫХ ИГР НА МЕСТНОСТИ

Воспитательная эффективность военно-спортивных игр в решение задач военно-патриотического воспитания школьников зависит от методики их проведения. Опыт показывает, что большую трудность для педагога представляет организация в школе, детском оздоровительном лагере игр на местности. Это объясняется некоторыми особенностями этих игр, среди которых следует, прежде всего, вычленить такие.

Во-первых, игры требуют от педагога специальных военных и военно-технических знаний (по тактике, связи, топографии, огневой и строевой подготовке, о способах передвижения на местности и др.); в силу этого такие игры для него в известном смысле сложны.

Во-вторых, игры на местности не имеют твердых правил и проводятся на больших по площади участках открытой и закрытой местности с различным рельефом.

Поэтому их организация представляется трудоемкой.


Основные педагогически и гигиенические требования, предъявляемые к военно-спортивным играм.

Опыт показывает, что для игр на местности лучше всего подходит такая форма (например, тренировочный костюм и т. п.), которая надежно предохраняет ребят от повреждения кожного покрова при движении и маскировке в кустах, лесу, оврагах, бурьяне, от укусов насекомых. Требование оздоровительной направленности предполагает также учет данных медицинского контроля за участниками игр, состояния погоды, гигиенических требования к району игры.

Опыт показывает и то, что игра может быть успешной лишь тогда, когда сам взрослый увлечен игрой. Известно, А. С. Макаренко сам увлекался играми и не представлял себе педагога, не любящего и не умеющего играть. Военно-спортивную игру руководитель обязан проводить с тем огоньком, который так знаком каждому педагогу, любящему детей. Только в этом случае руководитель сможет увлечь игрой участников, воспитать у них любовь к играм. Перечисленные выше основные педагогические и гигиенические требования к методике игр взаимосвязаны.

Организация и проведение игр на местности включает в себя следующие этапы: выбор игры, подготовку к ней, проведение игры, подведение итогов (разбор).

Все эти этапы тесно связаны между собой. Недооценка одного из них неизбежно отрицательно повлияет на игру в целом.


ВЫБОР ИГРЫ.

Организация военно-спортивной игры на местности начинается с ее выбора. Перед тем как выбрать игру, необходимо иметь четкое представление о педагогической задаче, разрешению которой должна способствовать намечаемая игра. Игра должна быть педагогически оценена прежде, чем быть окончательно избранной. Военно-спортивных игр на местности много, и развивают они ребят по разному, не вес в одинаковой степени способствуют воспитанию у школьников различных качеств. В одних играх воспитывается у участников выносливость, точность и аккуратность, в других вырабатывается глазомер, умение ориентироваться на незнакомой местности, наблюдательность, умение маскироваться и т. п.

Влияние игры на развитие у школьников тех или иных качеств в решающей степени зависит от ее структуры. В структуре игры необходимо различать: во-первых, тематическое содержание; во-вторых, моторное содержание, разнообразие и характер движений, производимых в игре, их быстроту, силу; в-третьих, организационную сторону игры - ее сложность, взаимоотношения играющих, разнообразие ролей и обязанностей, сложность и содержание правил.

Для воспитания смелости, решительности, выносливости, развития тактического мышления по своей структуре хорошо подойдут игры «Борьба за вымпел», «Поиск», «Наступление», «Прорыв» и т. п.

Для развития наблюдательности и умения вести разведку – «Я тебя вижу», «Саперы», «Наблюдатели», «Соревнования разведчиков». Развитию глазомера способствуют игры « Невидимая цель», «Измерь расстояние», «Самый меткий» и др.

Выработке навыков в ориентировании помогут игры «Азимут», «Закрытый маршрут», «Умей ориентироваться» и т.д.

Для развития слуха рекомендуются игры «Снять часового» «Бесшумное движение» и др.

Строевой подготовке способствуют игры «На параде», «Смотр строя и песни» и др.

Важным моментом при выборе и организации игры является учет возрастных особенностей, физического и психического развития и индивидуальных возможностей школьников и физической нагрузки, допустимой для данного возраста. Каждая игра должна быть посильной для ребят и увлекательной, но в тоже время требующей от играющих известного напряжения. Нельзя допускать, чтобы задачи в игре решались легко. А. С. Макаренко указывал: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».

