Методика организации массовых мероприятий в пионерских дружинах

4Tx1e7VTHpY.jpg

Организация деятельности пионеров важна для вожатого пионерской дружины, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для детей стороны личности самого старшего вожатого, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает старшему вожатому ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости и востребованности.

Педагог-организатор для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность членов пионерской дружины.

Воспитательное мероприятие – это относительно завершенная совместная деятельность членов пионерской дружины в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью; мероприятие – это единство, объединенное одной темой.

Успех проведения мероприятия целиком зависит от подготовительной работы, которая проводится предварительно события. Также существует множество форм проведения мероприятий, но, несмотря на их разнообразие методика подготовки и их проведение в своей основе – общая практически для всех.

Для успешного проведения мероприятия нужно:

  • знать существующие формы;
  • уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;
  • владеть методикой организации мероприятий;
  • уметь придумать полученному результату название.


Формы воспитательных мероприятий:

Слеты, сборы; Квест-игры; Спортивные марафоны; Встречи на все 100!; Пионерские квизы; Концерт; Выставки; Военно-патриотические игры; Эстафеты; Тренинги; Дискотеки; Экскурсии; Пионерские опен-эйры; Походы и т.д.

Всю организацию мероприятия можно разделить на 4 этапа:

I. Конструирование;
II. Подготовка;
III. Проведение;
IV. Анализ.

Конструирование мероприятия.

1. Четкое определение целей и задач мероприятия (расширить кругозор, стимулировать познавательную активность, сплотить пионерскую дружин, отдохнуть и т.п.).

2. Определение тематики мероприятия.

3. Определение формы проведения мероприятия.

4. Соответствие выбранного мероприятия, его формы и содержания возрасту пионеров, либо октябрят, их уровню развития, психолого-физиологическому состоянию на момент проведения мероприятия.

При организации мероприятия необходимо помнить возрастные особенности детей:

  • Октябрята (дети младшего возраста): повышенная эмоциональность, открыты, нет комплексов, хорошо воспринимают людей старшего возраста, требуется смена деятельности, применяются игровые формы.
  • Пионеры (дети среднего школьного возраста): нуждаются в создании собственного мира, происходит бурное развитие фантазии, здесь стоит исходить из интереса детей, чтобы они могли свои стремления реализовать.
  • Пионеры-лидеры (дети старшего школьного возраста): ищут свое место в обществе, им необходима речевая деятельность.

5. Разработка правил и условий проведения мероприятия (конкурсной программы, интеллектуальной игры). Для этого нужно ответить на несколько вопросов:

  • Кто принимает участие: команды или индивидуальные участники?
  • Если участвуют команды, то из какого количества человек состоит команда?
  • Сколько всего команд (участников)?
  • Каким образом отбираются команды (участники)?
  • Задания (конкурсы, вопросы) выдаются на месте, или как домашнее задание?
  • Последовательность выступления (по жребию, по готовности)?
  • Сколько времени отводится участникам на подготовку задания?
  • Сколько времени отводиться на каждый конкурс?
  • Продолжительность мероприятия? (Набор определенного количества баллов, ограничение временем…).
  • Каким образом участники оповещают о готовности? (Для интеллектуальных игр).
  • Каким образом оценивается выступление команд? (Критерии оценки).
  • Кто оценивает?
  • Как определяется победитель?

6. Определение времени и места проведения мероприятия.

7. Создание названия мероприятия. (Название мероприятия должно быть емким, интригующим. Важно, чтобы люди, которые прочли название, захотели прийти поучаствовать и узнать, что за этим названием скрывается).

8. Подбор заданий (конкурсов, вопросов) для участников мероприятия.

9. Разработка положения мероприятия. (Положение является результатом этапа конструирования и включает в себя следующие разделы: цели и задачи; организаторы; участники; условия проведения; время и место проведения; критерии оценки; финансирование; подведение итогов. К положению прикладывается смета расходов, заявка на участие).

Подготовка.

Подготовительный этап начинается с четкого распределения обязанностей среди организационной группы по подготовке и проведению мероприятия:

Дать информацию о проводимом мероприятии:

  • Довести положения до участников мероприятия;
  • Разработать, размножить и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты-приглашения и т.п.

2. Подготовить место проведения мероприятия:

  • Оформить согласно тематике мероприятия.
  • Подготовить атрибуты, декорации.
  • Подготовить места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего.
  • Определить места, где располагается оргкомитет мероприятия, переодеваются участники, раздеваются гости, подводит итоги жюри.

3. Подготовить музыкальное оформление. (Фоновая музыка, фанфары, сигнальная музыка и т.п.).

4. Подготовить световое оформление.

5. Подготовить техническое обеспечение мероприятия (микрофоны, магнитофоны, телевизоры, видеокамеры и т.п.).

6. Приготовить реквизиты (материал, необходимый для проведения конкурсов, карточки с вопросами, жетоны, фишки и т.п.).

7. Подготовить оценочные листы.

8. Пригласить жюри. (В состав должны входить люди компетентные, пользующие у участников и зрителей авторитетом, независимые, имеющие собственный опыт в деятельности, которую предстоит оценить, число членов жюри должно быть нечетное: от 3 до 7 человек. Члены жюри должны знать правила, условия проводимого мероприятия, его задачи, критерии оценки).

9. Подобрать ведущего. (Ведущему во время проведения мероприятия отводится большая роль. Лучше с этой целью справится человек, который участвовал в разработке, подготовке и написании сценария мероприятия. Для ведущего важно четко объяснять условия, контролировать процесс проведения, динамику мероприятия, вовремя фиксировать результаты, своевременно пресекать нарушение правил – все это плюс многое другое требует находчивости, терпения, внимательности, твердости и чувства юмора и, конечно же, ведущий должен владеть ораторским искусством).