Возможность проведения той или иной игры на местности зависит от числа играющих. Есть игры одиночные - поединки между отдельными играющими - и игры групповые, отрядные. Среди них есть игры, в которых могут участвовать 10-30 человек. К ним можно отнести: «Передвигайся скрытно», «Останься незамеченным», «Гранатой в цель» и др.

Игры «Наступление», «Поиск», «Скрытый маневр», «Флаг на высоту» могут проводится с учащимися нескольких классов (отрядов), юноармейских подразделений «Зарницы» и «Орленка».

Игры на местности, в которых принимают участие большое количество отрядов (около 2000 человек), требуют длительной подготовки и отличной организации. Во время игры, несмотря на сложность, необходимо создавать равные условия для всех отрядов. При выборе и разработке игры необходимо также учитывать опыт участия ребят в играх на местности. Всегда целесообразно начинать с простых игр, затем по мере накопления опыта переходить к более сложным и длительным играм.


ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

Любая военно-спортивная игра на местности, даже самая несложная, требует предварительной подготовки. Она включает: выбор местности для игры, подготовку руководителя игры и посредников, коллектива играющих в игре, инвентаря и игрового имущества.


Выбор местности.

Правильный выбор местности – важная предпосылка успеха игры; чтобы быстро и удачно выбрать место проведения каждой игры, желательно составить карту окружающей школу (лагерь) местности. На карте должны быть отражены военно-топографическая характеристика отдельных участков и их площадь Район игры заранее намечается руководителем. Игру лучше проводить на незнакомой или малознакомой местности, что повышает интерес школьников к игре. Вместе с тем можно проводить игру и на хорошо знакомой ребятам местности, только в этих случаях следует дополнительно оборудовать участок местности, например, создать новые искусственные препятствия, соорудить и замаскировать новые огневые точки противника, изменить исходные пункты для начала игры и направление действий.

Анализ опыта показывает, что для проведения большинства военно-спортивных игры нужно выбирать участки местности, покрытые кустарником, лесом, с неровным рельефом, рвами, канавам, небольшими ручьями, речками. На такой местности хорошо организовать игры, связанные с разведкой, наблюдением, маскировкой, ориентированием. Выбирая район для игры, руководитель особое внимание обращает на то, чтобы не было опасных мест в виде оползней, глубоких ям, сильно заболоченных участков и т. п.

Руководитель, не познакомившийся лично с местностью, всегда рискует тем, что игра может быть сорвана или пройти неорганизованно из-за какого-либо непредвиденного обстоятельства. Вместе с тем не следует чрезмерно опекать играющих от различного рода препятствий(естественных или специально созданных организаторами игр), ибо преодоление внезапных преград имеет большое воспитательное значение и в первую очередь для воспитания у ребят смелости , решительности и инициативы. «Нельзя воспитать мужественного человека, - указывал А. С. Макаренко, - если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество…». Особое внимание нужно обращать на обозначения границ района игры, ибо опыт показывает, что играющие, стараясь перехитрить противника, иногда нарушают границы, в результате возникают споры, снижающие интерес к игре.


Подготовка руководителя игры и посредников

Успех игры на местности во многом зависит от того, насколько хорошо она освоена самим руководителем, изученный им содержание и правила игры. Неподготовленность руководителя порождает неорганизованность и превращает игру в пустую забаву. Руководитель должен тщательно разработать план игры. В плане следует предусмотреть: способ доведения содержания и правил игры до участников; состав посредников, расстановку ребят в начале игры; форму, отличительные знаки для отрядов, юноармейских подразделений; потребность в инвентаре игровом имуществе, необходимые меры для обеспечения ими ребят; способы использования имитационных средств, учебных боеприпасов (холостых патронов, взрывпакетов, дымовых шашек); расчет времени на игру, при этом необходимо учесть время на следование в район игры и возвращение к месту расположения (школы, лагеря), время на ход игры и подведение ее результатов; форму разбора игры, подведение ее итогов.

Как правило, руководить в игре на местности педагогу помогают посредники. Имея в виду рассредоточенность посредников в этих играх, необходимо заблаговременно инструктировать их перед игрой. До посредников в полном объеме доводятся цель игры, ее содержание и правила. Особое внимание обращается на уяснение посредниками системы оценок действий ребят в игре, ибо неточное (а тем более пристрастное) определение результата может вызвать у играющих чувство неудовлетворения, досаду и раздражительность. Задача посредника заключается в том, чтобы строго следить за выполнением правил игры, вести точный подсчет очков, ошибок, сделанных играющими, решительно пресекать малейшую недисциплинированность, непослушание, решать споры, возникшие во время игры, быть постоянным консультантом командира отряда, но не при каких обстоятельствах не подменять последних и действовать за них.

Посредник обязан всегда выступать в роли объективного судьи и заблаговременно готовиться к выполнению своих обязанностей. Все играющие должны знать, кто назначен посредником и каковы его обязанности. Лучшей подготовкой посредников к игре является проигрывание с ними предстоящих действий. Важным моментом в подготовке руководителя к игре является разработка плана-конспекта на все этапы игры, особенно если игра сложная. Нередко к конспекту составляются чертежи, схемы, топографические карты и т.п.

Руководитель использует план-конспект при подготовке ребят и посредников к игре с тем, чтобы ориентировать их во всех условиях предстоящей деятельности. Разумеется, если игра на местности не сложна (преследование, поиски спрятавшегося и т.п.), то от руководителя не требуется составление плана-конспекта. Такую игру руководитель может кратко объяснить без предварительной подготовки, осмотрев с играющими место игры перед ее началом.


Подготовка играющих.

Важным моментом при организации игры, сопутствующим ее успеху, является предварительная подготовка участников игры, которая заключается в разъяснении содержания и правил игры и проведении бесед и занятий, имеющих прямую связь с предстоящей игрой.

Во время этих занятий (бесед) ребятам разъясняются вопросы, не предусмотренные школьной программой: задачи и обязанности разведчиков, сторожевых постов, секретов, способы передвижения на поле боя, ориентирования, определения расстояния, наблюдения и маскировки, приводятся примеры подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

В конце каждого такого занятия или беседы надо напоминать ребятам о необходимости соблюдать в игре ряд обязательных требований, направленных на воспитание дисциплинированности, настойчивости, инициативности, решительности и смелости.

Для воспитания решительности и смелости нужно строго соблюдать правила игры, уметь в сложной обстановке, требующей выбора между несколькими возможными способами выполнения задачи, в ограниченное время принять самое разумное решение и использовать наиболее целесообразный способ действий. При это, если необходимо, надо идти на оправданный риск: преодолеть боязнь быть выведенным из игры(проиграть), отвлекая противника, пожертвовать собой в интересах победы своего отряда и т.п. Смелость и решительность связаны со способностью брать на себя ответственность за свои действия и готовностью ответить за них перед своими товарищами.

Руководитель определяет основную задачу игры, указывает, за что присуждается победа, сообщает условия присуждения очков, вывода из игры, определяет границы участка, способы подачи сигнала для начала игры: свистком, флажком, ракетой, выстрелом (если нужно, продемонстрировать практически). Объясняет правила поведения во время игры, что можно делать и чего нельзя, как можно поступать, от каких действий воздержаться.

Правила достигают своей цели только тогда, когда они ясны, точны и кратки, легко понимаются и закрепляются в памяти. Они должны быть целесообразными и обеспечивать не слепое подчинение, а разумное следование им.

При подготовке военно-спортивной игры важно правильно разделить участников игры на отряды (отделения, взводы). При этом надо учитывать, что во всех военно-спортивных играх имеется элемент соревнования.

Следующим не менее важным этапом является распределение обязанностей, определение командиров отрядов, отделений. От правильного выбора командира, который должен находится в центре внимания играющих, нередко зависит ход игры и ее интерес. Подвижный, ловкий и находчивый играющий, выполняя роль командира, вносит в игру задор, оживление, увлекает всех остальных. Вялый, малоподвижный и безынициативный командир не сможет сделать игру живой и увлекательной, что нередко снижает интерес к хорошей игре. Застенчивым тоже следует поручать роль командиров или давать ответственные задания, чтобы постепенно воспитывать у них чувство уверенности в своих силах, инициативу, смелость, решительность. Однако, определяя таких школьников командирами нужно заботиться о том, чтобы не поставить их в затруднительное или смешное положение перед товарищами, если назначенные сразу не смогут хорошо справиться со своей ролью.