10. Продумать, чем заполнить паузы. (Игры с залом, музыкальные паузы).

11. Подготовить призы. (Концовка, финальная точка имеют особое значение. Хорошо, чтобы победитель получил приз, пусть даже символический; но не забудьте и проигравших, их важно поощрить за участие, чтобы не пропало желание участвовать в последующих мероприятиях. Обязательно определите, кто будет вручать призы, как будет проходить церемония награждения).

12. Подготовить программу мероприятия.

13. Написать сценарий. (В настоящее время многие организаторы отказываются о сценариев, сценарий – слишком жесткая форма, он сковывает инициативу и ограничивает полет фантазии. Вместо сценария используется описание хода мероприятия (рыба).

Например:

1. Церемония открытия.

2. Представление команд.

3. Представление жюри.

4. Объяснение правил и условий игры и т.д.).

5. Проведение репетиции.

Проведение мероприятия.

Выполнение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешности проведения мероприятия, его большого воспитательного эффекта.

При проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;
  • все занятые в проведении должны хорошо знать, что и когда следует делать;
  • мероприятие должно идти на мажоре и по возрастающей.

Анализ мероприятия.

Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ.

Анализ мероприятия включает в себя следующие пункты:

Цель; кто присутствовал; кто принимал участие, количество участников; соответствие мероприятия уровню развития пионеров и октябрят; активность (в подготовительный период; во время проведения мероприятия); какие функции выполняло мероприятие: познавательную, развивающую, воспитательную, организационно-управляющую; поставленные задачи выполнены или не выполнены? Что удалось, а что следует улучшить?

Написание сценария мероприятия и подбор конкурсов и заданий

Немаловажным для каждого пионерского вожатого или председателя Совета ОО «БРПО» является владение технологией написания сценариев. Почему возникает такая необходимость? Несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной местности. Владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: отчетов и др. аналитических материалов.

Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания некоторых правил.

Очень важный аспект разработки сценария - подготовительная работа с материалом. Существует ряд требований, которыми необходимо руководствоваться. Работа с материалом:

1. При подготовке сценария по возможности не пользоваться одним источником, т. к. в этом случае не избежать поверхностности и субъективности.

2. Использованных источников должно быть не менее 5 (в том числе и периодических изданий).

3. При работе с источниками нужно уметь выбирать необходимое, то, что соответствует цели, идее мероприятия, авторскому взгляду на проблему.

4. Для эффективного ознакомления с источниками, нужно уметь делать пометки карандашом, пользоваться закладками, производить предварительные записи.

5. Концептуальность. После обработки материала следует приступить к собственно творческой части, первую ступень которой можно назвать – рождение концепции. Что такое концепция? Это ядро будущего текста, его идея. Концепцию можно сравнить со скелетом, вокруг которого впоследствии нарастут факты, доводы, иллюстрации. После определения концепции следует приступить к составлению рабочего плана.

Содержательная часть (должна быть письменно зафиксирована со 2 стр. сценария).

Программа мероприятия.

Основная содержательная часть.

Список использованной литературы.

Работа над содержательной структурой сценария.

Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: вступление, основная часть, заключение. При работе над сценарием важно помнить, что объем вступления по отношению к основной части приблизительно равен 5 %, заключение – 10- 15%. Также важно помнить о «законе раскрытия темы»: тема оглашается во вступлении, получает доказательное раскрытие в основной части.

Пример:

«День рождения пионерской организации».

Вступление: особая дата календаря – День пионерской организации. Сегодня мы празднуем день самоопределения нашей организации.

Основная часть: повествование о событии.

Заключение: традиции, история и т.д. определяют развитие пионерской организации.

Стилистические требования к составлению текста.

1. Основное требование к стилю составляемого текста – нейтральность (в лексике, синтаксисе), исключение составляют сценарии театрализованного характера.

2. Тем не менее, при составлении текста, дабы избежать клишированных выражений, нельзя забывать о литературной эмоциональности, возможно уместное применение ярких фразеологизмов, крылатых выражений, стилистической орнаментовки (поэтические сравнения, инверсия, необычные эпитеты, метафоры).

3. Признак любого стилистически грамотного текста – наличие переходов или «смысловых мостиков», которые необходимы для логического построения текста, создания впечатления движения мысли. Как сделать переход? Самый распространенный способ – использование вводных слов, предложений, выражений (значит, следовательно, в конце концов, во-первых, с одной стороны).

Теперь остановимся на некоторых содержательных требованиях к составлению текста.

Лаконизм, временная регламентированность. При написании сценария нужно помнить, что невозможно объять необъятное. Время каждого мероприятия определено. Даже интересные и уместные факты, если их слишком много, перегружают восприятие, создают эмоционально негативную обстановку в аудитории.

Логичность и аналитизм. Нельзя отходить от темы. Лирические отступления уместны лишь иногда. Факты нужно доказывать, а не просто перечислять. Даже в развлекательном мероприятии должен присутствовать анализ (объяснение фактов, подведение черты под вышесказанное).

Необходимо избегать пересказа. Это касается не только мероприятий, посвященных художественным произведениям, но и случаев, когда автор сценария опирается на какую-то ключевую статью, книгу. Всегда нужно стремиться не к пересказу, а к анализу.

Объективность. Личная точка зрения должна присутствовать, но не превалировать.