Существуют самые разнообразные приемы распределения ролей в военно-спортивных играх. При организации военно-спортивных игр часто практикуются распределение ролей на общем собрании класса. Этот способ основан на активности школьников, отражает их желание. Ребята, руководствуясь содержанием игры, сами решают, кому в какой роли действовать в игре. Это стимулирует самостоятельность и инициативу школьников, воспитывает у них способность к самостоятельности в поступках. Выбранные же командиры, разведчики, стрелки, связисты, санитары и др. чувствуют ответственность перед коллективом за свои действия.

Этот способ наиболее эффективен, когда педагог умело, тактично направляет выбор ребят с учетом воспитательных целей, которые он ставит в игре, и индивидуальных качеств ребят. Подготовку участников к игре нужно заканчивать выдачей инвентаря для игры и контролем за выполнением всех указаний руководителя.


Подготовка инвентаря для игры.

Для успешного проведения игр на местности необходимо заблаговременно подготовить макеты оружия, трещотки, сигнальные флажки, вехи, указатели, знамена отрядов, нарукавные повязки или другие отличительные знаки.

Если школа имеет военных шефов, то следует просить их выделить для игры имитационные средства: взрывпакеты, сигнальные ракеты, дымовые шашки, холостые патроны (средства имитации применяются только взрослыми с учетом необходимых мер безопасности). Все это оживляет игру, делает ее более увлекательной, порождает детскую боевую романтику. В подготовке инвентаря должны активно участвовать сами ребята, что имеет большое воспитательное значение, так как в процессе работы ребята расширяют и закрепляют знания по общеобразовательным и военным дисциплинам, приобретают трудовые навыки, к сделанному своими руками инвентарю они относятся бережно и учатся ценить труд других.


ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РАЗБОР ИГРЫ.

Мало хорошо, всесторонне и тщательно подготовить игру, нужно в ходе ее умело руководить коллективом играющих. Осуществляя руководство непосредственно ходом, развитием игры на местности, действиями школьников в ней , педагогу приходится решать многие вопросы: организация начала игры; осуществление непрерывного наблюдения за играющими коллективами из различных пунктов на всех этапах игры; руководство посредниками, командирами, отдельными играющими; управление темпом и общей подвижностью игры и др. От того, как решаются эти вопросы, во многом зависит и успех игры.

Руководитель должен быть пунктуальным и начинать игру точно в назначенное время. Если предусмотрено неодновременное вступление в игру действующих сторон (отрядов) или неодновременный их выход в район игры, то время насчитывается и выдерживается для каждой стороны свое. Недооценка точного расчета в игре иногда может сорвать замысел руководителя. Игра должна проходить в назначенном руководителем районе местности. Действующие отряды разводятся на заранее определенные исходные позиции. Особое внимание руководитель обращает на поддержание строгой дисциплины в процессе игры и всячески поощряет инициативу, смелость, стремление перехитрить противника, например, имитацией ложных огневых точек, совершением маневра в тыл или во фланг противника, созданием отвлекающих шумов, подачей ложных сигналов, за исключением сигналов, применяемых руководителем для управления игрой, и т. п.

В тоже время надо строго пресекать, вплоть до удаления из игры, малейшую недисциплинированность, непослушание посредникам и назначенным командирам, грубость, нарушение установленных правил и границ района игры.

Очень важно воспитывать у ребят сознательное отношение к игре, разъясняя им, что только тогда можно получить настоящее удовлетворение победой, когда успех заслужен и каждый участник добросовестно выполнял все правила игры и честно вел себя по отношению к товарищам, а спорные вопросы разрешались руководителем и посредниками. Для развития у ребят боевых качеств нужно обращать внимание на то, как играющие ведут себя на территории противника, как они используют окружающую местность для маскировки, перемещаются на поле боя, преодолевают открытые места и т. п. Результаты своих наблюдений можно использовать в беседе с ребятами при разборе игры, воспитывая у них стремление действовать так, как придется действовать в действительной боевой обстановке.

Если в игре используются взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные ракеты, стрельба холостыми патронами, их нужно применять тактически грамотно и строго соблюдать меры предосторожности. Следует иметь в виду, что неудачное применение взрывпакета может привести к серьезным травмам. Дымовые шашки при горении имеют высокую температуру и нередко воспламеняются, что при небрежном обращении и отсутствии строгой дисциплины играющих может вызвать пожар на окружающей местности. Надо постоянно следить за тем, чтобы игра н была грубой и опасной, не превращалась в драку и не вела к порче одежды, инвентаря, к потере имущества. Руководитель обязан категорически запрещать играющим применять действия, способные вызвать травмы. Руководство игрой обеспечивает ее успех при условии, если оно активно. Руководителю игры и посредникам во всех случаях необходимо сохранять спокойствие и требовательность, подбадривать ребят, переживать вместе с ними острые моменты. Организаторы игры призваны быть беспристрастными в оценке действий ребят.

В связи с этим, разрабатывая правила игры, руководитель должен четко определить, как, когда и за какие действия оцениваются весь отряд или отдельные участники. В любой игре на местности действия участников должны оцениваться. Система оценок за действия участников может быть различной. Чаще она представляет собой сумму штрафных очков за ошибочные действия отряда и отдельных участников на всех этапах игры. Подсчет очков лучше вести, используя специальный лист оценок. Место для руководителя игрой надо выбрать так, чтобы оно не демаскировало играющих и не облегчало победу одной из сторон. Руководитель игры и посредники должны строго соблюдать меры маскировки, служить для всех ее участников примером серьезного отношения к игре.

Останавливать игру можно только в исключительных случаях: при грубом нарушении правил, при несчастных случаях и при обнаружении признаков утомления играющих: учащенное дыхание у большинства из них, бледность у отдельных участников, рассеянное внимание, недостаточное проявление настойчивости в достижении цели. Более быстрая, чем обычно, утомляемость играющих - основной признак чрезмерной нагрузки. Игра прекращается подачей установленного сигнала в тот момент, когда поставленные игровые задачи выполнены и одна из действующих сторон вышла победителем. Игру бузу победителя заканчивать не стоит.

После сигнала, оповещающего окончание игры, необходимо собрать ребят в заранее назначенном месте, построить, провести проверку, не явившихся разыскать, после чего приступить к разбору игры. Перед тем как определить победителя, надо спросить мнение посредников и выслушать их замечания. В случае неясности в определении победителя можно сделать это в конце разбора игры. Между окончанием игры и началом разбора желательно предоставить ребятам небольшой перерыв, в течение которого они обменяются мнениями, поспорят, сумеют затронуть важные вопросы. Подведение итогов, разбор игры имеют большое воспитательное значение. Поэтому в работе руководителя не должно быть ни одного случая, когда бы проведенная игра разбиралась без участия ребят, не подводились ее итоги. Разбор игры лучше проводить на месте, в районе ее проведения. При разборе игры руководитель дает оценку коллективу за организованность и дисциплину, за товарищескую сплоченность, согласованность действий, за проявленную инициативу, смекалку, военную хитрость, за хорошую подготовку к игре. Можно разобрать конфликты, возникшие во время игры. Особенно важно при этом подчеркнуть, что именно одних привело к победе, а для других послужило причиной поражения. Необходимо показать положительные стороны и недостатки в действиях не только отряда в целом, но и отдельных играющих. Целесообразно поощрить отличившихся. Подведя итоги, руководитель должен обобщить высказывания участников игры и обосновать присуждение победы тому или иному отряду.


Содержание и основные правила игр на местности.

Изложенные игры предназначены для учащихся разных классов. Они могут послужить основой при разработке военно-спортивных игр на местности применительно к местным условиям. С учетом возрастных особенностей ребят игры разделены на группы: для ребят 7–9, 10-12, 13-14, 15-16 лет. Однако, опыт показывает, что нередко одни и те же игры на местности можно делать увлекательными и доступными для ребят различных возрастов, регулируя нагрузку, увеличивая или уменьшая время на игру, упрощая или усложняя правила и задачи, уменьшая или увеличивая количество заданий, препятствий и район игры, применяя различный инвентарь (учебное оружие, средства имитации, приборы, топографические карты, технические средства связи и др.). Поэтому организаторам военно-спортивных игр на местности независимо от того, с какой категорией ребят он работает, целесообразно ознакомится с содержанием всех игр, описанных в данном разделе.


ИГРЫ ДЛЯ РЕБЯТ 7-9 ЛЕТ

На параде

Цель игры заключается в развитии у ребят расторопности, внимания, умения держать себя в строю, соблюдать дисциплину. Участвуют в игре 10-12 человек. На ровной площадке (лесной поляне) проводят прямую линию и выстраивают вдоль нее ребят в одну шеренгу. По команде руководителя «Разойдись!» играющие разбегаются по площадке, а затем по команде «Отделение, в одну шеренгу - становись!» все быстро становятся в строй. Тот, кто встал в строй последним или при построении разговаривал, делает шаг назад и выбывает из игры? Ребята, умышленно мешающие товарищам строиться, так же выводятся из игры. Повторяют игру несколько раз (5-6). Выигрывают ребята, оставшиеся в строю до конца игры. Эту игру можно варьировать. Вместо одного отделения соревнуются два или три во главе с командирами. Выигрывает отделение, в котором к концу игры сохранилось в строю больше ребят. Отделение может строиться не в одну, а в две шеренги, при этом меняется и команда: «Отделение, в две шеренги - становись!». Успеху игры будет способствовать беседа, проведенная с ребятами накануне, когда руководитель разъяснит значение строя и ознакомит ребят с основными положениями Строевого устава.


Опоздал - шаг назад

В игре участвуют 10-12 человек. На земле проводят две параллельные линии на расстоянии одного шага друг от друга. На первой линии выстраивают в одну шеренгу ребят по росту. По команде: «Разойдись!» играющие разбегаются по площадке, после чего подается команда «Становись!». Кто станет в строй последним, тот делает шаг назад, на вторую линию. Затем повторяют игру. Опоздавшие становятся все время на вторую черту. Выигрывают ребята, оставшиеся на первой линии после проведения игры 5-6 раз.


Север, юг, восток и запад

Играют 10-20 человек. Играющие строятся в две шеренги и размыкаются на один шаг. По компасу или солнцу нужно указать играющим стороны горизонта: север, юг, восток, и запад. Затем громко назвать какую-нибудь сторону горизонта, например север. Ребята должны быстро и четко сделать поворот, встав лицом к северу. Кто ошибется и повернется не туда, куда указал руководитель, или плохо выполнит поворот, тот получает штрафное очко. Руководитель называет другие стороны горизонта, играющие делают повороты. Выигрывает тот, кто получил меньше штрафных очков.


Бег за флагами

Играющие разбиваются на два отделения во главе с командиром. Каждому отделению присваивается цвет флага. Каждый участник игры запоминает, в каком он отделении и какой цвет его флага. Затем отделения расходятся по площадке. Как только руководитель поднимает флажок вверх, в стороны, отделение должно быстро построиться правым флангом в сторону, указанную флажком, так, чтобы каждый оказался на своем месте. Построение происходит по команде командира отделения «Отделение, в одну шеренгу (в две шеренги) становись!». Выигрывает отделение, которое быстрее выстраивается.


Ловкий переход

Над неглубокой ямой (рвом, канавой) с песком неподвижно закрепляется бревно. Участники становятся на противоположенных сторонах ямы, идут по бревну навстречу друг другу и, встречаясь на середине, стараются разойтись, применяя для этого различные способы. Победителями считаются отдельные пары, выполнившие поставленную задачу, или команды, имеющие большее количество благополучных переходов.


Подхвати знамя.

Число играющих 10-15 человек. Приготавливают шест длинною около 2 м. с флажком на конце - знамя. Чертят на земле круг диаметром 8-10 шагов, ставят ребят по кругу, лицом к центру. Руководитель становится в центре круга и придерживает рукой знамя. Затем быстро называет кого-нибудь из играющих и отпускает древко. Названный руководителем участник игры должен подбежать и подхватить знамя прежде, чем оно упадет на землю. Если ему это удается, то он назначается знаменосцем, становится на место руководителя игры и получает право на вызов следующего товарища. Если же знамя упало, то играющий, не успевший подхватить его, получает одно штрафное очко и возвращается туда, где стоял. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не будут вызваны по одному или по два раза (как будет условлено), чтобы подхватить падающее знамя. Выигрывают те ребята, которые не получили штрафных очков.


Потерянный предмет

Место для игры лучше выбрать в лесу или среди кустарника. 2-3 участника игры уходят на 400-600 метров вперед и прячут какой-нибудь предмет: макет оружия, полевую сумку, конверт, компас и т.п. На своем пути они оставляют разные знаки: стрелки на земле, сломанные веточки, зарубки на земле около деревьев, отодранный мох на деревьях и т. п. Эти знаки помогут найти спрятанный предмет. Руководитель рассказывает участникам о знаках, указывает район игры и подает сигнал. Играющие направляются на поиски предмета. Кто первый найдет предмет, тот победитель.


Замри на месте.

Вариант 1 . По установленному сигналу руководителя все участники игры должны замереть на месте и не делать никаких движений в течение 30-60 секунд, если даже в это время кого-нибудь и будут кусать комары и мошки. Все кто выполнит это требование, признаются победителями.

Вариант 2.Отряд следует врассыпную за руководителем шагом, бегом или ползком. Время от времени руководитель поднимает руку вверх или дает какой-либо звуковой сигнал и, остановившись, поворачивается кругом. Все должны замереть на месте и не двигаться 30-60 секунд, если даже в это время кто-нибудь и оказался в неудобном положении или поставил ногу в лужу.


Поиск флага

Игру лучше проводить после снегопада, запорошившего старые лыжные следы. Игра начинается на опушке леса или на поляне; участники делятся на отделения. Посредник уходит вперед, запутывая и пряча свои следы, и оставляет где-либо в лесу флажок, не зарывая его в снег. Спрятав флажок, посредник уходит в сторону и другой дорогой возвращается к опушке. По следам посредника направляются на поиски флажка все участники игры. Выигрывает отделение, первым отыскавшее флажок.


Снять часового

В игре развивается у ребят острота слуха, умение двигаться бесшумно. Игра проводится у дерева или вехи. Вокруг разбрасываются сучья, шишки, опавшие листья, бумага, и т. п. Число играющих может быть дот 15 человек. Одному из играющих завязывают глаза и ставят его часовым на пост у дерева. Остальные образуют круг диаметром 20-25 метров. Часовой находится в центре этого круга. Играющие по одному приближаются к посту. Кому удастся коснуться дерева рукой, тот сменяет часового. Если часовой услышит шорох, то он командует: «Стой!» - и указывает рукой в направлении шороха. Если часовой угадывает правильно, то выдавший себя шорохом выходит из игры. Руководитель игры находится там, откуда удобнее наблюдать за играющими.


Умей маскироваться

Игра проводится на пересеченной местности с высокой травой или кустарником.

Вариант 1.Руководитель игры из числа ребят назначает наблюдателя, приказывает ему завязать глаза и дает сигнал, по которому ребята разбегаются в разные стороны и прячутся. Через 40-60 секунд руководитель подает второй сигнал, после которого наблюдатель снимает повязку, осматривает местность и называет всех обнаруженных играющих. Выигрывает тот, кого обнаружили последним, или отделение, большинству ребят которого удалось остаться незамеченным.

Вариант 2. Разведчики делятся на две команды, возглавляемые командирами. Первая команда вместе с руководителем находится вне района игры. Вторая по сигналу приступает к маскировке. При этом разрешается согласовывать свои действия с товарищами, оказывать друг другу помощь, маскировать­ся по отдельности или группами, в ходе игры незаметно перемещаться с места на место, уклоняться от приближающегося противника. Через 10—15 мин по сигналу руководителя первая команда отправ­ляется на поиски второй. Затем они меняются местами. Выигрывает команда, которая обнаружит больше разведчиков. Руководитель следит за тем, чтобы ребята одной команды не видели, как маски­руются разведчики другой стороны. Успеху игры будет способствовать беседа руководителя о значе­нии и способах маскировки, умения применяться к местности в боевой обстановке.